Автомобильный транспорт
p align="left">Даже в царском гараже появились два автомобиля русской марки. Некоторые высокопоставленные лица и промышленники приобрели машины "Руссо-Балт", а главное - завод получил государственные заказы от военного ведомства.

Автомобили РБВЗ с успехом экспонировались на пяти выставках, в том числе в международных автомобильных салонах 1910 и 1913 годов в Петербурге, и были отмечены пятью золотыми медалями. Начав автомобильную деятельность с выпуска легковых машин и стремясь получить казенные заказы, РБВЗ взялся за постройку грузовиков, изготовил несколько несколько образцов автобусов, артиллерийских тягачей, пожарных машин и шасси для броневиков, корпуса к которым делал Ижорский завод. Программа производства легковых машин была довольно пестрой, ее основу составляли четыре базовые модели с двигателями рабочим объемом2211, 3684, 4501 и 7235 см куб. соответственно мощностью 25, 35, 40 и60 л. с. Они снабжались кузовами основных трех типов (лимузин, торпедо, ландоле). Особо следует отметить полугусеничные автомобили, которые прошли испытания в 1913 году.

В этом отношении РБВЗ опередил все зарубежные автомобильные фирмы. Самой распространенной на РБВЗ была легковая модель "С" (4501 смкуб.), которая в разных модификациях выпускалась с 1909 по 1915 год. Интересно, что каждая партия или, как тогда говорили "серия" машин модели "С" отличалась по конструкции от предыдущей. Таких серий (по40-60 автомобилей, а то и меньше) в истории модели "С" было по крайней мере восемнадцать.

Конструктивными особенностями машин "Руссо-Балт" было применение алюминиевых сплавов для поршней (в опытном порядке), картеров двигателя и коробки передач, цепная передача к распределительному валу, широкое использование шарикоподшипников в коробке передач, переднем и заднем мостах, подвеска заднего моста на трех рессорах, электрическое освещение, устанавливаемое по заказу.

Машины "Руссо-Балт" обладали исключительной выносливостью и прочностью. Рекорд долговечности установила машина с шасси N: 14 из первой серии завода. На ней журналист и спортсмен Андрей Платонович Нагель проехал по дорогам центральной Европы, Северной Африки менее чем за четыре года (с июня 1910 по январь 1914 года) в общей сложности 80000км без капитального ремонта. На страницах журнала "Аэро и автомобильная жизнь" в 1911 году писал: "...для среднего провинциального клиента не столько важно получить автомобиль "новейшей марки", сколько автомобиль, приспособленный к тем условиям, в которых ему придется работать". И "Руссо-Балт" показал себя именно такой машиной. Сколько же всего автомобилей построил за шесть лет РБВЗ? Ранее считали, что 451 машину. Но эти данные не являются полными. Общее количество автомобилей, изготовленных РБВЗ по всем заказам, Составило на основе анализа, проведенного историками, примерно 700-800 машин. Подтверждение тому - шасси N: 610 довоенного "Руссо-Балта" модели"С24/40", участвовавшего во Всероссийском испытательном пробеге 1923года. * * * Русские инженеры разработали немало интересных новинок в автомобильной технике. Среди них следует назвать распылительный карбюратор Потворского (1894 г.), электромобиль Романова (1899 г.), независимую подвеску передних колес Лидтке (1901 г.), автомобильную электротрансмиссию Фрезе (1905 г.), одноколейный автомобиль Шиловского (1914 г.).

2 Классификация и назначение автомобильного подвижного состава

Основные типы автомобилей и прицепов

Подвижный состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей различных типов, а также прицепов и полуприцепов, которые буксируются автомобилями. Автомобиль и буксируемые им прицепы или полуприцепы образуют автомобильный поезд.

По назначению автомобили подразделяются на транспортные, служащие для перевозок пассажиров и грузов, специальные, предназначенные для выполнения тех или иных производственных операций, а также гоночные, используемые на спортивных соревнованиях (рис. 1).

Наибольшее распространение получили транспортные автомобили (рис. 2), которые разделяются на грузовые, пассажирские и грузопассажирские. К пассажирским автомобилям относятся легковые автомобили и автобусы.

Рис. 1. Классификация автомобилей

Легковые автомобили служат для перевозки небольшого числа пассажиров (до 8 человек). Грузопассажирские автомобили служат для перевозки пассажиров и небольших грузов.

Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ и имеют соответствующее оборудование. К таким автомобилям относятся пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц и др.

Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. К прицепному подвижному составу относятся прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски, а также специальные прицепы (например прицепы-тяжеловозы).

Одноосные прицепы применяют для работы с автомобилями малой грузоподъемности. Через дышло 2 (рис. 3, а) такой прицеп соединяют С автомобилем. Если одноосный прицеп не буксируется автомобилем, ТО для опоры опускают переднюю 1 и заднюю 3 подставки.

Рис. 3. Типы прицепного состава: а -- одноосный прицеп; б -- двухосный прицеп; в -- прицеп-роспуск; г -- полуприцеп

Рис. 2. Основные типы транспортных автомобилей: о -- легковой автомобиль ВАЗ-2103; 6 -- автобус ЛАЗ-697М; в -- грузовой автомобиль ГАЗ-53А; г -- грузо-пассажирский автомобиль ВАЗ-2102

Двухосные и трехосные прицепы используют для работы с автомобилями средней и большой грузоподъемности. Прицеп буксируют при помощи дышла 2 (рис. 3, б), шарнирно связывающего автомобиль с прицепом. Вертикальные усилия от прицепа на автомобиль практически не передаются.

Прицепы-роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный конник 3 (рис. 3, в) -- опорную поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Полуприцепы или седельные прицепы передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, который называется седельным тягачом. Поэтому часть собственного веса и веса перевозимого груза ими передается на раму седельного тягача. Отсоединенный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающую стойку 4 (рис. 3, г).

Прицепы-тяжеловозы предназначены для перевозки очень тяжелых (100, 200 тс и более) и негабаритных грузов. Для уменьшения нагрузки на колеса прицепы-тяжеловозы имеют большое число колес.

От рода двигателя различают автомобили:

паровые;

бензиновые - с двигателем внутреннего сгорания, работающими на автомобильном бензине;

дизельные - с двигателем внутреннего сгорания, работающим на дизельном топливе;

газобаллонные автомобили - с газовым двигателем внутреннего сгорания, работающим на сжатых или сжиженных горючих газах;

газогенераторные автомобили - с двигателем внутреннего сгорания, работающим на газе;

газотурбинные автомобили - с газовой турбиной;

электрические - с двигателем, работающим от аккумуляторных батарей.

Грузовой подвижной состав

К грузовым автомобилям относятся как автомобили общего назначения, имеющие, бортовые платформы, так и специализированные; самосвалы с опрокидывающейся платформой, тягачи, предназначенные для буксировки прицепов и полуприцепов, и т. д

Требования, предъявляемые к перевозке конкретных грузов, проходимости автомобиля и его грузоподъемности, определяют специализацию автомобилей:

по назначению, по грузоподъемности, по проходимости.

Для осуществления перевозок транспортные компании имеют подвижной состав, который состоит из:

грузовых автомобилей, включая автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы; пассажирских автомобилей -- автобусы, легковые автомобили; специализированных автомобилей.

Грузовой подвижной состав подразделяют в зависимости от:

полной массы автомобиля, типа кузова, проходимости.

В зависимости от типа кузова грузовые автомобили делятся на:

общего назначения с бортовой грузовой платформой;

самосвальные -- для перевозки навалочных грузов;

специализированные, приспособленные для перевозки определенных грузов и особых условий транспортировки (фургоны, цистерны, цементовозы, панелевозы, контейнеровозы и др.).

По грузоподъемности подвижной состав различают:

особо малой грузоподъемности -- до 1 т;

малой грузоподъемности -- от 1 до 2,5 т;

средней грузоподъемности -- от 2,5 до 5 т;

большой грузоподъемности -- от 5 до 10 т;

особо большой грузоподъемности -- свыше 10 т.

По проходимости грузовые автомобили делятся на:

-- дорожные (нормальной проходимости);

-- повышенной проходимости (с колесной формулой 4x4; 6x4; 6x6, предназначенные для движения по бездорожью -- «внедорожники» -- ГАЗ-6601; «Урал-4320»).

Для повышения проходимости дорожных автомобилей в зимний период используют шины с шипами противоскольжения на ведущих колесах или одевают на ведущие колеса цепи противоскольжения.

Автомобили повышенной проходимости предназначены для эксплуатации по всем дорогам в любое время года (вседорожники). Эти автомобили характеризуются всеми ведущими осями (полноприводные автомобили), обозначаются колесными формулами 4x4; 6x4; 6x6, имеют зависимую рессорную подвеску и односкатные колеса всех осей, совпадение колеи передних и задних колес, что улучшает сцепление задних колес с поверхностью дороги. Некоторые их этих автомобилей могут иметь шины с широким профилем или шину с регулируемым давлением воздуха, лебедку для самовытаскивания и блокируемые дифференциалы, раздаточную коробку с демультипликатором (с понижающими передачами), увеличенные дорожные просветы (клиренсы), уменьшенную базу (расстояние между осями колес) для снижения радиуса продольной проходимости автомобиля, увеличенный радиус поперечной проходимости, увеличенные углы въезда и съезда (углы свеса) и другие параметры, влияющие на проходимость.

К грузовому подвижному составу относятся и автомобили-тягачи, которые предназначаются для буксировки прицепного состава. Их разделяют на:

-- буксирные, предназначенные для транспортировки прицепа на буксирном устройстве и оснащенные балластной платформой для увеличения массы тягача;

-- седельные, когда тяговое усилие передается через опорно-сцепное устройство, на которое опирается полуприцеп и распределяет часть силы тяжести полуприцепа на задний мост автомобиля-тягача.

Прицепы классифицируются по:

-- способу буксировки;

-- устройству прицепного приспособления;

-- виду перевозок.

По полной массе грузовые автомобили подразделяются на семь категорий (табл. 1), что определяет их транспортное использование.

Таблица 1. Категории грузовых автомобилей

Полная масса автомобиля

Эксплуатационное назначение

До 1,2т

Выполнены на шасси легкового автомобиля для предприятий связи, торговой сети, бытового обслуживания населения

От 1,2 до 2,0т

Для перевозки небольшого количества грузов, обычно в пределах населенного пункта

От 2,0 до 8,0т

Для перевозки грузов предприятий, имеющих средний грузооборот

От 8,0 до 14,0т

Для перевозки строительных материалов, топлива и продукции крупных промышленных предприятий по дорогам с твердым покрытием

От 14,0 до 20,0т

Для обслуживания больших и установившихся фузопотоков, обычно вне дорог общего пользования (карьеры, рудники, крупные стройки)

От 20,0 до 40,0т

Свыше 40т

3 Автобусы

Автобусы - это пассажирские АТС, предназначенные для одновременной перевозке более 8 пассажиров. По конструкционной схеме автобусы подразделяются на одиночные, сочлененные и автобусные поезда.

Одиночный автобус - это пассажирское АТС эксплуатирующееся без прицепов и полуприцепов. Одиночные автобусы составляют преобладающее большинство пассажирских АТС и применяются на всех видах перевозок пассажиров, предусмотренных ГОСТ 20774-75 и классификацией (внутригородские, пригородные, местного сообщения, междугородные, туристские, общего назначения, экскурсионные, международные и другие).

Внутригородские автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров по территории города. Они обеспечивают возможность проезда пассажиров сидя и стоя, быстрый обмен пассажиров на остановочных пунктах, удобство посадки и высадки. Планировка салона городских автобусов (рис.3.16.) облегчает проход и создает возможность сосредоточиваться на накопительных площадках. С этой целью предусматривается комбинированное трехрядное размещение сидений в салоне, количество которых примерно составляет 25...30% общей вместимости автобуса. Высокие динамические качества городских автобусов и небольшой тормозной путь, обеспечивают движение автобусов с высокими скоростями. Автобусы, работающие без кондуктора, оборудуются радиоустановкой для оповещения пассажиров водителем, кассами самообслуживания, компостерами для гашения абонементных билетов. Городские автобусы имеют 2, 3 и 4 двери (соответственно в автобусах средней, большой и особо большой вместимости) шириной не менее 1200 мм каждая. На городских автобусах с габаритной длиной 9 м и более устанавливается автоматическая и полуавтоматическая трансмиссия, применяется подвеска, обеспечивающая постоянную высоту уровня пола над поверхностью дороги, место водителя изолировано от пассажирского помещения.

Так как городские автобусы работают на маршрутах с большой интенсивностью движения транспорта и в большинстве своем оборудованы бензиновыми двигателями, то они должны иметь высокоэффективную вентиляцию салона, а в зимнее время хорошую систему отопления.

Большие колебания пассажиропотока на городских маршрутах в течении суток, вызывают необходимость иметь автобусы особо малой, малой, средней, большой и особо большой вместимости.

Городские автобусы особо малой вместимости (маршрутные автомобили-такси), используемые в системе автобусного транспорта общего пользования в отличие от ведомственных (служебных) автобусов, должны быть конструктивно более надежны и приспособлены для ежедневной интенсивной эксплуатации и иметь усиленную конструкцию отдельных механизмов, узлов и агрегатов.

Пригородные автобусы, предназначены для перевозки пассажиров по маршрутам, связывающим город с пригородом. Планировка салона автобусов (рис.3.17) предусматривает четырехрядное расположение сидений, что позволяет увеличить количество сидячих мест. Из-за большего расстояния перегонов на маршрутах и меньшего по величине пассажирообмена на остановочных пунктах по сравнению с городскими перевозками размер накопительных площадок и количество дверей в салоне автобусов могут быть сокращены. Пригородные автобусы оборудуются одной или двумя дверями шириной 700 мм. В салоне автобуса предусматривается специальное для кондуктора место, оборудованное дополнительным обогревом. Хорошие динамические качества автобусов обеспечивают более высокие скорости движения. Кабина водителя изолирована от пассажирского салона.

Автобусы местного сообщения (внутрирайонные, сельские) предназначены для перевозки пассажиров и небольшого багажа между районными центрами, населенными пунктами, деревнями и поселками, по маршрутам, проходящим в сельской местности. Конструкция этих автобусов должна обеспечивать возможность их эксплуатации по дорогам с различными типами покрытия, а также грунтовым. Планировка салона автобусов (рис.3.18.) предусматривает всем пассажирам места для сидения, а также возможность размещения небольшого багажа. Автобусы оборудуются одной дверью и комбинированным расположением сидений (допускается 4-рядное расположение).

Рис 3.18. Планировка салона и общий вид автобуса местного сообщения (Сармат-4225)

Особенностями конструкции этих автобусов являются повышенная прочность кузова. Салон автобуса должен иметь хорошую герметизацию, высокоэффективную принудительную вентиляцию и отопительную систему.

В сельских автобусных перевозках применяются автобусы повышенной и высокой проходимости, специальные школьные автобусы для перевозки детей, грузопассажирские автобусы различной вместимости.

Междугородные автобусы предназначены для перевозки пассажиров по внутриобластным, межобластным и межреспубликанским маршрутам на значительное расстояние по дорогам с твердым Усовершенствованным покрытием. Автобусы имеют одну дверь для посадки и выхода пассажиров в передней части кузова, 4-рядное расположение сидений. Сидения имеют высокие спинки с подголовниками, их наклон может регулироваться пассажирами. Всем пассажирам предоставляются места для сидения и возможность размещения в салоне ручной клади, для чего в салоне автобуса над окнами устраиваются полки.

Рис 3.19. Планировка салона и общий вид междугородного автобуса

В междугородных автобусах пассажирские сиденья первого ряда и против прохода, а также сиденье водителя оборудуются ремнями безопасности. Эти автобусы под полом пассажирского помещения имеют багажные отсеки с доступом к ним с внешней стороны автобуса. В салоне автобуса (рис. 3.19) предусматривается размещение закрываемых и пломбируемых отсеков (кассет) для перевозки почтовых грузов в небольшом количестве. Пассажирское помещение некоторых автобусов оборудуется холодильником и гардеробом. Хорошие динамические качества междугородных автобусов допускают движение их с высокими скоростями при обеспечении надежной безопасности перевозок пассажиров. Место водителя не полностью изолировано от пассажирского салона. Туристские автобусы по своему оборудованию и назначению близки к междугородным автобусам. В этих автобусах в передней части салона устанавливается поворотное сиденье для руководителя группы (гида), место водителя огорожено не сплошной перегородкой. Автобусы общего назначения, являются универсальными и предназначены для обслуживания сотрудников различных учреждений, предприятий и выполнения других разовых служебных пассажирских перевозок. В большинстве своем для этих перевозок используют обычные автобусы особо малой и малой пассажировместимости. Экскурсионные автобусы, по своему оборудованию аналогичны пригородным автобусам и предназначены для перевозки групп экскурсантов по постоянным экскурсионным маршрутам. Как правило, эти автобусы имеют одну дверь для пассажиров в передней части кузова, оборудуются специальным местом для руководителя группы и оснащаются громкоговоряшей установкой. Салон автобуса имеет 4-рядное расположение сидений. Особенностью салона являются широкие оконные проемы, обеспечивающие хороший обзор местности. Международные автобусы. Широкое развитие международных автобусных сообщений, намечаемое в ближайший перспективный период времени, требует выпуска международных автобусов, отличающихся от междугородных более высоким уровнем предоставляемого комфорта для пассажиров в пути следования: наличие буфета, гардероба, телевизора, туалета, кондиционирование воздуха и других специальных устройств, характерных для международных автобусов. Для ночных поездок в международных автобусах могут устанавливаться спальные места, либо устраиваются спальные прицепы-салоны. В зависимости от этажности пассажирского помещения автобусы подразделяются на одно-, полутора- и двухэтажные. Двухъярусные или двухэтажные автобусы в классификации не выделены, так как в Российской Федерации они применения не получили. Применение двухэтажных автобусов дает возможность увеличить вместимость автобуса при сравнительно малой площади. Их недостатком является ограниченная скорость движения по соображениям безопасности, особенно в зимнее время. Кроме того, в двухъярусном автобусе пассажиры должны подниматься на второй ярус, что затрудняет посадку и высадку и увеличивает время простоя на маршрутных остановках. В зарубежных странах двухъярусные автобусы городского типа получили ограниченное распространение. Они применяются в Англии и в некоторых других странах, однако постепенно заменяются обычными, одноярусными. Некоторое распространение получают полутора- и двухэтажные автобусы междугородного, туристического и экскурсионного типов.

Сочлененный автобус. Получают распространение так называемые «сочлененные автобусы» (рис.3.20). которые представляют собой постоянно сцепленные автобус и автобусный полуприцеп. Такие автобусы, имея большую пассажировместимость, более маневренны, чем автобус с прицепом или тягач с полуприцепом, и более устойчивы, чем двухэтажные автобусы. Кроме того, для таких автобусов не нужны дополнительные кондуктора, что необходимо для автобусов с прицепами, и для них не увеличивается время на остановках, как для двухэтажных автобусов.

На автобусе отсутствует задняя стенка кузова, а на полуприцепе - передняя, вместо которых устроен коридор с гибкими стенками, соединяющий салоны автобуса и полуприцепы. На задней части автобуса сделано опорно-сцепное устройство, на которое опирается передняя часть полуприцепа. Колеса полуприцепа выполнены поворотными, что значительно уменьшает радиус поворота всего автопоезда.

Современные автобусы, в основном, используются во внутригородских и пригородных перевозках.

4 Легковые автомобили

Автомобиль (от др.-греч. б?фп -- сам и лат. mobilis -- движущийся, автомашина) -- вид транспорта, самоходное безрельсовоетранспортное средство, предназначенное для передвижения по поверхности Земли. Для быстрого и комфортного передвижения автомобилей строят специальные дороги с твёрдым покрытием (грунтовые, гравийные, асфальтовые, также автомагистрали, автобаны).

Двухколёсные самоходные транспортные средства, даже с прицепом, а также небольшие трёх- и четырёхколёсные самоходные транспортные средства к автомобилям не относят.Механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединённые с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.

Легковой автомобиль, автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек (включая водителя). Наибольшее распространение получили 4--5-местные Л. а. с закрытыми кузовами.

Каждый класс Л. а. может быть также охарактеризован весовыми параметрами, габаритными размерами, средними эксплуатационными показателями. Современный уровень конструкции Л. а. характеризуется данными таблицы.

Основные показатели современных легковых автомобилей (средние данные)

Показатели

Класс

особо малый

малый

средний

большой

Рабочий объём цилиндров двигателя, л

до 1,2

1,2--1,8

1,8--3,5

св. 3,5

Мощность двигателя, квт (л. с.)

22,1--36,8

(30--50)

36,8--73,6

(50--100)

73,6--118

(100--160)

232--220

(180--300)

База (расстояние между осями), мм

2000--2400

2400--2700

2700--2900

2900--3800

Сухая масса автомобиля, кг

600--850

850--1150

1150--1500

св. 1500

Максимальная скорость, км/ч

110--130

120--160

120--170

св. 170

Расход топлива, л/100 км

6,--8,0

120--160

11,0--14,0

14,0--20,0

В зависимости от расположения двигателя и привода ведущих колёс различают конструктивные компоновки Л. а.: двигатель в передней части автомобиля, ведущие колёса задние; двигатель в передней части автомобиля, ведущие колёса передние; двигатель в задней части автомобиля, ведущие колёса задние. Кузова Л. а. в большинстве случаев несущего типа, цельнометаллические, сварные.

Классификация автомобилей по типу двигателя:

Все легковые автомобили в зависимости от типа установленного двигателя можно разделить на две категории: работающие на бензине либо работающие на дизельном топливе, коротко -- бензиновые и дизельные. Несмотря на то, что и у тех, и у других имеется масса поклонников, и споры о преимуществах и недостатках каждого вида идут много лет, однозначного никто не скажет, что лучше: бензин или дизель.

Возможно, у читателя возникнет вопрос: «Насчет бензиновых машин все ясно, а вот на каком топливе работают дизельные автомобили?».

Дизельным топливом является обыкновенная солярка, на которой в том числе работают трактора и другая сельхозтехника, военная техника, дизель-поезда, и др.Принципиальное отличие бензинового двигателя от дизельного состоит в том, что в бензиновом моторе топливо сгорает от искры, которую производит свеча зажигания, а в дизельном воспламеняется от свечи накаливания. Отметим, что дизельный двигатель намного дороже в производстве -- его стоимость примерно на 25-30% выше, чем у бензинового. Это обусловлено вы первую очередь предельно сложной технологией производства: при выполнении некоторых операций и технологических процессов необходимо соблюдать просто космическую точность.

Зато в эксплуатации большинство дизельных двигателей являются более экономичными, нежели их бензиновые собратья (разница в потреблении топлива на 100 км пробега может составлять от 2 до 5 литров). С другой стороны, «дизеля» уступают бензиновым моторам в приемистости: бензиновые машины более резво ведут себя на дороге (кстати, именно поэтому среди спортивных автомобилей почти нет машин с дизельным двигателем). В зимних условиях дизельный мотор может оказаться ненадежным: не секрет, что при низких температурах солярка густеет, и машина просто глохнет. Однако это относится в первую очередь к старым автомобилям; на современных машинах все особенности холодного климата учтены, и «дизеля» по надежности не отстают от бензиновых моторов. Главное -- заливать качественное топливо, и в холодное время года ездить на «зимней» солярке.

Классификация автомобилей по типу привода:

Почему автомобиль движется? Потому что тепловая энергия сгорания, которая образуется в двигателе, превращается в механическую энергию вращения, которая в свою очередь передается на ведущие колеса, а уже они приводят автомобиль в движение. В зависимости от того, какие колеса у машины являются ведущими, все автомобили можно разделить на три категории: переднеприводные, заднеприводные и полноприводные.

У переднеприводных машин ведущими является передняя пара колес. Характерной особенностью таких автомобилей является отсутствие у них карданного вала. Переднеприводные машины отличаются высокой маневренностью, а также возможностью более легкого выхода из заноса.

Заднеприводные машины приводятся в движение задней парой колес. В данном случае для передачи крутящего момента от двигателя к колесам используется карданный вал, который тянется от передней части автомобиля к заднему мосту. Отметим, что в бывшем СССР долгое время выпускались только заднеприводные машины; первым переднеприводным автомобилем, совершившим своеобразную революцию в отечественном автомобилестроении, стал ВАЗ-2108. Эти машины начали сходить с конвейера во второй половине 80-х годов прошлого века. Отметим, что многие российские автомобилисты со стажем до сих пор принципиально ездят только на заднеприводных автомобилях.

П полноприводные машины -- это те, у которых ведущими являются все четыре колеса. Отметим, что при необходимости водитель может отключить любой ведущий мост -- например, с целью экономии топлива.

Среди советских легковых машин первым полноприводным автомобилем стала знаменитая «Нива». Но отключение какого-либо моста конструктивно не предусматривалось. Однако отечественные автомобилисты быстро нашли чисто «русский» выход, который был простым, как и все гениальное: они просто снимали «лишний» карданный вал. В результате на соответствующий мост крутящий момент не передавался, и он, понятное дело, не работал. Таким нехитрым способом достигалась экономия топлива.

Характерной особенностью и главным достоинством полноприводных машин является их повышенная проходимость. Это позволяет ездить на них в условиях, при которых обычный автомобиль эксплуатировать невозможно: в снежных сугробах, на болотистой местности, на дорогах с расползающимися в грязи колеями (например, в лесу), и т.д. В настоящее время наиболее известными представителями полноприводных автомобилей являются джипы. Самый известный джип советского автопрома -- знаменитый «УАЗ», в простонародье -- «козел». Наиболее характерными пользователями «УАЗов» в советские времена являлись председатели колхозов, агрономы, милиция, а также военные. Это неудивительно: машина справлялась с бездорожьем отлично, а именно этим категориям людей чаще всего приходится ездить по «убитым» российским дорогам.

Классификация автомобилей по типу кузова:

Современные автомобили можно также классифицировать по типу кузова: седан, хэтчбэк, универсал, вагон, лимузин, кабриолет, минивэн.

Наиболее распространенным в настоящее время типом кузова является «седан». Такой автомобиль имеет две или четыре двери, и рассчитан на 4-5 пассажиров. Моторный отсек и багажник являются выступающими, причем багажник отделен от пассажирского салона. Наиболее характерный пример автомобиля с типом кузова «седан» -- классические модели «Жигулей» (ВАЗ-2101, ВАЗ-2105, и др.). В бывшем СССР подавляющее большинство легковых автомобилей выпускалось именно с таким кузовом.

Тип кузова «хэтчбэк» также пользуется популярностью, хотя и не столь широко распространен, как «седан». Хэтчбэк имеет две или четыре боковые пассажирские двери, и еще одну -- грузовую, расположенную в задней части кузова. Грузовая дверь открывается вертикально, а заднее сидение можно сложить, благодаря чему объем багажного отделения существенно увеличивается. В стандартном же состоянии багажник хэтчбэка уступает по вместительности багажнику седана. Из представителей советского автопрома тип кузова «хэтчбэк» был у ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, «Иж-Комби», «Москвич АЗЛК-2141». Что касается иномарок, то здесь примеров можно привести великое множество: с такими кузовами выпускаются и «Опель-Астра», и «Форд-Эскорт», и «Ауди», и др.

Еще одним распространенным типом кузова является «универсал». У таких машин грузопассажирский салон, две или четыре боковые двери и еще одна -- пятая, которая расположена сзади и является грузовой (т.е. закрывает багажное отделение). Из всех легковых машин багажник универсала является наиболее вместительным, поэтому такие машины очень любят российские дачники. Кроме этого, в таких автомобилях удобно совершать семейные поездки. Заднее сидение при необходимости можно сложить, благодаря чему багажное отделение увеличивается чуть ли не в два раза; после этого в нем можно перевозить крупногабаритные грузы (например, холодильник). Классические представители советского (российского) автопрома, обладающие кузовом типа «универсал» -- это ВАЗ-2102 и ВАЗ-2104. Что касается иномарок, то с таким кузовом выпускают и «Мерседес», и «Опель-Омега», и «Форд-Эскорт», и «БМВ», и др.

Разновидностью «универсала» является тип кузова «минивэн». Такая машина вместительнее, у нее подвеска более высокая, она несколько напоминает «мини-микроавтобус». Характерный пример -- «Рено Сценик» или «Фольксваген Шаран».

Часто на российских дорогах можно встретить автомобили с типом кузова «купе». У них две двери, а посадочные размеры задних сидений как бы «стеснены», или «сжаты». Багажник небольшой, машина хорошо подходит для городских поездок -- например, на работу, по магазинам, и т.д.

Пока еще относительной экзотикой в России являются машины с типом кузова «кабриолет». У таких машин кузов открытый, они действительно имеют много преимуществ, но в подавляющем большинстве совершенно не приспособлены для езды в российских условиях. Дело в том, что они созданы для эксплуатации в теплое время года. Однако на российских дорогах (особенно грунтовых) в этих машинах все покрывается пылью (в том числе и пассажиры), а при движении по мокрой дороге (например, после дождя) всех находящихся в машине вполне может окатить грязной водой из дорожной лужи проходящий мимо самосвал. А в условиях российской зимы «кабриолет» и вовсе неприемлем: складная матерчатая (или из любого другого материала) крыша автомобиля совершенно не держит тепло (что вполне естественно), поэтому в машине очень холодно.

Близким родственником кабриолета является тип кузова «родстер». Это пассажирский двухместный автомобиль с тентовым верхом, который при необходимости можно сложить. Тип кузова «вагон» больше похож на пассажирский микроавтобус: у него отсутствует выступающий моторный отсек и багажник. Наиболее характерный пример такого автомобиля -- всем хорошо знакомая родная «Газель». Некоторые любят ездить в автомобилях с типом кузова «лимузин». Все мы видели лимузины если не «вживую», то, по крайней мере, по телевизору. Такие машины обладают большим вместительным кузовом, дополнительные сидения, а также перегородку, которая отделяет водителя от пассажиров.

Классификация автомобилей по литражу двигателя:

Мощность двигателя в первую очередь зависит от его объема, который измеряется либо в кубических сантиметрах, либо, что гораздо чаще -- в литрах. В зависимости от литража двигателя все автомобили можно разделить на следующие категории:

- особо малый класс;

- малый класс;

- средний класс;

- большой класс.

У автомобилей особо малого класса объем двигателя не превышает 1,1 литра. Наиболее характерный представитель -- ВАЗ-1111 (т.е. известная всем «Ока»). Машины этого класса, понятное дело, не отличаются высокой мощностью, поэтому возить на них кирпичи на дачу у вас вряд ли получится. Эти автомобили созданы для других целей, в первую очередь -- для городских поездок (шоппинг, работа, и т.д.): за счет небольшого размера они маневренны, а двигатель маленького объема потребляет немного топлива. Автомобили малого класса обладают двигателем объемом от 1,1 до 1,8 литра. Таковыми являются, например, все модели классических «Жигулей», ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, «Москвичи», а из иномарок -- «Опель-Астра», «Форд-Эскорт», «Фольксваген-Гольф», и др. Эти машины более мощные и скоростные, нежели их собраться особо малого класса, а также им требуется больше топлива.

К автомобилям среднего класса относятся машины с объемом двигателя от 1,8 до 3,5 литра. Из представителей советского автопрома к ним относится только «Волга» (ГАЗ-21, ГАЗ-21, ГАЗ-3110, и др.), из иномарок -- «Мерседес», «Опель-Омега», «Форд-Мондео», «БМВ», «Ауди», и др. У таких автомобилей довольно большой и вместительный кузов, они отличаются высокой мощностью и приемистостью. Однако двигатель большого объема, само собой, требует больше топлива, поэтому экономичными такие машины никак не назовешь. Что касается большого класса, то к нему относятся все легковые автомобили с объемом двигателя более 3,5 литров. Большой кузов, салон -- почти малогабаритная квартира, высокая мощность -- вот основные свойства таких машин. Топлива потребляют еще больше, чем их собратья среднего класса. Примеры? Советский (российский) автопром таких автомобилей не выпускал (за исключением разве что «членовозов» вроде «Чайки» и правительственных «ЗИЛов»), а из иномарок это и «Мерседес», и «БМВ-750», и «Лексус», и др.

Список использованной литературы

1. " Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте." Ю.Т. Чумаченко 1998

2. " Автомобиль в России. " К. Шляхтинский 1993

3. Люди и автомобили [Электронный ресурс]: http://www.peoplecar.ru/ page7.html

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты