Транспортная система Дальнего Востока России: перспективы интеграции в мировую транспортную сеть

Транспортная система Дальнего Востока России: перспективы интеграции в мировую транспортную сеть

25

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Факультет: «Аудитор»

Кафедра бухгалтерского учета и контроля

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Мировая экономика

Тема № 28: «Транспортная система ДВ России: перспективы интеграции в мировую транспортную сеть»

Выполнила:

Студентка: ІІІ курса, гр. 3БУ-с-71-БТ

№ зачетной книжки: 0701268

Специальность: «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит»

Благовещенск 2008

ПЛАН

1.
Понятие и сущность мировой транспортной системы

2. Место российской транспортной системы в мировом транспорте

3. Характеристика транспортной системы Дальнего Востока, ее особенности

4. Проблемы и перспективы интеграции Дальнего Востока в мировую транспортную сеть

1. Понятие и сущность мировой транспортной системы

Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX в. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы.

Без транспорта было бы невозможно само возникновение мировой экономической системы, ее формирование и развитие. Будучи составной частью всего воспроизводства, транспорт продолжает производственный процесс в сфере обращения. С одной стороны, он как бы соединяет время и пространство, разделяющие производителей, покупателей и продавцов, ослабляет временной и пространственный разрыв между производством и потреблением. С другой стороны, транспорт - чуткий барометр мирового хозяйства, отражающий в своей эволюции сдвиги в научно-технической области и содействующий им. Как потребитель большого объема оборудования, разнообразных транспортных средств, топлива и энергии, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, влияет на структуру ВВП. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%.

Наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения.

На региональную систему стран -- членов СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире.

Транспортная составляющая, т.е. уровень расходов на транспорт в общих издержках производства, является значительной величиной. Она колеблется в зависимости от вида продукции в пределах 1/5, а иногда достигает уровня 1/3 издержек.

Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающая соотношение между перевозками и производством. Транспортоемкость мирового хозяйства развивается противоречиво. С одной стороны, возрастают общие параметры транспортной системы. В различных современных отраслях и обслуживающих предприятиях транспорта занято более 100 млн. человек. Здесь используется около 10% стоимости производственных фондов мировой экономики. Общая длина всех путей сообщения составляет приблизительно 30 млн. км (без морских, но включая городские автотрассы). Ежегодно вол всем мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 700 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 11 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств постоянно растет.

С другой стороны, увеличивается роль качественных показателей. Усиливается дифференциация отправок, перевозок грузов мелкими партиями. Под влиянием технико-технологических сдвигов растет производительность труда на транспорте. Особое значение приобретают требования к сохранности и скорости доставки грузов, обеспечения безопасности движения. Растут требования к комфортности, особенно международных пассажирских перевозок. Огромное значение приобретают экологические аспекты развития транспорта.

Все эти факторы делают не столь быстрым рост транспорта при качественных изменениях ряда его показателей. Под влиянием НТР в развитии транспорта растет использование новых современных видов техники и технологий (контейнеризация, интегрированные транспортные системы с участием различных видов транспорта и др.), меняется соотношение между основными его отраслями.

Различают наземный (железнодорожный, автомобильный и трубопроводный), водный (морской и речной), воздушный (авиационный) и другие виды транспорта.

В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значительно уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного транспорта.

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы, млн. т: сырая нефть - 1000, нефтепродукты - 300, железная руда - 340, каменный уголь - 370, зерно - 250. Из других грузов морской торговли выделяются генеральные, или тарно-штучные, грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Их годовой объем оценивается в 700 млн. т.

Все более широкое распространение получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов.

2. Место российской транспортной системы в мировом транспорте

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов.

В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В основном он располагается в европейской части нашей страны. Это объясняется тем, что здесь располагаются основные промышленные центры и населенные пункты. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России и, особенно в ее восточных регионах, развита недостаточно.

Россия отстает от США по длине железнодорожных магистралей в 2,3 раза. Если же рассматривать плотность железных дорог на 1000 квадратных километров территории, то по этому показателю Россия занимает 12 место.

Таблица 2.1

Протяженность путей сообщения (тыс. км)

 

2004

2005

2006

2007

Жeлезнодорожные пути - всего

...

...

128

в том числе:

 

 

 

общего пользования

85

85

85

85

Автомобильные дороги - всего

871

859

933

1072

в том числе:

 

 

 

общего пользования

601

581

701

826

необщего пользования

271

278

232

246

Из общей протяженности автомобильных дорог - дороги с твердым покрытием - всего

738

725

755

785

в том числе:

 

 

 

общего пользования

546

531

597

655

из них:

 

 

 

федерального значения

47

47

47

47

регионального или
межмуниципального значения

499

484

465

449

местного значения

...

...

85

85

необщего пользования

191

195

158

130

Трамвайные пути

2,8

2,8

2,8

2,8

Троллейбусные линии

4,8

4,9

4,9

4,9

Пути метрополитена

423

436

439

442

Магистральные трубопроводы - всего

221

223

224

226

в том числе:

 

 

 

газопроводы

158

160

162

163

нефтепроводы

48

48

47

47

нефтепродуктопроводы

16

16

16

16

Внутренние водные судоходные пути

102

102

102

102

Аналогичное положение с сетью автомобильных дорог. По плотности автомобильных дорог на 1000 км2 территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Не завершено формирование опорной сети на Северо-Западе страны, на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Таким образом, очевидно, что Россия, для того, что бы стать одним из мировых лидеров в транспортной системе нуждается в развитии транспортной сети.

В январе-апреле 2008 г. грузооборот транспорта, по оценке, составил 1688,9 млрд.тонно-километров, в том числе железнодорожного - 737,6 млрд., автомобильного - 65,6 млрд., морского - 24,9 млрд., внутреннего водного - 3,7 млрд., воздушного - 1,2 млрд., трубопроводного - 855,9 млрд.тонно-километров.

Таблица 2.2

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (миллионов тонн)

 

2004

2005

2006

2007

Транспорт - всего

2868

3059

3221

3397

в том числе:

 

 

 

железнодорожный

1221

1273

1312

1361

автомобильный

493

612

713

812

трубопроводный

1024

1048

1070

1098

морской

18

17

16

15

внутренний водный

111

108

109

110

воздушный

0,9

0,8

0,9

0,9

Размещение водного транспорта в целом, а в частности морского транспорта зависит от природных условий.

Если обратиться к морскому транспорту, то и здесь существует ряд проблем. Во-первых, старение судов и недостаточное обновление российского флота. Во-вторых, переход части судов (как правило, наиболее современных и оснащенных) под флаги других государств. В-третьих, необходимость в модернизации российских портов.

С распадом СССР Россия потеряла значительную часть наиболее крупных и оснащенных портов на Балтийском и Черном морях, в этой связи остро встает задача развития портов на Черном море и особенно на Балтике. Данная задача является не только транспортной, но и политической. В настоящее время идет процесс создания условий для переориентации российских грузов с портов стран Балтии (Латвии, Литвы и Эстонии) на российские порты Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Калининградской области, часть их комплексов уже в ведена в эксплуатацию. Необходимо отметить, что развитие Калининградской области как крупного транспортного центра имеет важное геополитическое значение, создавая условия и механизмы консолидированного развития территории в рамках единого федеративного государства.

Идет активное развитие портов на Дальнем Востоке - Находка, Владивосток, порт Восточный и другие, на Черном море - Новороссийск, Туапсе и другие. Однако при развитии портов нужно помнить о комплексном подходе, то есть развивать не только портовую структуру, но и железнодорожные и автомобильные подходы. Но и этого мало. Недостаточно, если грузы будут быстро и качественно перерабатываться портами, нужно, что бы они в соответствии с установленными сроками доставлялись получателям (или проходили транзитом), а это значит нужно развивать железнодорожную и автомобильную сеть в целом по стране. То есть работа портов напрямую зависит от работы железнодорожного и автомобильного транспорта.

Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное требование, к которым - судоходность.

Внутренние судоходные водные пути относятся к различным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

Стержнем воднотранспортной системы является Единая глубоководная система европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги, Камы, Москвы-реки, Дона и межбассейновые глубоководные соединения - Московско-Волжское, Волго-балтийское, Беломорско-Балтийское, Волго-Донское. Составляя лишь 6% от общей протяженности внутренних водных путей, данная система выполняет 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны.

Железнодорожный транспорт является одним из наиболее часто используемых видов транспорта, поэтому он должен быть размещен по стране повсеместно. На самом же деле железнодорожный транспорт размещен неравномерно. Густой и разветвленной сетью железных дорог обладает европейская часть России. Это связано не только с огромными территориями страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйствования. Конфигурация сети радиально-кольцевая с центром в городе Москве. Плотность железных дорог России достаточно низкая 5 км на 1000 км2 , поэтому довольно высока их грузонапряженность.

В последнее время доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте увеличилась и он сохраняет свое ведущее значение в единой транспортной системе, что обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта. Водные пути далеко не везде совпадают с ними, кроме того, зима приостанавливает навигацию на многих речных и морских путях на длительный срок. Сокращение удельного веса речного в грузообороте страны объясняется, прежде всего, наличием других, более эффективных видов транспорта: трубопроводного и автомобильного.

Таблица 2.3

Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (миллионов человек)

 

2004

2005

2006

2007

Транспорт - всего

34649

25046

21173

17627

в том числе:

 

 

 

железнодорожный

1335

1339

1339

1340

автобусный

16552

11297

9087

7134

таксомоторный

10

6

7

8

трамвайный

5804

4123

3267

2479

троллейбусный

6680

4653

3775

2855

метрополитен

4211

3574

3644

3753

морской

0,6

0,8

0,2

0,4

внутренний водный

21

16

14

15

воздушный

35

37

40

43

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях