Разработка системы рессорного подвешивания пассажирского электровоза
2
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОВОЗА2. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЭЛЕКТРОВОЗА2.1 Определение основных размеров тележки2.2 Расчёт геометрических характеристик сечений рамы тележки2.3 Определение массы элементов и составление весовой ведомости3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЁТ СИСТЕМЫ РЕССОРНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА3.1 Определение минимально допустимой величины статического прогиба системы рессорного подвешивания3.2 Расчёт основных характеристик листовой рессоры 3.3 Расчёт основных характеристик пружин 4. РАСЧЁТ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ НА СТАТИЧЕСКУЮ И УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ4.1 Составление расчётной схемы рамы тележки и определение величины действующих нагрузок4.2 Расчёт и построение единичных эпюр изгибающих и крутящих моментов4.3 Расчёт и построение эпюр изгибающих и крутящих моментов от внешней нагрузки4.4 Расчёт единичных и грузовых перемещений4.5 Расчёт и построение суммарных эпюр4.6 Расчёт напряжений в сечениях рамы тележки и оценка статической прочности4.7 Проверка рамы тележки на усталостную прочностьЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕВ связи с ростом объёма перевозок появилась необходимость увеличения пропускной способности железных дорог. В связи с этим создаётся необходимость увеличения межремонтных пробегов локомотивов. Одной из самых ремонтируемых частей электровоза является экипажная часть. В связи с этим появляется необходимость разработки более совершенных элементов экипажной части электровозов.К элементам механической части электроподвижного состава предъявляется ряд определённых требований, таких как: надёжность, долговечность, простота обслуживания и быстрый ремонт. Несоответствие этим требованиям ведёт к простоям локомотивов и, следовательно, нарушению режима работы всей железнодорожной системы в целом. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОВОЗАПо [1 табл. 1.1] составляем таблицу 1.1, в которой представлены технические данные заданного тягового двигателя 5AL4442nP и прототип электровоза ЧС8. Таблица 1.1 Технические данные тягового двигателя НБ-501.Параметры тягового двигателя | Численные значения | |
Мощность двигателя ,кВт:-- в часовом режиме Pчас -- в номинальном режиме Pном | 850 820 | |
Частота вращения якоря, об/мин:-- в часовом режиме nчас-- в номинальном режиме nном -- максимальная nmax | 12001215 1860 | |
Масса (вес) двигателя, т | 2.95 | |
Централь Ц, мм | 612 | |
Поперечная длина остова lос, мм | 1000 | |
Расстояние между точками подвешивания lподв, мм | 1100 | |
Тип передачи | односторонняя |
Предварительное значение передаточного числа тяговой передачи определяется по формуле:
(1.3)
где Vк - конструкционная скорость, Vк=175 км/ч.
Вращающий момент на валу тягового двигателя:
(1.4)
Граничные значения для модуля зубчатого зацепления:
(1.5)
(1.6)
По [2 табл. 2.2] принимаем m=18 мм.
Диаметры делительных окружностей зубчатого колеса и шестерни тяговой передачи рассчитываются по формулам:
(1.7)
(1.8)
Значение Da1 необходимо проверить на выполнение требований габарита подвижного состава, приняв b=120 мм и =20 мм:
(1.9)
Условие выполняется.
Числа зубьев зубчатого колеса и шестерни рассчитываются по формулам:
(1.10)
(1.11)
Уточнённое значение передаточного числа тяговой передачи:
Уточнённое значение передаточного числа тяговой передачи должно обеспечивать выполнение условия:
(1.12)
Условие выполняется 175?175, следовательно, тяговый привод обеспечивает движение электровоза с заданной конструкционной скоростью.
Эффективные мощности электровоза в часовом и номинальном режимах:
(1.13)
(1.14)
Скорости движения в час. и ном. режимах:
(1.15)
Мощность, подводимая к тяговой передаче в часовом и номинальных режимах:
(1.16)
(1.17)
Подводимая мощность для часового режима Pп.ном=100 % тогда по [1 табл. 1.2] зп=0.978. Для часового режима:
(1.18)
Вращающий момент на валу тягового двигателя в часовом режиме:
(1.19)
Сила тяги электровоза в часовом и номинальном режимах:
(1.20)
(1.21)
Проверим сцепную массу для пассажирского локомотива, коэффициент использования сцепного веса примем в=0.88. Для пассажирского электровоза постоянного тока:
(1.22)
где Mп - масса пассажирского поезда, Mп=1100 т;
0 - основное удельное сопротивление движению поезда;
тр - удельное сопротивление при трогании с места;
i0 - дополнительное сопротивление от уклона;
у - удельное сопротивление от ускоряющего усилия;
В момент трогания (0+тр+i0)=80 н/т. Величина у определяется по формуле:
(1.23)
где aп - пусковое ускорение поезда, aп=1200 км/ч2;
- удельное пусковое ускорение, =12.2 км·т/ч2·Н.
Коэффициент сцепления колеса с рельсом:
(1.24)
Так как 122.973>94.58, то сцепная масса обеспечивает движение электровоза по расчётному подъёму с установившейся скоростью без боксования.
Минимальная длина электровоза по прочности путевых сооружений:
(1.25)
Длина локомотива по осям автосцепок Lл=25 м.
Жёсткая база локомотива Lб, есть расстояние между шкворнями или геометрическими центрами крайних тележек:
(1.26)
где е - коэффициент, e=0.55;
nс - число секций,nc=1.
2. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЛОКОМОТИВА
2.1 Определение основных размеров тележки
Для определения основных размеров тележки можно использовать расчётную схему, приведённую на рисунке 2.1.
Жёсткая база тележки определяется по формуле:2·aт=2·lподв+B2+2· (2.1)где lподв - расстояние между точками подвешивания тягового двигателя на раме тележки, lподв=1.180 м;B2 - ширина средней поперечной балки рамы тележки, B2=0.3 м; - зазор между опорными кронштейнами и поперечной балкой рамы, =0.04 м;2·aт=2·1.180+0.3+2·0.04=2.74 мДиаметр колеса колёсной пары по окружности гребня:D=Dк+0.06 (2.2)D=1.2+0.06=1.26 мПо рекомендации [1, стр. 18], принимаем ширину концевых поперечных балок B1=0.15 м и расстояние между гребнем бандажа и поперечной концевой балкой рамы тележки l2=0.05 м.Расстояние от геометрической оси колёсной пары до торца концевой поперечной балки: (2.3) Длина тележки:lт=2·l1+aт (2.4)lт=2·0.83+2.74=4.4 мВысота тележки от уровня головки рельса до верхней горизонтальной плоскости рамы hт и ширина рамы тележки по осевым линиям боковин bт по [1] hт= 1.16 м, bт=2.1 м.Длина рамы кузова электровоза определяется по формуле: (2.5)Расстояние от торцов рамы кузова до торцов рам крайних тележек электровоза l3 по [1 с.21] l3=1.42 м. Расстояние между смежными тележками электровоза: (2.6)Полученное расстояние l4>2 м, поэтому корректировку l3, lл и lк не производим.Уточнённая жёсткая база электровоза:Lб=2·(l4+lт) (2.7)Lб=2·(3.78+4.4)= 16.36 мНа рисунке 2.2 приведена компоновочная схема экипажной части электровоза ЧС8.Длина концевой части боковины lкчб=0.1·lт=0.44 м;Длина средней части боковины lсчб=0.23·lт=1.012 м;Длина переходной части боковины: (2.8) Рисунок 2.2. Компоновочная схема экипажной части локомотива.Уточнённая длина тележки:lт=2·lкчб+2·lпчб+lсчб (2.9)lт=2·0.44+2·1.254+1.012=4.4 мДлина усиливающей накладки lн=0.45·lт=1.98 м.На рисунке 2.3 показаны формы сечений концевых поперечных балок и концевых частей боковины.Рисунок 2.3 а. Сечение средней части боковины рамы.б. Сечение поперечных балок и концевых частей боковиныРасстояние между внутренними поверхностями вертикальных листов, образующих сечение:b=B-2·2-2·1 (2.10)где 1 - вылет концов горизонтальных листов под сварной шов, 1=0.02 м.Расчётная высота вертикального листа для сечений без усиливающей накладки:h=H-2·1 (2.11)а для сечения с усиливающей накладкойh=H-2·1-3 (2.12)Ширина сечения по средним линиям составляющих его элементов для всех сечений рамы тележки:b0=b+1 (2.13)Высота сечения по средним линиям составляющих его элементов для сечений без усиливающих накладок:h0=h+1 (2.14)а для сечения с усиливающей накладкой:h0=h+1+3/2 (2.15)Расчётная ширина усиливающей накладки:Bн=B-2·1 (2.16)Bн=0.21-2·0.02=0.17 м2.2 Расчёт геометрических характеристик сечений рамы тележкиРазмеры и расчётные данные сечений балок приведены в таблице 2.1Таблица 2.1 Размеры и расчётные данные сечений балок рамы тележкиЭлемент | B, | H, | h, | b, | h0, | b0, | ?1, | ?2, | ?3, | |
рамы | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | 10-3 м | |
Концевая поперечная балка | 150 | 200 | 166 | 80 | 183 | 95 | 17 | 15 | - | |
Концевая часть боковины | 210 | 200 | 166 | 140 | 183 | 155 | 17 | 15 | - | |
Средняя часть боковины | 40 | 430 | 381 | 140 | 406 | 155 | 17 | 15 | 15 | |
Средняя поперчная балка | 300 | 400 | 366 | 230 | 383 | 245 | 17 | 15 | - |
Таблица 2.2 Вспомогательные параметры для концевых поперечных балок рамы тележки
Элемент | Fi, | zi, | xi, | zi2Fi | xi2Fi | Ixi, | Izi, | |
сечения | 10-4м2 | 10-3м | 10-3м | 10-6м4 | 10-6м4 | 10-6м2 | 10-6м2 | |
Верхний горизонтальный лист | 25.5 | 92 | 0 | 21.58 | 0 | 0.0614 | 4.8 | |
Нижний горизонтальный лист | 25.5 | -92 | 0 | 21.58 | 0 | 0.0614 | 4.78 | |
Левый вертикальный лист | 24.9 | 0 | -47 | 0 | 5.5 | 5.718 | 0.0466 | |
Правый вертикальный лист | 24.9 | 0 | 47 | 0 | 5.5 | 5.718 | 0.0466 | |
Сумма | 100.8 | 0 | 0 | 43.16 | 11.0 | 11.559 | 9.65 |
Элемент | Fi, | zi, | xi, | zi2Fi | xi2Fi | Ixi, | Izi, | |
сечения | 10-4м2 | 10-3м | 10-3м | 10-6м4 | 10-6м4 | 10-6м2 | 10-6м2 | |
Верхний горизонтальный лист | 51 | 192 | 0 | 188 | 0 | 0.123 | 38.25 | |
Нижний горизонтальный лист | 51 | -192 | 0 | 188 | 0 | 0.123 | 38.25 | |
Левый вертикальный лист | 54.9 | 0 | -123 | 0 | 83.06 | 61.28 | 0.103 | |
Правый вертикальный лист | 54.9 | 0 | 123 | 0 | 83.06 | 61.28 | 0.103 | |
Сумма | 211.8 | 0 | 0 | 376 | 166.12 | 22.8 | 76.706 |
Таблица 2.4 Вспомогательные параметры для концевых частей боковины рамы тележки
Элемент | Fi, | zi, | xi, | zi2Fi | xi2Fi | Ixi, | Izi, | |
сечения | 10-4м2 | 10-3м | 10-3м | 10-6м4 | 10-6м4 | 10-4м2 | 10-6м2 | |
Верхний горизонтальный лист | 35.7 | 92 | 0 | 30.22 | 0 | 0.0859 | 13,12 | |
Нижний горизонтальный лист | 35.7 | -92 | 0 | 30.22 | 0 | 0.859 | 13,12 | |
Левый вертикальный лист | 24.9 | 0 | -77 | 0 | 14.76 | 5.71 | 0,047 | |
Правый вертикальный лист | 24.9 | 0 | 77 | 0 | 14.76 | 5.71 | 0,047 | |
Сумма | 121.2 | 0 | 0 | 60.44 | 29.52 | 11.61 | 26,33 |
Страницы: 1, 2