Проблемы и перспективы развития транспорта России
p align="left">
Несколько слов о подготовке специалистов по логистике.

В вузах преподаются по сути лишь основы логистических знаний. Необходимо разработать систему прохождения студентами программы стажировок и практик в компаниях. Для сравнения, в университетах Европы производственная практика занимает половину времени, отведенного на образование в области логистики. Необходимо совершенствовать методики преподавания логистических дисциплин, особенно в системе бизнес-образования. Наблюдается недостаток квалифицированных преподавательских кадров.


Необходимо разрабатывать программы обучения и повышения уровня квалификации сотрудников службы логистики компании на плановой основе. Это исключит ошибки специалистов в выполнении операций, что в дальнейшем позволит исключить возникновение проблем в ходе выполнения заказа, сбои в общем логистическом процессе, повысить уровень качества обслуживания, расширить рынок потребителей и, в конечном счете, повысить репутацию компании.

Необходимо обеспечить первоочередное обучение и повышение уровня квалификации сотрудников, непосредственно отвечающих за выполнение заказов клиентов компании.

Представляется важным также обучение основам логистики власть имущих на общероссийском и региональном уровнях для повышения их профессионализма и компетентности.

Каждое структурное подразделение компании выполняет конкретную, свойственную только ему функцию, за результаты выполнения которой руководитель подразделения ответственен перед руководством компании. По ряду причин руководители функциональных подразделений ставят свои локальные цели выше корпоративных. Если к тому же интересы подразделений пересекаются, то это делает их соперниками. Соперничество может привести к возникновению конфликтных ситуаций в вопросах делегирования ответственности и полномочий. Этому также способствует отсутствие системы четко определенных должностных обязанностей специалистов. В результате чего, специалисты функциональных подразделений могут не иметь общего представления о том, какие функции в логистическом процессе на них возложены.

Специалисты функциональных подразделений компании, стремясь улучшить результаты выполнения своей функции, могут не учитывать результаты влияния отдаленных последствий принимаемых ими управленческих решений на выполнение других функций и результаты деятельности компании в целом.

Логистическая система компании эффективно работает на потребителя тогда, когда основные элементы системы, такие как закупки, производство, хранение, транспортировка и распределение, функционируют как единый четко отлаженный механизм. Этого невозможно добиться, если в процессе выполнения заказов потребителей сотрудники функциональных подразделений, достаточно профессионально реализуют свою часть функций по выполнению заказа, но не несут ответственности за результаты выполнения заказа в целом.


Если отдельное функциональное подразделение не в состоянии сыграть свою роль в реализации механизма выполнения заказов потребителей, то усилия специалистов всех других подразделений компании могут быть совершенно напрасными.

"Цепь надежна настолько, насколько надежно ее самое слабое звено".

В этой связи необходимо постоянное согласование деятельности сотрудников всех подразделений, занятых выполнением заказа.

Организационные концепции, лежащих в основе функционирования компаний, имеющих традиционные функциональные подразделения и компаний, организационная структура управления которых построена на основе логистического подхода, существенно отличаются.

Компании с функциональным подразделением характеризуются:

- сильной специализацией специалистов функциональных подразделений (закупки, склад, сбыт, и т.д.);

- ярко выраженной формализацией;

- наличием связанных информационных систем;

- централизацией принятия решений;

- и высоким уровнем интенсивности контроля.


В свою очередь, организационная концепция, лежащая в основе разработки и внедрения службы логистики в компании, предполагает:


- низкий уровень специализации, наличие специалистов-универсалов;

- исключение формализма;

- наличие несвязанных информационных систем;

- децентрализацию принятия решений;

- низкий уровень интенсивности контроля.


Для систематизации логистических процессов, а также внедрения логистического управления в повседневную деятельность компании, необходимо создание самостоятельного подразделения в организационной структуре компании - службы логистики, находящейся в прямом подчинении руководства компании.

В организационной структуре компании почти все функции управления взаимосвязаны с логистической системой. Поэтому служба логистики должна тесно взаимодействовать с различными функциональными подразделениями компании. Служба логистики взаимодействует с основными функциональными подразделениями, обеспечивая оптимизацию их деятельности и системную устойчивость компании.


Работа по координации выполнения заказов не должна подменяется работой по управлению выполнением заказов, связанных с решением множества организационных задач в ходе выполнения логистических операций.

Служба логистики не должна физически подменять собой соответствующие функциональные подразделения компании. В большинстве случаев количество и объемы заказов могут быть такими, что они не позволят специалистам службы логистики качественно и детально охватить все аспекты выполнения заказов. В этой связи необходимо разграничивать процесс управления заказами от процесса собственно координации. Перед службой логистики ставится задача не разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, а их анализ и перераспределение по другим службам компании, не погружение в многочисленные, порой сугубо технические детали процесса выполнения заказа, а координация укрупненных блоков задач.
Однако без имеющейся в структуре управления компанией службы логистики такая интеграция невозможна. Это препятствует эффективному функционированию компании, делает невозможным ее дальнейшее развитие, что остро ставит вопрос о необходимости реорганизации структуры управления.
Известно, что компаниям, осуществляющим поиск зарубежных партнеров или инвесторов и при этом обладающих развитыми логистическими службами, отдается предпочтение.

Служба логистики играет роль одного из основных подразделений, без которого реализуемые товары были бы лишены одного из главных потребительских свойств - быть доступными потребителю.
Создание службы логистики позволит увязать в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании с бизнес-процессами партнеров и потребителей.

В структуре службы логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказа, объединяются в мощный централизованно-управляемый механизм, позволяющий решать заказы практически любой сложности ответственно, слаженно и профессионально.

Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных подразделений и службы логистики, наличие эффективной системы коммуникации между подразделениями, поддержка руководства компании способны внести значительный вклад в реализацию стратегической цели компании.
Кантер, известный немецкий специалист по организационному поведению, отмечал, что "истинная свобода состоит не в отсутствии структуры, т.е. в возможности для работников выйти из-под контроля и делать, что им заблагорассудится, а, скорее в четкой структуре, которая позволяет людям работать в установленных рамках самостоятельно и творчески". Такая структура управления может быть составлена на основе разработки должностных инструкций специалистов.

Очень важным представляется разработка системы четкого распределения должностных обязанностей специалистов по логистике.
Должностные обязанности - это основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию сотрудников.
Одной из важных задач специалиста по логистике является определение возможных способов и методов реагирования на воздействующие факторы внешней среды - политические, экономические, правовые, технические, технологические, социальные, экологические, и др.

Одна из главных задач специалиста по логистике - проанализировать ситуацию, выяснить интересы каждого звена в цепи "производство-потребление" и скоординировать их деятельность. Цель логистика - организовать весь маршрут продвижения заказа таким образом, чтобы минимизировать затраты на каждом звене этой логистической цепи.
Логистик - это профессиональный "скряга", который чуть ли не единственный во всей логистической цепи думает над тем не как заработать, а как сэкономить.

Выбор методов снижения уровня логистических затрат осуществляется с учетом таких факторов, как сложность логистической системы компании (например, количество складов-потребителей, складов-источников, сложность и характер связывающих их маршрутов), количество видов продукции (ассортимент, упаковка, требования к режиму транспортировки), объемы перевозок, период планирования, количество видов используемого транспорта, режим работы транспортных компаний и т.д.

Начинать необходимо с изучения действующей системы учета материального потока, с создания "фотографии" процесса, определения "узких мест" в системе учета и контроля.

Контроль над всей цепочкой создания стоимости является также одним из эффективных способов минимизации затрат на взаимодействие. Это способствовало к созданию вертикально интегрированных компаний, столь характерных для российского бизнеса, в частности, группы "Русский алюминий".
Вертикальная интеграция обеспечивает возможность контроля над всей цепочкой создания добавленной стоимости. Применяется так называемая "закрытая" корпоративная организационная структура, не позволяющая внешним компаниям предложить более эффективные решения для отдельных звеньев этой логистической цепи. Таким образом, снижается уровень затрат на взаимодействие.

Для сохранения конкурентоспособности на рынке компании рекомендуется выбрать либо глобальный масштаб деятельности, приводящий к значительному снижению уровня затрат на единицу продукции (в качестве примера можно привести бизнес группы "Русский алюминий"), либо глубокую специализацию, позволяющую быть только одним из элементов в цепочке создания стоимости - но лучше всех.

Наблюдается тенденция преобразования системы бизнес связей производителей, поставщиков и потребителей во взаимосвязанную систему гибких альянсов, или так называемых сетей. Альянсы снижают затраты на взаимодействие компаний между собой и с конечным потребителем.

Существует несколько способов снижения стоимости продукции - начиная от снижения доли собственной прибыли до получения определенных скидок на закупочные цены от поставщика. Однако наиболее действенным является способ снижения себестоимости продукции путем сокращения непроизводительных расходов на различных этапах логистического процесса. Достичь существенного сокращения расходов можно путем реструктуризации звеньев логистической цепи, совершенствованием всего логистического процесса в целом. При этом выявляются скрытые резервы, позволяющие существенно снизить уровень затрат и, в конечном счете, уменьшить стоимость продукции.


Решение задач оптимизации бизнеса невозможно без соответствующего информационного сопровождения логистического процесса.

Наиболее сложной является структура движения информационных потоков, в центре которой находится служба логистики.


Важно правильно и рационально организовать внутренние информационные потоки в компании путем разработки, внедрения и использования информационных систем для управления материальными и финансовыми потоками. Такие системы позволяют специалистам службы логистики принимать правильные управленческие решения при выполнении разнообразных логистических операций.


Необходимо разработать единую систему автоматизации информационных потоков взамен изолированной информационной системы каждого подразделения компании.


В последнем случае одна и та же информация о заказах потребителей заносится в базы данных несколько раз, поскольку отсутствует интеграция между информационными системами подразделений. Это приводит к непроизводительным дополнительным затратам рабочего времени сотрудников, снижению эффективности их труда, раздробленности внутреннего информационного потока, а также ошибкам и искажениям при ручном переносе данных из одной системы в другую. Кроме того, сами информационные системы внутри отделов могут использоваться неэффективно, что объясняется недостаточным уровнем подготовки сотрудников в освоении систем и ее ненастроенностью под конкретные потребности логистической системы компании.


Возможными проблемами перехода на логистическую информационную систему может быть нежелание затрачивать дополнительные усилия, средства и ресурсы на ее внедрение, обучение сотрудников, формирование и перенос данных из старых систем, отказ от устоявшихся, и, следовательно, привычных методов работы.


При работе с единой информационной системой все участники логистического процесса должны четко представлять важность вклада их работы в результатах функционировании всей системы в целом. При этом должна поддерживаться строгая дисциплина ведения, протоколирования, поддержания и пополнения единой базы данных. В противном случае, если на каком то участке информационного потока происходит сбой, то это сводит на нет усилия всех остальных участников процесса и делает систему недостаточно работоспособной. Например, если сотрудник отдела продаж не зафиксировал факт подписания договора на поставку, а сотрудник бухгалтерии - факт поступления денег на расчетный счет, то система перестает работать для службы логистики.


Таким образом, результаты работы информационной системы зависят не только от качества алгоритмов, но и качества заложенных в нее данных.

Логистическая информационная система - это, прежде всего, мощный инструмент управления, способствующий повышению эффективности работы компании, ее конкурентоспособности и, следовательно, увеличить доход, поскольку оперативная и достоверная информация о ходе дел, предоставляемая системой, позволит быстро принимать правильные решения, оперативно менять политику компании и быть готовым к любым изменениям рыночной ситуации.


Благодаря целенаправленным организационным, плановым и контрольным мероприятиям возможно, с одной стороны, воспрепятствовать созданию излишних запасов продукции, а с другой - устранить такой недостаток, как отсутствие готовности к поставкам.


Соблюдение жизненного цикла продукции, от которого зависит уровень запаса продукции в распределительной сети.


Решение любых проблем должно быть системным.


Процесс формирования сети поставщиков продукции должно быть более организованным. Им должен заниматься отдел закупок (отдел логистики) совместно с отделом маркетинга. Должно быть проведено маркетинговое исследование рынка продукции, составлена база данных поставщиков, отражающая их характеристики (сроки поставки, размер скидок, цены на продукцию, наличие, надежность выполнения договорных обязательств, компетентность персонала, наличие системы отслеживания заказа и др.). Исходя из полученной информации на научной основе необходимо выбрать наиболее оптимальные группы поставщиков, с которыми должны быть заключены соглашения, определяющие взаимовыгодные принципы сотрудничества.

Компания должна придерживаться стратегической ориентации не на одного, а на нескольких ведущих производителей и поставщиков рынка, в том числе мирового.

Обеспечение единого и непрерывного процесса снабжения потребителя в необходимом количестве и заданного качества является одной из важнейших гарантий эффективного функционирования компании.


Перед мультивендорной компанией стоит задача размещения заказов на поставку продукции одновременно у большого числа производителей. Ясно, что при этом сроки изготовления, доставки и условия расчетов с поставщиками совершенно не совпадают. В этой связи задача определения точки заказа должна сводиться к задаче оптимизации ресурсов компании с тем, чтобы в конечном итоге к указанному в договоре с заказчиком сроку поставки скомплектовать весь заказ на своем складе.


В условиях длительных сроков поставок, вопрос соблюдения сроков поставки стоит особенно остро. В этих условиях снабженческая логистика ориентирована на всемерное сокращение сроков поставки, особенно в тех случаях, когда срок поставки критического заказа у поставщика близок к оговоренной в контракте дате поставки потребителю.


- своевременное размещение заказов и проверку отчета для перезаказов, что исключит заказы, сделанные в последнюю минуту;
- налаженная система поставок;


Управление цепью поставок является существенным фактором успешного бизнеса.

Ожидается, что уровень конкуренции станет еще более жесткой, увеличится ценовое давление со стороны потребителей. Потребителю будет значительно проще проводить сравнение продукции, ограничения на перевозку товаров в Европе практически исчезнут.


Компании будут вынуждены создавать российские, европейские и мировые логистические цепи, соответствующие постоянно повышающимся требованиям потребителей.


Использование Интернета изменит скорость и структуру логистического процесса в непредвиденных в прошлом объемах. Ожидается глобальная реструктуризация логистических сетей.

Наблюдается тенденция роста объемов производства. Однако в целом заметного рывка в развитии экономики не произошло.


Необходимо разработать гибкие производственно-логистические системы, позволяющие программировать материальные, финансовые и информационные потоки в соответствии с объемами и потребительскими характеристиками каждого заказа.


Организация перевозок грузов - это сложный логистический процесс, затрагивающий множество ключевых аспектов деятельности не только самих перевозчиков, но и других субъектов, обеспечивающих их организацию и контроль над выполнением. Реализация каждого функционального этапа этого процесса приводит к возникновению материальных, информационных и финансовых потоков и, как следствие, к затратам, определяющим, в конечном итоге, и уровень цен на товары. По оценкам специалистов, транспортные расходы составляют от 40 до 60% от общей цены продукции. Снижение уровня этих затрат является одной из важнейших задач транспортной логистики, занимающейся решением оптимизационных задач перемещения требуемого количества продукции в нужное место, лучшим маршрутом за требуемое время и с наименьшими затратами.

По данным Европейской логистической ассоциации за 1999 год благодаря применению принципов логистики производительность труда работников компаний, занятых на транспортировке грузов, увеличилась в целом на 10%.

Одним из основных условий повышения доли рынка транспортных услуг, предоставляемых российскими перевозчиками и экспедиторами, является достижение высокого уровня качества транспортно-логистического обслуживания, отвечающего международным стандартам.


Необходима разработка системных отраслевых и межотраслевых стандартов, регламентирующих экспедиторскую деятельность при реализации мультимодальных транспортных проектов.



С точки зрения грузоотправителей необходимо, чтобы транспортные компании могли предоставить следующие услуги:


- предоставлять скидки на свои тарифы;

- иметь небольшие сроки доставки;

- предоставлять информацию о доставке;

- иметь возможность складировать товар для последующей доставки;

- переадресовывать заказ;

- возможность организовать систему слежения за прохождением заказа.


При осуществлении транспортно-складских операций перед специалистами службы логистики стоит задача как можно большей минимизации запасов продукции, хранящейся на складе. Главным принципом системы складского контроля компании должен являться принцип Just in time. Вся продукция должна заказываться строго под конкретного потребителя и после подтверждения факта оплаты. Служба логистики должна организовать работу таким образом, чтобы продукция доставлялась с таможенного склада или от поставщика непосредственно на склад получателя. Тем самым, достигается сокращение затрат на погрузо-разгрузочные операции, складирование, хранение, транспортировку и устранение опасности появления неликвидов.


Предметом изучения распределительной логистики является процесс развоза продукции с производства, либо с распределительного (логистического) центра по торговым точкам (складам) для дальнейшей его реализации покупателям. Задача заключается в обеспечении гарантии наличия торгового ассортимента на складах потребителей при минимальном уровне запасов и минимальных транспортных расходах на обработку заказов и их доставку.

Наряду с нарастающей конкуренцией и развитием дистрибьюторской сети, существует много возможностей для успешного развития торгового бизнеса. Одним из перспективных направлений является создание распределительных структур, объединяющих производителей, оптовиков, логистических провайдеров и розничных сетей. Согласование действий участников такой структуры, определение единых стратегических целей, идентичный уровень используемых технических средств и оборудования, технологий и информационного обеспечения на всех этапах доведения продукции до конечного потребителя позволят:


- сократить общие затраты распределительной системы;
- оптимизировать ассортимент продукции с учетом потребностей конечных потребителей;
- сократить количество торговых посредников до оптимального уровня;
- повысить уровень обслуживания, как для конечного потребителя, так и для бизнес-партнеров.

Задача эффективного распределения продукции, прежде всего, волнуют владельцев крупных дистрибьюторских, оптовых торговых и производственных компаний. Обычно функцию планирования и реализации распределения продукции возлагают на службы логистики, департаменты операций и т.д. Специалисты данных подразделений обрабатывают заказы с торговых складов, определяют необходимое количество транспортных средств, порядок объезда складов, заказывают автомобильные транспортные средства, контролируют осуществление развоза продукции, организуют работу складов и др


Задача, решаемая руководителями данных подразделений, формулируется довольно просто: "Минимизировать расходы на распределение продукции при сохранении требуемого уровня качества обслуживания потребителей".

1.2. Основные факторы развития логистики

Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширения внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие 2 фактора:

Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения.

Создание гибких производственных систем.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей. Если в допереходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.

Приспособления к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции потребовало от фирм-изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, и, прежде всего, сокращения времени выполнения заказов и соблюдения согласованного графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке.

Усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распределения вызвало у фирм продуцентов аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существовавших моделей организации в сфере снабжения и сбыта.

Активно развернулись работы по оптимизации отдельных направлений товародвижения. Замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур. Но работа по принципу «малыми партиями» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов сырья, полуфабрикатов и конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрылись за счет сокращения складских издержек.

Кроме факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого:

Использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач.

Ускорение НТП в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения.

Унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода ограничений импортных и экспортных и т.д.

Формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. В соответствии с первой, проблема товародвижения стала рассматриваться как комплексная. Важнейшее требование теории заключается в обязательном анализе всех составляющих системы товародвижения, их внутренних и внешних взаимосвязей.

Урегулирование взаимоотношений в рамках логистики стало возможным с помощью теории компромиссов. Именно на ее основе достигается эффект, устраивающий систему в целом. Применительно к товародвижению выбираются решения, оказывающие позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли, хотя бы и в ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы.

Важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики. Применение современных средств информационного отслеживания материальных потоков способствует внедрению «безбумажной» технологии. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. С помощью «компьютерной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с конкурентами. Информационные системы обеспечивают также данные о емкости рынка и его насыщенности товарами.

Были приняты меры по регулированию международного товародвижения, с целью упростить, минимизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение товаропотоков. В результате было сокращено время нахождения грузов в пути, повышена точность их доставки и сохранности, уменьшены запасы материальных ценностей на приграничных зонах.

Одновременно создавались международные распределительные центры, менялись схемы размещения складов. Тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения унифицировались, что позволяло использовать автоматические системы считывания и адресования грузов. Увеличение объемов материальных потоков в международных сообщениях диктовало необходимость устранения чрезмерной детализации правил и норм, установленных на двусторонней основе. Начался процесс координации инвестиций в создание межнациональной логистической инфраструктуры.


1.3. От закупки до продажи: степень ответственности

Современный подход к бизнесу требует комплексного подхода к закупке, транспортировке, складированию и продаже товаров. Для этого все чаще создаются отделы логистики. Как разграничить полномочия этого отдела и смежных с ним?


Комплексный подход


В настоящее время логистика стремительно развивается, формируется рынок логистических услуг. Поэтому в компаниях необходимо создавать отделы логистики, в обязанности которых, в частности, будет входить достижение компромисса между логистами, финансистами и продажниками.
В понятие «логистики» входят не только транспортировка, складирование и взаимодействие с таможней. Логистика это функция управления потоками: материальными, информационными, финансовыми. В рамках управления материальными потоками закупки и управление запасами находятся в ведении логистов.
Логистов учат управлять запасами, планировать закупки и отгрузки, знакомят с различными способами вычисления точки пополнения запасов, планирования продаж и закупок. Большое внимание уделяется математическим методам прогнозирования продаж и закупок, базирующихся на статистике за предыдущие годы и анализе числовых рядов.

Обязанности логиста

Типовая инструкция руководителя отдела логистики содержит, в частности, следующие пункты:


2.22. Управление снабжением.

2.22.1. Определение потребности в продукции.

2.22.2. Управление заказами, их объемами, подготовкой и размещением.

2.22.3. Управление специальными заказами.

2.22.4. Формирование отчета и анализ выполнение заказа.

2.23. Управление закупками.

2.23.1. Разработка плана закупок.

2.23.2. Выбор базисных условий поставки, поставщика.

2.23.3. Разработка транспортных условий контрактов.

2.23.4. Разработка договора поставки и его заключение.

2.23.5. Выбор видов и сроков платежей.

2.23.6. Организация взаимодействия с поставщиками.

2.24. Управление поставками.

2.24.1. Планирование поставки.

2.24.2. Осуществление мониторинга поставки.

2.24.3. Анализ результатов поставок.


Инструкция показывает, что в ведении логистов находится весь цикл заказа. Продажники ищут новых клиентов и согласовывают контракты со старыми. В некоторых компаниях отдел логистики даже влияет на ценовую политику, так как занимается калькуляцией себестоимости товара. Логисты стали отвечать за правильность определения потребности в закупках, планирования закупок и выполнения плана.


Как планировать закупки?


Какой именно из имеющихся в арсенале современной логистической науки методов дает наименьшую погрешность при планировании потребности в закупках?
Как избавиться от появления неликвидов на складе и почему используемая формула не позволила просчитать возникновение дефицита по конкретно взятой позиции?

В российском бизнесе появилась прослойка продажников, основная задача которых быть «в поле», искать и удерживать клиентов, а дальнейшее планирование продаж находится в компетенции логистов. Такие коммерсанты убеждены, что продажи не поддаются прогнозированию, а зависят исключительно от настроения клиента.

Такой подход препятствует консолидации и централизации поставок, приводит к росту транспортных издержек и затрат на обработку заказа. Он вынуждает специалистов по логистике каждые два дня заказывать всего несколько единиц товара, вместо того чтобы заказать товар сразу на месяц. Отсутствие системного подхода со стороны коммерсантов при планировании продаж и уверенность некоторых логистов в том, что планирование потребности в продукции и закупок является их обязанностью, ведет к тому, что логисты переходят к самостоятельному планированию, которое не всегда бывает эффективным. Ошибки в планировании обусловлены не столько «молодостью» российской логистики или неприменимостью западного опыта (большинство логистических технологий и современная идеология логистики пришли в Россию именно с Запада), сколько тем, что имеющиеся в распоряжении логиста методы и формулы основаны на устаревших статистических данных и математическом анализе.

Неплохие результаты планирования показывают сотрудники нового отдела логистики, пришедшие из отдела закупок. Такая ситуация чаще всего встречается на постсоветских промышленных предприятиях. Этот факт подтверждает, что логистика существовала еще во времена СССР, а также то обстоятельство, что в силу ряда объективных причин методы математического моделирования и анализа не могут быть полностью применимы при планировании закупок. Находит подтверждение наблюдение многих коллег, имеющих большой опыт работы в логистике, что наилучший результат планирования дает специалист, который хорошо знает тему. «Он знает продажи, рынок и обладает определенными навыками и способностями, спрогнозирует и спланирует лучше, потому что он в теме, потому что он может» 3. Именно метод экспертной оценки зарекомендовал себя как наиболее эффективный. Если закупки товаров постоянного потребления еще можно спланировать на основании математических формул и статистики за предыдущие периоды, то потребность в товарах спорадического спроса поддается прогнозированию только на основании экспертной оценки.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты