Технические средства наблюдения, контроля и охраны таможенных объектов
ри выпуске экспортируемых из России товаров и вывозимых за пределы российской территории транспортных средств таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.

Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.

Таможенный кодекс Российской Федерации наделяет таможенные органы полномочиями применять данные меры как после утраты товарами статуса, находящихся под таможенным контролем, так и во всех иных случаях, когда выявляются факты:

· ввоза товаров в Российскую Федерацию с нарушением таможенных правил;

· отсутствия в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверность таких сведений, а равно отсутствие коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения;

· пользования и распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Более подробно указанные вопросы раскрыты в параграфе третьем данной главы - «Особенности применения отдельных форм таможенного контроля после выпуска товаров».

2. Технические средства таможенного контроля

2.1 Понятие технических средств таможенного контроля

Интенсивное развитие внешнеэкономических связей, значительное увеличение количества их участников, в том числе коммерческих структур, изменение таможенной политики в условиях становления рыночной экономики, расширение возможностей экспорта и импорта более широкой номенклатуры товаров - требуют от таможенных служб обеспечения высокопроизводительного, эффективного таможенного контроля грузов, транспортных средств, вещей лиц, следующих через государственную границу. Одним из определяющих неотъемлемых элементов в повседневной досмотровой работе оперативных работников таможен является применение ими технических средств таможенного контроля, без которых в настоящее время уже невозможно обеспечить своевременность, качество и культуру таможенного контроля. Высокая результативность контроля достигается комплексным применением технических средств на каждом конкретном участке таможенного контроля, будь-то ручная кладь и багаж пассажиров и транспортных экипажей, контроль средне и крупногабаритных грузовых отправок и отдельно следующего багажа, контроль международных почтовых отправлений, или всех видов транспортных средств международного сообщения. Причем для таможенного контроля каждого вида перемещаемых через госграницу объектов в соответствии с технологическими схемами организации таможенного контроля должны применяться те или иные специфические виды ТСТК. Хорошее знание оперативно-технических возможностей ТСТК, современных методик и способов их применения, овладение практическими навыками работы с ними - все это в значительной степени обеспечивает высокий профессиональный уровень таможенного контроля, начиная с обоснованного начисления пошлины и до выявления предметов контрабанды.

Для однозначного толкования понятия технических средств таможенного контроля принято следующее определение:

Технические средства таможенного контроля - это комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу, или не соответствующих декларированному содержанию.

Под объектами, перемещаемыми через госграницу, понимаются - ручная кладь и сопровождаемый багаж пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемый багаж пассажиров, все виды грузов, международные почтовые отправления, транспортные средства международного сообщения и в исключительных случаях конкретные лица.

Как видно из определения, ТСТК - это необходимое «оружие» оперативных работников таможенной службы, использование которого обеспечивает экономическую и государственную безопасность страны.

Целью проекта является: создание максимально-насыщенного источника информации по ТСТК; объединить всех заинтересованных лиц в деятельности ТСТК, с целью развития по данному направлению общедоступной информационной базы; привлечение добровольных инвестиций для последующей организации, развития и поддержки, как научной деятельности ТСТК, так и ее огласовки.

2.2 Технические средства оперативной диагностики таможенных документов

Проверка подлинности таможенных документов предполагает проведение экспресс-исследований на предмет выявления фактов изменений первоначального содержания или вида документов, представленных в таможенные органы. К таким документам на канале таможенного контроля в неторговом обороте относятся: таможенная декларация, различные разрешительные документы министерств, ведомств, организаций, банков, сопроводительные документы на отдельно следующий багаж, документы на покупку автомобилей и другие. На канале таможенного контроля в торговом обороте - наиболее «документообъёмном» участке - это: грузовая таможенная декларация, свидетельства о внесении в государственный реестр предприятий, СП, уставные и учредительные документы, договора, контракты, банковские документы, доверенности на таможенное оформление грузов и другие очень разные по формам, видам, оформлению, текстам, штампам, подписям и печатям документы.

Из сложившейся практики работы правоохранительных органов, имеющих значительный опыт в области исследований различных видов документов, проверка подлинности таможенных документов строится по следующей схеме.

Прежде всего, при раздельном анализе и изучении представленных на перемещаемый через таможенную границу объект документов необходимо обратить внимание на соответствие документа установленной форме - наличие или отсутствие требуемых реквизитов: штампов, печатей, подписей, обозначений, дат и т.д., на соответствие содержания документа существующим нормативным актам и правилам, причём необходимо иметь образцы правильно-оформленных документов, соответствующих видов бланков, оттисков подлинных печатей, штампов, а также, подписей должностных лиц. Как правило, эта проверка осуществляется визуально путём сравнения с имеющимися образцами в условиях естественного или искусственного освещения.

Следующим этапом является этап исследования внешних признаков документа, который осуществляется уже с применением технических средств таможенного контроля криминалистического направления - этими техническими средствами являются: наблюдательные лупы, микроскопы, ультрафиолетовые осветители, настольные приборы проверки документов.

Наблюдательные лупы. Одним из самых распространённых видов оптических приборов, применяемых для увеличения и более детального рассмотрения слабо различимых глазом фрагментов документов или атрибутов, являются наблюдательные лупы. Лупа - это собирательная положительная линза или система линз с небольшим увеличением и фокусным расстоянием порядка 40-70 мм, заключённая в специальную оправу.

На вооружении таможен имеется несколько моделей таких приборов. В Приложении 1 представлены две лупы западногерманского производства, приобретённые для таможен у фирмы «Helling». Поскольку обе не имеют специальных обозначений или каталожных номеров, описывая их тактико-технические параметры, будем условно называть их «большая» и «малая». «Большая» лупа имеет увеличение наблюдаемого изображения в 3,5 раза, фокусное расстояние - 69 мм, линейное поле зрения - 97 мм, размеры: 230х34х67 мм, массу - 240 г. Лупа снабжена устройством подсветки исследуемой зоны наблюдения - миниатюрной лампочкой и встроенными в корпус ручки 2-мя аккумуляторами, обеспечивающими продолжительность непрерывной работы не менее 4-х часов.

«Малая» лупа - по конструкции аналогична «большой» и обеспечивает увеличение в 6,5 раз, имеет фокусное расстояние - 38 мм, линейное поле зрения - 50 мм. Размеры «малой» лупы -198x50x34 мм, масса 150 г. Питание лампочки подсветки - от 2-х аккумуляторов, обеспечивающих также не менее 4-х часов непрерывной работы.

Из отечественных оптических средств в практике таможенных органов может применяться наблюдательная лупа типа ЛПП-1, которая, также как и ранее названные модели, имеет возможность местной подсветки, увеличение - 3,5 раза, фокусное расстояние -71 мм, линейное поле зрения - 65 мм, размеры - 206х83х60 мм и массу - 240 г. Питание лампочки подсветки от 2-х батарей типа 363, с обеспечением непрерывной работы не менее 2-х часов.

Наблюдательные увеличительные лупы особенно удобны для исследования документов, т. к. конструктивно выполнены с кольцевой оправой увеличительного стекла высотой, близкой к величине фокусного расстояния, что не требует в процессе исследований держать лупу на весу, а позволяет устойчиво расположить её на исследуемом участке плоскости документа.

Микроскопы. При исследовании документов и атрибутов таможенного обеспечения к микроскопам прибегают в тех случаях, когда увеличение, создаваемое лупой, - недостаточно. Микроскоп - это комбинация двух оптических систем - объектива и окуляра. Исследуемый объект или участок документа помещается вблизи переднего фокуса объектива, дающего действительное увеличенное перевёрнутое изображение, которое рассматривается с помощью окуляра, играющего роль лупы.

В практике работы таможенных органов применяются в основном две модели миниатюрных микроскопов. Это - «Минископ», модель 1171,, внешний вид которого представлен в Приложении 2 «Минископ» имеет 30-ти кратное увеличение, линейное поле зрения - 5 мм, размеры - длина 125 мм, диаметр 15 мм, встроенной подсветки - не имеет. Корпус прибора представляет собой металлическую трубку, нижняя часть которой срезана и покрыта изнутри белой краской для повышения освещённости объекта за счёт отражения от неё падающего света.

Объектив «Минископа» находится внутри корпуса, наводка на резкость осуществляется с помощью пластмассового фокусировочного кольца, жестко скреплённого с объективом и надетого на корпус в нижней части прибора. Окуляр, смонтированный в трубке диаметром 14 мм и длиной 30 мм, свободно вставлен в трубку корпуса сверху.

При исследовании документов «Минископ» устанавливается перпендикулярно плоскости объекта срезом трубки в сторону света, причём нижний край его устанавливается так, чтобы продольная ось симметрии прибора проходила через центр исследуемой зоны документа. При этом будет наблюдаться увеличенное в 30 раз перевёрнутое изображение наблюдаемого участка.

В случае применения «Минископа» для контроля целостности пломб исследование вынуждено проводиться на весу, т. к. минимальная высота объекта, который может быть рассмотрен при установке пломбы и прибора на одну плоскость, составляет всего 5 мм при выдвинутом окуляре до 9 мм, что требует достаточно хорошей практической подготовки оперативных работников при работе с этого вида техникой. По отзывам сотрудников таможенных служб, «Минископ» не находит широкого применения из-за указанного недостатка, а также из-за отсутствия возможности подсветки исследуемого объекта; неудобно для восприятия и перевёрнутое изображение.

Более совершенной и удобной в эксплуатации моделью миниатюрного микроскопа является модель «FF-393», японского производства. Его внешний вид представлен в Приложении 3.

Микроскоп «FF-393» имеет увеличение 30 крат, габариты 140х48х22 мм, вес всего 30 г. Питание встроенной лампочки подсветки обеспечивает непрерывную работу в течение 3-х часов. Особенность конструкции данной модели заключается в том, что исследование участка документа можно осуществлять как при естественном освещении, так и без него, используя возможность включения лампочки местной подсветки. Освещение включается только тогда, когда пластмассовая трубка, где находятся источники питания, наклоняется на определённый угол относительно оптической оси микроскопа в месте её стыковки с цилиндром-корпусом, где установлен микровыключатель. Для фокусировки наблюдаемого изображения используется фокусирующее кольцо.

Ультрафиолетовые осветители. Исследование документов таможенного обеспечения в невидимых, не воспринимаемых человеческим глазом лучах, к которым относятся и ультрафиолетовые лучи, является достаточно эффективным средством проверки их подлинности и целостности, т. к. оптические свойства веществ в этих лучах отличаются от их свойств в видимом свете.

УФ-лучи в спектре электромагнитных волн занимают интервал длин волн от 10 миллимикрон до 400 нм. Благодаря способности вызывать люминесценцию, использование УФ-лучей позволяет различать материалы, имеющие одинаковый внешний вид при наблюдении в видимом свете. Из-за различного химического состава по-разному люминесцируют некоторые сходные, близкие по цвету красители, а также места вытравливании записей.

Ультрафиолетовый осветитель представляет собой наполненный инертным газом кварцевый сосуд, на внутреннюю поверхность которого нанесено небольшое количество распылённой ртути и в который вмонтированы электроды. При подаче напряжения на электроды образуются пары ртути, через которые проходят электроны, вызывая световой поток, богатый УФ-лучами. Поскольку обычное стекло в значительной степени поглощает УФ-лучи, то фильтр, поглощающий видимый свет, делают, как правило, из кварца или специального вида стекла.

В качестве ультрафиолетовых осветителей таможенные органы в настоящее время используют три модификации фонарей.

Одна из этих моделей - УФ-фонарь «Паломар», которой оснащались таможни в период 1981-82 гг. Это достаточно габаритный фонарь размерами: 380х60х90 мм и весом 710 г. Он состоит из преобразователя напряжения, находящегося в одном корпусе с аккумуляторными источниками питания, и двух сменных ламп. Одна из них является источником люминесцентного освещения для исследований в видимом свете, другая, устанавливаемая на её место, для создания УФ-излучения. Угол излучения в горизонтальной плоскости составляет 210 градусов, в вертикальной-150 градусов.

Расстояние, с которого обеспечивается нормальная освещённость объекта, составляет 16 см. На защитных баллонах ламп и крышках батарейного отсека установлены резиновые уплотнители, что позволяет использовать фонарь во влажных и взрывоопасных средах. Мощность потребляемая лампой, составляет 6 вт. На корпусе фонаря установлен достаточно сильный магнит, с помощью которого фонарь можно крепить к металлическим конструкциям, чтобы освободить руки оперативного работника. Фонарь может работать в интервале рабочих температур от - 5 до + 50С°. Длительность непрерывной работы фонаря при полностью заряженных аккумуляторах - не менее 2-х часов. Для подзарядки источников питания к фонарю придаётся сетевое зарядное устройство, обеспечивающее цикл зарядки аккумуляторов - 15 час. Вес его - 640 г.

Из-за достаточно больших габаритов и веса, фонарь практически очень редко использовался в оперативных условиях.

Второй моделью УФ-фонаря, применяемой в оперативной работе таможенных органов, является модель «81600», фирма-поставщик «Helling». Внешний вид фонаря и его тактико-технические параметры представлены в Приложении 5. Этот УФ-фонарь, в отличие от осветителя «Паломар», - карманного типа, работает в длинноволновом диапазоне ультрафиолетового излучения.

Фонарь состоит из пластмассового корпуса и УФ-лампы, защищённой от механических повреждений съёмным прозрачным пластмассовым колпачком. На лицевой верхней части корпуса установлен тумблер включения фонаря. На торцевой части корпуса укреплён ремень для переноски.

В комплект УФ-осветителя модели «81600» входит зарядное устройство, обеспечивающее цикл полной зарядки аккумуляторов в течение 8 часов, среднее количество зарядно-разрядных циклов аккумуляторов - 1000. Габариты его -210х100х500 мм, вес - 500 г. Конструктивно зарядное устройство выполнено в виде прямоугольной пластмассовой коробки, на верхней части которой установлены: крышка, закрывающая доступ в пятисекционный аккумуляторный отсек, четыре светодиода индикации тока заряда, тумблер переключения рода работы и сигнальная лампочка, индицирующая напряжение на аккумуляторах. Малогабаритный, лёгкий, с достаточной мощностью УФ-излучения и временем непрерывной работы УФ-фонарь модели «81600» отлично зарекомендовал себя в оперативной практике проверки подлинности таможенных документов и целостности атрибутов таможенного обеспечения.

В настоящее время завершается разработка отечественного аналога этой модели под шифром «Поиск». Все детали его будут выполнены на отечественной элементной базе за исключением УФ-лампы. К сожалению, УФ-лампы такого размера и с такими техническими параметрами отечественная промышленность не выпускает, поэтому УФ-фонари «Поиск» будут оснащаться специально для них закупленными в Германии лампами.

Вместе с тем, опыт оперативной работы показывает, что и модель «81600» не во всех случаях удовлетворяет условиям, в которых работают сотрудники оперативных подразделений таможен. Зачастую при проверке таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения в сочетании с ультрафиолетовым излучением требуется проведение осмотра в видимых лучах. Это заставляет использовать отдельно ещё и карманные электрофонари, что вызывает определенные затруднения и неудобства при проведении контроля.

Эти недостатки полностью исключены в новой модели комбинированного УФ-фонаря типа «BHW», которым будут снабжаться таможенные органы. Фонарь выполнен в виде комбинации 3-х осветителей: собственно ультрафиолетового, имеющего полностью аналогичные технические параметры УФ-фонарей модели «81600»; фонаря видимого освещения, выполненного в виде поворачивающейся головки с лампочкой и отражателем и мигающего фонаря - «маячка».

На лицевой панели расположен четырёхпозиционный переключатель, обеспечивающий последовательное включение каждого из осветителей. Габариты фонаря - 220х55х24 мм, вес -160 г. Питается фонарь от 4-х никель-кадмиевых аккумуляторов типа RI4, подзарядка которых может производиться без их изъятия из корпуса через специальный разъём. Длительность непрерывной работы при полностью заряженных аккумуляторах - не менее 2-х часов. Фонарь снабжён ремешком для переноски.

Настольные приборы проверки документов. В стационарных условиях, когда оперативный работник таможни имеет возможность работать с представленными служебными документами непосредственно на своём рабочем месте, неудобно использовать все виды технических средств для проверки документов - лупы, микроскопы, электро- и ультрафиолетовые фонари - по отдельности. Исключить это неудобство позволяет специально разработанный отечественной промышленностью по заданию таможенного комитета комбинированный настольный прибор для проверки подлинности «таможенных» документов.

Конструктивно прибор выполнен в виде корпуса с внешним декоративным оформлением, внутренняя полость которого представляет собой осветительную камеру с закреплёнными на ней источниками света. На ее верхней панели неподвижно установлены люминесцентный и ультрафиолетовый со светофильтром необходимого спектра пропускания источники освещения. На нижней панели под предметным наклонным столиком из матового органического стекла неподвижно установлен люминесцентный источник света, что обеспечивает возможность исследования документов «на просвет».

Для проверки документов в «косых лучах» в левой части корпуса установлен галогеновый «прожекторный» источник света, который может с помощью шарнирного соединения направлять формируемый им узкий яркий пучок света под небольшим углом к плоскости расположения документа в любую исследуемую зону. Величина интенсивности освещения при этом регулируется специальным электронным регулятором на передней лицевой панели прибора. Учитывая достаточно сильный нагрев корпуса «прожектора», время его непрерывной работы ограничено 10-15 мин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты