Охрана труда проводника
се работы с высоковольтным и низковольтным электрооборудованием, его осмотр должны производиться при отключеных цепях и оборудовании. Низковольтные и высоковольтные междувагонные соединения должны быть разъединены, токоприемник электровоза опущен, вагоны отсоединены от колонки внешнего питания.

Все работы по осмотру и обслуживанию распределительных щитов можно выполнять только после отключения цепей оборудования. Для предупреждения ошибочного включения нужно вынуть предохранители ремонтируемого оборудования, а на отключенный аппарат повесить табличку «Не включать».

Если невозможно снять напряжение, то, как исключение, разрешается работать при включенных цепях под наблюдением работника, знающего правила оказания первой помощи, с обязательным ограждением соседних токонесущих частей изолирующим материалом.

При работе под напряжением нельзя применять ножовки, напильники и складные металлические метры. Раздвижные ключи, плоскогубцы, отвертки и прочий инструмент должны быть с изолирующими рукоятками.

Очистку распределительных щитов и шкафов от пыли в пути следования должен производить только электромеханик, а в пунктах приписки или оборота вагонов - электрослесарь депо или пункта технического обслуживания. Запрещается хранить посторонние предметы в распределительных щитах и около электроприборов.

Перед отправлением в рейс необходимо проверить действие всех приборов и аппаратов вагона. При их включении или выключении не должно быть неприятного ощущения удара током. При наличии хотя бы незначительного подобного ощущения аппарат следует выключить и вызвать электромеханика для устранения неисправностей. После включения аппаратов на щите должны загореться соответствующие сигнальные лампы.

Запрещается подключать к цепям электрооборудования вагона приборы, не предусмотренные схемой, независимо от их напряжения и тока.

На вагонах некоторые аппараты работают под напряжением 220 В однофазного переменного тока. Эти аппараты закрыты крышками с предупреждающими надписями или расположены так, что к ним нет прямого доступа. Доступ к таким аппаратам для обслуживания разрешается после снятия напряжения 220 В, для чего нужно отключить преобразователь нажатием кнопки «Стоп» преобразователя. Следует помнить, что якорь двигателя преобразователя после отключения будет вращаться по инерции, поэтому работы можно начинать не ранее чем через 15 с после отключения.

Для отключения напряжения необходимо обесточить аккумуляторную батарею, вынув предохранитель в цепи «+ батарея» на щите или пульте и « - батарея» под вагоном на ящике.

Если необходимо проверить работу подвагонного генератора на стоянке поезда, следует соблюдать определенные меры пред - . осторожности: оградить вагон переносными сигналами; во время пуска генератора не касаться руками коллектора, якоря, шкива и щеткодержателей; проверить работу генератора с редукторно-карданным приводом только после отсоединения карданного вала и отжатая его от генератора с помощью специального приспособления; притирать угольные щетки и шлифовать коллектор генератора (преобразователя) вручную шлифовальной шкуркой № 0 с соблюдением всех мер предосторожности при помощи диэлектрического инструмента.

При демонтаже карданного вала привода генератора обязательно должен присутствовать начальник поезда, который по прибытии в пункт приписки вагона сообщает работникам депо причины демонтажа карданного вала и название станции, где он был снят.

Особую осторожность необходимо соблюдать при выполнении работ на аккумуляторных батареях. Запрещается эксплуатировать батареи при пониженном уровне электролита или плотности, не соответствующей норме.

Категорически запрещается осматривать аккумуляторные батареи в любом месте при наличии открытого огня (зажженные спичка, свеча, сигарета, керосиновая лампа, электролампа без специального стеклянного колпака с металлической сеткой и т.д.).

Нельзя во время осмотра стучать по аккумуляторам и ящикам металлическими предметами во избежание искрения, определять разряженные аккумуляторы путем замыкания их выводных зажимов металлическим предметом, так как это может привести к образованию искры и взрыву гремучего газа.

Во время заряда аккумуляторов крышка ящика батареи на вагоне должна быть открыта.

Во время движения поезда запрещается спускаться на подножку вагона для наблюдения за работой привода генератора.

Не допускается пользоваться приставными лестницами во время движения поезда и на стоянке при ремонте электрооборудования. Во время движения на любой скорости категорически запрещается заменять или вынимать предохранители генератора, аккумуляторной батареи, кипятильника и других потребителей, так как это отражается на прочности привода из-за сильных рывков ротора генератора.

Работы, связанные с устранением неполадок в электрической схеме водоохладителя, должны выполняться электриками, имеющими разряд не ниже четвертого. Ремонтные работы, связанные с холодильной системой, должны выполняться механиком холодильного оборудования. Не допускается работа водоохладителя с неисправными электроприборами и приборами автоматического управления. При возникновении посторонних шумов и обнаружении утечки хладагента необходимо отключить водоохладитель и не включать его до устранения неисправности.

Перед включением электроплитки проводнику необходимо убедиться в исправности пакетного выключателя, открыть предохранительную крышку стола. После окончания работы электроплитку необходимо выключить.

Перед включением кипятильника или растопкой его твердым топливом проводнику необходимо убедиться в наличии в нем воды. Запрещается включать кипятильник при отсутствии защитного кожуха на нагревательных элементах и при отсутствии в нем воды.

При устранении течи воды в кипятильнике следует предварительно отключить электропитание кипятильника и ближайших потребителей.

Штепсельные розетки в коридорах следует использовать только для подключения электрических бритв и пылесоса.

Запрещается установка в светильниках ламп большей мощности, чем это предусмотрено инструкциями по эксплуатации.

Все элементы высоковольтной магистрали и ящик высоковольтного оборудования должны быть заземлены на кузов вагона с помощью перемычек сечением 25 мм2, элементы котла (фланец котла и защитный кожух нагревательных элементов) - перемычками сечением 12,5 мм2, при этом должен быть обеспечен постоянный надежный контакт элементов магистрали и котла с «землей» - кузовом вагона.

Между кузовом и рамами тележек, между рамами тележек и буксами должны быть установлены заземляющие перемычки, которые должны быть присоединены к тележке, буксе и кузову болтовым соединением.

За всеми заземляющими соединениями и контактами в процессе эксплуатации должен обеспечиваться постоянный контроль. В случае ослабления контактов или обрыва перемычек проводник должен доложить об этом поездному электромеханику или начальнику поезда. Перемычки заземления на кузове и тележках заменяются на новые в случае излома до 40 % отдельных проволок.

Надежность узлов заземления должна проверяться после каждого текущего ремонта вагона, так как нарушение контактов в цепи заземления хотя и не приводит к нарушению нормальной работы оборудования, но оставляет его незаземленным, что нарушает требования техники безопасности. Сопротивление каждого контакта защитного заземления должно быть не более 0,01 Ом.

В вагонах с электрическим отоплением при наличии высокого напряжения запрещается мыть полы, производить влажную уборку. Пассажирский вагон считается находящимся под высоким напряжением, если он включен в состав поезда, а сам состав находится с электровозом или подсоединен к высоковольтной колонке. Это требование не распространяется на вагоны с комбинированным отоплением.

При образовании течи воды из системы водоснабжения или отопления перед устранением ее необходимо снять высокое напряжение. Удалять скопившуюся воду также разрешается только после снятия высокого напряжения.

Перед растопкой котла необходимо убедиться, что дверца люка для чистки газохода плотно закрыта. Перед включением нагревательных элементов котла или растопкой его твердым топливом необходимо убедиться в наличии воды в котле и в системе отопления. Запрещается включать нагревательные элементы котла и разогревать котел дровами при недостатке в нем воды. При отсутствии воды запрещается заправка водой котла при включенных нагревательных элементах или большом разогреве топки котла дровами.

Контакты нагревательных элементов котла вместе с монтажными проводами должны быть закрыты специальным защитным кожухом. Запрещается поднимать кожух при наличии высокого напряжения на нагревательных элементах котла.

Запрещается мыть котел и оборудование котельного отделения при наличии высокого напряжения на нагревательных элементах котла.

После проведения гидравлических испытаний котла на плотность, мытья котельного отделения, а также после отстоя необходимо предварительно до подачи напряжения затопить котел углем для просушки.

Внешний осмотр и проверку вращения электрического насоса системы отопления и вентилятора следует проводить при отключенном электропитании, обеспечив невозможность его случайного включения.

1.4. ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ПРОВОДНИКА

Неотъемлемой частью общей культуры человека является его постоянная забота об опрятном внешнем виде. Соблюдение правил личной гигиены проводником вагона играет важную роль в сохранении здоровья как его самого, так и обслуживаемых им пассажиров. Мероприятия общесанитарного характера имеют большое значение для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения, в том числе пассажиров. В течение всего рейса проводник обязан постоянно следить за чистотой своих рук, мыть их с мылом и щеткой, особенно после посещения туалета, уборки пассажирских помещений вагона, коридоров и туалетов, а также перед раздачей чая пассажирам и мытьем чайной посуды. Мытье рук таким способом почти полностью освобождает кожу рук от микробов, в том числе от болезнетворных.

Все проводники пассажирских вагонов обеспечиваются санитарной одеждой и спецодеждой, назначение которой - предупреждать возникновение и распространение инфекционных заболеваний кишечной группы.

Санитарная одежда (белая куртка, косынка или белые передник и нарукавники) надеваются при приготовлении чая и раздаче его пассажирам. Санитарная одежда должна быть всегда чистой, выглаженной, храниться в специально отведенном месте, отдельно от личной и форменной одежды проводника.

Спецодежда (темный халат, брезентовые рукавицы и резиновые перчатки) предназначена для проведения уборки пассажирских помещений вагона и туалетов, а также для работ, связанных с эксплуатацией систем водоснабжения и отопления во время рейса. Эта одежда также хранится отдельно. Личные вещи и одежда проводника хранятся в купе для отдыха проводников.

Большое гигиеническое значение имеет содержание в чистоте кожи тела, так как грязные белье и кожа способствуют нарушению кожного дыхания, созданию благоприятной среды размножения и обитания различных микроорганизмов, которые вызывают гнойничковые заболевания кожи, фурункулез и др. Кроме того, грязные кожа и белье издают неприятный запах, что абсолютно недопустимо при обслуживании пассажиров. В настоящее время парфюмерно-косметическая промышленность освоила довольно широкий ассортимент всевозможных дезодорантов, шампуней, косметических средств, но никакая косметика, никакой дезодорант не могут заменить гигиенического душа или бани. Отправляясь в рейс или возвращаясь из него, проводник обязан принять гигиенический душ или помыться в бане с мылом и мочалкой; привести в порядок волосы - вымыть их, а при необходимости подстричь. Если рейс продолжался неделю и более, проводнику в пунктах оборота необходимо помыться, сменить нательное белье. Категорически запрещается пользоваться одним и тем же постельным бельем двум проводникам. Постельное белье, как и предметы личной гигиены (расческа, зубная щетка, губная помада и т.п.), предназначены только для индивидуального пользования.

Во время рейса могут возникнуть небольшие повреждения кожных покровов кистей рук, их необходимо обрабатывать йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени.

Личная гигиена - это не только чистота кожи тела, лица и рук, но и правильно организованные отдых и питание, которые имеют особое значение для проводников пассажирских вагонов, так как они в силу своей профессии длительное время вынуждены работать, включая ночное время суток, и отдыхать в ограниченном пространстве вагона при наличии вибрации и шума, при постоянных сменах временных и климатических поясов.

Пассажирский вагон значительно ограничивает возможность организации активного отдыха, а посменная работа проводников вынуждает их работать и отдыхать в любое время суток, т. е. отдых, в том числе сон, во многом зависит от продолжительности рабочей смены, которая, как правило, не должна превышать 12 ч. При 12-часовой смене сон проводника, независимо от времени суток, не должен быть меньше 6...8 ч. Спать следует раздетым, в удобной, предназначенной для сна одежде. Перед сном не следует употреблять пищу и напитки, обладающие возбуждающим действием на организм человека. Для проветривания помещений вагона перед сном необходимо периодически включать вентиляцию на механическом побуждении, это имеет значение для предупреждения кислородного голодания едущих в вагоне. В свободное от сна время с целью профилактики вредных последствий малоподвижного образа жизни следует проделать комплекс упражнений гигиенической гимнастики, не требующих для их выполнения большого пространства. При отдыхе между рейсами необходимо как можно больше бывать на свежем воздухе и обязательно заниматься физкультурой, активно отдыхать, используя для этого подвижные игры и занятия спортом на открытом воздухе.

Проводнику следует знать основные принципы рационального питания, исходя из которых проводник, находясь в рейсе, должен питаться разнообразно, соблюдая по возможности одни и те же часы приема пищи. Пищу следует принимать 3 - 4 раза в день с 5...6-часовыми промежутками между ними, а в ежедневные меню завтрака и обеда нужно включать горячие блюда. Необходимо придерживаться правила, рекомендующего две трети пищевого рациона употреблять за завтраком и обедом.

Не нужно набирать большой запас продуктов питания в рейс, но если есть такая необходимость, продукты должны быть в упаковке, позволяющей долго хранить их в пути. Весьма удобны для хранения и употребления в дороге продукты в мелкой расфасовке. В рацион питания должны обязательно входить овощи и фрукты, являющиеся источником витаминов и растительной клетчатки, необходимой для нормальной деятельности органов пищеварения.

С целью выявления заболеваний, которые могут передаваться другим лицам, проводятся профилактические медицинские осмотры. В Приложении 1 к Инструкции по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и других приравненных к ним лиц, определен порядок прохождения периодических медицинских обследований проводниками пассажирских железнодорожных вагонов. Работники поездных бригад проходят обследование на туберкулез - при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в год; исследование на носительство кишечных инфекций и наличие гельминтозов - при поступлении на работу и в дальнейшем в сроки, устанавливаемые санэпидстанцией, осуществляющей надзор за резервом проводников; серологическое исследование крови на сифилис, исследование на гонококки, осмотр дерматовенерологом при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в квартал; общий осмотр терапевтом - при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в квартал.

Органы и учреждения санитарного надзора железнодорожного транспорта постоянно осуществляют контроль за прохождением профилактических медицинских осмотров членами поездных бригад. Ответственность за несвоевременное прохождение медицинского освидетельствования наряду с проводниками несут руководители хозяйственных подразделений (начальники вагонных депо, участков, резервов проводников, поездов), которые при выявлении нарушений сроков прохождения профилактических медицинских осмотров или непрохождения какого-либо одного обследования (на туберкулез или осмотра дерматовенеролога) подвергаются штрафу, налагаемому органами санитарного надзора. Лица, не прошедшие медицинский осмотр или уклоняющиеся от прохождения одного из обследований и не имеющие личных медицинских книжек, отстраняются от работы, а руководитель предприятия или начальник поезда могут быть подвергнуты штрафу.

2. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

2.1. ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ

Пожары приносят большие несчастья людям и наносят огромный ущерб железнодорожному транспорту и всему хозяйству в целом. Особенно опасны пожары в железнодорожных вагонах, оснащенных большим количеством электрических приборов, в пассажирских вагонах, поскольку наличие большого количества людей в сравнительно ограниченном пространстве затрудняет их быструю эвакуацию.

Причинами пожара в пассажирских вагонах могут быть:

* короткое замыкание в проводах и приборах электрооборудования;

* перегрузка проводов и приборов электрооборудования;

* большие переходные сопротивления цепей в электроприборах и электросетях;

. применение приборов электрозащиты на завышенный относительно нормы ток (установка «жучков»);

. нарушение нормальной работы регулятора напряжения генератора;

* хранение горючих предметов в нишах распределительных шкафов, вентиляционных каналах, в помещении котельной и возле

электроплиток;

* использование для освещения ламп повышенной мощности;

* малые переходные сопротивления цепей заземления электросистемы на корпус вагона;

* неисправность аккумуляторной батареи (наличие «севших» элементов, низкое сопротивление изоляции, отсутствие контргаек

на межэлементных соединениях, окисление межэлементных соединений, наличие течи электролита, ржавчины, окалины и др.);

* нарушение правил пользования нагревательными приборами

(утюги, чайники, электроплитки и т.п.);

* подключение к системе электроснабжения бытовых приборов, радиоприемников, магнитофонов и других устройств, не предусмотренных конструкцией вагона для подключения;

* слабая затяжка контактных соединений, приводящая к их чрезмерному нагреву;

* неквалифицированное вмешательство в работу электрооборудования вагонов (ремонтные работы, регулировка);

* нарушение правил пользования отопительными установками, растопка котлов и кипятильников с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, без воды или с водой ниже

допустимого уровня;

* курение в неустановленных местах, провоз легковоспламеняющихся жидкостей, применение открытого огня;

* оставление проводником вагона без надзора;

* выбрасывание на ходу поезда горящих угля, золы и шлака;

* сушка дров, досок и других сгораемых материалов около отопительных и электронагревательных приборов;

* неисправность розеток и дымовытяжных труб котлов отопления и плит для приготовления пищи;

* скопление пыли и грязи на приборах электрооборудования, в распределительных шкафах, около дымовытяжных труб котла, на нагревательных приборах и электропроводке;

* отсутствие дополнительной изоляции в местах крепления проводов и электроприборов к металлическим стенам;

* отсутствие изоляционных втулок в местах выхода проводов из металлических труб и металлорукавов;

* отсутствие дополнительной изоляции в местах прохода проводов через отверстия в металлических стенах, клеммных коробках и др.;

* попадание влаги на электропроводку, особенно в местах ввода проводов внутрь вагона;

* соприкосновение контактов с металлическими предметами и

трение проводов о них.

Пожар в вагоне возникает не сразу. При перегрузке электрические провода нагреваются постепенно, появляется характерный запах горящей резины и пряжи, обусловленный перегревом изоляции. От слабых контактов происходит местный нагрев контактных зажимов, предохранителей, пакетных выключателей и т.д., и возникает характерный запах. От чрезмерного нагрева изоляции проводов могут загореться даже панели с аппаратурой. Поэтому при появлении запахов - предвестников загорания и разрушения изоляции - необходимо обнаружить их источник и принять меры к устранению неисправностей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты