Рациональное использование земель железнодорожного транспорта

Рациональное использование земель железнодорожного транспорта

1

Содержание

Введение

1. Понятие, виды земель железнодорожного транспорта и рациональное их использование

1.1 Понятие и содержание рационального использования и охраны земель в Республике Казахстан. Виды земель для нужд железнодорожного транспорта

1.2 Экологические принципы функционирования железнодорожного транспорта

1.3 Экологические требования к объектам железнодорожного транспорта

2. Охрана и рациональное использование земель железнодорожного транспорта в Акмолинской области

2.1 Анализ и оценка эколого-экономической ситуации на железнодорожном транспорте Республики Казахстан и Акмолинской области

2.2 Изучение техногенной нагрузки на гумусовое состояние почв

2.3 Разработка технологии синтеза препарата «Бактерицид» и обеззараживание им объектов железнодорожного транспорта

3. Особые условия землепользования охранных зонах железнодорожного транспорта

3.1 Порядок использования земель для нужд железнодорожного транспорта в полосе отвода

3.2 Особые условия землепользования охранных зон железнодорожного транспорта

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Экономика и безопасность как основа любого общественного строя определяют жизненный уровень населения, общественно-политическую жизнь страны, обороноспособность государства. В тоже время они являются и отражением общественно-политического строя. Такая жесткая взаимосвязь становится причиной необходимости обеспечения экологической и экономической безопасности как важнейших составляющих национальной безопасности страны.

Железнодорожный транспорт является одним из главных составляющих транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Для выполнения данной задачи и рядом других следственных причин возникает необходимость обеспечения безопасности железнодорожного комплекса, как с экономической, так и экологической точки зрения. Железнодорожный транспорт (ЖДТ) играет ведущую роль в функционировании и развитии экономики страны, ее транспортного рынка, в удовлетворении потребностей населения в передвижении, являясь основным звеном транспортной системы Казахстана со странами СНГ. ЖДТ является важнейшей составляющей частью производственной инфраструктуры Республики Казахстан. По территории Казахстана проходят железнодорожные магистрали, связывающие Россию и европейские страны со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной Азии, Ближнего Востока. Железные дороги Казахстана непосредственно стыкуются и взаимодействуют с железными дорогами России, Узбекистана, Кыргызстана, Китая, что является одним из основных преимуществ на рынке транспортных услуг. Но одновременно, железнодорожный транспорт в силу своей специфики является одним из основных отраслей, требующих обеспечения безопасности как с экономической, так и экологической стороны. Обеспечение нормального функционирования железнодорожного транспорта страны - дело чрезвычайной сложности, поскольку приходится учитывать бесчисленное количество меняющихся факторов.

Казахстанские железные дороги обеспечивают 68% всего грузооборота и свыше 57% пассажиропотока страны. Протяжённость железных дорог в Казахстане превышает 14 тыс. км. Через 15 стыковых пунктов (11 с Россией, 2 с Узбекистаном, 1 с Киргизией, 1 с Китаем) соединяют железнодорожную систему Казахстана с соседними государствами. Железнодорожные системы России и Казахстана чрезвычайно взаимозависимы.В рамках стратегии развития транспорта в Казахстане до 2015 года будет построено 1 600 км новых и электрифицировано 2 700 км существующих железнодорожных участков. Акмолинская область является важным транспортным узлом Казахстана. Эксплуатационная железнодорожная линия составляет 1619 км., или 10,7% от общей протяженности железных дорог Республики. Это выдвигает необходимость исследовать общие проблемы и перспективы правового регулирования отрасли железнодорожного транспорта.

Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых по экологии, земельному праву, - Г.А. Аксененка, А.П. Анисимова, А.И. Бобылева, Р.Д. Боголепова, С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Г.Е. Быстрова, М.И. Васильевой, Г.А. Волкова, Б. Маркина, Э.А. Туркебаева, К.У. Ульджабаева, Е.И. Воробьева, А.А. Алимбаева, М.С. Тонкопия, Е.М. Упушева, В.К. Кошелева, Т.Баяхметова, Н.К. Исингарина, Р.К. Ниязбековой, М.У. Спанова, Р.К. Сатовой, С.М. Мукаулы и других ученых, которые позволили выработать основные концептуальные положения экологической безопасности земель железнодорожного транспорта, осуществить теоретические разработки понятия и классификации земель железнодорожного транспорта, обосновать особенности рационального использования этих земель и другие важные теоретические вопросы.

Научная новизна исследования определяется следующими позициями:

- исследование данной категории земель проведено на основе положений нового Земельного и Экологического кодексов кодекса Республике Казахстан;

- проведено исследование и выявлены особенности охраны и рационального использования земель железнодорожного транспорта;

- изучены условия землепользования охранных зон ЖДТ.

Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что сформулированные автором теоретические положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при последующем исследовании охраны и рационального использования земель других видов транспорта.

Предметом исследования являются регулятивные и охранительные, материальные и процессуальные правовые нормы, определяющие условия и порядок рационального использования и охраны земель железнодорожного транспорта, практика применения законодательства в Республике Казахстан.

Объектом исследования - предприятия железнодорожного комплекса РК, в частности Акционерное общество «Национальная компания «?аза?стан темір жолы» (АО «НК «КТЖ»).

Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики оценки безопасности железнодорожного транспорта, определения экономической эффективности системы управления экологической безопасности железнодорожного транспорта, а также законодательные акты, Указы Президента Республики Казахстан, Постановления Правительства РК по вопросам безопасности железнодорожного транспорта и т.д.

Информационной базой исследования являются материалы Агентства РК по статистике, данные региональных органов управления, отчеты научно-исследовательских институтов, нормативно-справочные материалы.

В процессе работы над дипломной работой применялись методы статистического, экономического анализа, экономико-математического моделирования.

Целью данной дипломной работы является теоретическое обоснование и выработка практических рекомендаций по обеспечению рационального использования и охраны земель в сфере железнодорожного транспорта.

В рамках поставленной цели определены задачи:

- исследовать структуру земель железнодорожного транспорта;

- проанализировать содержание правового режима земель железнодорожного транспорта;

- определить систему мер охраны земель железнодорожного транспорта;

- проанализировать влияние Земельного кодекса РК на упорядоченность земельных отношений в сфере железнодорожного транспорта.

1. Понятие, виды земель железнодорожного транспорта и рациональное их использование

1.1 Понятие и содержание рационального использования и охраны земель в Республике Казахстан. Виды земель для нужд железнодорожного транспорта

Понятие рационального использования земель - одно из фундаментальных понятий земельного права. Обеспечение рационального использования земли можно рассматривать как:

принцип земельного права;

цель правового регулирования земельных отношений;

одну из задач земельного законодательства;

понятие, входящее в содержание прав и обязанностей землевладельцев, землепользователей, собственников земли.

Рациональное использование земель относят к числу важнейших принципов земельного права. Как принцип права рациональное использование земель выражается в требовании их эффективной эксплуатации землевладельцами, землепользователями, собственниками земли. Содержание данного принципа определяется как общими требованиями, предъявляемыми к использованию и охране земель вообще, так и спецификой правового режима той или иной категории земель. При использовании сельскохозяйственных земель данный принцип требует повышения их плодородия, увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, организацию эффективной хозяйственной эксплуатации данных земель и одновременно предполагает надлежащую охрану земель сельскохозяйственного назначения. Использование земель несельскохозяйственного назначения с учетом принципа рациональности предполагает обеспечение их строго целевого использования с максимальным эффектом для землевладельцев, землепользователей, собственников и при учете требований охраны, как земельных ресурсов, так и окружающей среды в целом.

Под рациональным использованием земли до недавнего времени понималось достижение максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом полезного взаимодействия земли с другими природными факторами и при охране земли в процессе использования как специфического условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве. Рациональное использование земли авторы монографического исследования “Право природопользования в СССР” рассматривали как “достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охраны как используемых природных объектов, так и окружающей природной среды в целом”. В содержание данного понятия традиционно включаются как требования охраны, так и организации эффективного использования земли как природного ресурса и природы в целом.

Обеспечение рационального использования и охраны земель связано с понятием земли как природного ресурса и особого вида недвижимого имущества, с одной стороны, и природного объекта, составной и базовой части окружающей природной среды - с другой. Как полагает В.Н. Харьков, “под рациональным использованием земли следует понимать эффективное, целевое (либо с соблюдением иного правового режима) использование земель, осуществляемое с соблюдением публичных интересов, с учетом экологических связей в окружающей природной среде и в сочетании с охраной земли как основы жизни и деятельности человека”1.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности лесного фонда.

В Земельном Кодексе цели и задачи охраны земель сформулированы достаточно широко. Охрана земель рассматривается на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом их зональных и региональных особенностей, целей и характера использования.

Законодательством установлена обязательность охраны земель от загрязнения (в том числе радиацией, биологического загрязнения, иного вредного воздействия).

Необходимость охраны земель связана с целым рядом объективных обстоятельств. После проблем предотвращения ядерной угрозы проблема деградации почв, падения плодородия и земельных ресурсов - главная экологическая проблема современности. Постоянно сокращается площадь пахотных угодий, причем этот процесс идет в мировом масштабе. Уже около 30 лет площадь пахотных земель практически не меняется, хотя во всех странах постоянно осваиваются под пашню новые земли. Общая площадь земель, необратимо утративших продуктивность, за всю историю хозяйственной деятельности человека оценивается в 2 000 млн гектаров, что намного больше, чем вся современная пашня планеты (бывшие продуктивные земли превращены в пустыни, овраги, карьеры, пустоши, затоплены водохранилищами, застроены, покрыты асфальтом, засыпаны отвалами горных пород, покрылись железистым или известковым панцирем). Оставшиеся в резерве пахотно-пригодные земли составляют около 100 млн. гектаров, причем в резерве остались преимущественно земли низкой продуктивности.

Деградация почв с частичной или полной утратой плодородия происходит и в результате нарастающего химического загрязнения земель кислотными дождями, тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами1.

Правовая охрана земель - одно из направлений охраны. Она осуществляется путем установления правового режима отдельных категорий земель, прав и обязанностей собственников, владельцев и пользователей земли, порядка их возникновения и оснований прекращения, установления приоритета земель сельскохозяйственного назначения, особой охраны высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий и многими другими средствами. Охрана земель связана с мерами по сохранению земель, их восстановлению и улучшению.

При этом сохранение земель не означает неиспользование земельного фонда. Оно предполагает пользование землей такими способами и приемами, при которых не наступает ухудшение земель. Под восстановлением понимаются меры по рекультивации земель. Улучшение состояния земель означает меры мелиоративного характера, повышающие их социальную ценность.

Среди мер охраны земель важное место занимают меры профилактики: не допустить преждевременного истощения почв, возникающего в ходе обработки земли, непринятия мер по борьбе с водной и ветровой эрозией и других.

Профилактика включает меры по предупреждению загрязнения земель отходами промышленности, коммунально-бытовыми и иными источниками.

Значительные площади сельскохозяйственных земель изымаются для нужд развития городов, промышленности, транспорта. Охрана земель предполагает меры по предупреждению необоснованных изъятий сельскохозяйственных угодий.

Правовая охрана земель представляет собой комплексный правовой институт. Нормы, относящиеся к данному институту, содержатся как в Земельном Кодексе, так и в Экологическом Кодексе и других экологических законодательных актах.

Охрана земель преследует следующие цели:

предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий;

введением экономического механизма рационального использования и охраны земель, установлением особых выплат собственникам, землевладельцам и землепользователям за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью иных субъектов, обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечить собственников, владельцев и пользователей земли экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков;

охранять права собственности на землю, права владения и пользования ею.

Земельное законодательство закрепляет и содержание требований к охране земель.

Загрязнение земель связано с изменением физических свойств и химического состава в результате поступления в почву загрязняющих веществ, применения минеральных удобрений, других агрохимикатов.

В целях охраны здоровья человека и охраны окружающей среды в порядке, определяемом законодательством, устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных микроорганизмов и других вредных микробиологических веществ, загрязняющих землю, сорных растений, вредителей и болезней.

При производстве сельскохозяйственной продукции на землях, загрязненных радионуклидами, предусматривается осуществление комплекса агротехнических, мелиоративных и других защитных мероприятий в условиях радиоактивного загрязнения земель.

Значительное число земель загрязнено отходами. В процессе производства на промышленных предприятиях образуются значительные объемы токсичных отходов. Один из источников их пополнения - пришедшие в негодность в результате неправильного хранения пестициды. Хранение (складирование), переработка и захоронение отходов проводятся только в разрешенных местах и на разрешенных объектах в соответствии с требованиями Министерства охраны окружающей среды по согласованию с другими государственными органами.

Государственная программа охраны и рационального использования земель способствует ускорению разработки технико-экономических обоснований и проектов по утилизации и захоронению токсичных отходов. Так, предполагается определение площадей вдоль автомобильных дорог, подвергающихся загрязнению тяжелыми металлами.

Земли засоряются бытовыми, промышленными отходами, мусором, строительными конструкциями и другими твердыми телами, в результате нерационального использования пахотных угодий.

Причем истощение земель и деградация почв происходят с частичной или полной потерей плодородия: опустынивание, водная и ветровая эрозии, затопление, подтопление, отчуждение для несельскохозяйственных нужд особо ценных сельскохозяйственных угодий, нарастающее химическое загрязнение, нарушение правил обработки земель, невыполнение требований агротехники, отсутствие научно обоснованной системы земледелия.

Содержание охраны земель включает основные требования, предъявляемые к собственникам, владельцам и пользователям земли, а также ко всем иным организациям и гражданам в области охраны земель. Землепользователи, землевладельцы, собственники, в том числе арендаторы; осуществляют:

рациональную организацию территории;

восстановление и повышение плодородия и других свойств почвы;

защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;

защиту от зарастания сельскохозяйственных земель кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения - технического состояния земель;

консервацию деградированных сельскохозяйственных угодий, или иными способами невозможно восстановить плодородие почв;

рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других плезных свойств земли;

снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Рациональная организация территории предполагает выполнение требований внутрихозяйственного землеустройства, а также эффективное использование земель.

Среди основных требований охраны земель - рекультивация нарушенных земель. К таким землям относятся участки, утратившие свое назначение и хозяйственную ценность из-за нарушения их почвенного покрова, гидрологического режима.

В зависимости от последующего целевого использования нарушенных земель выделяют следующие основные направления рекультивации:

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты