Пассажирский транспорт республики Карелия: история, перспективы, современность

Пассажирский транспорт республики Карелия: история, перспективы, современность

Пассажирский транспорт Республики Карелия: история, современность, перспективы

(по дипломной работе студента 053 гр. ЕГФ КГПУ

Хабибулина А.Р. 2004 г.)

Введение

Транспорт - одна из уникальнейших отраслей мировой экономики - своеобразная «кровеносная система», которая не производит ничего материального, а только перемещает в пространстве. Один из огромных разделов транспорта - общественный пассажирский транспорт - затрагивает жизнь подавляющего большинства россиян. Практически каждый человек ежедневно пользуется городским, пригородным или междугородным транспортом. Многие каждый день на работу, учебу или к месту службы перемещаются на троллейбусе, автобусе, «маршрутке» (или даже поезде) и не задумываются о том, что чем больше мы пользуемся городским или другим видом транспорта, тем мы более способствуем развитию этой отрасли, и тем мы косвенно способствуем развитию нашего города, поселка, района и Республики в целом. Пассажирский транспорт не отделим от системы расселения людей. Разнообразным образом расположенные населенные пункты и существующие связи между ними способствуют более широкому развитию транспорта, однако, и транспорт, в свою очередь, способствует росту населенного пункта и вообще расширению системы поселений благодаря повышению уровня их доступности [по 26].

В течение довольно продолжительного времени я интересовался историей развития пассажирского транспорта в Петрозаводске и Карелии, основными изменениями, происходящими в этой области городской и республиканской экономики. Однако до сих пор я не встречался с комплексной характеристикой системы пассажирского транспорта Петрозаводска, его пригородов и Республики в целом с точки зрения географии. Поэтому я решил подробно изучить историю формирования нынешней сети пассажирского транспорта в Карелии, выявить основные этапы и закономерности ее развития, чтобы в дальнейшем постараться максимально изучить существующее положение в этой отрасли, охарактеризовать основные проблемы и, возможно, показать некоторые пути их решения.

В данной работе будет рассматриваться только часть системы пассажирского транспорта, а именно транспорт, работающий на регулярных маршрутах и доступный широким слоям населения. Таким образом, выпадают из внимания перевозки легковыми такси, ведомственным (служебным) транспортом и транспортом личного пользования.

Моя работа основана на данных периодической печати, ресурсов «Internet», государственного архива Республики Карелия, данных, полученных в ходе собственных исследований - как документальных источников, так и собственной экспедиционной оценки реальной работы транспорта Республики. Основная часть работы основана на материалах, предоставленных ПМУП «Автоколонна №1126 плюс» и «Троллейбусное управление», ГУП РК «Карелавтотранс», отделом транспорта и связи администрации города Петрозаводска, администрацией местного самоуправления г. Сортавала, Петрозаводским агентством воздушных сообщений, ГП «Пудожское АТП», МП «Лоухское АТП», МП «Кемское АТП», МП «Автоколонна № 2060» (г. Кондопога), МП «Суоярвский Лесопункт», ООО «Беломорская Автоколонна», ЗАО «АТП г. Сегежа», ЗАО «Автоперевозки» (г. Сортавала), ЗАО «РЭЙ» (г. Лахденпохья). За всестороннюю помощь в подборе материала для данной работы благодарю сотрудников вышеперечисленных предприятий и организаций пассажирского транспорта Петрозаводска и Республики. За техническую помощь в создании приложений для данной работы выражаю благодарность сотрудникам ФГУП «Аэрогеодезия» и УЦИ РЦНИТ ПетрГУ - лично А. М. Шредерсу.

1. Классификация пассажирского транспорта, его место и значение в экономике

Транспорт (от лат. transporto - перемещать) является одним из основных компонентов третичного сектора экономики. Третичный сектор еще называют сферой обслуживания и он, в отличие от двух других секторов экономики (добыча природных ресурсов и промышленный сектор), направленных на производство и увеличение материального благосостояния общества, ориентирован в первую очередь на потребление. Сфера услуг напрямую зависит от уровня экономического развития государства и, в частности, от личных доходов граждан. Наряду с транспортом в сферу обслуживания входит связь, образование, медицина, почта, банковская система и другие, социально важные отрасли.

Как отрасль, транспорт представляет собой комплекс различных средств сообщения и транспортной инфраструктуры, а также финансовых, трудовых и организационных средств. Средствами сообщения является подвижной состав, т.е. автомобили, самолеты, вагоны, локомотивы, суда и т.п. Транспортная инфраструктура - совокупность различных путей сообщения (дороги, туннели, мосты, реки, озера и т.д.) и технических сооружений (остановочные комплексы, станции, заправочные станции, грузовые и пассажирские терминалы, аэропорты, системы управления и т.д.) без которых невозможна полноценная работа средств сообщения. В некоторых типах транспорта средства и пути сообщения совмещены, например - трубопроводный и электронный виды транспорта, а также связь, как транспорт информации.

1.1 Роль транспорта в экономике и жизни

Не случайно транспорт называют «кровеносной системой страны», поскольку именно посредством его осуществляется перевозка грузов от производителя к потребителю, чем активируются товарно-денежные отношения, являющиеся основой любой экономики. Таким образом, транспорт обеспечивает развитие, связь, взаимодействие и координацию всех отраслей экономики, как страны, так и отдельного населенного пункта. В этом и состоит экономическая роль транспорта.

Политическое значение заключается в способности «сшивать» воедино территорию страны с неравномерно распределенными по ней ресурсами, как природными, так и трудовыми, административными, военными, финансовыми, интеллектуальными и рекреационными. Таким образом, возможно оперативное маневрирование ресурсами и разрешение чрезвычайных ситуаций.

Культурное значение транспорта заключается в том, что он может быть одновременно: и источником распространения эстетических ценностей, повышения образования и культуры населения, и элементом культуры. Создаются музеи и экспозиции, посвященные транспорту (Музей городского пассажирского транспорта в Москве, Паровозный музей в Санкт-Петербурге и другие).

Рекреационное значение транспорта неоценимо, т.к. именно транспорт делает доступными для туристов и отдыхающих различные природные и историко-культурные объекты в любой точке города, района, области или страны. Существуют как отдельно туристические пассажирские перевозки (круизные морские и речные маршруты, туристические поезда, чартерные рейсы воздушного транспорта), так и обычные регулярные пассажирские перевозки, имеющие большое туристическое значение («Южные» поезда, городские, пригородные, междугородные и международные маршруты автотранспорта связывающие крупные рекреационные объекты и пассажирские терминалы).

Социологическое значение состоит в перевозке пассажиров к месту работы, учебы, оздоровления и организации досуга. Это приводит к значительной экономии времени и сил людей, что, в свою очередь, отражается в экономии времени, снижении усталости, а, следовательно, и повышении производительности труда. Также транспорт влияет на распределение трудовых ресурсов, как по отраслям, так и в пространстве (по [8, 19]).

1.2 Классификация транспорта

Существует множество классификаций транспорта, однако следует остановиться на более важных из них.

По назначению транспорт подразделяется на общественный (все виды транспорта, выполняющие общественно важные функции: перевозка продуктов питания, стройматериалов, медицинские перевозки, пассажирские перевозки и др.), ведомственный (или промышленный, т.е. выполняющий узкоспециализированные технологические перевозки на конкретных предприятиях) и личный, принадлежащий гражданам и используемый в личных целях.

В зависимости от среды, используемой для работы, транспорт разделяется на наземный и подземный (автомобильный, железнодорожный), водный (надводный, подводный), воздушный (авиационный, воздухоплавательный), а также использующий искусственную среду (трубопроводный, электронный).

В зависимости от вида технического средства, использующегося в качестве основного, транспорт разделяется на: автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный, канатный, трубопроводный, электронный и оптико-волоконный, плюс к этому существует много «смешанных» видов.

Все виды, кроме трубопроводного, электронного и оптико-волоконного, подразделяются, в свою очередь, по характеру перевозок на грузовые и пассажирские. Существуют также грузопассажирские перевозки (например, почтово-багажные и грузопассажирские суда и поезда).

Пассажирский транспорт, в свою очередь, по режимам работы подразделяется на дотационный (социальный, льготный), т.е. выполняющий социальный муниципальный или государственный заказ, и бездотационный (коммерческий, платный), работающий на принципе самоокупаемости и самофинансирования главной целью которого является извлечение прибыли.

По способам организации движения пассажирский транспорт состоит из маршрутного и немаршрутного (легковое такси и т.п.). В данной работе рассматривается, главным образом, маршрутный транспорт. На разных видах транспорта существуют различные классификации маршрутов, обусловленные техническими, экономическими и организационными особенностями передвижения.

1.3 Классификация маршрутов автомобильного и электрического транспорта

Маршрут - четко регламентированный и оборудованный путь следования подвижного состава при выполнении регулярных перевозок. Маршрут состоит из трассы - линии между его конечными пунктами, разделенной остановочными пунктами на перегоны.

В зависимости от протяженности и расположения относительно населенных пунктов маршруты бывают:

1. Городские (внутригородские) - маршруты, проходящие в пределах границ города (другого поселения). На таких маршрутах работает Городской Пассажирский Транспорт (ГПТ) представленный несколькими видами:

- автомобильный - автобус, маршрутное такси, автобус-экспресс;

- наземный электротранспорт - троллейбус, трамвай, скоростной трамвай, фуникулер, наземные линии метро, «легкое» метро;

- подземный электротранспорт - метро, подземный скоростной трамвай;

монорельсовый внеуличный транспорт (монорельс);

2. Пригородные - маршруты, проходящие за пределы города на расстоянии до 50 км включительно. Здесь работает пригородный пассажирский транспорт представленный меньшим количеством видов:

- автомобильный - наиболее массовый вид пригородного транспорта; здесь так же используются автобусы, маршрутные такси и автобусы-экспрессы;

- электротранспорт - в России используется мало, только на линиях Москва - Химки, Саратов - Энгельс и Рязань - Ореховое озеро, тогда как в странах СНГ используется довольно широко - Симферополь - Алушта, Алушта - Ялта, Донецк - Макеевка, Тирасполь - Бендеры, Чиатура - Сачхере, Фергана - Маргилан и др. [9];

метрополитен в пригородном сообщении в нашей стране используется только в Санкт-Петербурге, поскольку станция «Девяткино» 1-й линии метро находится за пределами города, кроме того, еще и в другом субъекте Российской Федерации - Ленинградской области, т.е. это одновременно и межобластная линия (см. ниже);

3. Междугородные - маршруты, проходящие за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км. Междугородние перевозки осуществляются, в основном, автобусами и троллейбусами (на линии Симферополь - Ялта в Украине). Основную часть пассажиров в междугородном сообщении в России перевозит железная дорога и авиатранспорт (см. ниже).

Среди пригородных и междугородных выделяются сельские маршруты, которые связывают сельские населенные пункты между собой, с ближайшей пристанью, железнодорожной станцией или аэропортом. К сельским маршрутам также относятся линии, проходящие внутри сельских населенных пунктов. На маршрутах сельского типа обычно работают автобусы или маршрутные такси. В Карелии такие маршруты действуют в нескольких районах, главным образом, для доставки пассажиров к железнодорожным станциям, а также перевозки школьников в учебные заведения (Соддер - ст. Новые Пески, Соддер - Пряжа, Пряжа - Эссойла, Шокша - ст. Деревянка, Шокша - Кварцитный, Шайдома - Кяппесельга - Пролетарка - Уница и др.).

В зависимости от административно-территориального устройства территории, по которой проходит линия, автобусные маршруты делятся на:

- Внутрирайонные - начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района (например: Олонец - Тукса и Суоярви - Вегарус).

- Межрайонные (внутриреспубликанские, внутриобластные) - связывающие два и более района, но не выходящие за пределы региона (Петрозаводск - Святозеро, Петрозаводск - Каскесручей, Лахденпохья - Сортавала).

- Межобластные (межрегиональные) - связывающие два и более региона страны (Петрозаводск - Вологда и Петрозаводск - Санкт-Петербург).

- Международные - линии, проходящие по территории двух и более государств (Петрозаводск - Хельсинки, Костомукша - Кухмо, Санкт-Петербург - Сортавала - Йоэнсуу).

При этом, один маршрут может быть одновременно нескольких категорий, например: Санкт-Петербург - Лахденпохья - Сортавала - Йоэнсуу является и междугородным, и международным, и межрайонным, и межобластным.

Необходимо сказать, что в Карелии до 1990-х годов существовала немного другая классификация загородных автобусных маршрутов, которая до сих пор используется в части районов (Медвежьегорский, Кондопожский, Пудожский и т.д.):

Ближний пригород - маршруты, проходящие на расстоянии до 50 км включительно, имеющие, как правило, несколько остановок в черте города, т.е. это обычные пригородные маршруты (Петрозаводск - ММС, Костомукша - Заречный, Олонец - Ильинский и др.);

Дальний пригород - маршруты, протяженностью более 50 км. но не выходящие за пределы одного административного района Республики (Беломорск - Летний, Лоухи - Пяозерский, Кондопога - Вохтозеро и др.). Такие маршруты характеризуются «пригородным» режимом работы, т.е. расположение остановок, тарификация, используемая наполняемость автобусов - как в пригородном сообщении. Однако, для петрозаводского узла маршрутов - это линии, работающие в радиусе более 50 км, но не выходящие за пределы Пряжинского, Прионежского, Кондопожского районов и Вепсской волости с редкими остановками в 50-километровой зоне, (Петрозаводск - Спасская Губа, Петрозаводск - Кинелахта, Петрозаводск - Каскесручей и др.). Здесь было сделано исключение только для маршрутов Петрозаводск - Кондопога и Петрозаводск - Кондопога - Вохтозеро - Петрозаводск, которые были отнесены к междугородным.

Междугородные - маршруты, протяженностью более 50 км. и связывающие два и более района республики

(Петрозаводск - Кондопога, Петрозаводск - Олонец - Видлица, Сегежа - Костомукша и другие).

По конфигурации (по расположению на территории) маршруты классифицируются на несколько типов:

Маятниковые - маршруты, движение на которых как в прямом, так и в обратном направлении проходит по одной и той же трассе. По таким маршрутам осуществляется большинство перевозок в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.

Кольцевые - маршруты, движение по которым представляет собой замкнутый контур. Такие маршруты характеризуются примерно постоянной наполняемостью и большим охватом территории.

Масштабные - маршруты, которые представляют собой трехконечную звезду, т. е. маятниковый маршрут, имеющий дополнительную «петлю» - участок, по которому транспортное средство проходит два раза водном направлении. Такие маршруты часто используются в пригородном и междугородном, как правило, автобусном или железнодорожном сообщении (Петрозаводск - Бесовец - Виданы, Петрозаводск - Колатсельга - Койвусельга, Петрозаводск - ММС - Шуйская и др.), однако подобные линии есть и в городском сообщении: Петрозаводск - маршруты № 12, 71 и 71-1, Кондопога - маршруты № 1а, 2а, 4а, Костомукша, где большинство городских автобусных маршрутов (№ 1, 1Б, 2, 3, 5, 6, 6А, 6Б и 6В) являются масштабными, а также единственные городские маршруты в городах Пудож, Лахденпохья, Олонец, Суоярви. Существование таких маршрутов обусловлено спецификой пассажиропотоков (заезд к значительному пассажирообразующему пункту - вокзалу, крупному торговому центру, больнице или компактному жилому району), сложившейся в результате развития сети ГПТ в уникальной планировке населенных пунктов. Часто такие линии организуются с целью наиболее полного использования возможностей подвижного состава и сокращения количества дублирующих маршрутов. В загородном сообщении такая схема движения позволяет за счет одной линии обеспечить перевозками гораздо большее число поселений, а дифференцированный тариф покрывает расходы на провоз пассажиров по «лишнему кругу», однако увеличивается время в пути между конечными пунктами.

Маятниковые и кольцевые маршруты ГПТ разделяются на подвиды:

- диаметральные, связывающие отдаленные районы города и проходящие через центр подобно диаметру. К этой категории относится большая часть городских маршрутов во всех городах Карелии.

- радиальные, связывающие один из районов города с центром (например - троллейбус № 1 и маршрутное такси № 6, 13 в Петрозаводске, маршрут № 7 в Костомукше, маршруты № 1, 1а, 3, 4, 4а и 5 в Сортавала);

- полурадиальные, как и предыдущие, связывают один из районов с центром города, но проходящие не четко радиально; например - троллейбус № 4 в Петрозаводске;

- вылетные - маршруты, повторяющие основные схемы движения в городе, но выходящие далеко за пределы основной части города (как линии № т4, 9, 12, 31, 100 в Петрозаводске, маршрут № 4 в Кеми, маршрут № 1 в Медвежьегорске;

- тангенсальные - похожи на диаметральные, но через центр проходят частично (по касательной), например как маршрут № 10 в Петрозаводске;

- кольцевые (см. выше), представлены лишь в Петрозаводске (№ 26, 27, 44 и 45);

- радиально-кольцевые, являющиеся «гибридом» радиальных и кольцевых, т.е. имеющие большое кольцо, как правило, в центре города и длинный «хвост», обычно в один из районов города (троллейбус №6, «маршрутки»№ 13, 20, 21 и 22 в Петрозаводске, маршруты № 3 и 4 в Костомукше), однако бывает и с точностью до наоборот - маршруты № 4а, 4Б, 6, 7, 15, 19, 20, 36, 41, 46, 47, 77 в Петрозаводске;

Периферийные (хордовые), связывающие окраинные районы и не проходящие через центральную часть города, как петрозаводская линия «маршруток» №1 и троллейбус № 7.

1.4 Классификация маршрутов железнодорожного транспорта

В железнодорожном сообщении на территории России действует три основных подхода к классификации маршрутов: по протяженности, по административно-территориальному делению территории и по внутреннему районированию Российских Железных Дорог (по [44]).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты