Объёмные и качественные показатели по пассажирским перевозкам
= ?,
где - средняя дальность перевозок пассажиров по видам сообщений;
- удельный вес перевозок по видам сообщений.
1=362,3*0,052+43,2*0,948=59,81
0=613,5*0,07+44,90*0,93=73,64
Для оценки влияния этих факторов на изменение средней дальности перевозок пассажиров по всем видам сообщений, необходимо рассчитать индексы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.
2.2.1. Индекс переменного состава показывает влияние на изменение средней дальности во всех видах сообщений как от изменения средней дальности по отдельным видам сообщений, так и от изменения структуры перевозок по видам сообщений.
,
где , - средняя дальность перевозок во всех видах сообщений в отчетном и базисном периоде.
1=362,3*0,052+43,2*0,948=59,81
0=613,5*0,07+44,90*0,93=79,64
2.2.2. Относительное влияние на изменение средней дальности перевозок во всех видах сообщений, только от изменения средней дальности по отдельным видам сообщений, определяется при помощи индекса постоянного состава
,
где - средняя дальность перевозок пассажиров в дальнем и пригородном виде сообщений;
- удельный вес перевозок пассажиров в дальнем и пригородном сообщениикм
Абсолютный прирост (снижение) средней дальности перевозок пассажиров во всех видах сообщений, вызванной изменением средней дальности по отдельным видам сообщений, рассчитывается как разница между числителем и знаменателем:
.
км
2.2.3. Относительное влияние изменения структуры перевозок по видам сообщений на изменение средней дальности во всех видах сообщений показывает индекс структурных сдвигов:
.
км
Абсолютный прирост средней дальности, вызванный изменением структуры, рассчитывается следующим образом:
.
-10,18 км
2.2.4. Для проверки правильности вычислений следует составить баланс факторов:
.
-24,01км
2.2.5. На основании данных табл. 6 и выполненных расчетов можно сделать следующие выводы:
Пассажирооборот уменьшился на 341,7 млн. пасс-км, также уменьшился пассажирооборот в дальнем сообщении на 320 млн пасс-км и в пригородном на 21,7 млн. пасс- км, по причине уменьшения количества перевезенных пассажиров на 549 тыс. пасс во всех видах сообщения и уменьшения средней дальности перевозок на 11,26 км.
Средняя дальность перевозок во всех видах сообщения уменьшилась на 11,26 км по сравнению с планом. На это повлияло снижение средней дальности перевозок по видам сообщения на 7,6 км, вызванное изменением средней дальности по отдельным видам сообщения, и снижение средней дальности перевозок на 10,18 км, вызванное изменением структуры.
2.3. Построить график изменения средней дальности перевозки пассажиров в виде столбиковой диаграммы.
3. Расчет выполнения плана по объемным показателям работы дороги и качественным показателям использования подвижного состава
На основании данных о грузовой работе железной дороги, приведенных в приложении 3, заполнить табл. 7 (гр. 5 и 7).
Показатели выполнения плана осуществляют одну из решающих функций - контроль за ходом выполнения плана.
Выполнение плана отражается относительной величиной различно для прямых и обратных показателей. Прямыми считаются те, по которым план предусматривает повышение уровня, а обратными, по которым он предусматривает снижение уровня. Например, средний вес поезда брутто - прямой показатель, среднее время оборота вагона - обратный.
;
.
Для обеспечения сопоставимости отчетных и плановых показателей необходимо выполнить корректировку ряда плановых показателей, зависящих от изменения объема работы.
В данной работе необходимо выполнять корректировку плановых показателей, зависящих от изменения грузооборота нетто . К таким показателям относятся пробеги вагонов , , пробеги локомотивов , , пробеги поездов , грузооборот брутто .
3.1. Корректировочный коэффициент рассчитывается с точностью до 0,0001:
.
Плановая величина, зависящих от грузооборота показателей, умножается на корректировочный коэффициент.
3.2. На основании данных табл. 7 необходимо сделать вывод о выполнении плана по объемным показателем работы дороги и качественным показателям использования подвижного состава. Отметить достижения и недостатки в работе дороги для чего целесообразно сгруппировать показатели по степени выполнения плана и оформить в виде табл. 7.
Таблица 7
Корректировка плана и определение процента выполнения плана
№ п/п | Показатели | Условные обозначения | Единица измерения | Данные по варианту | Формулы для расчета показателей | ||||
План | Скорректированный план | Отчет | Процентвыпол-нения плана | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Работа дороги в среднем в сутки в том числе: | ваг | 7813,7 | 7813,7 | 7524,1 | 96,29 | |||
- погрузка | ваг | 4318,3 | 4318,3 | 4181,9 | 96,84 | ||||
- прием | ваг | 3495,4 | 3495,4 | 3342,2 | 95,61 | ||||
2 | Оборот вагона,сутокчасов в том числе: | сутки часы | 4,23 101,5 | 4,23 101,5 | 5,6 134,4 | 132,38 132,41 | +++, ++ | ||
- в движении | ч | 23,0 | 23,0 | 22,3 | 96,95 | = | |||
2 | - на промежуточных станциях | ч | 6,6 | 6,6 | 5,8 | 87,87 | = - | ||
- на технических станциях | ч | 40,7 | 40,7 | 54,3 | 133,41 | ,где - среднее время простоя на одной технической станции; - вагонное плечо. | |||
- под грузовыми операциями | ч | 31,2 | 31,2 | 52,0 | 166,66 | ,где - среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией; - коэффициент местной работы. | |||
3 | Рабочий парк вагонов, в среднем за сутки | ваг | 33022 | 33022 | 42122 | 127,55 | = ; = , где t - 365 дней. | ||
4 | Общий пробег вагонов | млн. ваг-км | 2879,9 | 2879,9 | 2708,4 | 94,04 | = = | ||
5 | Пробег груженых вагонов | млн. ваг-км | 1678,1 | 1678,1 | 1569,5 | 93,52 | = | ||
6 | Процент порожнего пробега вагонов к - груженому | % | 71,6 | 71,6 | 72,56 | 101,34 | |||
- общему | % | 41,72 | 41,72 | 42,05 | 100,79 | ||||
7 | Полный рейс вагона | км | 1009,8 | 1009,8 | 986,2 | 97,66 | = | ||
8 | Груженый рейс вагона | км | 588,4 | 588,4 | 571,5 | 97,12 | = | ||
9 | Средний вес тары вагона | т | 24,43 | 24,43 | 24,20 | 99,05 | |||
10 | Динамическаянагрузка на груженый вагон | т | 53,77 | 53,77 | 54,51 | 101,37 | |||
11 | Динамическая нагрузка на вагон рабочего парка | т | 31,33 | 31,33 | 31,59 | 100,82 | ; | ||
12 | Среднесуточный пробег грузового вагона | км | 238,7 | 238,7 | 176,1 | 73,77 | ; | ||
13 | Среднесуточная производительность вагона | ткм | 7486,3 | 7486,3 | 5564,2 | 74,32 | ; ; | ||
14 | Тонно-км нетто эксплуатационные | млн. ткм | 90232,6 | 90232,6 | 85547,6 | 94,80 | = = t | ||
15 | Тонно-км брутто | млн. ткм | 161025,9 | 161025,9 | 151511,8 | 94,09 | = + = | ||
16 | Средний вес поезда брутто | т | 2911,2 | 2911,2 | 2947,7 | 101,25 | = ; = (+); = + | ||
17 | Средний вес поезда нетто | т | 1631,3 | 1631,3 | 1664,3 | 102,02 | = | ||
18 | Средний состав поезда в вагонах | ваг | 52,3 | 52,3 | 52,9 | 101,14 | = | ||
19 | Среднесуточный пробег локомотива | км | 410,4 | 410,4 | 431,6 | 105,16 | = | ||
20 | Средняя участковая скорость движения поездов | км/час | 34,2 | 34,2 | 35,2 | 102,92 | = | ||
21 | Средняя техническая скорость движения поездов | км/час | 44,0 | 44,0 | 44,4 | 100,90 | = | ||
22 | Пробег поездов | тыс. поездо-км | 55312,6 | 55312,6 | 51349,2 | 92,83 | = ; | ||
23 | Общий пробег локомотивов | тыс. лок-км | 66051,9 | 66051,9 | 61128,9 | 92,54 | = + | ||
24 | Линейный пробег локомотивов | тыс. лок-км | 58631,9 | 58631,9 | 54481,0 | 92,92 | = t | ||
25 | Процент вспомогательного линейного пробега к пробегу во главе поездов | % | 6,0 | 6,0 | 6,1 | 101,66 | = | ||
26 | Эксплуатируемый парк локомотивов в грузовом движении | лок | 425 | 425 | 375 | 88,23 | = = | ||
27 | Производительность локомотива | тыс. ткм | 1038,0 | 1038,0 | 1107,0 | 106,64 | = = | ||
28 | Явочнаячисленностьлокомотивных бригад | бригад | 1143 | 1143 | 1062 | 92,91 | = ,где t = 12 мес;5000 - среднемесячный пробег одной бригады, лок-км; = 0,17 - коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени | ||
29 | Количество перевезенных тонн груза | тыс. тонн | 153352 | 153352 | 149700 | 97,61 | =**t |
№ п/п | План выполнен | Процентвыполнения плана | № п/п | План Не выполнен | Процент выполнения плана | |
Объемные показатели | ||||||
1 | 94,80 | 1 | 94,09 | |||
2 | 127,55 | 2 | 93,52 | |||
3 | 96,29 | 3 | 94,04 | |||
4 | 96,84 | 4 | 92,83 | |||
5 | 95,61 | 5 | 92,92 | |||
6 | 88,23 | 6 | 92,54 | |||
7 | 92,91 | |||||
Качественные показатели использования: | ||||||
Локомотивов | ||||||
1 | 106,64 | 1 | 105,16 | |||
2 | 101,25 | 2 | 102,92 | |||
3 | 102,02 | 3 | 100,90 | |||
4 | 101,14 | |||||
5 | 101,66 | |||||
Вагонов | ||||||
1 | 101,37 | 1 | 99,05 | |||
2 | 100,82 | 2 | 96,95 | |||
3 | 97,66 | 3 | 87,87 | |||
4 | 73,77 | |||||
5 | 74,32 | |||||
6 | 101,34 | |||||
7 | 100,79 | |||||
8 | 133,41 | |||||
9 | 166,66 | |||||
10 | (сутки) (часы) | 132,38 132,41 | ||||
11 | 97,12 |
№ п/п | Показатели годовые | Условные обозначения | Единица измерения | Базисное (плановое) значение | Расчетное значение | Абсолютное изменение по сравнению с базисным | |
1 | Оборот вагона в движении | Ч | 23,0 | 22,3 | -0,7 | ||
2 | Оборот вагона | сут | 4,23 | 5,6 | 1,37 | ||
3 | Среднесуточный пробег грузового вагона | км | 238,7 | 176,1 | -62,6 | ||
4 | Среднесуточная производит.вагона | Т-км | 7486,3 | 5564,2 | -1922,1 | ||
5 | Тонно-км нетто эксплуатационные | Млн т-км | 90232,6 | 85547,6 | -4685 | ||
6 | Рабочий парк вагонов в среднем за сутки | Ваг. | 33022 | 42122 | 9100 |
№ п/п | Показатели годовые | Условные обозначения | Ед.измерения | Базисное (плановое) значение | Расчетное значение | Абсолютное изменение по сравнению с базисным | |
1 | Процент вспомогательного линейного пробега к пробегу во главе поездов | % | 6,0 | 6,1 | +0,1 | ||
2 | Производитель ность локомотива | Тыс.т-км | 1038,0 | 1107,0 | 69 | ||
3 | Тонно-км брутто | Млн. т-км | 161025,9 | 151511,8 | -9514,1 | ||
4 | Эксплуатируем. парк локомотивов в грузовом движении | Лок. | 425 | 375 | -50 | ||
5 | Линейный пробег локомотива | Тыс. лок.-км | 58631,9 | 54481,0 | -4150,9 | ||
6 | Явочная численность локомотивных бригад | бригад | 1143 | 1062 | -81 |
В результате снижения оборота вагона в движении на 0,7 ч, по сравнению с планом, увеличился оборот вагона на 1, 37 ваг.-сут., среднесуточный пробег грузового вагона понизился на 62,6 км, среднесуточная производительность вагона также понизилась на 1922,1 т-км, а рабочий парк вагонов, в среднем за сутки, увеличился на 9100 ваг., что положительно повлияло на работу дороги.
В результате увеличения процент вспомогательного линейного пробега к пробегу во главе поездов на 0,1%, увеличилась производительность локомотива на 69 тыс. т-км.
Эксплуатируем. парк локомотивов в грузовом движении уменьшился на 50 локомотивов,
линейный пробег локомотива также понизился на -4150,9 тыс. лок.-км, а явочная численность локомотивных бригад понизилась на 81 бригаду, что отрицательно сказалось на работе дороги .
Библиографический список
1. Статистика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / Т.И. Козлов, Е.П. Леонова, А.А. Поликарпов и др.; Под ред. Т.И. Козлова, А.А. Поликарпова. - М.: Транспорт, 1981. - 431 с.
2. Статистика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / Т.И. Козлов, А.А. Поликарпов, Е.П. Леонова и др. Под ред. Т.И. Козлова, А.А. Поликарпова. - 2-е изд., перераб. доп. - М.: Транспорт, 1990. - 327 с.
3. Статистика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / А.А. Поликарпов, А.А. Вовк, Э.А. Свиридова и др. Под ред. А.А. Поликарпова, А.А. Вовка. - М.: Издательство "Маршрут", 2004. - 512 с.
Приложение 1
Рис. 1. Схема взаимосвязи показателей использования вагонов Рис. 2. Схема взаимосвязи показателей использования локомотивовСтраницы: 1, 2