Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности железной дороги
table>

Показатель

Единицы измерения

План

Отчет

Отклонение

+/-

% выполнения плана

Результативный показатель: среднесуточная производительность грузового вагона

Ткм/ваг

9485,4938

9567,6768

+82,183

100,8664

Сложные субфакторы:

Эксплуатационные тонно-километры Вагоно-километры груженного пробега

Вагоно-километры общего пробега

млн.т-км

млн.ваг.-км

млн.ваг.-км

89116

2116,7696

2743,3334

90514

2175,8173

2800,2769

+1398

+59,0477

+56,9435

101,5687

102,7895

102,0757

Первичные (глубинные) факторы: Среднесуточный пробег вагона. Динамическая нагрузка груженного вагона. Коэффициент порожнего пробега вагонов

км

т-

292

42,1

29,6

296

41,6

28,7

4

-0,5

-0,9

101,3698

98,8123

96,9594

Формула расчета результативного показателя:

(14)

где - среднесуточная производительность грузового вагона (план или отчет), т-км/ваг.;

- динамическая нагрузка груженого вагона (план или отчет) т.;

- среднесуточный пробег вагона (план или отчет), км.;

- коэффициент порожнего пробега вагонов (план или отчет")

=

=

Формулы расчета субфакторов:

(15)

где - вагоно-километры груженного пробега (план или отчет), ваг-км.;

- эксплуатационные тонно-километры груженного пробега (план или отчет), млн.т-км.;

- динамическая нагрузка груженного вагона (план или отчет), т.

, (16)

где - вагоно-километры общего пробега (план или отчет), ваг-км;
- коэффициент порожнего пробега вагонов (план или отче )

2. Выполняем аналитические расчеты по оценке влияния отдельных факторов на величину результативного показателя.

=2116,7696*(1+0,296)=2743,3334 млн. ткм

=2175,8173*(1+0,287)=2800,2769 млн. ткм

Аналитическая модель: (17)

Анализ осуществляем методом цепных подстановок в табличной форме:

Таблица 2.

№ п/п

Факторы

Разность подстановок

1.

292

29,6

42,1

-

2.

296

29,6

42,1

129,9383

3.

296

28,7

42,1

67,2408

4.

296

28,7

41,6

-114,9961

Баланс отклонений

82,183=82,183


В этой таблице разница между второй и первой строками дает влияние на результативный показатель первого фактора (), между третьей строками - второго фактора (), между четвертой и третьей строкам третьего фактора().

3. Выполняем расчеты по оценке влияния отдельных личину среднесуточной производительности вагона.

Аналитическая модель: (18)

4. Рассчитываем долю влияния каждого из факторов на изменение среднесуточной производительности вагона по формулам:

(19)

(20)

(21)

5. Выполняем балансовую проверку по формулам

, (22)

(23)

(9567,6768-9485,4938)=129,9383+67,2408-114,9961

82,183=82,183

6. Для наглядности выполнения анализа построим диаграмму от-клонения среднесуточной производительности вагона и схему графической взаимосвязи факторов:

Рис. 1. Примерная диаграмма факторов

Рис. 2. Схема взаимосвязи факторов

Вывод: В результате анализа видим что изменения среднесуточной производительности вагона против плана 82,183 ткм/ваг или на 0,8664 % произошло из-за изменения среднесуточного пробега на 1,3698 %, что привело к увеличению исследуемого фактора на 67,2408 ткм/ваг, что уменьшило производительность на - 114,9961 ткм/ваг. Следует уменьшить долю порожнего пробега одновременно улучшая остальные факторы, что позвонит увеличить динамическую нагрузку.

4.2. Анализ эксплуатационных расходов.

Таблица 3.

Показатель

Единица измерения

План

Отчет

Отклонения в абсолютных единицах

% выражения плана

1

2

3

4

5

6

Себестоимость перевозок

0,061

0,05

-0,002

96,7

Общая сумма эксплуатационных расходов

млн. руб

598

575

123

96,2

Зависящие расходы

млн. руб

246

235

-11

95,5

Независящие расходы

млн. руб

352

340

-12

96,6

Приведенные ткм

ткм

98719

98022

-697

99,3

Работа выполняем на основе данных приложений 2 и 4. Используем приложение 2, записываем исходные данные по форме табл. 1, рассчитываем себестоимость перевозок ( ) по формулам:

; (24)

(25)

где , -эксплуатационные расходы по плану и отчету. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок ведем в следующем порядке.

а) Определяем сумму расходов, не зависящих от объема перевозок по плану и отчету:

,

где - общая сумма эксплуатационных расходов,

- общая сумма зависящих расходов.

б) Рассчитываем отклонение общей суммы эксплуатационных расходов под влиянием объема перевозок в приведенных тонно-километрах: изменение объема перевозок, умноженное на плановый (базисный) уровень себестоимости.

(26)

где - изменение объема перевозок;

- плановая величина себестоимости.

в) Рассчитываем отклонение общей суммы эксплуатационных расходов под влиянием изменения среднего уровня себестоимости перевозок: как произведение изменения уровня себестоимости на фактический (отчетный) уровень объема перевозок.

, (27)

где - изменение себестоимости;

; (28)

- фактическая величина приведенных тонно-километров.

г) Построим баланс отклонений: общее изменение расходов должно равняться сумме их отклонений по факторам объема перевозок и себестоимости.

(29)

575-598=4,2517+19,7438

-23=23,9995

д) Рассчитаем индексы эксплуатационных расходов, приве-денных ткм и себестоимости перевозок:

; (30)

; (31)

. (32)

Условие оптимальности, обеспечивающее снижение себестоимости перевозок:

<1; >; .

Т.к >1, следовательно, себестоимость повышается, условия оптимальности не выполняются.

Отклонение себестоимости в процентах от плана:

(33)

(знак "+" означает завышение себестоимости против плана, "-" со-ответственно снижение себестоимости).

Расчет индексов зависящих и независящих расходов:

; (34)

(35)

Сопоставим полученные индексы с индексом

<

0,9553<0.9929

Такие соотношения будут соответствовать экономии эксплуатационных расходов, снижению себестоимости.

Также рассчитываем индексы себестоимости в части зависящих и независящих расходов:

; (34)

. (35)

Т.к. <1следовательно будет иметь место снижение себестоимости в части зависящих расходов в результате экономии материальных и трудовых ресурсов на пе-ремещение грузов против плановых нормативов.

Т.к. < 1 следовательно будет иметь место снижение себестоимости перевозок в части независящих расходов в результате интенсификации использования технических средств и не превышения определенных планом сумм независящих расходов.

4.3 Анализ финансовых результатов

4.3.1 Расчетная формула результатного показателя

(36)

млн. руб.

млн.руб.

где - общие доходы от перевозок;

- доходы от грузовых перевозок;

- доходы от пассажирских перевозок.

Для упрощения постановки и решения аналитической задачи в составе доходов от грузовых и пассажирских перевозок рассматриваются лишь доходы от движенческих операций - перемещения грузов и пассажиров и не учитываются другие виды доходов - от начальных и конечных операций, выполнения других технологических операций, от перевозок багажа, грузобагажа, почты, прочих доходов и дополнительных сборов. Не учтенные в данной работе виды доходов могут рассматриваться как отдельные составляющие доходов от пере-возок и анализироваться без пофакторной детализации.

4.3.2. Расчетные формулы субфакторов:

, (37)

млн. руб.

млн. руб.

где- грузооборот,

- средняя доходная ставка по грузовым перевозкам, руб. на 10 тонно-километров.

, (38)

где - пассажирооборот.

руб./пасс.км

руб./пасс.км

(39)

- средняя доходная ставка по пассажирским перевозкам, руб. на 10 пассажиро-километров;

(40)

где - структура грузооборота по родам грузов;

- доходная ставка за 10 т-км по родам грузов;

4.3.3 Расчет дохода на основе исходных данных в таблице 4

Для заполнения колонки 2 таблицы 4 рассчитываем процент выполнения плана по объему перевозок:

; (41)

%

; (42)

%

; (43)

%

Таблица 4 - Анализ выполнения плана доходов от перевозок, млн. руб.

Показатели

Измерители для корректировки дохода

Процент выполнения плана по объему перевозок

Доходы по плану

Плановые доход, пересчитанные на выполненный объем работы(3гр.*2гр./100)

Фактические доходы

Отклонение фактических доходов по перевозкам от плановых(5гр.- 3гр.)

В том числе от влияния

Объёма перевозок(4гр.-3гр.)

Доходной ставки и структуры перевозок(5гр.-4гр.)

А

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Всего доходов от перевозок

Прив.ткм,млн

99,29

8015,6344

7958,723

8154,034

138,3996

-56,9111

195,3107

2.Доходы от грузовых перевозок

Тарф ткм,млн

97,91

15,5545

15,2294

13,7202

-1,8343

-0,3251

-1,5092

3.Доходы от перевозок пассажиров

Пассажиро-км,млн

89,09

8000,0799

7127,27

8140,3138

140,2339

-873,135

1013,0438

4.Итого по грузовым и пассажирским перевозкам

(стр.2+стр.3)

х

х

8015,6344

1742,499

8154,034

138,3996

-873,135

1011,535

5.Влияние структурных изменений по видам перевозок(4-1)

х

х

х

-816,2239

х

х

-816,2239

-816,2239

4.3.4. Рассчитываем влияние на изменение дохода по грузовым перевозкам отдельных факторов: структуры перевозок по родам грузов () и их доходных ставок (). Для анализа использовать метод оценки влияния структурных изменений.

; (44)

; (45)

. (46)

Отклонения доходов от грузовых перевозок по факторам средней доходной ставки, структуры перевозок:

; (47)

млн. руб.

млн. руб.

. (48)

млн. руб.

млн. руб.

Рассчитываем влияние на изменение дохода по пассажирским перевозкам отдельных факторов: структуру перевозок по сообщениям и их доходных ставок. При выполнение анализа (пп. 4.3.4 и 4.3.5) использовать метод оценки влияния структурных изменений.

Таблица 5 - Результаты анализа доходов

Факторы

Изменения доходов под влиянием данного фак-тора (±) млн руб.

Доля влияния каждого фактора в общем изменении дохода за отчетный период (),%

1. Грузооборот, тарифные т-км (см. табл. 6)

-0,3251

-0,000066132

2. Доходные ставки по родам грузов (см. п. 4.3.4)

488421,208

99,3559

3. Структура перевозок по родам грузов (см. п. 4.3.4)

4993,252

1,0157

4. Итого по грузовым перевозкам (строки 1+2+3)

493414,1349

100,3716

5. Пассажирооборот, пассажиро-км (см. табл. 6, строка 3, столбец 7)

-872,809

0,1775

6. Доходные ставки по видам сообщения (см. п. 4.3.5)

-43,1788

-0,0088

7.Структура перевозок по сообщениям (см. п.4.3.5)

-94,2858

-0,0192

8.Итого по пассажирским перевозкам (строки 5+6+7)

-1010,2736

-0,2055

9. Структура перевозок по видам движения (см. табл. 6, стр. 5)

-816,2239

-0,1660

10. Всего по факторам (строки 4+8+9)

491587,6374

100

По результатам анализа доходов и расходов по перевозкам выполнить пофакторный анализ общей суммы прибыли дороги от перевозок в таблице 6.

Таблица 6 - Анализ прибыли от перевозок, млн. руб.

Показатели

План

Отчет

План, скорректированный на объем работ,(гр.1*индекс объема работ)

Отклонение от плана(гр.2-гр.1)

В том числе за счет

Объема перевозок(гр3-гр.1)

Качественных показателей и структуры(гр.2-гр.3)

А

1

2

3

4

5

6

Доходы

8015,6344

8154,034

7958,423

138,3996

-56,9110

195,311

Расходы

598

575

593,75

-23

-4,2458

-18,75

Прибыль

7417,63

7579,034

7364,973

115,3996

-52,6652

176,561

Проведя анализ финансово-экономической деятельности предприятия можно сделать следующие выводы:

- на финансовый результат повлияло уменьшение качественных показателей и структуры, которые увеличили прибыль на 176,561млн. руб.

- изменение объема работы увеличило прибыль на -52,6652 млн. руб.

- общие изменения прибыли в отчетном году против планового составило 115,3996 млн. руб.

Для увеличения прибыли следует снижать эксплуатационные расходы, которые увеличивают себестоимость, а следовательно, могут отрицательно повлиять на дальнейшую работу и прибыльность предприятия. Также необходимо уделить особое внимание структуре перевозок по родам грузов и по видам сообщений.

Литература

1. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог. Учебник для ВУЗов изд. 2. Под ред. д.э.н. профессора Н.Г. Винниченко.-М.: Транспорт, 1982. -335с.

2. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодолрожного транспорта. Учебник для техникумов ж.-д. транспорта. Под ред. к.э.н. Н.Я. Клеща. - М.: Транспорт, 1987. -232с.

3. Теория экономического анализа. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 1993. -288с.

4. Экономика железнодорожного транспорта. Учебник для ВУЗов. Под ред. д.э.н., профессора М.Ф. Трихункова. - М.: Транспорт, 2000.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты