№
Показатель
Единицы измерения
План
Отчет
Отклонение
+/-
% выполнения плана
Результативный показатель: среднесуточная производительность грузового вагона
Ткм/ваг
9485,4938
9567,6768
+82,183
100,8664
Сложные субфакторы:
Эксплуатационные тонно-километры Вагоно-километры груженного пробега
Вагоно-километры общего пробега
млн.т-км
млн.ваг.-км
млн.ваг.-км
89116
2116,7696
2743,3334
90514
2175,8173
2800,2769
+1398
+59,0477
+56,9435
101,5687
102,7895
102,0757
Первичные (глубинные) факторы: Среднесуточный пробег вагона. Динамическая нагрузка груженного вагона. Коэффициент порожнего пробега вагонов
км
т-
292
42,1
29,6
296
41,6
28,7
4
-0,5
-0,9
101,3698
98,8123
96,9594
Формула расчета результативного показателя:
(14)
где - среднесуточная производительность грузового вагона (план или отчет), т-км/ваг.;
- динамическая нагрузка груженого вагона (план или отчет) т.;
- среднесуточный пробег вагона (план или отчет), км.;
- коэффициент порожнего пробега вагонов (план или отчет")
=
=
Формулы расчета субфакторов:
(15)
где - вагоно-километры груженного пробега (план или отчет), ваг-км.;
- эксплуатационные тонно-километры груженного пробега (план или отчет), млн.т-км.;
- динамическая нагрузка груженного вагона (план или отчет), т.
, (16)
где - вагоно-километры общего пробега (план или отчет), ваг-км;
- коэффициент порожнего пробега вагонов (план или отче )
2. Выполняем аналитические расчеты по оценке влияния отдельных факторов на величину результативного показателя.
=2116,7696*(1+0,296)=2743,3334 млн. ткм
=2175,8173*(1+0,287)=2800,2769 млн. ткм
Аналитическая модель: (17)
Анализ осуществляем методом цепных подстановок в табличной форме:
Таблица 2.
№ п/п | Факторы | Разность подстановок | |||
1. | 292 | 29,6 | 42,1 | - | |
2. | 296 | 29,6 | 42,1 | 129,9383 | |
3. | 296 | 28,7 | 42,1 | 67,2408 | |
4. | 296 | 28,7 | 41,6 | -114,9961 | |
Баланс отклонений | 82,183=82,183 |
В этой таблице разница между второй и первой строками дает влияние на результативный показатель первого фактора (), между третьей строками - второго фактора (), между четвертой и третьей строкам третьего фактора().
3. Выполняем расчеты по оценке влияния отдельных личину среднесуточной производительности вагона.
Аналитическая модель: (18)
4. Рассчитываем долю влияния каждого из факторов на изменение среднесуточной производительности вагона по формулам:
(19)
(20)
(21)
5. Выполняем балансовую проверку по формулам
, (22)
(23)
(9567,6768-9485,4938)=129,9383+67,2408-114,9961
82,183=82,183
6. Для наглядности выполнения анализа построим диаграмму от-клонения среднесуточной производительности вагона и схему графической взаимосвязи факторов:
Рис. 1. Примерная диаграмма факторов
Рис. 2. Схема взаимосвязи факторов
Вывод: В результате анализа видим что изменения среднесуточной производительности вагона против плана 82,183 ткм/ваг или на 0,8664 % произошло из-за изменения среднесуточного пробега на 1,3698 %, что привело к увеличению исследуемого фактора на 67,2408 ткм/ваг, что уменьшило производительность на - 114,9961 ткм/ваг. Следует уменьшить долю порожнего пробега одновременно улучшая остальные факторы, что позвонит увеличить динамическую нагрузку.
4.2. Анализ эксплуатационных расходов.
Таблица 3.
Показатель | Единица измерения | План | Отчет | Отклонения в абсолютных единицах | % выражения плана | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Себестоимость перевозок | 0,061 | 0,05 | -0,002 | 96,7 | ||
Общая сумма эксплуатационных расходов | млн. руб | 598 | 575 | 123 | 96,2 | |
Зависящие расходы | млн. руб | 246 | 235 | -11 | 95,5 | |
Независящие расходы | млн. руб | 352 | 340 | -12 | 96,6 | |
Приведенные ткм | ткм | 98719 | 98022 | -697 | 99,3 |
Работа выполняем на основе данных приложений 2 и 4. Используем приложение 2, записываем исходные данные по форме табл. 1, рассчитываем себестоимость перевозок ( ) по формулам:
; (24)
(25)
где , -эксплуатационные расходы по плану и отчету. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок ведем в следующем порядке.
а) Определяем сумму расходов, не зависящих от объема перевозок по плану и отчету:
,
где - общая сумма эксплуатационных расходов,
- общая сумма зависящих расходов.
б) Рассчитываем отклонение общей суммы эксплуатационных расходов под влиянием объема перевозок в приведенных тонно-километрах: изменение объема перевозок, умноженное на плановый (базисный) уровень себестоимости.
(26)
где - изменение объема перевозок;
- плановая величина себестоимости.
в) Рассчитываем отклонение общей суммы эксплуатационных расходов под влиянием изменения среднего уровня себестоимости перевозок: как произведение изменения уровня себестоимости на фактический (отчетный) уровень объема перевозок.
, (27)
где - изменение себестоимости;
; (28)
- фактическая величина приведенных тонно-километров.
г) Построим баланс отклонений: общее изменение расходов должно равняться сумме их отклонений по факторам объема перевозок и себестоимости.
(29)
575-598=4,2517+19,7438
-23=23,9995
д) Рассчитаем индексы эксплуатационных расходов, приве-денных ткм и себестоимости перевозок:
; (30)
; (31)
. (32)
Условие оптимальности, обеспечивающее снижение себестоимости перевозок:
<1; >; .
Т.к >1, следовательно, себестоимость повышается, условия оптимальности не выполняются.
Отклонение себестоимости в процентах от плана:
(33)
(знак "+" означает завышение себестоимости против плана, "-" со-ответственно снижение себестоимости).
Расчет индексов зависящих и независящих расходов:
; (34)
(35)
Сопоставим полученные индексы с индексом
<
0,9553<0.9929
Такие соотношения будут соответствовать экономии эксплуатационных расходов, снижению себестоимости.
Также рассчитываем индексы себестоимости в части зависящих и независящих расходов:
; (34)
. (35)
Т.к. <1следовательно будет иметь место снижение себестоимости в части зависящих расходов в результате экономии материальных и трудовых ресурсов на пе-ремещение грузов против плановых нормативов.
Т.к. < 1 следовательно будет иметь место снижение себестоимости перевозок в части независящих расходов в результате интенсификации использования технических средств и не превышения определенных планом сумм независящих расходов.
4.3 Анализ финансовых результатов
4.3.1 Расчетная формула результатного показателя
(36)
млн. руб.
млн.руб.
где - общие доходы от перевозок;
- доходы от грузовых перевозок;
- доходы от пассажирских перевозок.
Для упрощения постановки и решения аналитической задачи в составе доходов от грузовых и пассажирских перевозок рассматриваются лишь доходы от движенческих операций - перемещения грузов и пассажиров и не учитываются другие виды доходов - от начальных и конечных операций, выполнения других технологических операций, от перевозок багажа, грузобагажа, почты, прочих доходов и дополнительных сборов. Не учтенные в данной работе виды доходов могут рассматриваться как отдельные составляющие доходов от пере-возок и анализироваться без пофакторной детализации.
4.3.2. Расчетные формулы субфакторов:
, (37)
млн. руб.
млн. руб.
где- грузооборот,
- средняя доходная ставка по грузовым перевозкам, руб. на 10 тонно-километров.
, (38)
где - пассажирооборот.
руб./пасс.км
руб./пасс.км
(39)
- средняя доходная ставка по пассажирским перевозкам, руб. на 10 пассажиро-километров;
(40)
где - структура грузооборота по родам грузов;
- доходная ставка за 10 т-км по родам грузов;
4.3.3 Расчет дохода на основе исходных данных в таблице 4
Для заполнения колонки 2 таблицы 4 рассчитываем процент выполнения плана по объему перевозок:
; (41)
%
; (42)
%
; (43)
%
Таблица 4 - Анализ выполнения плана доходов от перевозок, млн. руб.
Показатели | Измерители для корректировки дохода | Процент выполнения плана по объему перевозок | Доходы по плану | Плановые доход, пересчитанные на выполненный объем работы(3гр.*2гр./100) | Фактические доходы | Отклонение фактических доходов по перевозкам от плановых(5гр.- 3гр.) | В том числе от влияния | ||
Объёма перевозок(4гр.-3гр.) | Доходной ставки и структуры перевозок(5гр.-4гр.) | ||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1.Всего доходов от перевозок | Прив.ткм,млн | 99,29 | 8015,6344 | 7958,723 | 8154,034 | 138,3996 | -56,9111 | 195,3107 | |
2.Доходы от грузовых перевозок | Тарф ткм,млн | 97,91 | 15,5545 | 15,2294 | 13,7202 | -1,8343 | -0,3251 | -1,5092 | |
3.Доходы от перевозок пассажиров | Пассажиро-км,млн | 89,09 | 8000,0799 | 7127,27 | 8140,3138 | 140,2339 | -873,135 | 1013,0438 | |
4.Итого по грузовым и пассажирским перевозкам (стр.2+стр.3) | х | х | 8015,6344 | 1742,499 | 8154,034 | 138,3996 | -873,135 | 1011,535 | |
5.Влияние структурных изменений по видам перевозок(4-1) | х | х | х | -816,2239 | х | х | -816,2239 | -816,2239 |
4.3.4. Рассчитываем влияние на изменение дохода по грузовым перевозкам отдельных факторов: структуры перевозок по родам грузов () и их доходных ставок (). Для анализа использовать метод оценки влияния структурных изменений.
; (44)
; (45)
. (46)
Отклонения доходов от грузовых перевозок по факторам средней доходной ставки, структуры перевозок:
; (47)
млн. руб.
млн. руб.
. (48)
млн. руб.
млн. руб.
Рассчитываем влияние на изменение дохода по пассажирским перевозкам отдельных факторов: структуру перевозок по сообщениям и их доходных ставок. При выполнение анализа (пп. 4.3.4 и 4.3.5) использовать метод оценки влияния структурных изменений.
Таблица 5 - Результаты анализа доходов
Факторы | Изменения доходов под влиянием данного фак-тора (±) млн руб. | Доля влияния каждого фактора в общем изменении дохода за отчетный период (),% | |
1. Грузооборот, тарифные т-км (см. табл. 6) | -0,3251 | -0,000066132 | |
2. Доходные ставки по родам грузов (см. п. 4.3.4) | 488421,208 | 99,3559 | |
3. Структура перевозок по родам грузов (см. п. 4.3.4) | 4993,252 | 1,0157 | |
4. Итого по грузовым перевозкам (строки 1+2+3) | 493414,1349 | 100,3716 | |
5. Пассажирооборот, пассажиро-км (см. табл. 6, строка 3, столбец 7) | -872,809 | 0,1775 | |
6. Доходные ставки по видам сообщения (см. п. 4.3.5) | -43,1788 | -0,0088 | |
7.Структура перевозок по сообщениям (см. п.4.3.5) | -94,2858 | -0,0192 | |
8.Итого по пассажирским перевозкам (строки 5+6+7) | -1010,2736 | -0,2055 | |
9. Структура перевозок по видам движения (см. табл. 6, стр. 5) | -816,2239 | -0,1660 | |
10. Всего по факторам (строки 4+8+9) | 491587,6374 | 100 |
По результатам анализа доходов и расходов по перевозкам выполнить пофакторный анализ общей суммы прибыли дороги от перевозок в таблице 6.
Таблица 6 - Анализ прибыли от перевозок, млн. руб.
Показатели | План | Отчет | План, скорректированный на объем работ,(гр.1*индекс объема работ) | Отклонение от плана(гр.2-гр.1) | В том числе за счет | ||
Объема перевозок(гр3-гр.1) | Качественных показателей и структуры(гр.2-гр.3) | ||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Доходы | 8015,6344 | 8154,034 | 7958,423 | 138,3996 | -56,9110 | 195,311 | |
Расходы | 598 | 575 | 593,75 | -23 | -4,2458 | -18,75 | |
Прибыль | 7417,63 | 7579,034 | 7364,973 | 115,3996 | -52,6652 | 176,561 |
Проведя анализ финансово-экономической деятельности предприятия можно сделать следующие выводы:
- на финансовый результат повлияло уменьшение качественных показателей и структуры, которые увеличили прибыль на 176,561млн. руб.
- изменение объема работы увеличило прибыль на -52,6652 млн. руб.
- общие изменения прибыли в отчетном году против планового составило 115,3996 млн. руб.
Для увеличения прибыли следует снижать эксплуатационные расходы, которые увеличивают себестоимость, а следовательно, могут отрицательно повлиять на дальнейшую работу и прибыльность предприятия. Также необходимо уделить особое внимание структуре перевозок по родам грузов и по видам сообщений.
Литература
1. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог. Учебник для ВУЗов изд. 2. Под ред. д.э.н. профессора Н.Г. Винниченко.-М.: Транспорт, 1982. -335с.
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодолрожного транспорта. Учебник для техникумов ж.-д. транспорта. Под ред. к.э.н. Н.Я. Клеща. - М.: Транспорт, 1987. -232с.
3. Теория экономического анализа. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 1993. -288с.
4. Экономика железнодорожного транспорта. Учебник для ВУЗов. Под ред. д.э.н., профессора М.Ф. Трихункова. - М.: Транспорт, 2000.
Страницы: 1, 2