Тепловой и динамический расчет двигателя ВАЗ-2106
Ульяновский автомеханический техникум
Курсовая работа
по предмету: Двигатели А.Т.Т.
Выполнил студент
3 курса гр. 538-А
Сасиков М.А.
Содержание
Введение
Исходные данные.
Процессы впуска и выпуска.
Процесс сжатия.
Процесс сгорания.
Параметры рабочего тела.
Процессы расширения и выпуска.
Построение индикаторной диаграммы.
Тепловой баланс.
Кинематический расчет КШМ.
Перемещение поршня.
Скорость поршня.
Ускорение поршня.
Динамический расчет КШМ.
Построение развернутой индикаторной диаграммы.
Расчет и построение удельной силы инерции.
Определение суммарной силы, действующей на поршень.
Расчет и построение диаграммы тангенциальной силы.
Построение суммарной тангенциальной диаграммы многоцилиндрового двигателя.
Определение крутящего момента и мощности двигателя.
Расчет маховика.
Нормальная сила.
Введение
Цели и задачи:
Целью данного курсового проекта является улучшение эксплуатационных и технических показателей вследствие применения более современных конструкционных материалов и улучшения тепловых процессов двигателя, а также повышение надёжности его работы, снижение токсичности отработанных газов и улучшение вибрационно-акустических качеств за счёт повышения уравновешенности масс кривошипно-шатунного механизма. В задачи проекта входит расчёт и определение параметров и показателей рабочего цикла, основных размеров, кинематический и динамический анализ, оценка прочности деталей, расчёт и компоновка систем, обслуживающих двигатель.
В курсовом проекте в качестве прототипа используется автомобиль ВАЗ-2106 легковой, с закрытым четырёхдверным кузовом, с передним расположением двигателя и задними ведущими колёсами, предназначен для перевозки пяти человек и багажа не более 50 кг. Автомобиль рассчитан для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 400 С до плюс 450 С.
На автомобиль устанавливается 4-цилиндровый карбюраторный двигатель с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала рабочим объёмом 1,6 литра. Двигатель приводит в движение автомобиль и его оборудование. В таблице приведены основные показатели и параметры двигателя в сравнении с лучшими отечественными и мировыми аналогами.
Таким образом, двигатель ВАЗ 2106 значительно отстаёт от аналогов и на мой взгляд требует значительной модернизации конструкции с целью дальнейшего повышения производительности, эффективных показателей, а также уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду.
Определяем эксплуатационную мощность двигателя из условия обеспечения максимальной скорости движения.
=43 м/с - максимальная скорость автомобиля
та = 1445 кг -- масса автомобиля
-- коэффициент суммарного сопротивления дороги. Принимаю
КВ =0,2 -- коэффициент обтекаемости, Н с2/м4
F =1,7 -- лобовая площадь, м2
-- коэффициент учета силы инерции приведенных вращающихся масс
= 1,04+0,04 ik , где ik =1 -- передаточное число коробки передач
= 1,04+0,04*1=1,08
ja =0,2 -- ускорение автомобиля м/с2
=0,85 -- КПД трансмиссии.
=47,6 кВт.
Определяем эффективную мощность:
кВт.
Тепловой расчёт и тепловой баланс карбюраторного двигателя
Произвести расчет четырехтактного карбюраторного двигателя, предназначенного для легкового автомобиля. Эффективная мощность двигателя Nе = 56 кВт при частоте вращения коленчатого вала п = 5400 об/мин. Двигатель четырехцилиндровый, i = 4 с рядным расположением. Система охлаждения жидкостная закрытого типа. Степень сжатия е = 8,5.
Тепловой расчетСредний элементарный состав и молекулярная масса топливаС =0,855; Н =0,145 и mт = 115 кг/кмоль.Низшая теплота сгорания топлива Параметры рабочего тела. Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топливакмоль возд/кг топл.; = кг возд/кг топл. Коэффициент избытка воздуха. Стремление получить двигатель достаточно экономичный и с меньшей токсичностью продуктов сгорания, которая достигается при б ? 0,95 - 0,98, позволяет принять б = 0,96 на основных режимах, а на режиме минимальной частоты вращения б = 0,86.Количество горючей смеси М1= бL0 + l/mт;M1 = 0,96 0,516+1/115= 0,5041 кмоль гор. см/кг топл.Количество отдельных компонентов продуктов сгорания при К=0,5 и принятых скоростных режимах:при п = 900 об/мин кмоль СО2/кг топл; кмоль СО/кг топл; кмоль Н2О/кг топл; кмоль Н2/кг топл; кмоль N2/кг топл;при п = 3000, 5400 и 6000 об/мин кмоль СО2/кг топл; кмоль СО/кг топл; кмоль Н2О/кг топл; кмоль Н2/кг топл; кмоль N2/кг топл;Общее количество продуктов сгорания;М2 = 0,0655 + 0,0057+0,0696 + 0,0029 + 0,3923 = 0,5360 кмоль пр. сг/кг топл.Проверка: М2 = 0,855/12 + 0,145/2 + 0,792 • 0,96 • 0,516 = 0,5360 кмоль пр. сг/кг топл. Параметры окружающей среды и остаточные газыДавление и температура окруж. среды при работе двигателей без наддува рk=р0=0,1 МПа и Тk=Т0=293 К. Температура остаточных газов. При постоянном значении степени сжатия е = 8,5 температура остаточных газов практически линейно возрастает с увеличением скоростного режима при б = const, но уменьшается при обогащении смеси. Учитывая, что при п = 900 об/мин б = 0,86, а на остальных режимах б = 0,96, принимается:Тr | 1060 | МПа |
pr | 0,1170 | МПа |
?Т | 7,99 | °С |
рб | 0,085 | МПа |
k1 | 1,3772 | ||
Tб | 336 | К | |
n1 | 1,377 |
tc | 479,88 | °С | |
21,87 | кДж/(кмоль · град); |
Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания
=(1/0,536) [0,0655 •(39,123 + 0,003349tz) +0,0057• (22,49 + 0,00143tz) + 0,0696 (26,67 + 0,004438tz) + 0,0029 (19,678 + 0,001758tz) + 0,3923(21,951+ 0,001457tz)] = 24,656 + 0,002077tz кДж/(кмоль•град).
Величина коэффициента использования теплоты оz при п = 5600 и 6000 об/мин в результате значительного догорания топлива в процессе расширения снижается, а при т = 900 об/мин оz интенсивно уменьшается в связи с увеличением потерь тепла через стенки цилиндра и неплотности между поршнем и цилиндром. Поэтому при изменении скоростного режима оz ориентировочно принимается в пределах, которые имеют место у работающих карбюраторных двигателей:
оz | 0,91 |
Температура в конце видимого процесса сгорания
0,9 78390 + 21,9627 • 480 = 1,0603 • (24,656 + 0,002077tz)tz, или
, откуда
°C;
Tz=tz+273=2574+273=2847 K;
Максимальное давление сгорания теоретическое
рz = pcмTz/Tc .
рz = 1,6189·1,06034·2847/752=6,4988 МПа;
Максимальное давление сгорания действительное рzд = 0,85/ рz;
рzд | 5,524 | МПа |
Степень повышения давления
л= рz /pc
л | 4,0143 |
Процессы расширения и выпуска. Средний показатель адиабаты расширения k2 определяется по номограмме при заданном е =8,5 для соответствующих значений б и Тz, а средний показатель политропы расширения n2 оценивается по величине среднего показателя адиабаты:
б | 0,96 | ||
Tz | 2847 | К | |
k2 | 1,2518 | ||
n2 | 1,251 |
Давление и температура в конце процесса расширения
и
рb= 6,4988/8,51,251 = 0,4468 МПа и Тb= 2847/8,51,251 -1 = 1664,8 К;
Проверка ранее принятой температуры остаточных газов:
;
газов принята в начале расчета достаточно удачно, так как ошибка не превышает 1,7%.
Индикаторные параметры рабочего цикла. Теоретическое среднее индикаторное давление
;
Среднее индикаторное давление:
МПа
где коэффициент полноты диаграммы принят ци = 0,96;
pi | 1,0729 | МПа |
Индикаторный КПД и индикаторный удельный расход топлива
и
; г/(кВт·ч);
Эффективные показатели двигателя. Среднее давление механических потерь для карбюраторного двигателя с числом цилиндров до шести и отношением S/D?1
Предварительно приняв ход поршня S равным 80 мм, получим хп.ср. = Sn/3 104 = 80 n/3 ·104 = =0,002667n м/с, тогда рм = 0,049 + 0,0152 * 0,002667n МПа, а на различных скоростных режимах:
хп.ср | 14,4018 | м/с | |
рм | 0,2677 | МПа |
Среднее эффективное давление и механический КПД
и ;
pi | 1,0729 | МПа | |
pe | 0,8052 | МПа | |
зм | 0,75049 |
Эффективный КПД и эффективный удельный расход топлива:
и ;
зi | 0,3353 | МПа | |
зe | 0,252 | МПа | |
ge | 325 | г/(кВт·ч) |
Основные параметры цилиндра и двигателя. Литраж двигателя:
Vл = 30фNe/(pen) = 30 4 54/(0,8052 5400) = 1,545л.
Рабочий объем одного цилиндра:
Vh = Vл/i = 1,545/4 = 0,38625 л.
Диаметр цилиндра. Так как ход поршня предварительно был принят S = 80 мм, то
мм
Окончательно принимается D == 79мм и S = 80 мм.
Основные параметры и показатели двигателя определяются по окончательно принятым значениям D и S:
л;
мм2=48,99 см2;
pe | 0,8052 | МПа | |
Ne | 56,887 | кВт | |
Me | 100,649 | Н·м | |
GT | 18,488 | кг/ч |
Литровая мощность двигателя
кВт/л;
ВЫВОД: основные данные полученные в тепловом расчёте при сравнение с характеристиками прототипа (см. таб.) позволяют сделать вывод о том что для дальнейших расчётов мы можем принять этот двигатель так как расхождение не превышает 10%.
Ne, кВт | ре | зе | ge, г/кВт•ч | ||
Рассчитанное | 56,9 | 0,8052 | 0,25 | 325 | |
Прототипа | 56,0 | 0,81 | 0,27 | 3105 | |
Погрешность | 1,6 | 0,5 | 8 | 4,6 |
Построение индикаторной диаграммы
Индикаторную диаграмму строят для номинального режима работы двигателя, т. е. при Ne = 54кВт и n = 5400 об/мин.
Масштабы диаграммы: масштаб хода поршня Мs = 1 мм в мм; масштаб давлений Мр = 0,05 МПа в мм.
Приведенные величины, соответствующие рабочему объему цилиндра и объему камеры сгорания:
мм; мм
Максимальная высота диаграммы (точка z)
мм
Ординаты характерных точек:
мм; мм;
Страницы: 1, 2