Динамический фактор автомобиля определяется на каждой передаче в процессе работы двигателя с полной нагрузкой при полностью открытой дроссельной заслонке.
Динамический фактор на первой передаче будет равен:
D=[(1391,5•35,74•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•22]/187282,7=0,49
D=[(1361,5•35,74•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•2,22]/187282,7=0,479
D=[(1317,1•35,74•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•2,52]/187282,7=0,464
D=[(1258,5•35,74•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•2,72]/187282,7=0,443
D=[(1185,6•35,74•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•2,92]/187282,7=0,417
D=[(0•35,74•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•3,12]/187282,7=0
Динамический фактор на второй передаче будет равен:
D=[(1391,5•21,11•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•3,42]/187282,7=0,289
D=[(1361,5•21,11•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•3,82]/187282,7=0,283
D=[(1317,1•21,11•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•4,22]/187282,7=0,273
D=[(1258,5•21,11•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•4,62]/187282,7=0,261
D=[(1185,6•21,11•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•4,92]/187282,7=0,246
D=[(0•21,11•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•5,32]/187282,7=-0,001
Динамический фактор на третьей передаче будет равен:
D=[(1391,5•12,47•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•5,82]/187282,7=0,17
D=[(1361,5•12,47•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•6,42]/187282,7=0,166
D=[(1317,1•12,47•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•7,12]/187282,7=0,161
D=[(1258,5•12,47•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•7,72]/187282,7=0,153
D=[(1185,6•12,47•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•8,42]/187282,7=0,144
D=[(0•12,47•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•8,92]/187282,7=-0,002
Динамический фактор на четвертой передаче будет равен:
D=[(1391,5•7,37•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•9,82]/187282,7=0,099
D=[(1361,5•7,37•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•10,92]/187282,7=0,096
D=[(1317,1•7,37•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•122]/187282,7=0,092
D=[(1258,5•7,37•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•13,12]/187282,7=0,087
D=[(1185,6•7,37•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•14,22]/187282,7=0,081
D=[(0•7,37•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•15,12]/187282,7=-0,006
Динамический фактор на пятой передаче будет равен:
D=[(1391,5•4,35•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•16,52]/187282,7=0,053
D=[(1361,5•4,35•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•18,42]/187282,7=0,05
D=[(1317,1•4,35•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•20,32]/187282,7=0,046
D=[(1258,5•4,35•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•22,12]/187282,7=0,042
D=[(1185,6•4,35•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•242]/187282,7=0,036
D=[(0•4,35•0,941/0,495)-0,55•1,293•6,66•25,62]/187282,7=-0,017
D=ш±двр•j/g - при неустановившемся движении (j?0);
D=ш - при установившемся движении (j=0).
Динамический фактор зависит от скоростного режима - частоты вращения коленчатого вала двигателя n и включенной передачи. Графическое изображение зависимости D=f(V) на разных передачах называют динамической характеристикой автомобиля. Между скоростью V и частотой вращения n коленчатого вала двигателя существует зависимость:
V=2•р•rк•n/iтр .
Скорость на первой передаче будет равна:
V=2•3,14•0,495•1448/35,74=2 м/мин
V=2•3,14•0,495•1611/35,74=2,2 м/мин
V=2•3,14•0,495•1774/35,74=2,5 м/мин
V=2•3,14•0,495•1937/35,74=2,7 м/мин
V=2•3,14•0,495•2100/35,74=2,9 м/мин
V=2•3,14•0,495•2241/35,74=3,1 м/мин
Скорость на второй передаче будет равна:
V=2•3,14•0,495•1448/21,11=3,4 м/мин
V=2•3,14•0,495•1611/21,11=3,8 м/мин
V=2•3,14•0,495•1774/21,11=4,2 м/мин
V=2•3,14•0,495•1937/21,11=4,6 м/мин
V=2•3,14•0,495•2100/21,11=4,9 м/мин
V=2•3,14•0,495•2241/21,11=5,3 м/мин
Скорость на третьей передаче будет равна:
V=2•3,14•0,495•1448/12,47=5,8 м/мин
V=2•3,14•0,495•1611/12,47=6,4 м/мин
V=2•3,14•0,495•1774/12,47=7,1 м/мин
V=2•3,14•0,495•1937/12,47=7,7 м/мин
V=2•3,14•0,495•2100/12,47=8,4 м/мин
V=2•3,14•0,495•2241/12,47=8,9 м/мин
Скорость на четвертой передаче будет равна:
V=2•3,14•0,495•1448/7,37=9,8 м/мин
V=2•3,14•0,495•1611/7,37=10,9 м/мин
V=2•3,14•0,495•1774/7,37=12 м/мин
V=2•3,14•0,495•1937/7,37=13,1 м/мин
V=2•3,14•0,495•2100/7,37=14,2 м/мин
V=2•3,14•0,495•2241/7,37=15,1 м/мин
Скорость на пятой передаче будет равна:
V=2•3,14•0,495•1448/4,35=16,5 м/мин
V=2•3,14•0,495•1611/4,35=18,4 м/мин
V=2•3,14•0,495•1774/4,35=20,3 м/мин
V=2•3,14•0,495•1937/4,35=22,1 м/мин
V=2•3,14•0,495•2100/4,35=24 м/мин
V=2•3,14•0,495•2241/4,35=25,6 м/мин
Таблица 2.
Передача | V,м/с | n,мин-1 | Мк, Н•м | Рк, Н | Рw, Н | D, при | ||
Г=1 | Г=2 | |||||||
1 | 2 | 1448 | 1391,5 | 91767,3 | 18,95 | 0,49 | 0,245 | |
2,2 | 1611 | 1361,5 | 89788,8 | 22,92 | 0,479 | 0,24 | ||
2,5 | 1774 | 1317,1 | 86860,7 | 29,60 | 0,464 | 0,232 | ||
2,7 | 1937 | 1258,5 | 82996,1 | 34,53 | 0,443 | 0,221 | ||
2,9 | 2100 | 1185,6 | 78188,5 | 39,83 | 0,417 | 0,209 | ||
3,1 | 2241 | 0 | 0 | 45,52 | 0 | -0 | ||
2 | 3,4 | 1448 | 1391,5 | 54203,1 | 54,75 | 0,289 | 0,145 | |
3,8 | 1611 | 1361,5 | 53034,5 | 68,39 | 0,283 | 0,141 | ||
4,2 | 1774 | 1317,1 | 51305 | 83,55 | 0,273 | 0,137 | ||
4,6 | 1937 | 1258,5 | 49022,3 | 100,22 | 0,261 | 0,131 | ||
4,9 | 2100 | 1185,6 | 46182,7 | 113,72 | 0,246 | 0,123 | ||
5,3 | 2241 | 0 | 0 | 133,04 | -0,001 | 0 | ||
3 | 5,8 | 1448 | 1391,5 | 32015,5 | 159,33 | 0,17 | 0,085 | |
6,4 | 1611 | 1361,5 | 31325,2 | 194 | 0,166 | 0,083 | ||
7,1 | 1774 | 1317,1 | 30303,7 | 238,75 | 0,161 | 0,08 | ||
7,7 | 1937 | 1258,5 | 28955,4 | 280,81 | 0,153 | 0,077 | ||
8,4 | 2100 | 1185,6 | 27278,2 | 334,19 | 0,144 | 0,072 | ||
8,9 | 2241 | 0 | 0 | 375,16 | -0,002 | -0,001 | ||
4 | 9,8 | 1448 | 1391,5 | 18910,2 | 454,87 | 0,099 | 0,049 | |
10,9 | 1611 | 1361,5 | 18502,5 | 562,71 | 0,096 | 0,048 | ||
12 | 1774 | 1317,1 | 17899,1 | 682,02 | 0,092 | 0,046 | ||
13,1 | 1937 | 1258,5 | 17102,8 | 812,79 | 0,087 | 0,043 | ||
14,2 | 2100 | 1185,6 | 16112,1 | 955,02 | 0,081 | 0,04 | ||
15,1 | 2241 | 0 | 0 | 1079,91 | -0,006 | -0,003 | ||
5 | 16,5 | 1448 | 1391,5 | 11169,5 | 1289,45 | 0,053 | 0,026 | |
18,4 | 1611 | 1361,5 | 10928,7 | 1603,51 | 0,05 | 0,025 | ||
20,3 | 1774 | 1317,1 | 10572,3 | 1951,76 | 0,046 | 0,023 | ||
22,1 | 1937 | 1258,5 | 10101,9 | 2313,24 | 0,042 | 0,021 | ||
24 | 2100 | 1185,6 | 9516,7 | 2728,09 | 0,036 | 0,018 | ||
25,6 | 2241 | 0 | 0 | 3103,95 | -0,017 | -0,08 |
1.5.4 Краткий анализ полученных данных
С помощью динамической характеристики можно решать различные задачи, возникающие при эксплуатации автомобиля.
Поэтому после построения характеристики, обязательно должен быть выполнен ее анализ с использованием конкретных полученных данных и рассмотрены возможные случаи применения в реальных условиях эксплуатации автомобиля.
1. Автомобиль будет работать в заданных дорожных условиях, характеризуемых приведенным коэффициентом дорожных сопротивлений ш1=0,03, ш2=0,04, ш3=0,05, максимальные скорости он сможет развивать 24 м/с со значениями коэффициента Г=1 и Г=2.
2. Определить значение динамического фактора Dц, ограничиваемое сцеплением цсц ведущих колес с дорогой.
Для автомобиля с задними ведущими колесами:
Dц= цсц•лк-Рw/G
где: лк - коэффициент нагрузки ведущих колес.
Dц=0,7•0,7-2728,1/187282,7=0,475
3. Определим из динамической характеристики:
- максимальную скорость при установившемся движении в наиболее типичных для данного вида автомобиля дорожных условиях. Скорость будет равна: V=24 м/с. Значения f при этом для различных дорожных условий принимаются из соотношения:
ш=(1,2…1,3)•f
ш=0,03
ш=0,04
ш=0,05
- динамический фактор на прямой передаче при наиболее употребительной для данного автомобиля скорости движения равен: D=0,036.
- максимальное значение динамического фактора на прямой передаче D=0,053 и соответствующая скорость движения V=16,5 м/с.
- максимальное значение динамического фактора на низшей передаче D=0,49.
- максимальные значения динамического фактора на промежуточных передачах: D=0,289 - для второй передачи, D=0,17 - для третей передачи, D=0,099 - для четвертой передачи.
2. Топливная экономичность автомобиляОдна из важнейших народнохозяйственных задач на современном этапе развития - снижение расхода топлива при работе автотранспортных средств.Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть, что по объёму перевозок грузов и пассажиров автомобильный транспорт занимает первое место среди всех других видов транспорта. Автомобильный транспорт потребляет примерно 15% энергоресурсов или почти 20 млн. т. условного топлива, при этом затраты на него при эксплуатации достигают 25…35% стоимости перевозок. На расход горючего при работе автотранспорта в той или иной степени влияет множество конструктивных, технических, эксплуатационных и других факторов и показателей.Одним из основных измерителей топливной экономичности как эксплуатационного свойства принято считать количество топлива Qs, расходуемое на 100 км пути при равномерном движении с определённой скоростью в заданных дорожных условиях.Расход топлива, л/100 км:Qs=Qмгн•ti,где: Qмгн - мгновенный расход топлива двигателем автомобиля, л;Qsi=(gei•Nei/103•ст)•(100/3.6•Vi),где: gei - удельный расход топлива, соответствующий данному режиму работы двигателя, г/кВт•ч.Nei - мощность, развиваемая двигателем при работе автомобиля в рассматриваемых условиях, кВт; ст - плотность топлива, кг/л, равная 0,85; Vi - скорость движения автомобиля, м/с.ti=100/(3.6•Vi)ti=100/(3.6•16,5)=1,7 чti=100/(3.6•18,4)= 1,5 чti=100/(3.6•20,3)=1,4 чti=100/(3.6•22,1)=1,3 чti=100/(3.6•24)=1,2 чti=100/(3.6•25,6)=1,1 чМощность двигателя Nei, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги Рш и воздуха Pw (в Н):Nei=[( Рш+ Pw)• Vi]/103•зтр,Nei=[(5618,5+2728,1)•16,5]/1000•0,876=157,1Nei=[(5618,5+2728,1)•18,4]/1000•0,876=175,2Nei=[(5618,5+2728,1)•20,3]/1000•0,876=193,3Nei=[(5618,5+2728,1)•22,1]/1000•0,876=210,5Nei=[(5618,5+2728,1)•24]/1000•0,876=228,6Nei=[(5618,5+2728,1)•25,6]/1000•0,876=243,8Nei=[(7491,3+2728,1)•16,5]/1000•0,876=192,4Nei=[(7491,3+2728,1)•18,4]/1000•0,876=214,5Nei=[(7491,3+2728,1)•20,3]/1000•0,876=236,7Nei=[(7491,3+2728,1)•22,1]/1000•0,876=257,7Nei=[(7491,3+2728,1)•24]/1000•0,876=279,8Nei=[(7491,3+2728,1)•25,6]/1000•0,876=298,5Nei=[(9364,1+2728,1)•16,5]/1000•0,876=227,6Nei=[(9364,1+2728,1)•18,4]/1000•0,876=253,9Nei=[(9364,1+2728,1)•20,3]/1000•0,876=280,1Nei=[(9364,1+2728,1)•22,1]/1000•0,876=304,9Nei=[(9364,1+2728,1)•24]/1000•0,876=331,1Nei=[(9364,1+2728,1)•25,6]/1000•0,876=353,2Сопротивление дороги:Рш=ш?GРш=0,03•187282,7=5618,5 НРш=0,04•187282,7=7491,3 НРш=0,05•187282,7=9364,1 Н=63,7=64,4=64,8=66,3=70=?=81=81,1=80,8=82=85,7=?=98,2=97,8=96,8=97,7=101,4=?Для наглядного представления о топливной экономичности проектируемого автомобиля при различных условиях установившегося движения строится экономическая характеристика Qs=f(V). На оси ординат откладываются в принятом масштабе значения Qs, л/100 км, а на оси абсцисс скорость движения V, м/с.Порядок построения экономической характеристики.Для различных скоростных режимов движения автомобиля из зависимостиVi=0,105 •rк•ni/iтропределяют значения частоты вращения коленчатого вала двигателя n (в мин-1):ni=Vi•iтр/0,105•rкЗная частоту вращения коленчатого вала из соответствующих скоростных характеристик в зависимости от типа двигателя, определяют значения gei.Определяют мощность двигателя Nei требуемую для движения автомобиля с разными скоростями на заданной дороге, характеризуемой соответствующим приведенного коэффициента сопротивления ш. Расчеты ведутся до скорости, при которой двигатель загружается на максимальную мощность Nv. Переменной величиной при этом является только скорость движения Vi, все остальные показатели, входящие в формулу для определения Nei, являются при движении на заданной дороге, постоянными величинами (f, mo, mг, kw, св, F).Таблица 4.ш | Vi, м/с | ni, мин-1 | Рш, Н | Pw, Н | Nei, кВт | gei, г/кВтч | ti, ч | Qsi, л/100км | |
0,03 | 16,5 | 1448 | 5618,5 | 2728,1 | 157,1 | 247,5 | 1,7 | 63,7 | |
18,4 | 1611 | 5618,5 | 2728,1 | 175,2 | 239, 5 | 1,5 | 64,4 | ||
20,3 | 1774 | 5618,5 | 2728,1 | 193,3 | 229,7 | 1,4 | 64,8 | ||
22,1 | 1937 | 5618,5 | 2728,1 | 210,5 | 224,5 | 1,3 | 66,3 | ||
24 | 2100 | 5618,5 | 2728,1 | 228,6 | 225 | 1,2 | 70 | ||
25,6 | 2241 | 5618,5 | 2728,1 | 243,8 | ? | 1,1 | ? | ||
0,04 | 16,5 | 1448 | 7491,3 | 2728,1 | 192,4 | 247,5 | 1,7 | 81 | |
18,4 | 1611 | 7491,3 | 2728,1 | 214,5 | 239, 5 | 1,5 | 81,1 | ||
20,3 | 1774 | 7491,3 | 2728,1 | 236,7 | 229,7 | 1,4 | 80,8 | ||
22,1 | 1937 | 7491,3 | 2728,1 | 257,7 | 224,5 | 1,3 | 82 | ||
24 | 2100 | 7491,3 | 2728,1 | 279,8 | 225 | 1,2 | 85,7 | ||
25,6 | 2241 | 7491,3 | 2728,1 | 298,5 | ? | 1,1 | ? | ||
0,05 | 16,5 | 1448 | 9364,1 | 2728,1 | 227,6 | 247,5 | 1,7 | 98,2 | |
18,4 | 1611 | 9364,1 | 2728,1 | 253,9 | 239, 5 | 1,5 | 97,8 | ||
20,3 | 1774 | 9364,1 | 2728,1 | 280,1 | 229,7 | 1,4 | 96,8 | ||
22,1 | 1937 | 9364,1 | 2728,1 | 304,9 | 224,5 | 1,3 | 97,7 | ||
24 | 2100 | 9364,1 | 2728,1 | 331,1 | 225 | 1,2 | 101,4 | ||
25,6 | 2241 | 9364,1 | 2728,1 | 353,2 | ? | 1,1 | ? |
1.Скотников В.А., Мащенский А.А., Солонский А.С. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. М.: Агропромиздат, 1986.
2.Литвинов А.С., Фаробин Я.Е., Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. М.:Машиностроение, 1989.
3.Мащенский А.А., Солонский М.А., Поздняков Н.А. Тягово-скоростные свойства и топливная экономичность автомобиля. Мн:БГАТУ, 2002.
Страницы: 1, 2