Оценка безопасности движения и способы устранения опасных мест на дороге
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ, ПОГОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК, КОЭФФИЦИЕНТЫ АВАРИЙНОСТИ, СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ, РАССТОЯНИЕ ВИДИМОСТИ, ЭЛЕМЕНТЫ КРИВОЙ В ПЛАНЕ, КАТЕГОРИЯ ДОРОГИ, ПРОДОЛЬНЫЙ УКЛОН.
Объектом исследования являются элементы автомобильной дороги для точного определения их влияния на безопасность и скорость движения.
Цель работы - освоить навыки работы с нормативными документами по расчету и определению влияния дорожных условий на безопасность движения.
В процессе работы построен график аварийности, рассчитана степень опасности пересечений и примыканий, определена зона срезки для безопасного движения на кривых в плане и перекрестках, разработаны мероприятий по снижению аварийности на дорогах.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема безопасности движения по дорогам, существовавшая ещё в эпоху конного транспорта, особенно активизировалась с появлением механических транспортных средств. Уже в 1831г., когда в Лондоне делались первые попытки перевозки пассажиров на повозках с паровыми двигателями, случилось первое дорожно-транспортное происшествие, при котором повозка, объезжая детей, игравших на дороге, врезалась в стену дома и погиб водитель.
Автомобилям становится всё теснее на дорогах, а в число участников движения включаются новые, малоопытные водители. Всё это проявляется в снижении эффективности автомобильного транспорта и росте числа дорожно-транспортных происшествий. Во многих странах число погибающих на дорогах соизмеримо с числом жертв войн, тяжёлых болезней и эпидемий. Дороги стали своеобразным «полем сражений», где ошибки людей, неорганизованность движения, несовершенство дорог и неисправности автомобилей выдвигают перед человеком актуальную проблему борьбы за жизнь пользующихся дорогами.
Проблема безопасности движения индивидуальна для каждой страны или даже её районов и должна решаться самостоятельно.
В развитых странах при росте численности парка автомобилей в результате предпринимаемых мер по улучшению состояния дорожной сети и организации движения удаётся снизить как относительный показатель аварийности на 100 млн. автомобиле - километров пробега, так и абсолютное число происшествий.
Обеспечение безопасности движения приобрело в стране общенациональное значение. Повышению безопасности движения был посвящён ряд правительственных постановлений. Решение проблемы безопасности движения требует проведения комплексных мероприятий.
В нашей стране с 1974г. начата подготовка инженеров новой специальности «Организация дорожного движения» как одна из мер по упорядочению движения по дорогам, повышения его безопасности и эффективности перевозок.
1 ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
РАСПОЛОЖЕНИЯ УЧАСТКА ДОРОГИ1.1 Климатические характеристики Саха Якутия образована 27 апреля 1922 года, расположена на севере Восточной Сибири, в бассейнах рек: Яны, Лены, Индигирки и в низовьях Колымы. Западная Якутия занимает Среднесибирское плоскогорье , а в Восточной преобладают крупные горные системы. Свыше 40% территории находится за полярным кругом. Средние температуры января от -28 до -30 0С, июля 2 - 5 0С. Осадков 150 - 200мм в год. Осадки атмосферные - вода в жидком или твёрдом состоянии (дождь, снег, крупа, наземные гидрометеоры и пр.) выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха на земной поверхности и на предметах. Осадки измеряются толщиной слоя выпавшей воды в мм.Снег - твёрдые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок, в основе шестиугольных пластинок и шести лучевых звёздочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 00 С.Туман - в общем смысле - аэрозоль с капельно-жидкостной дисперсной фазой. Образуется из пересыщенных паров в результате конденсации. В атмосфере туманом называется скопление водяных капелек или ледяных кристаллов в приземном слое.Дождь - жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6 - 7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью.1.2 Построение погодно климатического графика Для построения погодно климатического графика использовали следующие данные: средне месячную и годовую температуру воздуха, средне месячное количество осадков, высоту снежного покрова, средняя, наибольшая и наименьшая глубина проникновения температуры 00 в почву, повторяемость направлений ветра и штиля. Эти данные сведены в таблицы. Таблица 1 - Средне -месячная и годовая температура воздуха 0СI | I I | I I I | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | |
-29,4 | -24,2 | -13,1 | +1,4 | +10 | +16,8 | +20,3 | +17,2 | +9,9 | 0 | -15,4 | -26,2 |
Таблица 2 - Средне месячное количество осадков приведённое к показани- ям осадкомера, мм
I | I I | I I I | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | |
3 | 3 | 4 | 11 | 22 | 44 | 83 | 73 | 40 | 11 | 9 | 5 |
Таблица 3 - Средняя декада высоты снежного покрова по постоянной рейке
10 | 11 | 12 | 1 | 2 | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
* | 1 | 1 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Продолжение таблицы 3
VI | Наибольшее за зиму | Место установки рейки открытое | |||||
1 | 2 | 3 | среднее | max | min | ||
21 | 5 | * | 50 | 86 | 22 |
Примечание точка (*) обозначает, что снежный покров у постоянных реек
бывает менее, чем в 50% лет.
Таблица 4 - Средняя наибольшая и наименьшая глубина проникновения температуры 00 С в почву, смГлубина промерзания | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | |
станция Омсунган средняя | 0 | 87 | 155 | 230 | 270 | 156 | 0 |
Месяц | ЮЗ | З | СВ | Штиль | |
I | 31 | - | - | 69 | |
I I | 31 | - | - | 69 | |
I I I | 25 | - | - | 49 | |
IV | - | 19 | - | 31 | |
V | - | - | 19 | 27 | |
VI | - | - | 23 | 36 | |
VII | - | - | 25 | 39 | |
VIII | 26 | - | - | 43 | |
IX | 24 | - | - | 45 | |
X | 31 | - | - | 43 | |
XI | 35 | - | - | 56 | |
XII | 36 | - | - | 64 |
1.1 Отметки на пикете
Отметка искомой точки, рассчитывается по формуле
(2)
где: отметка исходной точки;
превышение между точками.
Пикетные отметки приведены в таблице 6
Таблица 6 - Пикетные отметки
ПК | Hi | |
0 | 550,00 | |
1 | 550,00 | |
2 | 550,00 | |
3 | 550,00 | |
4 | 550,00 | |
5 | 553,00 | |
6 | 556,00 | |
7 | 559,00 | |
8 | 561,00 | |
9 | 564,00 | |
10 | 567,00 | |
11 | 572,5 | |
12 | 578,00 | |
13 | 583,5 | |
14 | 579,5 | |
15 | 575,5 | |
16 | 571,5 | |
17 | 567,5 | |
18 | 563,5 | |
19 | 559,5 | |
20 | 555,5 | |
21 | 551,5 | |
22 | 562,7 | |
23 | 566,3 | |
24 | 569,9 |
ПК | Hi | |
25 | 573,5 | |
26 | 578,5 | |
27 | 583,5 | |
28 | 588,5 | |
29 | 593,5 | |
30 | 598,5 |
НВК - начало вертикальной кривой;
ВВУ - вершина вертикального угла;
КВК - конец вертикальной кривой
Длина кривой Кi, м, рассчитывается по формуле
(3)
где R - радиус кривой, м;
- продольный уклон, в долях
Тангенс вертикального угла Тi, м, определяется по формуле
(4)
Биссектриса вертикального угла Бi, м, рассчитывается по формуле
(5)
где Т - тангенс вертикального угла, м
1 вертикальная кривая
при R = 400м
2 вертикальная кривая
при R = 2000м
3 вертикальная кривая
при R = 1200м
2.1 Расчёт отметок вертикальных кривых
Вертикальные отметки кривых Нi, определяются по формуле
(6)
1 вертикальная отметка
2 вертикальная отметка
3 вертикальная кривая
Расчёты вертикальных кривых сведены в таблицу
Таблица 7 - Итоги расчётов вертикальных кривых
№ Кривой | Отметки вертикальной кривой | Геометрические параметры вертикальной кривой | |||||
Н1 | Н2 | Н3 | К, м | Т, м | Б, м | ||
1 | 567,51 | 566,1 | 567,36 | 34 | 17 | 0,36 | |
2 | 582,7 | 583,56 | 583,4 | 30 | 15 | 0,056 | |
3 | 553,3 | 549,9 | 552,4 | 91,2 | 45,6 | 0,27 |
3 ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ДВИЖЕНИЯ ПО ЛИНЕЙНОМУ ГРАФИКУ КОЭФФИЦИЕНТОВ АВАРИЙНОСТИ
При анализе отдельных характеристик плана и профиля, дороги коэффициенты их относительного влияния на количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) (частные коэффициенты аварийности) могут быть использованы для быстрого решения задач, связанных с повышением безопасности движения по дорогам: - выявление на проектируемых или подлежащих реконструкции дорогах участков, на которых сочетанием элементов плана, профиля или придорожной ситуацией создаются условия для повышенной опасности возникновения ДТП;