Тормозная система автомобиля на примере ВАЗ-2106
о начала действия регулятора поршень упирается в пробку 6 под действием силы Р и пружины 9. При этом образуются зазоры, через которые полости А и В сообщаются, т.е. давление в них будет одинаковое и равно давлению в гидроприводе тормозов.

Рис.8. Регулятор давления в нерабочем положении

Когда срабатывают тормоза, то задняя часть автомобиля по инерции приподнимается и, следовательно, уменьшается давление на поршень со стороны рычага 1. Сила давления жидкости на верхний торец поршня с большей площадью поверхности на какой-то момент превышает силу давления жидкости, действующей на поршень снизу, и поршень опускается вниз до упора в уплотнитель 7. При этом полости А и В разъединяются и в них создается разное давление: в полости А оно будет равно давлению в главном цилиндре, а в полости В давление будет меньше на величину, которая определяет равновесие поршня, под действием давлений в полостях А и В, пружины 9 и силы торсионного рычага. Таким образом, частичным или полным разобщением полостей А и В поршнем 10 регулируется тормозной момент на задних колесах.

2.6 Стояночный тормоз

Стояночный тормоз имеет механический привод от рычага 3 (рис.9) который вместе с возвратным рычагом смонтирован на кронштейне, закрепленном к полу кузова. Возвратный рычаг соединяется пальцем с передним тросом 2, другой конец которого проходит через отверстие направляющей 9 заднего троса и на резьбовой наконечник троса навертывается гайка и контргайка. Перемещение переднего троса направляется роликом 8.

Через паз направляющей 9 проходит средняя часть заднего троса, натяжение которого регулируется гайкой, навернутой на резьбовой наконечник переднего троса. Между направляющей 9 и регулировочной гайкой устанавливается распорная втулка 10. Концы заднего троса проходят через оболочку, один конец которой крепится к щиту тормоза, а другой установлен в паз кронштейна кузова.

Рис.9. Детали привода стояночного тормоза

На задних концах троса имеются наконечники, каждый из которых соединяется с крючком рычага 9 (см. Рис.6-15) ручного привода колодок. Этот рычаг пальцем шарнирно крепится к тормозной колодке и верхней частью упирается в паз разжимной планки 9. В противоположный паз планки заходит ребро тормозной колодки.

3. Возможные неисправности тормозов. их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Недостаточная эффективность торможения

1. Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров передних или задних тормозов

2. Воздух в тормозной системе

3. Повреждены резиновые уплотнители в главном тормозном цилиндре

4. Повреждены резиновые шланги системы гидропривода

1. Замените негодные детали колесных цилиндров, промойте и просушите колодки и барабаны, прокачайте систему гидропривода

2. Удалите воздух из системы

3. Замените уплотнители и прокачайте систему

4. Замените шланги

Самопроизвольное торможение при работающем двигателе

1. Подсос воздуха в вакуумном усилителе между корпусом клапана и защитным колпачком:

а) разрушение, перекос уплотнителя крышки или плохая фиксация его вследствие повреждения стопорящихся деталей, износ уплотнителя;

1. Проделайте следующее:

а) замените вакуумный усилитель;

б) недостаточная смазка уплотнителя крышки

б) снимите защитный колпачок и заложите смазку в уплотнитель

Неполное растормаживание всех колес

1. Отсутствует свободный ход педали тормоза из-за неправильного положения выключателя стоп-сигнала

2. Нарушено выступание регулировочного болта вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра

3. Заедание корпуса клапана вакуумного усилителя вследствие разбухания диафрагмы или защемления уплотнителя крышки усилителя или защитного колпачка

1. Отрегулируйте положение выключателя

2. Отрегулируйте выступание (1,25-0.25 мм) регулировочного болта

3. Замените вакуумный усилитель

4. Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре

4. Прочистите отверстие и прокачайте систему гидропривода

5. Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

6. Заедание поршня главного цилиндра

5. Тщательно промойте всю систему тормозной жидкостью, замените поврежденные резиновые детали, прокачайте систему гидропривода

6. Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр, прокачайте систему

Притормаживание одного из колес при отпущенной педали тормоза

1. Ослабла или поломалась стяжная пружина колодок заднего тормоза

2. Заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии

3. Набухание уплотнительных колец колесного цилиндра из-за попадания в жидкость горюче-смазочных материалов

4. Отсутствие зазора между колодками и барабаном

5. Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления к кронштейну

6. Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм)

1. Замените пружины

2. Разберите цилиндр, очистите и промойте детали, поврежденные замените

3. Замените кольца, промойте тормозной жидкостью систему гидропривода

4. Отрегулируйте стояночный тормоз

5. Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали

6. Прошлифуйте диск, если толщина менее 9 мм, замените диск

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

1. Утечка тормозной жидкости в одном из колесных цилиндров

2. Заедание поршня колесного цилиндра тормозов

3. Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения

1. Замените уплотнители и прокачайте систему

2. Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре, при необходимости замените поврежденные детали

3. Замените трубку или прочистите ее и прокачайте систему

6. Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок

7. Неправильная установка регулятора давления

8. Неисправен регулятор давления

6. Очистите детали тормозных механизмов

7. Отрегулируйте его положение

8. Отремонтируйте его или замените

Увеличенное усилие нажима на педаль тормоза

1. Засорен воздушный фильтр вакуумного усилителя

2. Заедание корпуса клапана вакуумного усилителя вследствие разбухания диафрагмы или защемления уплотнителя крышки усилителя или защитного колпачка

3. Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослабло его крепление на штуцерах

4. Разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.д.

1. Замените воздушный фильтр

2. Замените вакуумный усилитель

3. Замените шланг или подтяните хомуты его крепления

4. Тщательно промойте всю систему, замените поврежденные резиновые детали; прокачайте систему

Скрип или визг тормозов

1. Ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза

2. Овальность тормозных барабанов задних тормозов

3. Замасливание фрикционных накладок

4. Износ накладок или включение в них инородных тел

5. Чрезмерное биение тормозного диска или неравномерный износ

1. Проверьте стяжную пружину и при необходимости замените новой

2. Расточите барабаны3. Зачистите накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устраните причину попадания жидкости или смазки на тормозные колодки

4. Замените колодки

5. Прошлифуйте диск, при толщине менее 9 мм замените, диск

4. Проверка технического состояния тормозной системы

Проверка трубопроводов и соединений.

Для предупреждения внезапного отказа тормозной системы тщательно проверьте состояние всех трубопроводов:

при отсутствии в приводе тормозов воздуха педаль тормоза не должна проходить более 1/2-2/3 своего хода.

металлические трубопроводы не должны иметь вмятин, трещин и должны быть расположены вдали от острых кромок, которые могут их повредить;

тормозные шланги не должны иметь сквозных трещин на наружной оболочке и не должны соприкасаться с минеральными маслами и смазками, растворяющими резину; сильным нажатием на педаль тормоза проверьте, не появятся ли на шлангах вздутия, свидетельствующие о неисправностях;

все скобы крепления трубопроводов должны быть хорошо затянуты; ослабление креплений приводит к вибрации, вызывающей поломки;

не допускается утечка жидкости из штуцеров; при необходимости затяните гайки до отказа, не подвергая трубопроводы деформации.

Детали заменяйте новыми, если есть малейшее сомнение в их пригодности.

Гибкие шланги независимо от их состояния заменяйте новыми после 100 000 км пробега или после пяти лет эксплуатации автомобиля, чтобы предупредить внезапные разрывы вследствие старения. Через пять лет эксплуатации рекомендуется тормозную жидкость заменять новой.

Работоспособности вакуумного усилителя.

Нажмите 5-6 раз на педаль тормоза при неработающем двигателе, чтобы создать в полостях А и Е (рис.2) одинаковое давление, близкое к атмосферному. Одновременно по усилию, прикладываемому к педали, определите, нет ли заеданий корпуса 22 клапана.

Остановите педаль тормоза в середине ее хода, запустите двигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после запуска двигателя должна " уйти вперед".

Если педаль " не уходит вперед", проверьте крепление наконечника 29, состояние и крепление фланца 1, шланга к наконечнику и штуцеру впускной трубы двигателя, так как ослабление крепления или их повреждение резко снижает разрежение в полости А и эффективность работы усилителя.

В случае самопроизвольного торможения автомобиля проверьте при работающем двигателе вакуумный усилитель на герметичность сначала при отпущенной, а затем нажатой неподвижной педали тормоза." Присасывание" защитного колпачка 12 к хвостовику корпуса клапана и шипение подсасываемого воздуха указывает на недостаточную герметичность усилителя.

Проверка работоспособности регулятора давления.

Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву, очистите регулятор давления и защитный чехол от грязи.

Осторожно снимите защитный чехол с регулятора давления, удалите остатки смазки и очистите соединение " торсион-поршень".

Попросите помощника нажать на педаль тормоза с усилием 686-784 Н (70-80 кгс) и одновременно наблюдайте за выступающей частью поршня регулятора давления. Если поршень перемещается относительно корпуса регулятора давления на 0,5-0,9 мм, закручивая при этом торсионный рычаг, то регулятор давления работоспособен.

Проверка тормозного диска

При повреждении или очень глубоких рисках, а также при износе, когда толщина диска становится менее 9 мм, замените диск новым.

Примечание. Менять тормозной диск необходимо только вместе со ступицей подшипников переднего колеса, так как его окончательная обработка проводится в сборе со ступицей.

Проверка тормозных колодок

Минимальная допустимая толщина накладок для колодок передних и задних тормозов 1.5 мм

Проверка тормозных барабанов.

Осмотрите их. Если на рабочей поверхности имеются глубокие риски или чрезмерная овальность, расточите барабаны. Наибольшее допустимое увеличение номинального диаметра барабана 251 мм.

Проверка деталей стояночного тормоза

Тщательно проверьте состояние на обрыв или перетирание проволок. Удостоверьтесь, что зубья сектора и защелки рукоятки не повреждены.

Проверьте исправность пружины. Она должна обеспечивать возврат рычага в нерабочее положение.

Проверьте состояние оболочки заднего троса и крепление наконечников на оболочке, а также убедитесь, что трос свободно перемещается внутри оболочки.

Проверка уровня тормозной жидкости и датчика

При установленной крышке уровень должен доходить до нижней кромки заливной горловины.

Включите зажигание и нажмите на выступ крышки бачка. При этом должна загореться контрольная лампа в комбинации приборов.

Регулировка и ремонт тормозной системы автомобиля ВАЗ-2106

Регулировка привода тормозов

Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен составлять 3-5 мм. Эту величину получают, регулируя положение выключателя 6 (рис,

10) стоп-сигнала.

Если выключатель стоп-сигнала излишне приближен к педали, то происходит неполное растормаживание колес при отпущенной педали.

Рис.10

Положение выключателя стоп-сигнала регулируется его перемещением при отпущенной гайке 5 (рис.10). Установите его так, чтобы буфер стоп-сигнала слегка касался упора педали, при этом свободный ход педали должен быть 3-5 мм. По окончании регулировки затяните гайку 5.

Предупреждение. Свободный ход педали тормоза регулируйте при неработающем двигателе.

Если перемещением выключателя стоп-сигнала не удается устранить неполное растормаживание тормозных механизмов, то отсоедините от вакуумного усилителя главный цилиндр привода тормозов и проверьте выступание регулировочного болта 28 (рис.2) относительно плоскости крепления фланца главного цилиндра (размер 1,25-0,2 мм). Этот размер можно установить, придерживая специальным ключом конец штока 3, а другим ключом завертывая или отвертывая болт 28.

Рис. 11. Регулировка стояночного тормоза

Если стояночный тормоз не удерживает автомобиль на уклоне 25% или включается при перемещении рычага более чем на 5-7 (4-8 для автомобилей выпуска 1996 и поздних лет) зубцов храпового устройства, отрегулируйте его в следующем порядке:

поднимите рычаг на 1-2 зубца сектора (эта операция выполняется только для зубчатого сектора " старой" конструкции);

ослабьте контргайку 4 (рис.11) натяжного устройства и, завертывая регулировочную гайку 5, натяните трос так, чтобы ход рычага составил 4-5 (2-4) зубцов по сектору и затяните контргайку;

Примечание. Если тросы заменены новыми, то произведите два-три раза торможение, прикладывая к рычагу привода стояночного тормоза усилие, равное приблизительно 392 Н (40 кгс). При этом произойдет вытяжка тросов.

выполнив несколько торможений, убедитесь, что ход рычага не изменился и автомобиль при этом ходе затормаживается.

Удаление воздуха из гидропривода тормозов

Рис. 12. Удаление воздуха из гидропривода тормозов

Воздух, попавший в гидропривод тормозов при замене трубопровода, шлангов, уплотнительных колец или негерметичности системы, вызывает увеличение рабочего педали тормоза, ее мягкость" и значительно снижает эффективность действия тормозов.

Воздух удаляют сначала из одного контура, затем из другого, начиная каждый раз с наиболее удаленного от главного цилиндра колеса. Прокачку гидропривода проводите в следующем порядке.

Сняв переднее колесо, наденьте на головку штуцера резиновый шланг 1 (рис.12), а другой конец шланга опустите в прозрачный сосуд 2, частично заполненный жидкостью.

Резко нажав на педаль тормоза 3-5 раз, с интервалами между нажатиями 2-3 с, отверните на 1/2-3/4 оборота штуцер при нажатой педали. Продолжая нажимать на педаль, вытесните находящуюся в системе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуд. После того как педаль тормоза достигнет крайнего переднего положения и истечение жидкости через шланг прекратится, заверните штуцер выпуска воздуха до отказа. Эти операции надо повторять до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков из шланга.

Удерживая педаль в нажатом положении, заверните штуцер выпуска воздуха до отказа и снимите шланг. Протрите насухо штуцер и наденьте защитный колпачок. Повторите операции для других колес, сначала на втором колесе этого же контура, а затем последовательно на обоих колесах второго контура. При удалении воздуха поддерживайте нормальный уровень жидкости в бачке гидропривода тормозов.

При отсутствии в приводе тормозов воздуха педаль тормоза не должна проходить более '/2-2/з своего хода.

Если тормозная жидкость полностью сливалась из системы, то перед удалением воздуха из системы:

отверните на 1,5-2 оборота штуцеры удаления воздуха на цилиндрах всех колес;

резко нажимая на педаль тормоза и медленно отпуская ее, завертывайте штуцеры по мере вытекания из них жидкости. Затем проведите прокачку привода, как указано выше.

Слитую при замене тормозную жидкость можно использовать для смачивания резьбовых соединений в целях облегчения их отворачивания при разборке узлов автомобиля.

Замена тормозных колодок передних колес.

Колодки заменяйте новыми, если толщина накладок уменьшилась до 1,5 мм.

Для замены колодок снимите шплинты 14 (рис.4) и пальцы 8 с пружинами. Затем выньте колодки 5 и пружины 15.

Осторожно, чтобы не повредить пылезащитные колпачки и не допустить выплескивания жидкости из бачка гидропривода, утопите поршни внутрь цилиндров. Поставьте новые колодки с новыми накладками и установите на место пальцы, пружины и шплинты, предварительно нанеся на поверхность пальцев тонкий слой консистентной смазки.

Замена тормозных колодок задних колес.

Поднимите заднюю часть автомобиля и снимите колесо.

Отпустите регулировочную гайку 5 стояночного тормоза (рис.11).

Снимите тормозной барабан, отвернув крепежные болты. Вставьте эти болты в технологические отверстия и завертывайте их до отделения барабана. При невозможности снятия используем следующие методы:

Равномерно поворачиваем барабан и нанося удары молотком через деревянный брусок по фланцу с внутренней стороны, сбиваем барабан

Вывешиваем задний мост, заводим автомобиль, выбираем 1 передачу. Раскручиваем двигатель и одновременно нажимаем педаль тормоза.

Отсоедините от рычага 9 (рис.5) ручного привода колодок конец троса 8. Отсоедините верхнюю и нижнюю стяжные пружины колодок, отсоедините направляющие пружины 5 и снимите тормозные колодки вместе с распорной планкой 10. Раздвижными пассатижами сдвиньте внутрь поршни рабочего цилиндра

Устанавливаем новые колодки в обратном порядке.

Если на рабочей поверхности имеются глубокие риски или чрезмерная овальность, расточите барабаны следующим образом: вывесите задний мост, установите снятый барабан фланцем наружу. Приведите задние колеса в движение двигателем и осторожно проточите рабочую поверхность бруском

Отрегулируйте стояночный тормоз.

Список литературы

1. Карагодин В.И., Шестопалов С.К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 239 с.

2. Круглов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. - М.: Высшая школа, 1995. - 304 с.

3. Руководство по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2106, - 21061, - 21063,-21065, - 21065-01, - 2103, - 21033, - 21035. - М.: Легион, 1996. - 180 с.

4. Погребной С.Н. ВАЗ-2106. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. - М.: Третий Рим, 2008г

5. Волгин С.Н. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и их модификаций. - М., 2004

6. Якушев В.В. Руководство к действию. ВАЗ-2106. Крупный ремонт в фотографиях. - М.: Третий Рим, 2001

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты