Методы оценки мер по повышению эффективности функционирования грузоперевозок
Задача №1ГрузооборотДано: По данным таблиц 1 и 2 построить эпюры грузопотоков и определить среднее расстояние lгр. перевозки.Решение: Таблица 1Пункт отправления | Объем перевозок, т | ||||
Пункт назначения | |||||
А | Б | В | Г | ||
А | - | 100 | 150 | 200 | |
Б | 50 | - | 100 | 150 | |
В | 100 | 150 | - | 50 | |
Г | 150 | 50 | 100 | - |
По результатам, полученным в задаче №2 сделать вывод о том, какой из указанных грузов обеспечит наилучшее использование грузоподъемности подвижного состава.
Решение: необходимо подобрать такой груз, средняя плотность сг которого будет равна или приблизительно равна qоб. Например, это может быть свёкла сг = 0,65 т/м3.
Задача №4
Дано: определить объемную грузоподъемность qоб для автомобилей - самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-ММЗ-554М, КамАЗ-5511, МАЗ-5549, если высота наращивания бортов h1 = 100мм.
Решение:
qоб = qн / Vк = qн / (ак · бк ·(h- h1))
qоб ЗИЛ-ММЗ-555 = 5,2 / (2,6 · 2,2 · (0,6-0,1)) = 1,82 т/м3
qоб ЗИЛ-ММЗ-554М =5,5 / (3,3 · 2,3 · (0,8-0,1)) = 1,04 т/м3
qоб КамАЗ-5511 = 10 / (4,5 · 2,3 · (0,8-0,1)) = 1,38 т/м3
qоб МАЗ-5549 = 8,0 / (3,3 · 2,3 · (0,7-0,1)) = 1,76 т/м3
Задача №5Используя результаты решения задачи 4, определить, у какого из автомобилей-самосвалов будет лучшее использование грузоподъемности при перевозках каменного угля (у = 0,82 т/м3 ), сухого грунта (у = 1,3 т/м3), гравия (у = 1,6 т/м3) k иг = у/ qоб 1) для каменного угля: k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 0,82/1,82 = 0,45 k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 0,82/1,04 = 0,79 (лучшее использование груз-ти)k иг КамАЗ-5511 = 0,82/1,38 = 0,59 k иг МАЗ-5549 = 0,82/1,76 = 0,472) для сухого грунта: k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 1,3/1,82 = 0,71 k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 1,3/1,04 = 1,25 k иг КамАЗ-5511 = 1,3/1,38 = 0,94 (лучшее использование груз-ти) k иг МАЗ-5549 = 1,3/1,76 = 0,74 3) для гравия:k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 1,6/1,82 = 0,88 k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 1,6/1,04 = 1,54 k иг МАЗ-5549 = 1,6/1,76 = 0,91 (лучшее использование груз-ти)Задача №6
Определить грузоподъемность 1 м2 площади кузова автомобиля Урал - 375Д.
qs = qн /(ак · бк)= 5 / (3,9 2,4) = 0,53
Задача №7
Дорожные условия эксплуатации подвижного составаДано: определить радиусы поворота Rк на участках дороги второй категории, используя значения коэффициентов сцепления ц = 0,3, скорости движения автомобилей х = 65 км/ч, ч = 0,29, b = 3 м, n = 4Радиус поворота: Rк = х2 / [127 * (0,3 * ц ± i)]Поперечный уклон: i = 2 * ч / (b * n) = 2 * 0,29 / (3* 4) = 0,048 ‰.Rк1 = 652/(127(0,3*0,3+0,048)) =240,5 м. Rк2 = 652/(127(0,3*0,3-0,048)) =792,1 м.Задача №8Используя данные задачи 7 и примечание к ней, кроме значения х, определить допустимую скорость движения на кривых участках дороги, если длина радиуса R = 195 м
Задача №9
Определить пропускную способность N дороги в обоих направлениях, если в ней имеются 4 полосы движения n=4, и заданы габаритная длина автомобиля La=12 м, безопасное расстояние между следующими друг за другом автомобилями Sт=6 м и скорость V=68 км/ч.
Задача №10
Технико-эксплутационные показатели работы подвижного составаОпределить списочные автомобиле-дни АДи и среднесписочный парк автомобилей Асс в расчёте на год в автотранспортном предприятии. Используем данные: Ан = 150 а/м. Авыб = 16 а/м. Апос = 20 а/м. Дата выбытия автомобилей - 1.04. Дата поступления автомобилей - 15.04.Списочные автомобиле-дни: АДи = (Ан - Авыб) * Дк + АДпос + АДвыбСреднесписочный парк автомобилей: Асс = АДи / ДкАвтомобиле-дни пребывания в АТП поступающих автомобилей:АДпос = (15+31+30+31+31+30+31+30+31)*20 = 5200 (а/м-дня).Автомобиле-дни пребывания в АТП выбывающих автомобилей:АДвыб = (31+28+31)*16 = 1440, а/м-дней.АДи = (150 - 16) * 365 + 5200 + 1440 = 55550, а/м-дня.Асс = 55550 / 365 = 152 а/м.Задача №11В автоколонне в течение месяца (Дк = 30 дней) были простои автомобилей по различным техническим причинам: в ремонте, в ожидании ремонта и в ТО - 2. В АТП предполагается внедрить агрегатный метод ремонта и ТО - 2 выполнять на поточных линиях. В результате внедрения этого метода ремонта простои в ожидании ремонта будут полностью устранены, простои в ремонте уменьшатся на 50%, а в ТО - 2 с внедрением поточных линий - на 40%. Определить, на сколько процентов повысится коэффициент технической готовности бт подвижного состава в результате проведения намеченных мероприятий.Асп1 = 125 а/м. АДор = 70 а/м-дней АДрем1 = 130 а/м-дней АДТО-2 1 = 140 а/м-днейбт = [АДи - (АДрем + АДор + АДто-2)] / АДибт1 = [125*30 - (130+ 70 + 140)] / 125 * 30 = 0,91 - техническая готовность.Асп2 = 125 а/м. АДор2 = 0 а/м-дней АДрем2 = 65 а/м-дней АДТО-2 2 = 84 а/м-днейбт2 = [125 * 30 - (65 + 84)] / 125 * 30 = 0,96Коэффициент технической готовности бт в результате проведения намеченных мероприятий повысится на 5 % [(0,96-0,91)*100 = 5%].Задача №12По данным задачи 11, в дополнение к простоям по техническим причинам в автоколонне были также простои исправных автомобилей по различным эксплуатационным причинам. Определить, на сколько повысится коэффициент выпуска подвижного состава бв, если простои по эксплуатационным причинам сократятся на 25%. АДэп1 = 310 дней; АДэп2 = 233 дней. бв = [АДн - (АДрем + АДор + АДто-2 + АДэп)] / АДибв1 = [125 * 30 - (130 + 70 + 140 + 310)] / 125 * 30 = 0,83.бв2 = [125 * 30 - (130+ 70+ 140+233)] / 125 * 30 = 0,85.Коэффициент выпуска подвижного состава бв при сокращении простоев по эксплуатационным причинам на 25% повысится на 2 % [(0,85-0,83)*100 = 2%].Задача №13Автопоезд в составе автомобиля-тягача МАЗ-504В и полуприцепа МАЗ-5215 общей грузоподъёмностью qн = 12 т перевозит в течение месяца грузы различной средней плотности у. Длина кузова полуприцепа равна 7,5 м, ширина-2,5 м, высота бортов - 0,84 м.Определить, на сколько надо нарастить борта hдоп. полуприцепа при перевозках грузов, средняя плотность которых у = 0,68 т/м.hдоп. = qн / у * Sк hдоп. = 12 / 0,68 * 7,5 * 2,5 = 0,94 (м).h = hдоп - h = 0,94 - 0,84 = 0,10 м.Задача №14Автомобиль ЗИЛ-130 грузоподъёмностью qн = 6 т. перевозит груз, имея показатели работы: lег = 17 км. хт = 28 км/ч. tп-р = 48 мин. = 0,80 ч. Определить время tе, затрачиваемое на одну ездку в часах, если коэффициент использования пробега ве на маршруте равен 0,5.tе = lег / (ве * хт) + tп-р = 17 / (0,5 * 28) + 0,80 = 2,01 чЗадача №15Автомобиль КамАЗ-5320 грузоподъёмностью qн = 8 т. перевозит баллоны с кислородом, имея показатели работы: lег =17 км, Lн = 14 км. Тн = 10 ч. хт = 24 км/ч. tп-р = 22 мин.= 0,4 ч. ве = 0,5. Определить число ездок nе автомобиля за рабочий день. nе = Тм / tе tе = lег / (ве * хт) + tп-р Тм = Тн - tн tн = Lн / хтtн = 14 / 24 = 0,58 ч. Тм = 10 - 0,58 = 9,42 ч.tе = 17/(0,5*24) + 0,4 = 1,82 ч. nе = 9,42 / 1,82= 5,18 = 5 ездок.Задача №16Оперативное планирование и управление перевозкамиРассчитать и построить график выпуска и возврата автомобилей с линии по приведённым данным: Аэ = 70 а/м. Число механизмов в пунктах погрузки N1 = 3 мех. N2 = 4 мех. N3 = 1 мех. N4 = 2 мех. Время простоя автомобилей в пунктах погрузки: tп1 = 16 мин. tп2 = 15 мин. tп3 = 9 мин. tп4 = 17 мин. хт = 27 км/ч. Lн =9 км.
Общее число механизмов во всех пунктах погрузки: УN = 3+ 4 + 1 + 2 = 10 мех.
Число одновременно выпускаемых а/м-лей из гаража АТП: А = УАэ / УN = =70 / 10 = 7 а/м.
Средневзвешенное значение интервала выпуска автомобилей на линию:
Iв = (N1 * tп1 + N2 * tп2 + … + Nn * tпn) / УN = (3 *16 +4*15 + 1*9 + 2*17) / 10 =15,1 мин.
Время, необходимое на выпуск всех автомобилей из АТП:
Твып. = Iв*А =15,1*7? 105,7 (мин) = 1,76 ч.
Время выезда автомобиля из АТП: Тв = Тн раб. - Lн / хт = 8.00 - 9 / 27 = 7,67ч. = 7 ч.41 мин.
Задача №17Технико-эксплуатационные показатели работы автобусовОпределить время рейса и оборота tо автобуса, если показатели работы автобусов на маршруте: Lм = 20 км. хт = 22 км/ч. nпр = 15 Тм = 8 ч. Время простоя автобуса на каждой промежуточной остановке tn = 0,5 мин., на конечных остановках tк по 5 мин. Определить также число рейсов zр автобуса за рабочий день.Время рейса автобуса: tр = Lм / хт + nпр * tn + tк = 20 / 0,37 + 15 * 0,5 + 5 ? 66,6 мин.Время оборота автобуса: tо = 2 * tр = 2 * 66,6 = 133,2 мин.Число рейсов автобуса за рабочий день: zр = Тм / tр = 8/1,2 ? 7 рейсов.Задача №18Определить время работы на маршруте Тм, а также эксплуатационную скорость хэ и скорость сообщения хс. Lм = 20 км. хт = 22 км/ч. nпр = 15Время простоя автобуса на каждой промежуточной остановке tn = 0,5 мин., на конечных остановках tк по 5 мин. Lн = 13 км. Тн = 14 ч.Время работы автобуса на маршруте: Тм = Тн - Lн / хт = 14 - 13 / 22 = 13,41ч.Время рейса: tр = Lм / хт + nпр * tп + tк = 20 / 22 + 15 * 0,008 + 0,083 = 1,11 ч.Эксплуатационная скорость: хэ = Lм / (tдв + nпр * tn + tк) = 20 / (1,11+ +0,13+0,083) = 15,1км/ч.Скорость сообщения: хс = Lм / (tр - tк) = 20 / (1,11- 0,083) = 19,47 км/ч.Число рейсов за рабочий день: zр = Тм / tр = 13,41/ 1,11 = 12 рейсов.Задача №19Определить время выхода из парка автобусов с 1-го по 10-ый номер, если время начала их работы Тнач на маршруте следующее:Последовательность выхода автобусов по номерам | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Тнач, ч. | 600 | 612 | 625 | 632 | 648 | 700 | 715 | 720 | 740 | 750 |
Время выхода из парка автобуса: Твып. = Тнач. - tн
Время нулевого пробега: tн = Lн / хт = 13/ 22= 0,6ч. = 36 мин.
Твып.1 = 600 - 36 = 524 Твып.6 = 700 - 36= 624
Твып.2 = 612 - 36 = 536 Твып.7 = 715 - 36 = 639
Твып.3 = 625 - 36 = 549 Твып.8 = 720 - 36 = 644
Твып.4 = 632 - 36 = 556 Твып.9 = 740 - 36 = 704
Твып.5 = 648 - 36 = 612 Твып.10 = 750 - 36 = 714
Задача №20Организация таксомоторных перевозок Определить показатели работы автомобиля-такси за рабочий день: впл., lср., хэ, tпро, П, если показатели счётчиков таксометра и спидометра при выезде и возврате в парк имели следующие значения: Lпл. выезд = 9736 км. Lвыезд = 69576 км. Lпл. возвр. = 9937 км. Lвозвр.= 69318 км. Показания счётчиков: при выезде - 14,8 руб. при возвр. - 46,8 руб. Количество посадок: при выезде - 67 при возвр. - 88.П = 88-67 = 21 посадок. Lпл. = 9937-9736= 201 км. L = 69576-69318 = 258 км.При определении времени работы автомобиля-такси на линии время обеденного перерыва принять 1,5 ч. Коэффициент платного пробега такси: впл. = Lпл./L = 201/258 = 0,78Средняя дальность поездки: lср. = Lпл. / П = 201/21= 9,6 км.Эксплуатационная скорость: хэ = L. / Тн = 258/8,51 = 30,3 км/ч. Время оплаченного пробега: tпл. = Lпл. / хэ = 201/30,3 = 6,6 ч.Время оплаченного пассажирами простоя в день: tпро = 8,51-6,6 = 1,91 ч.Задача №21В результате перевода части автомобилей-такси на 2-сменную работу среднее время пребывания такси на линии Tп увеличилось с 10,5 до 11,5 ч. Насколько возрастёт дневная выручка Дт каждого таксометра, если среднечасовые показатели каждого из них имели значения: хэ = 24 км/ч. П = 2, впл. = 0,75 tпрnо = 9 мин. = 0,15 ч. Тн1 = 10,5 ч. Тн2 = 11,5 ч. Тариф за 1 км платного пробега Ткм = 5 руб./ч. Тариф за 1 посадку Тпос. = 5 руб./пасс.Тариф за 1 час простоя Тч = 20 руб./час.Общий пробег такси за день: L1 = Тн * хэ = 10,5 * 24 = 252 км.L2 = Тн * хэ = 11,5 * 24 = 276 км.Пробег такси с пассажирами за день: Lпл.1 = L * впл. = 252* 0,75 = 189 км.Lпл.2 = L * впл. = 276 * 0,75 =207 км.Дневная выручка:Дт1 = Lпл. * Ткм + П * Тпос. + tпрnо * Тч = 189 * 5 + 2 * 5 + 0,15* 20 = 958 руб.Дт2 = Lпл. * Ткм + П * Тпос. + tпрnо * Тч = 207 * 5 + 2* 5 + 0,15 * 20 = 1048 руб.В результате перевода части автомобилей-такси на 2-сменную работу дневная выручка увеличится на 90 руб.
Задача №22
Определить общий, платный и неоплаченный пробеги автомобиля - такси за рабочий день L, Lпл., lн, если: впл. = 0,74 Тн = 10,5 ч. хэ = 25 км/ч.
Общий пробег: L = Тн * хэ = 10,5 * 25 = 262,5 км.
Платный пробег: Lпл. = L * впл. = 262,5 * 0,74 = 194,3 км.
Неоплаченный пробег (при Lн = 0 км): lн = L - Lпл. = 262,5 - 194,3 = 68,2 км.