Логистический процесс на складе
14
ПЛАН
- ВВЕДЕНИЕ 3
- 1. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ 5
- 1.1. Разгрузка и приемка грузов 7
- 1.2. Внутрискладская транспортировка 7
- 1.3. Складирование и хранение 8
- 1.4. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка 8
- 1.5. Транспортировка и экспедиция заказов 9
- 1.6. Сбор и доставка порожних товароносителей 10
- 1.7. Информационное обслуживание склада 10
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Та-кой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:
1) операции, направленные на координацию службы закупки;
2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и
его документацией;
3) операции, направленные на координацию службы продаж. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поста-вок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой про-даж и имеющейся мощностью склада.
Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, мак-симальное использование имеющегося объемам склада и необходи-мые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
1.1. Разгрузка и приемка грузов
При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис постав-ки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указан-ное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходи-мое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современ-ных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.
Проводимые на данном этапе операции включают:
-- разгрузку транспортных средств,
-- контроль документального и физического соответствия зака-зов поставки,
-- документальное оформление прибывшего груза через инфор-мационную систему,
-- формирование складской грузовой единицы.
1.2. Внутрискладская транспортировкаВнутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транс-портных машин и механизмов.Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать по-вторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.1.3. Складирование и хранениеПроцесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирова-ния -- эффективное использование объема зоны хранения. Предпо-сылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудования. Обору-дование под хранение должно отвечать специфическим особеннос-тям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъ-емно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хра-нения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбораместа складирования.Процесс складирования и хранения включает:а) закладку груза на хранение,б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого ус-ловий,в) контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемыйчерез информационную систему.1.4. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузкаПроцесс комплектации сводится к подготовке товара в соответ-ствии с заказами потребителей.Комплектация и отгрузка заказов включают:а) получение заказа клиента (отборочный лист),б) отбор товара каждого наименования по заказу клиента,в) комплектацию отобранного товара для конкретного клиента всоответствии с его заказом,г) подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель),д) документальное оформление подготовленного заказа и кон-троль за подготовкой заказа,е) объединение заказов клиентов в партию отправки и оформле-ние транспортных накладных,ж) отгрузку грузов в транспортное средство.Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне ком-плектации. Подготовка и оформление документации осуществляет-ся через информационную систему. Адресная система хранения поз-воляет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать от-пуск товара со склада.При комплектации отправки благодаря информационной систе-ме облегчается выполнение функции объединения грузов в эконо-мичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный марш-рут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (тре-бование к проведению эффективной отгрузки аналогичны требова-ниям к разгрузке). 1.5. Транспортировка и экспедиция заказовМогут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, рав-ными вместимости транспортного средства, и при этом запасы по-требителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономи-чески оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршру-там доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять постав-ки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.1.6. Сбор и доставка порожних товароносителейИграют существен-ную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график обмена ими с потребителями.1.7. Информационное обслуживание складаПредполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функ-ционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть . как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы уп-равления материальными и информационными потоками (на авто-матизированных складах).Информационное обслуживание охватывает:-- обработку входящей документации,-- предложения по заказам поставщиков,-- оформление заказов поставщиков,-- управление приемом и отправкой,-- контролирование наличности на складе,-- прием заказов потребителей,-- оформление документации отправки,-- диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партийотгрузки и маршруты доставки,-- обработку счетов клиентов,-- обмен информацией с оперативным персоналом и верхнимиерархическим уровнем,-- различную статистическую информацию.На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания.Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупа-телей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов.Выделяют три основные категории элементов обслуживания: до-продажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением до продажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служ-ба). Склад обеспечивает выполнение как продажных услуг:-- сортировку товаров,-- полную проверку качества поставляемых товаров,-- фасовку и упаковку,-- замену заказанного товара (изменение заказа),-- экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки,-- информационные услуги,-- заключение договоров с транспортными агентствами; так и послепродажных услуг:-- установку изделий,-- гарантийное обслуживание,-- обеспечение запчастями,-- временную замену товаров,-- прием дефектной продукции и замену ее.Рациональное осуществление логистического процесса на складе -- залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:1) рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;2) эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;3) использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;4) минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с цельюсокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной спо-собности склада;5) осуществления унитизации партий отгрузок и примененияцентрализованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;6) максимального использования возможностей информацион-ной системы, что значительно сокращает время и затраты, связан-ные с документооборотом и обменом информации, и т.д.Иногда резервы рациональной организации логистического про-цесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма про-стых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении осве-щения, организации рабочего места. В поиске резервов эффектив-ности функционирования склада нет мелочей, все должно анализи-роваться, а результаты анализа использоваться для улучшения организации логистического процесса.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении хочется отметить, что все же основное назначение склада - это концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.
К основным функциям склада можно отнести следующие:
1. Преобразование производственного ассортимента в потребитель-ский в соответствии со спросом -- создание необходимого ассорти-мента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных про-изводителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. (рис. 48).
Создание нужного ассортимента на складе содействует эффек-тивному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает воз-можность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распреде-лительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.
3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше - чем - вагон» или «меньше - чем - трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) не-больших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загруз-ки транспортного средства.
4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции яв-ляется оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:
-- подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, запол-нение контейнеров, распаковка и т.д.);
-- проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
-- придание продукции товарного вида, предварительная обра-ботка (например, древесины);
-- транслортно-экспедиционные услуги и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. «Логистика». / Под. Ред Б.А. Аникина М., 1997 г.2. «Логистика». А.Д. Чудаев М., 2001г.3. «Основы логистики» /Под. Ред Л.Б. Миротина и В.И Сергеева. М.: ИНФРА -М, 1999 г.