qv | qkr | qt | av | akr | at | mz | dM | M | |
4027,11 | 502,72 | 2187,44 | 1,67127 | 2,2185 | 2,3664 | 438,75654 | 42399,48 | ||
4032,53 | 464,88 | 1870,60 | 1,69219 | 2,1982393 | 2,335009 | 1434,007 | 1368,9901 | 41030,49 | |
3952,09 | 427,05 | 1578,54 | 1,713111 | 2,1779786 | 2,303619 | 2203,8936 | 2659,3053 | 38371,18 | |
5840,2499 | |||||||||
3779,82 | 389,22 | 1311,25 | 1,734031 | 2,1577179 | 2,272228 | 6371,3749 | 3610,3448 | 34760,84 | |
3584,23 | 351,39 | 1068,74 | 1,754951 | 2,1374572 | 2,240837 | 6780,5438 | 4297,6997 | 30463,14 | |
3144,1876 | |||||||||
3337,71 | 313,56 | 851,01 | 1,775871 | 2,1171965 | 2,209446 | 3383,2196 | 4771,5346 | 25691,6 | |
3062,89 | 275,73 | 658,05 | 1,796792 | 2,0969357 | 2,178056 | 3491,9366 | 5025,7392 | 20665,86 | |
2769,34 | 237,90 | 489,86 | 1,817712 | 2,076675 | 2,146665 | 3488,2576 | 5102,522 | 15563,34 | |
2440,94 | 200,07 | 346,45 | 1,838632 | 2,0564143 | 2,115274 | 3343,7442 | 4994,1933 | 10569,15 | |
2024,72 | 162,24 | 227,82 | 1,859553 | 2,0361536 | 2,083884 | 2959,9915 | 4608,0307 | 5961,119 | |
1542,45 | 143,32 | 177,79 | 1,870013 | 2,0260233 | 2,068188 | 2226,3231 | 3791,1959 | 2169,923 | |
0,00 | 0,00 | 0,00 | 1,880473 | 2,0158929 | 2,052493 | 0 | 2169,9229 | 0 |
Приведенный момент от воздействия сосредоточенных масс находим по формуле:
,
где - расстояние от цеyнтра тяжести -того бака до оси приведения.
Строим суммарную эпюру (рис. 9)
Рис. 9
Проверка правильности построения эпюр нагрузок по крылу.С эпюры =20592кг.Определение точки положения поперечной силы в расчетном сеченииЗная поперечную силу и приведенный момент в расчетном сечении(=0.2), можно найти точку приложения поперечной силы по хорде крыла расчетного сечения:Координату откладывают от оси приведения.Проектировочный расчет сечения крылаВ проектировочном расчете необходимо подобрать силовые элементы поперечного сечения крыла: лонжероны, стрингеры и обшивку. Подберем материалы для продольных элементов сечения крыла и занесем их механические характеристики в таблицу 4.
Таблица 4
Шаг стрингеров находят из условия получения волнистости поверхности крыла не выше определенного значения. Величина должна удовлетворять неравенству
.
Здесь и - давление в горизонтальном полете на нижней и верхней поверхностях крыла;
- коэффициент Пуансона, для дюраля ;
- модуль упругости первого рода материала обшивки.
Приближенно величины и считаем равными
,
.
Параметр является относительным прогибом, рекомендуемое значение которого не более .
Задаваясь шагом стрингеров, найдём толщину обшивки, удовлетворяя неравенство (табл. 5).
Таблица 5.
По соображениям прочности увеличим толщину обшивки, приняв
дсж = 5(мм), др = 4(мм),
Определим количество стрингеров на верхней и на нижней частях поперечного сечения: . (рис. 10)
Рис. 10
Нагрузки, воспринимаемые панелями будут равны
где
Нагрузка, воспринимаемая панелью может быть представлена
Подбор продольного силового набора в растянутой зонеУсилие в растянутой зоне определяется равенством
,
где - количество стрингеров в растянутой зоне, учитываемое в проектировочном расчете,
- площадь поперечного сечения одного стрингера,
- толщина обшивки в растянутой зоне.
Так как панель цельнофрезерованная:
- коэффициент, учитывающий концентрацию напряжений и ослабление сечения отверстиями под заклепки или болты,
- коэффициент, учитывающий запаздывание включения в силовую схему обшивки по сравнению со стрингерами, .
Тогда найдем потребную площадь стрингеров в растянутой панели: рис. 11
Зная потребную площадь стрингера, из сортамента профилей [1, приложение 4] выберем стрингер с близкой площадью поперечного сечения. Выбираем угольник равностенный ПР100-22, , , (рис 11).
Определим площади поясов лонжерона
Площадь следует распределить между растянутыми полками переднего и заднего лонжеронов.
, ,
Отсюда
.
Подбор продольного силового набора в сжатой зонеУсилие в сжатой зоне находят по формуле:
,
где - количество стрингеров в сжатой зоне, учитываемое в проектировочном расчете,
- расчетное разрушающее напряжение стрингера в сжатой зоне,
- площадь поперечного сечения одного стрингера в сжатой зоне,
Присоединенную площадь обшивки определим по формуле:
.
Тогда потребная площадь стрингера:
.
Зная потребную площадь стрингера, из сортамента профилей [1, приложение 4] выберем стрингер с близкой площадью поперечного сечения (Рис. 12). Это бульбоугольник ПР102-23, , , . Рис. 12
Критические напряжения местной потери устойчивости выбранного стрингера определим по формуле:
,
- коэффициент, учитывающий условия закрепления граней стенки.
Стрингеры на местную устойчивость проверим для всех стенок стрингера, кроме приклепываемых к обшивке.
для полки стрингера:
.
Так как >, их необходимо скорректировать по формулам:
, , ,
.
Ширину присоединенной обшивки, работающей с напряжениями стрингера, определим:
.
Площадь присоединенной обшивки:
.
Суммарная площадь полок лонжеронов:
Распределим площадь между сжатыми полками переднего и заднего лонжеронов пропорционально квадратам их высот:
,
.
Примем отношение ширины полки лонжерона к ее толщине , тогда
1лонжерон:
, ; , ;
2лонжерон:
, ; , .
Подбор толщин стенок лонжероновДля приближенного расчета можно считать, что центр жесткости поперечного сечения лежит в центре тяжести жесткостей лонжеронов на изгиб.
Определим моменты инерции лонжеронов.
,
,
Перенося поперечную силу со статическим нулем в центр жесткости, замечаем, что эта сила эквивалентна двум силам:
,
и крутящему моменту
Эти силы вызывают потоки касательных усилий в стенках лонжеронов (рис. 13) .
Рис. 13
Если предположить, что крутящий момент воспринимается только внешним контуром сечения крыла, то этот момент уравновешивается потоком касательных усилий
Тогда в зависимости от расположения поперечной силы (до или после центра жесткости)
.
Найдем толщину стенки:
Примем
Тогда
, ,
. .
Определение расстояния между нервюрамиРасстояние между нервюрами определяется из условия равнопрочности при местной потере устойчивости стрингера и при общей потере устойчивости стрингера с присоединенной обшивкой.
Критические напряжения потери устойчивости стрингера определяются по формуле:
,
где - момент инерции сечения стрингера с присоединенной обшивкой относительно оси, проходящей через центр тяжести этого сечения и параллельной плоскости обшивки;
- расстояние между нервюрами.
,
Тогда
.
Проверочный расчет крылаЦелью проверочного расчета является проверка прочности конструкции при действительной геометрии и физико-механических характеристиках материалов конструкции методом редукционных коэффициентов.
Для определения коэффициента редукции нулевого приближения построим диаграмму деформирования материалов обшивки, стрингеров и лонжеронов. Параметры деформирования приведены в таблице 4.
Имея диаграмму деформирования, выбираем фиктивный физический закон. При расчетных нагрузках напряжения в наиболее прочном элементе конструкции - лонжероне - близки к временному сопротивлению. Поэтому фиктивный физический закон целесообразно проводить через точку (рис. 14).
Рис. 14
Определяем коэффициент редукции нулевого приближения в сжатой зоне:
Лонжерон: ,
Стрингер: .
Определяем коэффициент редукции нулевого приближения в растянутой зоне:
Лонжерон: ,
Стрингер: .
Определим редуцированные площади элементов. Действительные площади элементов сечения:
,
,
;
,
,
.
Редуцированные площади:
,
,
;
,
,
.
Дальнейшие расчеты представлены в таблице 6.
Далее необходимо найти координаты центра тяжести редуцированного сечения. Определяем положение центральных осей редуцированного сечения. Исходные оси выбираем проходящими через носок профиля в соответствии с его геометрией (рис. 15).
Координаты центра тяжести редуцированного сечения определяем следующим образом:
,
,
Рис. 15
где - число сосредоточенных площадей в сечении.
Координаты сосредоточенных элементов в центральных осях найдем так:
,
. (табл. 6)
Определяем осевые и центробежные моменты инерции редуцированного сечения в центральных осях:
,
.
Далее необходимо найти угол поворота центральных осей до положения главных (рис. 16). Рис. 16
Вычислим координаты элементов в главных центральных осях
,
. (табл 6)
Определяем моменты инерции в главных центральных осях
,
.
Определяем проекции изгибающих моментов на главные центральные оси (рис. 17):
;
.
Определяем редуцированные напряжения в элементах сечения:
Рис. 17
Определяем действительные напряжения в продольных элементах из условия равенства деформации действительных и редуцированных сечений по диаграмме деформирования (рис. 18).
Рис. 18
После нахождения действительных напряжений определяем коэффициент редукции последующего приближения для каждого элемента конструкции:
Определение коэффициентов редукции последующих приближений для каждого элемента конструкции будет проведено с помощью ЭВМ. (приложение 1)
После достижения сходимости коэффициентов редукции необходимо определить коэффициенты избытка прочности в элементах:
- в растянутой зоне, - в сжатой зоне.
Таблица 5
Таблица 5 (продолжение)
70
Проверочный расчет на касательные напряженияОценим прочность обшивки модифицированного сечения. Обшивка находится в плоском напряженном состоянии. В ней действуют касательные напряжения, значения которых получены на основе расчета на ЭВМ:
,
и нормальные напряжения , которые равны .(табл. 7)
Определим критическое напряжение потери устойчивости обшивки:
,
где ,
- расстояние между нервюрами, - шаг стрингеров.
Если обшивка теряет устойчивость от сдвига () и работает как диагонально - растянутое поле (рис. 19), то в ней возникают дополнительные растягивающие нормальные напряжения, определяемые по формуле:
,
,
где - угол наклона диагональных волн.
Рис. 19
Таким образом, напряженное состояние в точках обшивки расположенных вблизи стрингеров, определяем по формулам:
При При
, ,
,
. .
Условие прочности, соответствующее критерию энергии формообразования, имеет вид:
,
где
.
Коэффициент , характеризующий избыток прочности обшивки определяем по формуле:
.
Полученные результаты заносим в таблицу 7.
Строим эпюру касательных напряжений (рис. 20)
рис.
Таблица 7
Расчет центра жесткости сечения крылаЦентр жесткости - это точка, относительно которой происходит закручивание контура поперечного сечения, либо это точка, при приложении поперечной силы в которой закручивание контура не происходит. В соответствии с этими двумя определениями существуют 2 метода расчета положения центра жесткости: метод фиктивной силы метод фиктивного момента. Так как проверочный расчет на касательные напряжения проведен, и эпюра суммарных ПКУ построена, то для расчета центра жесткости сечения используем метод фиктивного момента.Определяем относительный угол закручивания 1го контура. Эпюра q - известна.В соответствии с формулой Мора к первому контуру прикладываем единичный момент:Тогда: .Так как обшивка самостоятельно не работает на нормальные напряжения, эпюра меняется скачком на каждом продольном элементе, оставаясь постоянной между элементами, то от интеграла перейдем к суммеОпределяем относительный угол закручивания сечения крыла при приложении к нему момента М = 1 ко всему контуру. Неизвестными являются q01 q02, для их определения запишем два уравнения: уравнение равновесия относительно т.А (нижний пояс переднего лонжерона) и уравнение равенства относительных углов закручивания первого и второго контуров (аналог ур-я совместности деформации).
где - удвоенные площади контуров.
Для расчета относительных углов воспользуемся формулой Мора. Прикладывая к каждому контуру единичный момент
Таким образом, уравнения для расчета неизвестных и примут вид
Решая которые, находим
После нахождения М1 иМ2, определяем относительный угол закручивания первого контура, от приложения к сечению единичного момента:
Определяем величину крутящего момента в сечении крыла от действующих нагрузок. Поскольку деформирование линейно, угол закручивания прямо пропорционален величине Мкр, тогда: