Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106

Ульяновский автомеханический техникум

Курсовая работа

по предмету: Двигатели А.Т.Т.

Выполнил студент

3 курса гр. 538-А

Сасиков М.А.

Содержание

Введение

Исходные данные.

Процессы впуска и выпуска.

Процесс сжатия.

Процесс сгорания.

Параметры рабочего тела.

Процессы расширения и выпуска.

Построение индикаторной диаграммы.

Тепловой баланс.

Кинематический расчет КШМ.

Перемещение поршня.

Скорость поршня.

Ускорение поршня.

Динамический расчет КШМ.

Построение развернутой индикаторной диаграммы.

Расчет и построение удельной силы инерции.

Определение суммарной силы, действующей на поршень.

Расчет и построение диаграммы тангенциальной силы.

Построение суммарной тангенциальной диаграммы многоцилиндрового двигателя.

Определение крутящего момента и мощности двигателя.

Расчет маховика.

Нормальная сила.

Введение

Цели и задачи:

Целью данного курсового проекта является улучшение эксплуатационных и технических показателей вследствие применения более современных конструкционных материалов и улучшения тепловых процессов двигателя, а также повышение надёжности его работы, снижение токсичности отработанных газов и улучшение вибрационно-акустических качеств за счёт повышения уравновешенности масс кривошипно-шатунного механизма. В задачи проекта входит расчёт и определение параметров и показателей рабочего цикла, основных размеров, кинематический и динамический анализ, оценка прочности деталей, расчёт и компоновка систем, обслуживающих двигатель.

В курсовом проекте в качестве прототипа используется автомобиль ВАЗ-2106 легковой, с закрытым четырёхдверным кузовом, с передним расположением двигателя и задними ведущими колёсами, предназначен для перевозки пяти человек и багажа не более 50 кг. Автомобиль рассчитан для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 400 С до плюс 450 С.

На автомобиль устанавливается 4-цилиндровый карбюраторный двигатель с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала рабочим объёмом 1,6 литра. Двигатель приводит в движение автомобиль и его оборудование. В таблице приведены основные показатели и параметры двигателя в сравнении с лучшими отечественными и мировыми аналогами.

Таким образом, двигатель ВАЗ 2106 значительно отстаёт от аналогов и на мой взгляд требует значительной модернизации конструкции с целью дальнейшего повышения производительности, эффективных показателей, а также уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Определяем эксплуатационную мощность двигателя из условия обеспечения максимальной скорости движения.

=43 м/с - максимальная скорость автомобиля

та = 1445 кг -- масса автомобиля

-- коэффициент суммарного сопротивления дороги. Принимаю

КВ =0,2 -- коэффициент обтекаемости, Н с2/м4

F =1,7 -- лобовая площадь, м2

-- коэффициент учета силы инерции приведенных вращающихся масс

= 1,04+0,04 ik , где ik =1 -- передаточное число коробки передач

= 1,04+0,04*1=1,08

ja =0,2 -- ускорение автомобиля м/с2

=0,85 -- КПД трансмиссии.

=47,6 кВт.

Определяем эффективную мощность:

кВт.

Тепловой расчёт и тепловой баланс карбюраторного двигателя

Произвести расчет четырехтактного карбюраторного двигателя, предназначенного для легкового автомобиля. Эффективная мощность двигателя Nе = 56 кВт при частоте вращения коленчатого вала п = 5400 об/мин. Двигатель четырехцилиндровый, i = 4 с рядным расположением. Система охлаждения жидкостная закрытого типа. Степень сжатия е = 8,5.

Тепловой расчет

Средний элементарный состав и молекулярная масса топлива

С =0,855; Н =0,145 и mт = 115 кг/кмоль.

Низшая теплота сгорания топлива

Параметры рабочего тела. Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива

кмоль возд/кг топл.;

= кг возд/кг топл.

Коэффициент избытка воздуха. Стремление получить двигатель достаточно экономичный и с меньшей токсичностью продуктов сгорания, которая достигается при б ? 0,95 - 0,98, позволяет принять б = 0,96 на основных режимах, а на режиме минимальной частоты вращения б = 0,86.

Количество горючей смеси

М1= бL0 + l/mт;

M1 = 0,96 0,516+1/115= 0,5041 кмоль гор. см/кг топл.

Количество отдельных компонентов продуктов сгорания при К=0,5 и принятых скоростных режимах:

при п = 900 об/мин

кмоль СО2/кг топл;

кмоль СО/кг топл;

кмоль Н2О/кг топл;

кмоль Н2/кг топл;

кмоль N2/кг топл;

при п = 3000, 5400 и 6000 об/мин

кмоль СО2/кг топл;

кмоль СО/кг топл;

кмоль Н2О/кг топл;

кмоль Н2/кг топл;

кмоль N2/кг топл;

Общее количество продуктов сгорания

;

М2 = 0,0655 + 0,0057+0,0696 + 0,0029 + 0,3923 = 0,5360 кмоль пр. сг/кг топл.

Проверка: М2 = 0,855/12 + 0,145/2 + 0,792 • 0,96 • 0,516 = 0,5360 кмоль пр. сг/кг топл.

Параметры окружающей среды и остаточные газы

Давление и температура окруж. среды при работе двигателей без наддува рk=р0=0,1 МПа и Тk=Т0=293 К.

Температура остаточных газов. При постоянном значении степени сжатия е = 8,5 температура остаточных газов практически линейно возрастает с увеличением скоростного режима при б = const, но уменьшается при обогащении смеси. Учитывая, что при п = 900 об/мин б = 0,86, а на остальных режимах б = 0,96, принимается:

Тr

1060

МПа

Давление остаточных газов рr за счет расширения фаз газораспределения и снижения сопротивлений при конструктивном оформлении выпускного тракта рассчитываемого двигателя можно получить на. номинальном скоростном режиме

prN = 1,18р0 = 1,18 0,1 =0,118 МПа.

Тогда

Aр = (prN - p0·1.035) 108/( ) = (0,118-0,1·1,035) 108/(54002 * 0,1) = 0,4973;

Рr = р0 (1,035 + Aр· 10-8n2) = 0,1 (1,035+ 0,4973 10-8n2) = 0,1035 + 0,4973·10-9n2.

Отсюда получим:

pr

0,1170

МПа

Процесс впуска

;

.

Далее получим:

?Т

7,99

°С

Плотность заряда на впуске

,

где RB = 287 Дж/кг град -- удельная газовая постоянная для воздуха.

Потери давления на впуске. В соответствии со скоростным режимом двигателя (n = 5400 об/мин) и при условии качественной обработки внутренней поверхности впускной системы можно принять в2 + овп = 2,8 и щвп = 95 м/с. Тогда

Аn = щвп /nN = 95/5400= 0,01759;

.

Отсюда получим:

?pб= 2,8 * 0.017592 * 54002 * 1,189 Ч10-6/2 = 0,015 МПа;

Давление в конце впуска

рб= p0 -- ?pб,

рб

0,085

МПа

Коэффициент остаточных газов. При определении гr для двигателя без наддува принимается коэффициент очистки цоч = 1, а коэффициент дозарядки на номинальном скоростном режиме цдоз = 1,10, что вполне возможно получить при подборе угла опаздывания закрытия впускного клапана в пределах 30--60°. При этом на минимальном скоростном режиме (п = 900 об/мин) возможен обратный выброс в пределах 5%, т. е. цдоз = 0,95. На остальных режимах значения цдоз можно получить, приняв линейную зависимость цдоз от скоростного режима. Тогда

;

Температура в конце впуска:

К;

Коэффициент наполнения:

.

Процесс сжатия. Средний показатель адиабаты сжатия k1при е =8,5 и рассчитанных значениях Та определяется по графику, а средний показатель политропы сжатия n1 принимается несколько меньше k1. При выборе n1 учитывается, что с уменьшением частоты вращения теплоотдача от газов в стенки цилиндра увеличивается, а n1 уменьшается по сравнению с k1 более значительно:

k1

1,3772

Tб

336

К

n1

1,377

Давление в конце сжатия

МПа;

Температура в конце сжатия

К;

Средняя мольная теплоемкость в конце сжатия:

а) свежей смеси (воздуха):

,

где

tc

479,88

°С

21,87

кДж/(кмоль · град);

б) остаточных газов

- определяется методом экстраполяции;

б = 0,96 и tc =480 °С

кДж/(кмоль * град);

в) рабочей смеси

кДж/(кмоль * град);

Процесс сгорания

Коэффициент молекулярного изменения горючей и рабочей смеси

м0=0,5360/0,5041=1,0633;

м=(1,0633+0,04902)/(1+0,04902)=1,06034;

Количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания топлива:

?Нu= 119950(1-- б)L0.

?Нu= 119950·(1-- 0,6)·0,516=2476 кДж/кг.

Теплота сгорания рабочей смеси

Нраб.см = (Нu - ?Hu)/[М1(1 + гr)]

Нраб.см = (43930 - 2476)/[0,5041(1 + 0,04902)]=78391 кДж/кмоль раб. см;

Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания

=(1/0,536) [0,0655 •(39,123 + 0,003349tz) +0,0057• (22,49 + 0,00143tz) + 0,0696 (26,67 + 0,004438tz) + 0,0029 (19,678 + 0,001758tz) + 0,3923(21,951+ 0,001457tz)] = 24,656 + 0,002077tz кДж/(кмоль•град).

Величина коэффициента использования теплоты оz при п = 5600 и 6000 об/мин в результате значительного догорания топлива в процессе расширения снижается, а при т = 900 об/мин оz интенсивно уменьшается в связи с увеличением потерь тепла через стенки цилиндра и неплотности между поршнем и цилиндром. Поэтому при изменении скоростного режима оz ориентировочно принимается в пределах, которые имеют место у работающих карбюраторных двигателей:

оz

0,91

Температура в конце видимого процесса сгорания

0,9 78390 + 21,9627 • 480 = 1,0603 • (24,656 + 0,002077tz)tz, или

, откуда

°C;

Tz=tz+273=2574+273=2847 K;

Максимальное давление сгорания теоретическое

рz = pcмTz/Tc .

рz = 1,6189·1,06034·2847/752=6,4988 МПа;

Максимальное давление сгорания действительное рzд = 0,85/ рz;

рzд

5,524

МПа

Степень повышения давления

л= рz /pc

л

4,0143

Процессы расширения и выпуска. Средний показатель адиабаты расширения k2 определяется по номограмме при заданном е =8,5 для соответствующих значений б и Тz, а средний показатель политропы расширения n2 оценивается по величине среднего показателя адиабаты:

б

0,96

Tz

2847

К

k2

1,2518

n2

1,251

Давление и температура в конце процесса расширения

и

рb= 6,4988/8,51,251 = 0,4468 МПа и Тb= 2847/8,51,251 -1 = 1664,8 К;

Проверка ранее принятой температуры остаточных газов:

;

газов принята в начале расчета достаточно удачно, так как ошибка не превышает 1,7%.

Индикаторные параметры рабочего цикла. Теоретическое среднее индикаторное давление

;

Среднее индикаторное давление:

МПа

где коэффициент полноты диаграммы принят ци = 0,96;

pi

1,0729

МПа

Индикаторный КПД и индикаторный удельный расход топлива

и

; г/(кВт·ч);

Эффективные показатели двигателя. Среднее давление механических потерь для карбюраторного двигателя с числом цилиндров до шести и отношением S/D?1

Предварительно приняв ход поршня S равным 80 мм, получим хп.ср. = Sn/3 104 = 80 n/3 ·104 = =0,002667n м/с, тогда рм = 0,049 + 0,0152 * 0,002667n МПа, а на различных скоростных режимах:

хп.ср

14,4018

м/с

рм

0,2677

МПа

Среднее эффективное давление и механический КПД

и ;

pi

1,0729

МПа

pe

0,8052

МПа

зм

0,75049

Эффективный КПД и эффективный удельный расход топлива:

и ;

зi

0,3353

МПа

зe

0,252

МПа

ge

325

г/(кВт·ч)

Основные параметры цилиндра и двигателя. Литраж двигателя:

Vл = 30фNe/(pen) = 30 4 54/(0,8052 5400) = 1,545л.

Рабочий объем одного цилиндра:

Vh = Vл/i = 1,545/4 = 0,38625 л.

Диаметр цилиндра. Так как ход поршня предварительно был принят S = 80 мм, то

мм

Окончательно принимается D == 79мм и S = 80 мм.

Основные параметры и показатели двигателя определяются по окончательно принятым значениям D и S:

л;

мм2=48,99 см2;

pe

0,8052

МПа

Ne

56,887

кВт

Me

100,649

Н·м

GT

18,488

кг/ч

Литровая мощность двигателя

кВт/л;

ВЫВОД: основные данные полученные в тепловом расчёте при сравнение с характеристиками прототипа (см. таб.) позволяют сделать вывод о том что для дальнейших расчётов мы можем принять этот двигатель так как расхождение не превышает 10%.

Ne, кВт

ре

зе

ge, г/кВт•ч

Рассчитанное

56,9

0,8052

0,25

325

Прототипа

56,0

0,81

0,27

3105

Погрешность

1,6

0,5

8

4,6

Построение индикаторной диаграммы

Индикаторную диаграмму строят для номинального режима работы двигателя, т. е. при Ne = 54кВт и n = 5400 об/мин.

Масштабы диаграммы: масштаб хода поршня Мs = 1 мм в мм; масштаб давлений Мр = 0,05 МПа в мм.

Приведенные величины, соответствующие рабочему объему цилиндра и объему камеры сгорания:

мм; мм

Максимальная высота диаграммы (точка z)

мм

Ординаты характерных точек:

мм; мм;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты