Особенности перевозки пассажиров и их багажа железнодорожным транспортом

Особенности перевозки пассажиров и их багажа железнодорожным транспортом

План

Введение

1. Договор перевозки пассажиров и багажа

1.1. Договор перевозки. Виды договоров перевозки

1.2. Понятие договора перевозки пассажира

1.3.Виды договоров перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки

2.1. Заключение договора перевозки

2.2. Прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки

3. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Права и обязанности сторон

3.1. Права и обязанности пассажира

3.2. Права и обязанности перевозчика

3.3. Доставка багажа

4. Ответственность по договору перевозки

4.1. Ответственность за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров железнодорожным транспортом

4.2. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение багажа

4.3. Причинение вреда жизни и здоровью пассажира

Заключение

Библиографический список

Введение

В современных рыночных условиях правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью.

Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки. Актуальность выбранной темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Перевозкам посвящены глава 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст.410. , а так же транспортные уставы и кодексы. Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров.

Особенностям перевозки пассажиров и их багажа железнодорожным транспортом посвящена 6 глава Устава железнодорожного транспорта Федеральный закон Российской Федерации «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003г. № 18-ФЗ//Российская газета. 2003. 18 января. № 8. . Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных Правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.

Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутренневодном транспорте постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствие со статьей 789 Гражданского Кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (статья 426 ГК РФ).

Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира (статья 786 ГК РФ). По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажирам багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

Объектом настоящего исследования выступают отношения, складывающиеся по поводу организации перевозок пассажиров и багажа. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.

Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки пассажиров.

В курсовой работе произведено исследование института договора перевозки пассажиров и их багажа железнодорожным транспортом.

1. Договор перевозки пассажиров и багажа

1.1. Договор перевозки. Виды договоров перевозки

Общие положения о перевозке приводятся в статье 784 главы 40 Гражданского Кодекса РФ, в которой сказано: «Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а так же ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствие с ними правилами не предусмотрено иное».

Ученые при рассмотрении договора перевозки выделяют виды договора перевозки грузов в зависимости от вида транспорта. Соответственно выделяют договоры перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутренневодным транспортом. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. /Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юристъ. 2004. - С.472.

Также традиционно в юридической литературе стало выделение перевозок грузов по видам сообщения: перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Под перевозками в местном сообщении подразумеваются перевозки в пределах одной транспортной организации (железной дороги, пароходства).

Перевозками в прямом сообщении являются перевозки грузов, в выполнении которых по единому транспортному документу принимают участие несколько организаций одного вида транспорта.

Прямой смешанной считается перевозка, при которой на основе одного транспортного документа груз перевозится несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта.

Однако следует уточнить, что круг отношений, регулируемых договором перевозки, не ограничивается только договором перевозки конкретного груза, а включает в себя договоры, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Исходя из этого, можно дать определенную классификацию договоров перевозки с использованием различных критериев, предопределяющих выделение соответствующих классификационных групп, включающих в себя отдельные виды договоров перевозки Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. - М.: Статут, 2003. - С.310..

При использовании такого критерия, как момент, с которого договор перевозки считается заключенным, можно отметить две группы договоров перевозки, соответственно: как правило, реальный договор перевозки конкретного груза и все остальные виды договора перевозки, которые по определению носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор об организации перевозки грузов, договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов).

По предмету договора можно выделить: договор перевозки пассажира (предмет этого договора - доставка пассажира и его багажа в пункт назначения); договор перевозки грузов, включая как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор об организации перевозки грузов (предмет указанного договора - перевозка грузов); договор фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного средства).

В зависимости от субъектного состава отношений, связанных с перевозкой, можно говорить о таких видах договора перевозки, как: договор перевозки пассажира, участником которого является пассажир; договор перевозки груза, который заключается перевозчиком с грузоотправителем; договор об организации работы по обеспечению перевозок, заключаемый между транспортными организациями.

Если взять за основу цель договора перевозки, то все договоры могут быть дифференцированы на три группы:

К первой группе можно отнести договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправителей и перевозчиков (договоры об организации перевозок, договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов, договоры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);

Вторую группу составляют договоры, направленные на обеспечение перевозки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении, узловые соглашения);

В третью группу по целям договора перевозки входят договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).

По правовому положению (статусу) перевозчика все договоры могут быть разделены на договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом общего пользования, и договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

Как известно, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должны публиковаться в установленном порядке (ст. 789 ГК РФ).

По форме договора можно выделить: договоры, оформляемые транспортной накладной или коносаментом (договоры перевозки конкретного груза); договоры, заключаемые путем акцепта оферты, выражающегося в виде конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя на выделение транспортных средств для перевозки грузов; договоры перевозки пассажиров, приобретающих билеты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.п.); договоры, заключаемые в общем порядке.

В Гражданском кодексе РФ обеспечивается специальное регулирование таких видов договора перевозки, как: договор перевозки пассажира; договор перевозки груза; договор фрахтования; соглашение транспортных организаций о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении; договоры об организации перевозок; договоры, заключаемые между транспортными организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозок грузов. Далее согласно выбраненной теме курсовой работы рассмотрим договор перевозки пассажира.

1.2. Понятие договора перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).

Видообразующими признаками данного договора, позволяющими выделить его в отдельный вид договора перевозки, являются особенности его предмета, а также субъектного состава.

Предметом договора перевозки пассажира (как отдельного вида договора перевозки) являются действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа - и указанного багажа, который должен быть выдан управомоченному на получение его лицу, а также действия пассажира по уплате установленной платы за проезд и провоз багажа.

Особенность субъектного состава договора перевозки пассажира состоит в том, что в качестве пассажира здесь выступает физическое лицо. Как известно, в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести, или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Федеральным Законом РФ «О защите прав потребителей» Закон РФ «О защите прав потребителей»: от 7 февраля 1992г. № 2300-I //Собрание Законодательства РФ.1996. №3. ст. 140. и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. В связи с этим на перевозчика по договору перевозки пассажира, возлагаются дополнительные обязанности, в том числе и публично-правового характера.

Уже из самого определения договора перевозки пассажира, содержащегося в Гражданском Кодексе Российской Федерации, следует, что этот договор, в отличие от договора перевозки конкретного груза, является консенсуальным, т.е. после приобретения билета или багажной квитанции договор считается заключенным, а пассажир получает право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей. Кроме того, непосредственно Гражданским Кодексом Российской Федерации пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав, а именно: перевозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

К особенностям субъектного состава договора перевозки пассажира следует отнести также то обстоятельство, что в качестве контрагента пассажира перевозчиком выступает транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования, которая признается субъектом публичного договора (ст. 426 ГК) и обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина (ст. 789 ГК). Классификация договора перевозки пассажира в качестве публичного договора имеет еще и то последствие, что дает Правительству РФ возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данного договора.

В связи с тем, что договор перевозки пассажира является публичным договором и в части защиты прав пассажира к нему применяется законодательство о защите прав потребителя, на транспортные организации общего пользования возлагается целый ряд публично-правовых обязанностей, направленных на создание необходимых условий для надлежащего обслуживания граждан, имеющих намерение воспользоваться услугами транспортных организаций.

1.3. Виды договоров перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

На разных видах транспорта используются различные критерии для выделения отдельных видов договора перевозки пассажира. «Очевидно, что в качестве таковых можно признавать те виды указанного договора, в отношении которых предусмотрена дифференциация (пусть и незначительная) правового регулирования договорных условий» М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Указ.соч. - С.311.. В соответствие со статьей 81 Устава Железнодорожного Транспорта Российской Федерации, на железнодорожном транспорте поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории: скоростные, скорые и пассажирские в зависимости от скорости их движения; дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда.

Критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта Приказ Минтранса РФ от 18 июля 2007г. №99 «О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.08.2007 N 9969.. В соответствие с этими критериями:

1. По расстоянию следования и условиям проезда поезда, предназначенные для перевозки пассажиров (далее - поезда), подразделяются на:

а) дальние - следующие на расстояние свыше 150 км, в составы которых включаются вагоны с местами для сидения и лежания и которые отвечают требованиям, предъявляемым к проезду в дальнем следовании;

б) пригородные - следующие на расстояние не более 200 км, состоящие из вагонов с местами для сидения.

2. Определение категорий поездов в зависимости от скорости их движения производится исходя из маршрутной скорости движения таких поездов, которая определяется как средняя скорость движения таких поездов от начальной до конечной станции маршрута следования.

3. Величина маршрутной скорости определяется делением общей протяженности маршрута следования поезда (в километрах) на общее время нахождения поезда в пути следования (в часах) с учетом времени всех остановок на железнодорожных станциях для посадки и высадки пассажиров.

4. По скорости движения поезда подразделяются на:

а) скоростные - маршрутная скорость движения которых составляет более 91 км/час;

б) скорые - маршрутная скорость движения которых от 50 до 91 км/час;

в) пассажирские - маршрутная скорость движения которых не превышает 50 км/час.

Скоростные и скорые поезда имеют удобное время отправления с начальных железнодорожных станций и прибытия на конечные станции. Все фирменные поезда относятся к скоростным либо скорым поездам. Пассажирские поезда следуют с меньшей скоростью и имеют большее количество остановок для высадки и посадки пассажиров, что влияет на такое существенное условие договора перевозки, как срок доставки пассажира в пункт назначения Комментарий к транспортному Уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) /Под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ландреса. М.: Статут, 2008. - С. 159..

В соответствии с вышеперечисленными критериями и можно разделить по видам договоры перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте.

2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки

2.1. Заключение договора перевозки

Договор перевозки пассажира относится к консенсуальным договорам, т.е. он считается заключенным с момента достижения его сторонами (пассажиром и перевозчиком) соглашения по всем существенным условиям указанного договора. Вместе с тем порядок заключения договора перевозки пассажира отличается большим своеобразием.

Во-первых, транспортные организации, обеспечивающие большинство перевозок пассажиров, относятся к так называемому транспорту общего пользования и по этой причине являются субъектами публичного договора. Поэтому заключение договора перевозки пассажира со всяким обращающимся к ним гражданином для таких транспортных организаций является обязательным. Кроме того, основные условия договора перевозки для всех пассажиров, которые приобрели соответствующие провозные билеты, должны быть одинаковыми (ст. 426 ГК).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты