Расчёт взлётной массы и компоновки вертолёта
p align="left">где - удельная мощность, потребляемая на крейсерской скорости,

- крейсерская скорость,

L - дальность полета.

кг.

5. Определение массы узлов и агрегатов вертолета.

5.1 Масса лопастей несущего винта определяется по формуле:

,

где R - радиус несущего винта,

- заполнение несущего винта,

кг,

5.2 Масса втулки несущего винта рассчитывается по формуле:

,

где kвт - весовой коэффициент втулок современных конструкций,

kл - коэффициент влияния числа лопастей на массу втулки.

В расчете можно принять:

кг/кН,

,

следовательно, в результате преобразований мы получи:

Для определения массы втулки несущего винта необходимо рассчитать действующую на лопасти центробежную силу Nцб (в кН):

,

кН,

кг.

5.3 Масса системы бустерного управления, в которую входят автомат перекоса, гидроусилители, гидросистема управления несущим винтом рассчитывается по формуле:

,

где b - хорда лопасти,

kбу - весовой коэффициент системы бустерного управления, который можно принять равным 13,2 кг/м3.

кг.

5.4 Масса системы ручного управления:

,

где kру - весовой коэффициент системы ручного управления, принимаемый для одновинтовых вертолетов равным 25 кг/м.

кг.

5.5 Масса главного редуктора зависит от крутящего момента на валу несущего винта и рассчитывается по формуле:

,

где kред - весовой коэффициент, среднее значение которого равно 0,0748 кг/(Нм)0,8.

Максимальный крутящий момент на валу несущего винта определяется через приведенную мощность двигательной установки N и частоту вращения винта :

,

где 0 - коэффициент использования мощности двигательной установки, значение которого принимается в зависимости от взлетной массы вертолета m0:

при m0 < 10 тонн

при 10 25 тонн

при m0 > 25 тонн

Н•м,

Масса главного редуктора:

кг.

5.6 Для определения массы узлов привода рулевого винта рассчитывается его тяга Tрв:

,

где Mнв - крутящий момент на валу несущего винта,

Lрв - расстояние между осями несущего и рулевого винтов.

Расстояние между осями несущего и рулевого винтов равно сумме их радиусов и зазора между концами их лопастей:

,

где - зазор, принимаемый равным 0,15…0,2 м,

- радиус рулевого винта, который в зависимости от взлетной массы вертолета составляет:

при т,

при т,

при т.

м,

м,

Н,

Мощность Nрв, расходуемая на вращение рулевого винта, рассчитывается по формуле:

,

где 0 - относительный КПД рулевого винта, который можно принять равным 0,6…0,65.

Вт,

Крутящий момент Mрв, передаваемый рулевым валом, равен:

Н•м,

где - частота вращения рулевого вала,

с-1,

Крутящий момент, передаваемый трансмиссионным валом, Н•м, при частоте вращения nв=3000 об/мин равен:

Н•м,

Н•м,

Масса mв трансмиссионного вала:

,

где kв - весовой коэффициент для трансмиссионного вала, который равен 0,0318 кг/(Нм)0,67.

кг,

Масса mпр промежуточного редуктора равна:

где kпр - весовой коэффициент для промежуточного редуктора, равный 0,137 кг/(Нм)0,8.

кг,

Масса хвостового редуктора, вращающего рулевой винт:

,

где kхр - весовой коэффициент для хвостового редуктора, значение которого равно 0,105 кг/(Нм)0,8

кг.

5.7 Масса и основные размеры рулевого винта рассчитываются в зависимости от его тяги Tрв.

Коэффициент тяги Cрв рулевого винта равен:

,

Заполнение лопастей рулевого винта рв рассчитывается так же, как для несущего винта:

где - допускаемое значение отношения коэффициента тяги к заполнению рулевого винта.

Длина хорды bрв и относительное удлинение рв лопастей рулевого винта рассчитывается по формулам:

,

,

где zрв - число лопастей рулевого винта.

Масса лопастей рулевого винта mлр рассчитывается по эмпирической формуле:

,

кг

Значение центробежной силы Nцбр, действующей на лопасти рулевого винта и воспринимаемой шарнирами втулки,

Масса втулки рулевого винта mвтр рассчитывается по такой же формуле, как для несущего винта:

,

где Nцб - центробежная сила, действующая на лопасть,

kвт - весовой коэффициент для втулки, принимаемый равным 0,0527 кг/кН1,35

kz - весовой коэффициент, зависящий от числа лопастей и рассчитываемый по формуле:

.

кг

5.8 Расчет массы двигательной установки вертолета

Удельная масса двигательной установки вертолета дв рассчитывается по эмпирической формуле:

,

где N - мощность двигательной установки.

Масса двигательной установки будет равна:

кг.

5.9 Расчет массы фюзеляжа и оборудования вертолета

Масса фюзеляжа вертолета рассчитывается по формуле:

,

где Sом - площадь омываемой поверхности фюзеляжа, которая определяется по формукле:

м2,

m0 - взлетная масса первого приближения,

kф - коэффициент, равный 1,7.

кг,

Масса топливной системы:

,

где mт - масса затрачиваемого на полет топлива,

kтс - весовой коэффициент, принимаемый для топливной системы равным 0,09.

кг,

Масса шасси вертолета равна:

,

где kш - весовой коэффициент, зависящий от конструкции шасси:

- для не убираемого шасси,

- для убираемого шасси.

кг,

Масса электрооборудования вертолета рассчитывается по формуле:

,

где Lрв - расстояние между осями несущего и рулевого винтов,

zл - число лопастей несущего винта,

R - радиус несущего винта,

л - относительное удлинение лопастей несущего винта,

kпр и kэл - весовые коэффициенты для электропроводов и другого электрооборудования, значения которых равны:

,

.

кг,

Масса прочего оборудования вертолета:

,

где kпр - весовой коэффициент, значение которого равно 2.

кг.

5.10 Расчет взлетной массы вертолета второго приближения

Масса пустого вертолета равна сумме масс основных агрегатов:

Взлетная масса вертолета второго приближения m02 будет равна сумме:

где mт - масса топлива,

mгр - масса полезного груза,

mэк - масса экипажа.

кг,

6. Описание компоновки вертолета

Проектируемый вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД и двухопорными лыжами. Фюзеляж вертолета каркасной конструкции, состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и концевой балок. В носовой части размещена двухместная кабина экипажа, состоящего их двух летчиков. Остекление кабины обеспечивает хороший обзор, правый и левый сдвижные блистеры снабжены механизмами аварийного сбрасывания. В центральной части размещена кабина размерами 6.8 х 2.05 х 1.7м, и центральной сдвижной дверью размерами 0.62 х 1.4м с механизмом аварийного сбрасывания. Грузовая кабина рассчитана на перевозку грузов массой до 2т и снабжена откидными сиденьями для 12 пассажиров, а также узлами для крепления 5 носилок. В пассажирском варианте в кабине размещены 12 кресел, установленных с шагом 0.5м и проходом 0.25м; а в задней части сделан проем под заднюю входную дверь, состоящую из двух створок.

Хвостовая балка клепаной конструкции балочно-стрингерного типа с работающей обшивкой, снабжена узлами для крепления управляемого стабилизатора и хвостовой опоры.

Стабилизатор размером 2.2м и площадью 1.5м2 с профилем NACA 0012 однолонжеронной конструкции, с набором нервюр и дюралюминиевой и полотняной обшивкой.

Двухопорные, лыжи, передняя опора самоориентирующаяся, размерами 500 х 185мм, главные опоры форменного типа с жидкостно-газовыми двухкамерными амортизаторами размерами 865 х 280мм. Хвостовая опора состоит из двух подкосов, амортизатора и опорной пяты; колея лыж 2м, база лыжи 3.5м.

Несущий винт с шарнирным креплением лопастей, гидравлическими демпферами и маятниковыми гасителями колебаний, установлен с наклоном вперед 4° 30'. Цельнометаллические лопасти состоят из прессованного лонжерона из алюминиевого сплава АВТ-1, упрочненного наклепом стальными шарнирами на вибростенде, хвостового отсека, стального наконечника и законцовки. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане с хордой 0.67 м и профилями NACA 230 и геометрической круткой 5%, окружная скорость концов лопастей 200м/с, лопасти снабжены визуальной системой сигнализации о повреждении лонжерона и электротепловым противообледенительным устройством.

Рулевой винт диаметром 1,44м трехлопастный, толкающий, с втулкой карданного типа и цельнометаллическими лопастями прямоугольной формы в плане, с хордой 0.51м и профилем NACA 230M.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД со свободной турбиной ВК-2500(ТВ3-117ВМА-СБ3)Санкт-Петербургского НПО им. В.Я.Климова общей мощности каждого N=1405 Вт, установленных сверху фюзеляжа и закрытых общим капотом с открывающимися створками. Двигатель имеет девятиступенчатый осевой компрессор, камеру сгорания кольцевого типа и двухступенчатую турбину.Двигатели снабжены пылезащитными устройствами.

Трансмиссия состоит из главного, промежуточного и хвостового редукторов, валов тормоза, несущего винта. Главный редуктор ВР-8А трехступенчатый, обеспечивает передачу мощности от двигателей, к несущему винту, рулевому винту и вентилятору для охлаждения, маслорадиаторов двигателей и главного редуктора; общая емкость маслосистемы 60кг.

Управление дублированное, с жесткой и тросовой проводкой .и гидроусилителями, приводимыми от основной и дублирующей гидросистем. Четырехканальный автопилот АП-34Б обеспечивает стабилизацию вертолета в полете по крену, курсу, тангажу и высоте. Основная гидравлическая система обеспечивает питание всех гидроагрегатов, а дублирущая, - только гидроусилителей.

Система отопления и вентиляции обеспечивает подачу подогреваемого или холодного воздуха в кабины экипажа и пассажиров, противообледенительная система защищает от обледенения лопасти несущего и рулевого винтов, передние стекла кабины экипажа и воздухозаборники двигателей.

Оборудование для полетов по приборам в сложных метеорологических условиях днем и ночью включает два авиагоризонта, два указателя частоты вращения НВ, комбинированную курсовую систему ГМК-1А, автоматический радиокомпас, радиовысотомер РВ-3.

Связное оборудование включает командные УКВ-радиостанции Р-860 и Р-828, связные КВ-радиостан-ции Р-842 и "Карат", самолетное переговорное устройство СПУ-7.

7. Расчет центровки вертолета

Таблица 1. Центровочная ведомость пустого вертолета

Наименование агрегата

Масса агрегата, mi, кг

Координата xi центра масс агрегата, м

Статический момент агрегата Мхi

Координата yi центра масс агрегата, м

Статический момент агрегата Мyi

1 Несущий винт

 

 

 

 

1.1 Лопасти

127

0

0

0

0

1.2 Втулка

122

0

0

0

0

2 Система управления

2.1 Система бустерного управления

43

-0,5

-146

-0,9

-262,8

2.2 Система ручного управления

195

2,7

648

-3,6

-864

3 Трансмиссия

3.1 Главный редуктор

361

0

0

-1

-1005

3.2 Промежуточный редуктор

58

-1,3

-75,4

-9,9

-574,2

3.3 Хвостовой редуктор

21

-11,3

-745,8

0

0

3.4 Трансмиссионный вал

17

-5,3

-291,5

-1,3

-71,5

4 Рулевой винт

4.1 Лопасти

10

-11,3

-768,4

0

0

4.2 Втулка

59

-11,3

-553,7

0

0

5 Двигательная установка

276

1,1

652,3

-1,3

-770,9

6 Топливная система

64

0,5

92,5

-3,2

-592

7 Фюзеляж

7.1 Носовая часть (15 %)

30.6

3,8

604,2

-2,6

-413,4

7.2 Средняя часть (50 %)

102

0

0

-2,6

-1383

7.3 Хвостовая часть (20 %)

40.8

-6,6

-1406

-1,5

-319,5

7.4 Крепление редуктора (4 %)

14.4

0,2

8.4

-1

-42

7.5 Капоты (11 %)

22.4

0,3

35,1

-1,1

-128,7

8 Лыжи

8.1 Главное (82 %)

90.2

-1,1

-212,3

-3,8

-733,4

8.2 Переднее (16 %)

17.6

2,8

103,6

-3,9

-144,3

8.3 Хвостовая опора (2 %)

22

-9,6

-432

-2,4

-108

9 Электрооборудование

286

3,1

1457

-3

-1410

10 Оборудование

10.1 Приборы в кабине (25%)

71.5

4,2

579,6

-2,6

-358,8

10.2 Радиооборудование (27 %)

77.2

4,1

610,9

-3

-447

10.3 Гидрооборудование (20 %)

57.2

-1,4

-155,4

-0,7

-77,7

10.4 Пневмооборудование (6 %)

17.1

-0,7

-23,1

-1,5

-49,5

 

Сумма

2202

-0,003

-20,15

-1,4524

-9755,7

Рассчитываются статические моменты Мсхi и Мсуi относительно координатных осей:

, .

Координаты центра масс всего вертолета рассчитываются по формулам:

,

Таблица 2. Центровочная ведомость с максимальной нагрузкой

Наименование агрегата

Масса агрегата, mi, кг

Координата xi центра масс агрегата, м

Статический момент агрегата Мхi

Координата yi центра масс агрегата, м

Статический момент агрегата Мyi

Вертолет

2202

-0,003

-20,15

-1,4524

-9755,7

Топливные баки 1 и 2

1436

0,5

1029,5

-3,2

-6588,8

Экипаж

160

3,6

576

-2,7

-432

Груз

2000

-0,7

-1250

-2,5

-6250

 

Сумма

5798

0,0293

335,35

-2,0135

-23026,5

Таблица 3. Центровочная ведомость с 5% остатком топлива и полной коммерческой нагрузкой

Наименование агрегата

Масса агрегата, mi, кг

Координата xi центра масс агрегата, м

Статический момент агрегата Мхi

Координата yi центра масс агрегата, м

Статический момент агрегата Мyi

Вертолет

2202

-0,003

-20,15

-1,4524

-9755,7

Топливо

71.8

0,5

51,5

-3,4

-350,2

Экипаж

160

3,6

576

-2,7

-432

Груз

2000

-0,7

-1250

-2,5

-6250

 

Сумма

4438,8

-0,0678

-642,65

-1,7709

-16787,9

Координаты центра масс пустого вертолета: x0 =-0,003; y0 =-1,4524;

Координаты центра масс с максимальной нагрузкой: x0 =0,0293; y0 =-2,0135;

Координаты центра масс с 5% остатком топлива и полной коммерческой нагрузкой: x0 =-0,0678; y0 =-1,7709.

Заключение

В данном курсовом проекте проведены расчеты взлетной массы вертолета, массы его узлов и агрегатов, а также компоновка вертолета. В процессе компоновки уточнили центровку вертолета, расчету которой предшествует составление весовой сводки на основе весовых расчетов агрегатов и силовой установки, ведомостей оборудования, снаряжения, грузов и т.д. Целью проектирования является определение оптимального сочетания основных параметров вертолета и его систем, обеспечивающих выполнение заданных требований.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты