Таможенные платежи в РФ и перспективы их совершенствования
p align="left">Тарифные преференции - это льготы по таможенному тарифу при осуществлении торговых отношений РФ с иностранными государствами - предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин либо снижения ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система РФ, определяется равным образом как для наименее развитых (с полным освобождением от таможенной пошлины), так и для развивающихся (со снижением ставки пошлины) стран. Преференциями пользуются также страны СНГ, заключившие с РФ Соглашения о свободной торговле.

Система тарифных преференций основана на ряде межгосударственных политических соглашений между Россией и странами, экономика которых, поддерживается Российской Федерацией. Преференциальные льготы на отдельные виды товаров, произведенных или глубоко переработанных в таких странах, предоставляются в виде полного освобождения от таможенных пошлин, или значительного снижения ставки ввозной таможенной пошлины. www.economy.gov.ru - Министерство экономического развития Российской Федерации.

Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

1.2 Характеристика основных факторов, регулирующих систему исчисления таможенных платежей

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно, за исключением случаев, когда осуществляется оформление в листах международного почтового обмена с использованием таможенного приходного ордера (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 295 ТК РФ), либо когда выставляются требования об уплате таможенных платежей в соответствие со статьей 350 ТК. При выставлении требования об уплате таможенных платежей исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин производится таможенным органом.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации (ст. 324 ТК).

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом РФ Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (ред. от 18.12.2009г., с изм. от 20.12.2009г.) // СПС Консультант Плюс. и Налоговым кодексом РФ «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.05.2010) // Консультант Плюс., за исключением случаев, например, ст. 282 ТК при применении единых ставок таможенных пошлин, налогов к товарам, перемещаемым через таможенную границу физическими лицами для личного пользования. В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый Центральным банком РФ для целей таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом (ст. 326 ТК).

Таможенная пошлина определяется как соответствующая таможенной ставке процентная доля таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу (для товаров, оплаченных адвалорными пошлинами):

1. Таможенная пошлина = таможенная стоимость товара х ставка таможенной пошлины.

Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых по специфической ставке, рассчитывается по формуле:

2. Таможенная пошлина = количество единиц товара, подлежащих налогообложению x специфическая ставка x курс евро, установленный ЦБ России (Банком России) на день принятия таможенной декларации. См. Приложение № 1.

Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых комбинированными ставками, рассчитывается следующим образом:

а) в первую очередь рассчитывается адвалорная ставка по формуле (1);

б) во вторую очередь рассчитывается специфическая ставка по формуле (2).

Из двух рассчитанных величин выбирается большая. Она и является величиной, необходимой для уплаты таможенной пошлины.

При помещении товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме (подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ). Ставки НДС применяются в зависимости от вида ввозимого товара в соответствии со статьей 164 НК России в порядке, определенном Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131. Приказ ГТК РФ от 07.02.2001 г. № 131 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» (ред. от 22.04.2008) // СПС Консультант Плюс.

Ввезенные на таможенную территорию РФ подакцизные товары, заявляемые к помещению под таможенный режим выпуска внутреннего потребления, подлежат обложению акцизами. Расчет сумм акцизов в отношении товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, осуществляется на основании ставок, установленных статьей 193 НК России, в порядке, определенном Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 26 ноября 2001 г. № 1127. Приказ ФТС РФ от 11.01.2007 г. № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» (ред. от 21.10.2009) // СПС Консультант Плюс.

Помещение товара под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления предполагает полную уплату всех таможенных платежей. По общему правилу таможенные платежи состоят из ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных сборов за таможенное оформление.

В Приложении № 2 в виде схемы представлены факторы, влияющие на начисление таможенных платежей См. Приложение № 2..

Первый фактор, влияющий на уплату таможенных платежей, - определение кода перемещаемого через таможенную границу товара по ТН ВЭД.

Должностные лица таможенных органов, осуществляющие классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, контролируют правильность определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (ред. от 18.12.2009г., с изм. от 20.12.2009г.) // СПС Консультант Плюс. при декларировании товаров и после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, а также порядок принятия решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Определение кода ТН ВЭД перемещаемого груза возложено на декларанта, и правильность контролируется таможенными органами. Правильное определение кода ТН ВЭД и классификация товара имеет решающее значение при определении ставок, установлении режима, льгот, платежей. Для точного определения кода товаров необходимо использовать три составные части ТНВЭД: а) номенклатурную часть; б) примечание к разделам и группам; в) основные правила интерпретации. Кроме того, при определении кода товаров по ТНВЭД полезно применять дополнительные публикации (пояснения, алфавитный указатель, Сборник квалификационных решений).

Второй фактор, влияющий на возможность перемещения товара и уплаты таможенных платежей, - попадает ли товар под нетарифные меры регулирования.

Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности - это совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным мерам государственного регулирования.

Нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.

2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3. Выполнение международных обязательств.

4. Введение исключительного права на экспорт/импорт отдельных товаров

5. Введение защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

6. Защита общественной морали и правопорядка

7. Защита культурных ценностей

8. Обеспечение национальной безопасности

К запретам и ограничениям законодательство РФ Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.2003 г.// Правовая система ГАРАНТ. относит: лицензирование, квотирование, эмбарго, защитные меры, компенсационные, антидемпинговые пошлины и др. Таким образом, товар в ряде случаев может попадать под нетарифные меры регулирования, и на него могут быть начислены антидемпинговые или компенсационные пошлины.

Существуют различные классификации нетарифных барьеров, разработанные как международными организациями, так и отдельными исследователями. Однако наиболее известными являются системы классификаций, разработанные ЮНКТАД и ВТО.

По классификации ЮНКТАД выделяют 7 групп нетарифных мер. Это меры ценового контроля, меры финансового контроля, автоматическое лицензирование, количественные ограничения, монопольные меры, технические меры и прочие меры в отношении чувствительных товаров.

В соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные процедуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей. www.economy.gov.ru - Министерство экономического развития Российской Федерации. Внешнеэкономические отношения и международные правила торговли.

Следующим фактором, влияющим на расчет ввозной (импортной) таможенной пошлины, является определение таможенной стоимости товаров. Начисление таможенной пошлины на товары, подлежащие таможенному оформлению, производится на базе их таможенной стоимости. Это правило касается адвалорных и комбинированных пошлин. Размер же специфических пошлин, исчисленных в фиксированном денежном размере за единицу товара (либо единицу веса, объема, других количественных характеристик), не зависит от таможенной стоимости.

Таможенная стоимость товаров заявляется декларантом в грузовой таможенной декларации (ГТД) и декларации таможенной стоимости (ДТС) с приложением всех необходимых для ее подтверждения документов. Информация, представляемая декларантом в таможенный орган, должна быть достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной.

Перечень документов и сведений, необходимых и достаточных для таможенного оформления товаров и соответственно для подтверждения величины таможенной стоимости в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. № 536 Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 г. № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» (ред. от 17.02.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.06.2007 г. № 9585) // СПС Консультант Плюс.

Более подробно о значении определения таможенной стоимости при исчислении таможенных платежей рассмотрено во второй главе данной работы.

Базисные условия поставок товара, которые содержатся в контракте, играют значительную роль при определении таможенной стоимости товаров, и это является следующим фактором, влияющим на расчет ввозной пошлины. Базисные условия определяют, какие расходы несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру. Базисные условия поставок товаров осуществляется в соответствии с «Инкотермс - 2000».

Базисные условия поставки, являясь одним из наиболее важных элементов экспортно-импортных контрактов, представляют собой совокупность основных обязанностей контрагентов по транспортировке и страхованию товаров на пути движения их от экспортера до импортера. В частности, они касаются места и момента сдачи товара, момента перехода риска, распределения между сторонами расходов и т.п.

Эти условия могут регламентироваться:

1) контрактом, когда стороны сами могут подробно указать все необходимые условия соответствующего базиса. Как отмечает М.Г. Розенберг, правомерно включать в контракт оговорку о том, что Инкотермс будут применяться с прямо указанными в контракте изменениями и дополнениями Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. 3-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2006. С. 65.. Причем выбор варианта зависит от сложившейся договорной практики отечественной организации, регулярности отношений с конкретным партнером, применения типового контракта и т.д.;

2) обычаями портов. Обычаи порта содержат установленные практикой конкретного порта правила, определяющие соответствующую область торгового мореплавания.

3) законодательством государства. В некоторых странах Инкотермс 2000 имеют характер закона, например в Испании и Ираке, а подлежат обязательному применению в Украине. В США базисные условия поставки также регламентируются законом - Единообразным торговым кодексом, ЕТК (Uniform Commercial Code), действующим практически во всех штатах. В Германии и Франции термины рассматриваются как международный обычай и применяются, если стороны не оговорят иное.

4) международными договорами. Кроме контрактов и законов, базисные условия поставки регулируются также международными договорами. Так, Венская конвенция 1980 г. «Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров» (заключена в Вене 11.04.1980) (вместе со "Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 года)" (по состоянию на 14 мая 2009 года)) // СПС Консультант Плюс. о международной купле-продаже товаров не содержит определения терминов поставки товаров, однако базис поставки в ней в общем виде определен и касается места поставки товара.

Немаловажную роль в получении тарифных преференций (понижение ставок пошлины) играет процедура определения страны происхождения товара.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями в порядке, установленными таможенным законодательством РФ. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд. - М.: Экзамен. - 2009. - С. 33.

Определение страны происхождения импортируемых товаров необходимо для применения основных мер торговой политики, таких как тарифное регулирование, количественные ограничения, антидемпинговые и компенсационные пошлины, и охранных мер, а также требований в отношении маркировки товаров, подтверждающей их происхождение, правил, касающихся государственных закупок, равно как и для статистического учёта.

Страна происхождения определяется в соответствии с основными, или «непреференциальными» правилами. Государства, в которых действуют сниженные ставки пошлин на товары, ввозимые из отдельных стран, применяют иные, и часто отличающиеся от основных преференциальные правила определения страны происхождения для установления возможности ввоза товаров по льготным ставкам. Преференциальные правила определения страны происхождения позволяют предотвратить отклонение товарных потоков, а также ситуации простой перегрузки, товар, происходящий из страны, в отношении которой преференций по тарифу не предусмотрены, ввозится под видом товара, заявляемого, например, в качестве происходящего из страны-участницы зоны свободной торговли, с уклонением от уплаты таможенных платежей.

Таким образом, факторами, влияющими на исчисление и уплату таможенных платежей являются: определение кода перемещаемого через таможенную границу товара по ТН ВЭД, нетарифные меры регулирования ВЭД, базисные условия поставок товара, определение таможенной стоимости товаров, определение страны происхождения товара.

1.3 Значимость определения таможенной стоимости для исчисления таможенных платежей

Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера уплаты пошлины представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины.

Методология определения таможенной стоимости товара в разных государствах может значительно отличаться. В практике одних государств распространена система взимания пошлин с цены CIF ЦЕНА CIF (от англ, cost, insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт) - в международной торговле означает такую цену, при которой все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию вместе с риском гибели либо порчи товара до пересечения им борта судна в порту покупателя несет исключительно продавец данного товара. Это означает, что экспортер несет все расходы по доставке товара в порт отгрузки, его страхованию, погрузке, фрахту до порта назначения. В торговом балансе той или иной страны в ценах СИФ выражается импорт., что увеличивает платежи на 5 - 10%. В ряде других стран возможно исчисление пошлин как с цены, указанной экспортером товара в товаросопроводительных документах, так и с цены, по которой аналогичные товары продаются на мировом рынке. Во многих случаях экспортер товара заранее не знает, какой метод определения таможенной стоимости будет к нему применяться, и поэтому невозможно определить конечную цену товара. Методология таможенной оценки товара квалифицируется во многих документах ЮНКТАД и ВТО как дополнительный протекционистский барьер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты