Документальный контроль как форма таможенного контроля

Документальный контроль как форма таможенного контроля

27

Содержание

  • Введение
    • Сущность документального контроля как формы таможенного контроля
    • Организационная характеристика Белгородского восточного таможенного поста
    • Документы, необходимые для проведения операций таможенного контроля
    • Оценка операций документального контроля товаров
    • Основные направления совершенствования документального контроля товаров помещаемых под режим экспорта
    • Заключение
    • Список использованных источников
Введение

Таможня - организация, по определению призванная защищать интересы государства при внешнеэкономической деятельности его субъектов. Не вызывает сомнения, что сегодня один из высших интересов любого государства, особенно - России, лежит в экономической сфере. Это означает, прежде всего, защиту интересов производителя. В отношении внешнеэкономической деятельности такая защита, как правило, выражается в стимулировании экспорта собственных товаров на внешние рынки, благоприятствовании ввозу отсутствующих в стране комплектующих, необходимых для производителей, а также в возведении барьеров для иностранных товаров - конкурентов отечественной продукции.

Такая форма контроля как документальный является наиболее трудоемкой и требует значительного времени на ее проведение.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена особой значимостью такого объекта документального таможенного контроля как товары, помещаемые под режим экспорта.

Цель работы заключается в разработке основных направлений совершенствования документального контроля товаров под режимом экспорта.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

изучить сущность документального контроля;

дать организационную характеристику таможенного поста;

дать оценку операций документального контроля товаров;

определить основные направления совершенствования документального контроля товаров под режимом экспорта.

Предметом исследования является документальный контроль товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта.

Исследование проводилось в период с 2007-2009 годы.

Методологическая основа включает в себя системный подход и методы комплексного и сравнительного анализа.

Объектом исследования является таможенный пост.

Структура работы включает: введение, основную часть, состоящую из пяти вопросов, заключение, список использованных источников, приложения.

При выполнении работы был использован ряд учебной и научной литературы. Нормативно-правовой основой послужил таможенный кодекс российской Федерации от 28 мая 2003 года в редакции от 2 января 2010 года.

Сущность документального контроля как формы таможенного контроля

Таможенный контроль наряду с таможенным оформлением, согласно статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, является одной из важнейших функций таможенных органов. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Уяснение сущности таможенного контроля невозможно без рассмотрения системы принципов таможенного контроля, к числу которых относятся:

всеобщность таможенного оформления и таможенного контроля [1.1, ч.1, ст.14];

законность таможенного оформления и таможенного контроля [1.1, ч.2, ст.14];

принцип минимальной необходимости таможенного контроля, запрета использования таможенного оформления и таможенного контроля в качестве административной нетарифной меры регулирования [1.1, ч.3, ст.14];

выборочность и достаточность таможенного контроля [1.1, ч.1, ст.358];

использование системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля [1.1, ч.2, ст.358];

возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля [1.1, ст.386];

использование методов анализа рисков для определения и степени проверки [1.1, ч.3, ст.358];

выработка стратегии таможенного контроля Федеральной таможенной службой [1.1, ч.4, ст.358];

сотрудничество с таможенными органами иностранных государств [1.1, ч.5, ст.358];

взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями [1.1, ч.6, ст.358];

создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу [1.1, ч.1, ст.403];

недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля [1.1, ст.365];

безопасность применения технических средств таможенного контроля [1.1, ч.1, ст.388].

Согласно ст.358 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный контроль может проводиться только таможенными органами и только в формах, перечисленных в ст.366 Таможенного кодекса Российской Федерации, а именно:

проверка документов и сведений;

устный опрос;

получение пояснений;

таможенное наблюдение;

таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

личный досмотр;

проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

таможенная ревизия.

Проверка документов и сведений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления, для проверки документов.

Согласно подпункту "а" пункта 5 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, проверка документов и сведений обозначена документальным контролем.

Проверка документов и сведений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления товаров, для целей: проверки правильности оформления документов; установления подлинности документов; проверки достоверности сведений, содержащихся в документах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 367 Таможенного кодекса Российской Федерации целями применения данной формы таможенного контроля являются:

установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);

проверка достоверности сведений, содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежей и др. данные);

проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствие исправлений).

Проверка документов и сведений проводится в несколько этапов:

а) проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);

б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).

При реализации данной формы таможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, а потому самостоятельно вправе пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.

Перечни проверяемых документов и сведений зависят от конкретных таможенных операций и таможенных процедур (представление товаров в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, оформление внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение, таможенное декларирование товаров).

Проведение проверки документов и сведений, в отдельных случаях, допускается до перемещения товаров через таможенную границу. Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации Борозна А.А. Таможенное право. Курс лекций. М., 2008. - С. 38..

Организационная характеристика Белгородского восточного таможенного поста

Таможенным постом является подразделение таможни, которое проводит полное таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории. В отличие от таможни не обладает правами юридического лица. Иначе говоря, таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни и находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост.

Белгородский восточный таможенный пост находится по адресу: г. Белгород, ул. К. Заслонова, 90. В соответствии с приказом ФТС России от 23 декабря 2009 года № 2338 "О ликвидации Белгородского западного таможенного поста Белгородской таможни" в настоящее время является составной частью единого Белгородского таможенного поста.

В структуру Белгородского таможенного поста входят следующие отделы: отдел таможенного регулирования и контроля №1, отдел таможенного регулирования и контроля №2, досмотровый отдел, отдел документационного обеспечения, отдел административных расследований.

На Белгородском таможенном посту, крупнейшем пункте таможенного оформления в Белгородской таможне внедрено электронное декларирование с применением сети Интернет, осуществлена схема совмещения двух складов временного хранения. Один из них - склад временного хранения открытого типа, учрежденный ООО "Белтрансэкспедиция" с пропускной способностью до 350 железнодорожных вагонов и 200 автомобилей в сутки и возможностью трансформирования полезных площадей.

Документы, необходимые для проведения операций таможенного контроля

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющие деятельность, подконтрольную таможенным органам, обязаны представлять последним документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.

Сведения, необходимые для таможенного контроля, таможенные органы могут получать от налоговых и иных контролирующих органов. Законодатель наделяет таможенные органы правом получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через российскую таможенную границу, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Документы, необходимые для таможенного контроля, по своему назначению могут быть классифицированы в следующие группы:

торговые документы. К ним относятся контракты, счета, фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы и др. Копии контрактов и выписки из них должны быть заверены подписью руководителя организации, заключившей контракт, а также печатью этой организации. Однако при наличии оснований полагать, что представленные документы содержат недостоверные сведения, должностные лица таможенных органов вправе потребовать оригиналы контрактов. Для подтверждения сведений о контрактодержателях могут приниматься подготовленные ими письма-заявления с указанием регистрационных и банковских реквизитов, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью организации.

транспортные документы. По транспортным документам товары перемещаются через таможенную границу: коносаменты, накладные, применительно к железнодорожному транспорту - дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции.

таможенные документы. Такие документы выдаются и удостоверяются должностными лицами таможенных органов. Таможенными документами являются таможенные декларации, другие документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения (документы контроля доставки), свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, различные лицензии и квалификационные аттестаты, выдаваемые таможенными органами (лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, таможенного перевозчика, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению и т.д.), а также другие документы.

иные документы, необходимые для таможенного контроля. К таким документам могут быть отнесены учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью; сертификаты качества, соответствия; карантинные, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами; воинские пропуска и др Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учебник: Российская таможенная академия при ГТК РФ. М., 2008.- С. 76.

Приказ от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом" к необходимым при декларировании документам также относит:

документы, выдаваемые уполномоченным органом, подтверждающие особенности осуществления валютных операций, когда перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не распространяется требование об оформлении паспорта сделки/паспорта бартерной сделки;

письменное подтверждение уполномоченного банка, ведущего в соответствии с международным договором с участием Российской Федерации кредитный счет, при поставках товаров по государственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, с указанием номера счета и кода валюты;

письменное подтверждение организации, уполномоченной Минфином России информировать таможенные органы о договорах, заключенных и оплачиваемых за счет средств займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки со счетов; иные документы, подтверждающие совершение валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации декларируемых товаров в случае, если указанные валютные операции совершены до дня подачи декларантом таможенной декларации;

сводные ведомости, формируемые на основании расходных или приходных кассовых ордеров на общее количество перемещаемой за период валюты, - при декларировании валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в связи с торговлей на бортах воздушных судов, с использованием периодической таможенной декларации;

документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения, не вытекающие из содержания или условий заявленного в таможенной декларации таможенного режима, если в отношении декларируемых товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации предоставляются льготы по уплате таможенных платежей [1.3, ст.1].

Перечисленные виды документов внимательно проверяются должностными лицами таможенных органов до принятия решения о выпуске и использовании товаров и транспортных средств в соответствии с избранным таможенным режимом.

Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения соответствия действующим правилам таможенного законодательства и полноты их оформления.

Должностное лицо таможенного органа вправе потребовать от декларанта предоставления дополнительных документов, необходимых для таможенных целей. Перечень таких документов устанавливается таможенными органами исходя из целей таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, и доводится до декларантов иных заинтересованных лиц в письменном виде.

Оценка операций документального контроля товаров

При осуществлении документального контроля уполномоченное должностное лицо проводит проверку соблюдения условий выпуска товаров путем осуществления следующих операций:

а) проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный пост для проверки таможенной декларации, а также в электронных копиях таможенных документов;

б) контроля правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России;

в) контроля правильности определения страны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования;

г) контроля соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее - запреты и ограничения);

д) выявления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России, и обладающих признаками контрафактных;

е) валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;

ж) контроля таможенной стоимости;

з) контроля статистической стоимости;

и) контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и его размера (если требуется);

к) контроля соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещения товара;

л) выявления рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде.

Проведение документального контроля при условии отсутствия риска (рисков) должно осуществляться уполномоченным должностным лицом в следующие сроки:

а) не более 1,5 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 1 до 10 наименований товаров);

б) не более 4 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 11 до 50 наименований товаров);

в) не более 8 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 51 и более наименований товаров).

При этом по решению начальника таможни, в регионе деятельности которой осуществляется декларирование товаров, согласованному с начальником вышестоящего регионального таможенного управления (РТУ), допускается с учетом местных условий, категорий оформляемых товаров, уровня их налогообложения, иных факторов увеличение указанных сроков. Начальник РТУ организует еженедельное направление в ГУОТК мотивированного сообщения об указанных согласованных решениях.

При осуществлении сверки сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров и их количественных данных (количество мест, вес и пр) со сведениями, содержащимися в документах, представленных таможенному посту для проверки декларации, а также с электронными копиями таможенных документов уполномоченное должностное лицо осуществляет:

а) сверку количественных данных (количество мест, вес и пр);

б) сверку стоимостных данных;

в) сверку сведений о контракте, коммерческих, транспортных и таможенных документах.

При контроле правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России уполномоченное должностное лицо осуществляет:

а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;

б) проверку соответствия и полноты описания товара в таможенной декларации установленным требованиям, в том числе описания его упаковки;

в) контроль правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России в случаях, отнесенных к компетенции таможенного поста;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты