Документальный контроль как форма таможенного контроля
Документальный контроль как форма таможенного контроля
27
Содержание
- Введение
- Сущность документального контроля как формы таможенного контроля
- Организационная характеристика Белгородского восточного таможенного поста
- Документы, необходимые для проведения операций таможенного контроля
- Оценка операций документального контроля товаров
- Основные направления совершенствования документального контроля товаров помещаемых под режим экспорта
- Заключение
- Список использованных источников
ВведениеТаможня - организация, по определению призванная защищать интересы государства при внешнеэкономической деятельности его субъектов. Не вызывает сомнения, что сегодня один из высших интересов любого государства, особенно - России, лежит в экономической сфере. Это означает, прежде всего, защиту интересов производителя. В отношении внешнеэкономической деятельности такая защита, как правило, выражается в стимулировании экспорта собственных товаров на внешние рынки, благоприятствовании ввозу отсутствующих в стране комплектующих, необходимых для производителей, а также в возведении барьеров для иностранных товаров - конкурентов отечественной продукции.Такая форма контроля как документальный является наиболее трудоемкой и требует значительного времени на ее проведение.Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена особой значимостью такого объекта документального таможенного контроля как товары, помещаемые под режим экспорта.Цель работы заключается в разработке основных направлений совершенствования документального контроля товаров под режимом экспорта.Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:изучить сущность документального контроля;дать организационную характеристику таможенного поста;дать оценку операций документального контроля товаров;определить основные направления совершенствования документального контроля товаров под режимом экспорта.Предметом исследования является документальный контроль товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта.Исследование проводилось в период с 2007-2009 годы.Методологическая основа включает в себя системный подход и методы комплексного и сравнительного анализа.Объектом исследования является таможенный пост.Структура работы включает: введение, основную часть, состоящую из пяти вопросов, заключение, список использованных источников, приложения.При выполнении работы был использован ряд учебной и научной литературы. Нормативно-правовой основой послужил таможенный кодекс российской Федерации от 28 мая 2003 года в редакции от 2 января 2010 года.
Сущность документального контроля как формы таможенного контроляТаможенный контроль наряду с таможенным оформлением, согласно статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, является одной из важнейших функций таможенных органов. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.Уяснение сущности таможенного контроля невозможно без рассмотрения системы принципов таможенного контроля, к числу которых относятся:всеобщность таможенного оформления и таможенного контроля [1.1, ч.1, ст.14];законность таможенного оформления и таможенного контроля [1.1, ч.2, ст.14];принцип минимальной необходимости таможенного контроля, запрета использования таможенного оформления и таможенного контроля в качестве административной нетарифной меры регулирования [1.1, ч.3, ст.14];выборочность и достаточность таможенного контроля [1.1, ч.1, ст.358];использование системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля [1.1, ч.2, ст.358];возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля [1.1, ст.386];использование методов анализа рисков для определения и степени проверки [1.1, ч.3, ст.358];выработка стратегии таможенного контроля Федеральной таможенной службой [1.1, ч.4, ст.358];сотрудничество с таможенными органами иностранных государств [1.1, ч.5, ст.358];взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями [1.1, ч.6, ст.358];создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу [1.1, ч.1, ст.403];недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля [1.1, ст.365];безопасность применения технических средств таможенного контроля [1.1, ч.1, ст.388].Согласно ст.358 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный контроль может проводиться только таможенными органами и только в формах, перечисленных в ст.366 Таможенного кодекса Российской Федерации, а именно:проверка документов и сведений;устный опрос;получение пояснений;таможенное наблюдение;таможенный осмотр товаров и транспортных средств;таможенный досмотр товаров и транспортных средств;личный досмотр;проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;таможенная ревизия.Проверка документов и сведений
- форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления, для проверки документов.Согласно подпункту "а" пункта 5 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, проверка документов и сведений обозначена документальным контролем.Проверка документов и сведений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления товаров, для целей: проверки правильности оформления документов; установления подлинности документов; проверки достоверности сведений, содержащихся в документах.В соответствии с пунктом 1 статьи 367 Таможенного кодекса Российской Федерации целями применения данной формы таможенного контроля являются:установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);проверка достоверности сведений, содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежей и др. данные);проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствие исправлений).Проверка документов и сведений проводится в несколько этапов:а) проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).При реализации данной формы таможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, а потому самостоятельно вправе пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.Перечни проверяемых документов и сведений зависят от конкретных таможенных операций и таможенных процедур (представление товаров в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, оформление внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение, таможенное декларирование товаров).Проведение проверки документов и сведений, в отдельных случаях, допускается до перемещения товаров через таможенную границу. Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации Борозна А.А. Таможенное право. Курс лекций. М., 2008. - С. 38..
Организационная характеристика Белгородского восточного таможенного постаТаможенным постом является подразделение таможни, которое проводит полное таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории. В отличие от таможни не обладает правами юридического лица. Иначе говоря, таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни и находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост.Белгородский восточный таможенный пост находится по адресу: г. Белгород, ул. К. Заслонова, 90. В соответствии с приказом ФТС России от 23 декабря 2009 года № 2338 "О ликвидации Белгородского западного таможенного поста Белгородской таможни" в настоящее время является составной частью единого Белгородского таможенного поста.В структуру Белгородского таможенного поста входят следующие отделы: отдел таможенного регулирования и контроля №1, отдел таможенного регулирования и контроля №2, досмотровый отдел, отдел документационного обеспечения, отдел административных расследований.На Белгородском таможенном посту, крупнейшем пункте таможенного оформления в Белгородской таможне внедрено электронное декларирование с применением сети Интернет, осуществлена схема совмещения двух складов временного хранения. Один из них - склад временного хранения открытого типа, учрежденный ООО "Белтрансэкспедиция" с пропускной способностью до 350 железнодорожных вагонов и 200 автомобилей в сутки и возможностью трансформирования полезных площадей.
Документы, необходимые для проведения операций таможенного контроляЛица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющие деятельность, подконтрольную таможенным органам, обязаны представлять последним документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.Сведения, необходимые для таможенного контроля, таможенные органы могут получать от налоговых и иных контролирующих органов. Законодатель наделяет таможенные органы правом получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через российскую таможенную границу, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.Документы, необходимые для таможенного контроля, по своему назначению могут быть классифицированы в следующие группы:торговые документы. К ним относятся контракты, счета, фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы и др. Копии контрактов и выписки из них должны быть заверены подписью руководителя организации, заключившей контракт, а также печатью этой организации. Однако при наличии оснований полагать, что представленные документы содержат недостоверные сведения, должностные лица таможенных органов вправе потребовать оригиналы контрактов. Для подтверждения сведений о контрактодержателях могут приниматься подготовленные ими письма-заявления с указанием регистрационных и банковских реквизитов, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью организации.транспортные документы. По транспортным документам товары перемещаются через таможенную границу: коносаменты, накладные, применительно к железнодорожному транспорту - дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции.таможенные документы. Такие документы выдаются и удостоверяются должностными лицами таможенных органов. Таможенными документами являются таможенные декларации, другие документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения (документы контроля доставки), свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, различные лицензии и квалификационные аттестаты, выдаваемые таможенными органами (лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, таможенного перевозчика, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению и т.д.), а также другие документы.иные документы, необходимые для таможенного контроля. К таким документам могут быть отнесены учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью; сертификаты качества, соответствия; карантинные, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами; воинские пропуска и др Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учебник: Российская таможенная академия при ГТК РФ. М., 2008.- С. 76.Приказ от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом" к необходимым при декларировании документам также относит:документы, выдаваемые уполномоченным органом, подтверждающие особенности осуществления валютных операций, когда перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не распространяется требование об оформлении паспорта сделки/паспорта бартерной сделки;письменное подтверждение уполномоченного банка, ведущего в соответствии с международным договором с участием Российской Федерации кредитный счет, при поставках товаров по государственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, с указанием номера счета и кода валюты;письменное подтверждение организации, уполномоченной Минфином России информировать таможенные органы о договорах, заключенных и оплачиваемых за счет средств займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки со счетов; иные документы, подтверждающие совершение валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации декларируемых товаров в случае, если указанные валютные операции совершены до дня подачи декларантом таможенной декларации;сводные ведомости, формируемые на основании расходных или приходных кассовых ордеров на общее количество перемещаемой за период валюты, - при декларировании валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в связи с торговлей на бортах воздушных судов, с использованием периодической таможенной декларации;документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения, не вытекающие из содержания или условий заявленного в таможенной декларации таможенного режима, если в отношении декларируемых товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации предоставляются льготы по уплате таможенных платежей [1.3, ст.1].Перечисленные виды документов внимательно проверяются должностными лицами таможенных органов до принятия решения о выпуске и использовании товаров и транспортных средств в соответствии с избранным таможенным режимом.Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения соответствия действующим правилам таможенного законодательства и полноты их оформления.Должностное лицо таможенного органа вправе потребовать от декларанта предоставления дополнительных документов, необходимых для таможенных целей. Перечень таких документов устанавливается таможенными органами исходя из целей таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, и доводится до декларантов иных заинтересованных лиц в письменном виде.
Оценка операций документального контроля товаровПри осуществлении документального контроля уполномоченное должностное лицо проводит проверку соблюдения условий выпуска товаров путем осуществления следующих операций:а) проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный пост для проверки таможенной декларации, а также в электронных копиях таможенных документов;б) контроля правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России;в) контроля правильности определения страны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования;г) контроля соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее - запреты и ограничения);д) выявления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России, и обладающих признаками контрафактных;е) валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;ж) контроля таможенной стоимости;з) контроля статистической стоимости;и) контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и его размера (если требуется);к) контроля соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещения товара;л) выявления рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде.Проведение документального контроля при условии отсутствия риска (рисков) должно осуществляться уполномоченным должностным лицом в следующие сроки:а) не более 1,5 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 1 до 10 наименований товаров);б) не более 4 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 11 до 50 наименований товаров);в) не более 8 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 51 и более наименований товаров).При этом по решению начальника таможни, в регионе деятельности которой осуществляется декларирование товаров, согласованному с начальником вышестоящего регионального таможенного управления (РТУ), допускается с учетом местных условий, категорий оформляемых товаров, уровня их налогообложения, иных факторов увеличение указанных сроков. Начальник РТУ организует еженедельное направление в ГУОТК мотивированного сообщения об указанных согласованных решениях.При осуществлении сверки сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров и их количественных данных (количество мест, вес и пр) со сведениями, содержащимися в документах, представленных таможенному посту для проверки декларации, а также с электронными копиями таможенных документов уполномоченное должностное лицо осуществляет:а) сверку количественных данных (количество мест, вес и пр);б) сверку стоимостных данных;в) сверку сведений о контракте, коммерческих, транспортных и таможенных документах.При контроле правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России уполномоченное должностное лицо осуществляет:а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;б) проверку соответствия и полноты описания товара в таможенной декларации установленным требованиям, в том числе описания его упаковки;в) контроль правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России в случаях, отнесенных к компетенции таможенного поста;
Страницы: 1, 2