Таможенные платежи
p align="left">· защищает отдельные национальные отрасли экономики, которым может быть нанесен существенный ущерб иностранной конкуренцией;

· оказывает воздействие на хозяйственные результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;

· позволяет осуществлять активную внешнеторговую политику, вести переговоры об улучшении доступа национальных товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;

· содействует оптимальному соотношению экспорта и импорта страны и, следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений, формированию оптимального торгового баланса;

· служит источником пополнения доходной части государственного бюджета.

Свою роль таможенный тариф в большинстве государств выполняет в тесной взаимосвязи с налоговой системой страны, которая обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли. В последние десятилетия формируется новое мировое рыночное пространство. Национальные экономики стран направлены теперь не на размежевание и борьбу, а на интеграцию и объединений. Примером такой интеграции может служить Европейский Союз. Таможенное ведомство ЕС использует в своей повседневной работе Интегрированный таможенный тариф ЕС - TARIC. Таможенный тариф ЕС - это перечень товаров, состоящий из комбинированной номенклатуры товаров и ставок таможенных пошлин. Номенклатура товаров - это классификатор, в котором каждому товару соответствует цифровой код. В общем случае применяются десятизначные коды. Цифровые коды товаров распространены в практике всего мира. В их основе разработанные Всемирной таможенной организацией (WCO) шестизначная т.н. гармонизированная система (Harmonized Commodity Description and Coding System). На ее основе государства разрабатывают собственные товарные коды. ЕС добавляет к шестизначным товарным кодам WCO еще два знака и таким образом составляется т.н. комбинированный код ЕС (Combined Nomenclature).

По товарному коду можно определить, о каких товарах идет речь, даже при наличии небольших различий в последних цифрах кода в разных государствах. Наряду с товарным кодом в ЕС установлены таможенные пошлины на импортируемые товары.

В ЕС применяются следующие таможенные пошлины:

1)Таможенные пошлины режима наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nations - MFN).

Это так называемая обычная таможенная пошлина, которую государство применяет в отношении большинства иностранных государств.

2)Глобальная система (торговых) преференций (Generalized System of Preferences - GSP)

Это таможенная пошлина, размер которой меньше действующего MFN и которая в одностороннем порядке без заключения каких-либо договоров применяется одним государством в отношении другого менее развитого государства. Например, до сих пор Канада и Япония применяет в отношении товаров эстонского происхождения таможенную пошлину GSP.

3)Установленный международным договором льготный тариф.

4)Специальные таможенные пошлины.

Как MFN, так и GSP отличаются в разных государствах. Если товарный код в равной мере и однозначно понятен в большинстве государств, то таможенные пошлины MFN, применяемые в ЕС, отличаются от пошлин MFN, применяемых в России. Каждое государство устанавливает собственные таможенные пошлины.

До последнего времени информация о размерах таможенных пошлин в разных государствах была труднодоступной. В последнее время все большее число государств публикует свои таможенные тарифы в Интернете. К таким государствам относится и ЕС, на домашней странице ЕС имеется база данных таможенных тарифов, которая круглосуточно открыта для пользователей. Информация распространяется на 11 языках государств - членов ЕС вместе со всей дополнительной информацией. Размеры таможенных пошлин ЕС не являются замороженными величинами. Из года в год их размер постоянно понижался. В настоящий момент проводится тур переговоров Всемирной торговой организации (ВТО), в ходе которого государства - члены ВТО договариваются об очередном понижении таможенных тарифов. Опыт, накопленный во многих развитых и развивающихся странах, дает достаточно четкий ответ на вопрос, каким должен быть современный таможенный тариф Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Автореф. дисс на соискание ученой степени докт. юрид. наук. - М., 2004. С. 31..

Прежде всего, обращает на себя внимание глубоко дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа. В подавляющем большинстве государств в этих целях используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Приведем цифры, говорящие об общем числе товарных позиций в таможенных тарифах ряда стран и групп стран (рис. 1):

Рис. 1 - Число позиций в таможенных тарифах ряда зарубежных стран, 2007 г.

Учитывая, что стандартная шестизначная номенклатура ГС имеет 5019 позиций, таможенные тарифы, названных выше государств, существенно продвинуты в сторону создания развитой национальной товарной номенклатуры, выходящей за шестой знак ГС. На долю названных стран приходится около 2/3 оборота мировой торговли. Анализ «национальной» составляющей тарифной номенклатуры показывает, что она всегда формируется в результате учета реальных национальных экономических интересов страны. За шестой знак товарной номенклатуры ГС выводятся товары, в защите производства которых страна заинтересована или выделение которых необходимо для ведения торговых переговоров, иногда и для других целей, включая фискальные. В этой связи нельзя не отметить, что лежащая в основе ТНВЭД товарная номенклатура Евросоюза - это компромисс интересов многих стран, структура экономики и внешней торговли которых существенно отличается от российской. Поэтому России необходима разработка национальной составляющей товарной номенклатуры (выходящей за шестой знак ГС). И с этой точки зрения действующая номенклатура ТВ ВЭД, построенная на номенклатуре Евросоюза нуждается в очень серьезной модернизации и сближении с реальными экономическими интересами промышленности и сельского хозяйства нашей страны, которые властно требуют российской (а не «европейской») товарной номенклатуры.

Средний уровень таможенного обложения в развитых странах и в части развивающихся государств заметно понизился в последние три десятилетия. Это привело к довольно распространенному мнению, что мир вступил в новую эпоху свободной торговли. Однако, нет ничего более ошибочного, чем эта точка зрения. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа позволяет, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные товары международной торговли. Например, при среднем уровне обложения 3-4% уровень таможенного обложения на текстиль и одежду в США - 14,6%; 9,1% - в Евросоюзе, 7,6% - в Японии. На отдельные товары этот уровень существенно выше. В США, например, 52% импортированного текстиля и одежды облагаются пошлинами до 35 %; 19% импорта химических товаров облагаются ставками до 10 %. В Евросоюзе 54% ввозимого текстиля и одежды облагаются ставками до 15 процентов; 60% ввозимых средств транспорта ставками до 10%. Высок уровень таможенного обложения в развивающихся государствах. Средний взвешенный уровень таможенного обложения в конце 90-х годов (после реализации снижения пошлин в итоге Уругвайского раунда) приведен на рис. 2. Этот уровень в два раза и более превышает средний уровень таможенного обложения в России.

Рис. 2 - Уровень таможенного обложения в развивающихся странах, 2007 г.

Особенно высоким во многих странах остается уровень таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в так называемый базовый период (1986-1988 гг.), должны были быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам. А затем полученный уровень таможенного обложения должен был быть снижен к 1.1.2000 на 36%. В результате средний уровень таможенного обложения сельскохозяйственных товаров на названную дату вырос и составил 96% в Евросоюзе и 23% в США. Ставки пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары далеко превысили этот размер. Например, в Японии пошлина на рис - 444%, на пшеницу - 193%; в США пошлины на молочные продукты - 93%, на сахар - 91%; в Евросоюзе пошлины на рис - 231%, на молочные продукты - 205%, на сахар - 279%. К сказанному надо добавить, что характерная особенность современной тарифной политики - это так называемая «тарифная эскалация» - повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров. Все отмеченное выше свидетельствует о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко дифференцирован как по числу товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин. В последнее десятилетие в зарубежной практике существенно продвинулись три направления, в конечном итоге определяющие порядок применения ставок пошлин к ввозимым товарам и их реальный уровень: классификация товаров в рамках ГС, определение страны происхождения товаров и определение таможенной стоимости. В отношении классификационных решений новая редакция Конвенции КИОТО рекомендует таможенным властям принимать обязывающие предварительные решения по просьбе заинтересованных лиц (рекомендация 9.9). Такие решения должны быть разосланы во все таможни страны и открыты для информации всех заинтересованных лиц. В конвенции КИОТО предусматривается, что национальное законодательство должно определить форму подачи заявления с просьбой о предварительном решении, а также сформулировать четкие требования о сопровождающих заявление реквизитах (фотографии, образцы, подробное описание товара). Рекомендуемая продолжительность действия предварительного классификационного решения от одного года до пяти лет.

Таможенная стоимость импортных товаров в странах-членах ВТО определяется на основе Соглашения о применении статьи VII ГАТТ - 1994. Соглашение четко определяет, что основным методом определения таможенной стоимости является стоимость товаров в сделке (transaction value). Переход к другим методам оценки осуществляется в ходе консультаций между таможенными властями и импортером, цель которых только последовательный выход на другие базы оценки. Переход к другим методам таможенной оценки осуществляется последовательно. И только в том случае, если таможенные власти не примут таможенную стоимость, основанную на предшествующем методе, о чем таможенные власти должны немедленно в письменной форме известить импортера, дав ему время на ответ. Соглашение о таможенной стоимости определяет четкие критерии, которыми должны руководствоваться таможенные власти, используя методику этого Соглашения. В отношении страны происхождения товаров действующие унифицированные правила касаются импортных товаров, ввозимых из развивающихся государств и пользующихся преференциальными пошлинами. Правила происхождения товаров для непреференциального импорта входят в круг ведения Соглашения о правилах происхождения товаров ВТО, устанавливающего организационные и концептуальные основы определения происхождения таких товаров. В рамках ВТО работает рабочая группа для подготовки конкретных норм в этой области. Соглашение о правилах происхождения товаров касается использования правил происхождения только для непреференциального импорта. Статья 1 Соглашения устанавливает, что в отношении непреференциального импорта правила происхождения должны касаться следующих случаев:

· тарифы в отношении стран пользующихся режимом наибольшего благоприятствования и национальным режимом;

· количественные ограничения;

· антидемпинговые и компенсационные пошлины;

· защитные меры (safeguards);

· требования к обозначениям страны происхождения;

· особые дискриминационные тарифные квоты и количественные ограничения;

· правительственные закупки;

· статистика внешней торговли.

Статья 3 этого Соглашения определяет, что согласованные (harmonized) правила происхождения товаров в принципе должны использоваться в отношении всех торгово-политических мер и в рамках всех соглашений ВТО. На основании Соглашения о правилах происхождения товаров в рамках ВТО 20 июля 1995 года начал действовать Комитет по правилам происхождения, а в рамках Международной Таможенной Организации - Технический Комитет по правилам происхождения. Их работа должна была завершиться в ноябре 1999 года подготовкой рекомендаций о согласованных мерах по определению страны происхождения товаров. Однако, завершить ее не удалось и она продолжается. Вместе с тем, в ходе этой работы появились нетрадиционные подходы к решению этой проблемы. Далеко продвинулось и понимание самой проблемы. Дело в том, что глобализация (или интернационализация) производства меняют традиционный подход к этой проблеме. Как представляется, при разработке нового российского таможенного законодательства необходимо учесть наработки в этой области.

3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ В РФ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассмотрим ситуацию в области современной таможенно-тарифной политики России. На рис. 3 отображена доля наполняемости федерального бюджета РФ за счет деятельности таможенных органов www.customs.ru.

Рис. 3 - Доходы федерального бюджета за счет деятельности таможенных органов РФ в общей доле поступлений в федеральный бюджет

Как видно из рис. 3 таможенные органы РФ обеспечивают 69% дохода федерального бюджета. За 2006 год таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 2 триллиона 102,2 миллиарда рублей, что составило 103 процента от планового задания. По сравнению с 2005 годом в 2006 году таможенных и иных платежей в доход бюджета перечислено на 882,7 миллиарда рублей больше. Наибольшую долю в таможенных платежах, поступающих в бюджетную систему страны, составляют таможенные тарифы. Анализом формирования пополнения Федерального бюджета таможенными платежами за первое полугодие 2007 г года установлено, что наибольший удельный вес имеет экспортная пошлина - 73,3%, НДС - 15,7% далее следует импортная пошлина - 5,7 % и сборы за таможенное оформление - 5,3%. Так, например, таможенные платежи, поступающие на таможенный пост «Речной порт г. Ростов-на-Дону», распределялись следующим образом (таблица 1).

Таблица 1. Структура таможенных платежей таможенного поста «Речной порт г. Ростов-на-Дону»

1-е пол. 2006 г

(тыс. руб.)

1-е пол. 2007 г

(тыс. руб.)

Импортные пошлины

28207,97

39953,986

Н Д С

88221,86

109554,044

Экспортные пошлины

474020,01

512123,335

Таможенные сборы за там. оформление

36199,73

36994,901

Пеня

27,03

28,876

Сумма от штрафов по делам об АП

6,437

41,542

ИТОГО:

626633,03

698696,684

Всего таможенных платежей за первое полугодие 2007 г. взыскано 698555,142 т.р., что на 11 % больше аналогичного значения 2006 г. Распределение ГТД по режимам происходило следующим образом (таблица 2).

Таблица 2. Таможенные режимы, применяемые на таможенном посту «Речной порт г. Ростов-на-Дону»

Составляющие

Количество

Ввоз

Вывоз

Всего:

2006/2007

2006/2007

2006/2007

Г Т Д

278/232

1004/942

1282/1174

ЭК-10 (экспорт)

-/-

1002/937

1002/927

ЭК-11( реэкспорт)

-

-/2

-/2

ИМ-41(реимпорт)

12/12

-

12/12

ИМ-51(переработка под там. режимом)

5/4

-

5/4

ЭК-51(вывоз после переработки)

-

2/3

2/3

ИМ-40 Выпуск в своб

Обращение

261/153

-

261/153

ИМ-32 (закрытие режима ЭК-32)

-/-

-/-

-/-

ЭК-32 (временный

Вывоз)

-/-

-/-

-/-

ИМ-31 (временный ввоз)

-/55

-/-

-/55

ИМ-52 Переработка под там. Контролем

-/-

-/-

-/-

ИМ-61 Переработка вне там. Территории

-/8

-/-

-/8

ЭК-31(закрытие режима ИМ-31)

-/-

-/-

-/-

ГТД запрещенные к выпуску

-/1

-/2

-/3

В последние годы правительство России и законодательные учреждения проделали значительную работу по развитию и укреплению государственного регулирования внешнеторговой деятельности и защите внутреннего рынка России. Проводимая внешнеэкономическая политика была направлена на обеспечение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта, стимулирование притока в Россию прямых иностранных инвестиций, поддержки конкурентоспособности российских товаров и допуска их на внешние рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, присоединение России к ВТО и расширение сотрудничества с другими международными организациями.

Однако, несмотря на предпринятые за последние годы меры, в области проведения таможенно-тарифной политики России существует ряд проблем. Состояние экономики России в 1992-1999 годах, доля иностранных товаров в потреблении, конкурентоспособность ведущих отраслей промышленности вряд ли оправдывают ту поспешность, с которой центр тяжести был перенесен на экономические (тарифные) методы регулирования. Эффективность этих мер оказалась недостаточной, и правительству России пришлось укреплять их путем создания сложного механизма, нацеленного на то, чтобы задержать отлив валюты из страны. Как показывает опыт стран Западной Европы в 50-е годы, Японии в начале 60-х годов, развивающихся стран - в 70-80-е годы, экономические методы регулирования в условиях падения производства должны разумно сочетаться с нетарифными инструментами.

В частности, целесообразно воспользоваться правами, которые дает закон о регулировании государством внешнеторговой деятельности, включая введение государственной монополии на ввоз и вывоз отдельных товаров.

Еще одна группа проблем, ждущая своего решения, это создание в России системы эффективной защиты прав всех участников внешнеторговой деятельности в духе статьи VIII и Х ГАТТ и создание четко работающего механизма, доводящего до правительства интересы торгово-промышленных кругов, экспортеров, импортеров, потребителей, сигналы о необходимых изменениях ставок пошлин и товарной номенклатуры таможенного тарифа. Заблаговременный учет этих интересов позволит сделать таможенный тариф экономически обоснованным, сбалансированным и эффективным инструментом защиты экономических интересов России, ибо экономической безопасности страны должны быть в равной степени заинтересованы национальные торгово-промышленные круги, потребители, а не только органы государственной власти. В таможенно-тарифном механизме своеобразным «белым пятном» осталась проблема размежевания компетенции законодательных и исполнительных органов власти в изменении ставок таможенных пошлин. Таможенные пошлины - это разновидность налогов, поэтому базисные ставки пошлин должна утверждать законодательная власть по представлению правительства, оставляя ему определенные возможности для изменения этих ставок в ходе переговоров с иностранными государствами или при реализации национальной экономической политики. Подобный механизм хорошо разработан в США и в ряде других государств. Этот опыт мог бы быть использован и в России.

В этом плане анализ действующего таможенного тарифа России, правил его применения, уровня таможенного обложения и его распределения по группам товаров показывает, что таможенно-тарифный механизм пока еще является в большей мере инструментом мобилизации доходов в госбюджет, чем инструментом внешнеторговой политики. Поэтому развитие и совершенствование таможенного тарифа должно идти в направлении усиления его торгово-политической составляющей. Проблема совершенствования правовой базы таможенного регулирования особенно актуальна для России. Анализ законодательной основы таможенно-тарифного регулирования показывает, что действующее законодательство содержит много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного законотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов, инструкций, приказов. Их число давно уже перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система. В свою очередь реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым бюрократическим барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления. Можно уже предполагать, весь этот механизм давно близок к той критической массе, когда его действие просто может выйти из-под контроля. В этих условиях анализ зарубежного опыта и его применение в практике российской таможенной службы имеет первостепенное значение.

За последнее десятилетие таможенные службы зарубежных государств накопили огромный позитивный опыт модернизации и развития таможенно-тарифного регулирования. Этот опыт сконцентрирован в национальных законах и практике их применения, в международных многосторонних договоренностях различного уровня, «архитектуре» таможенных тарифов, наконец, в организации и технике применения таможенных тарифов. На этом уровне организации, требований и практики современные таможенные службы добились значительного ускорения движения грузов через таможни, сократили издержки обращения во внешней торговле и, в конечном итоге, подняли конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров товаров и услуг. Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможенной службы. Основными направлениями таможенной политики РФ на 2007-2009 гг. являются совершенствование таможенной политики в части таможенных платежей.

Основная работа в части совершенствования таможенно-тарифной политики будет направлена на оптимизацию таможенного тарифа, имея в виду снижение налоговой нагрузки по широкой номенклатуре товаров, не чувствительных к импорту, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем относительно высоких ставок тарифа. В 2006 году была продолжена работа по установлению режима беспошлинного ввоза на оборудование для металлургической, пищевой, легкой и текстильной, целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей и автомобильной промышленности. Отдельным направлением таможенно-тарифной политики является изменение подходов к налогообложению товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и произведенных на территориях свободных экономических зон, расположенных на территории стран СНГ. Необходимость решения этого вопроса связана с тем, что товары, произведенные в данных зонах, изготавливаются из иностранных материалов и компонентов, ввезенных на их территорию беспошлинно, и затем поставляются в Россию также без уплаты ввозной таможенной пошлины. Данное обстоятельство ставит отечественных производителей аналогичных товаров в заведомо неравные конкурентные условия. В целях повышения эффективности работы таможенных органов по определению страны происхождения товаров было бы целесообразным определение на уровне Правительства Российской Федерации критериев происхождения для отдельных видов товаров в виде перечня технологических операций, осуществление которых позволит признать или наоборот не признаешь товар происходящим из той страны, в которой они были произведены. Именно такой подход в определении критериев происхождения наиболее понятен и прозрачен как для таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.

Как самостоятельное направление таможенно-тарифного регулирования рассматривается применение тарифных квот.

В целях законодательного закрепления тарифных квот, в том числе в отношении некоторых видов мяса, импортируемого на территорию Российской Федерации из развитых стран принят Федеральный закон от «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»» в соответствии с которым расширяется сфера применения тарифных квот, в частности по сельскохозяйственным товарам, независимо от страны происхождения. Данная поправка, позволяющая Правительству Российской Федерации принимать решения о квотировании независимо от страны происхождения товара, является существенной и необходимой. В 2007 году рабочей группой Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике по товарам агропромышленного комплекса и рыболовства рассматривается вопрос о введении тарифных квот. Кроме того, с целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов следую активизировать применение сезонных пошлин. Такие пошлины, как мера поддержки национальных производителей достаточно активно используются многими зарубежными странами. Для того чтобы избежать «закрытия» рынка отдельных товаров для импорта и вследствие этого возможного ущерба для потребителей таких товаров, можно было бы расширить практику применения сезонных пошлин на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения. В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О Таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин являются оперативной мерой регулирования внешнеэкономической деятельности. В течение 2007-2009 гг. предполагается поэтапная отмена вывозных таможенных пошлин в отношении товаров с высокой степенью добавленной стоимости, а также в отношении товаров, экспорт которых не дает значительных поступлений в доходную часть федерального бюджета. В целях проведения анализа применения льгот по уплате таможенных платежей и их влияния на доходы федерального бюджета требуется совершенствование системы учета данных льгот и проведения ежемесячного мониторинга их применения. Кроме того, таможенное администрирование в части усиления контроля за обоснованностью применения льгот по уплате таможенных платежей при таможенном оформлении товаров, а также контроля за использованием товаров в целях, в связи с которыми такие льготы предоставлены, являясь фактором усиления финансовой дисциплины, также будет способствовать увеличению собираемости таможенных платежей в федеральный бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе Российской Федерации. Им же (ст. 318) определены виды таможенных платежей. К ним относятся: ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы. Наиболее значимым видом таможенных платежей является таможенная пошлина, представляющая собой платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них - процент от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

Определение таможенной стоимости производится с использованием следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, вычитания стоимости, сложения стоимости, резервный метод.

Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый последующий метод может применяться, если не может быть использован предыдущий.

Акциз - это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров. Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке. НДС облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих их экономическое значение и применение.

Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения пошлинами импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами.

Во-вторых, структура таможенного тарифа у основного большинства стран построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия - наиболее высокие.

В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с различными ставками пошлин, предназначенных для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин: одна - с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая - со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин.

Основная работа в части совершенствования таможенно-тарифной политики РФ должна быть направлена на оптимизацию таможенного тарифа, имея в виду снижение налоговой нагрузки по широкой номенклатуре товаров, не чувствительных к импорту, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем относительно высоких ставок тарифа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М., 2005.

2. Закон «О таможенном тарифе Российской Федерации» (с изм. и доп.). - М, 2005.

3. Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Автореф. дисс на соискание ученой степени докт. юрид. наук. - М., 2004.

4. Козырин А.Н. Таможенная пошлина. - М., 2006.

5. Комментарий к Таможенному Кодексу РФ./ Под ред. Козырина А.Н. - М., 2005.

6. Основы таможенного дела. Вып. I. Организация таможенного контроля. - М., 2006.

7. Основы таможенного дела. Учебник. / Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ФТС РФ -- М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2003.

8. Таможенное право: Учебник/Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. - М., 2005.

9. www.customs.ru

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты