Таможенное декларирование и контроль
1. Таможенное декларирование товаров в электронной форме
При использовании электронной формы декларирования декларант либо по его поручению таможенный брокер (представитель) заявляет в электронной форме сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, а также представляет сведения из документов, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, и представляет их таможенному органу посредством электронного способа обмена информацией.
Таможенной декларацией, подаваемой в электронной форме, является электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках формы ТД1 (ТД2) в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ФТС РФ от 11 августа 2006 года N 762, либо в таможенной декларации в виде письменного заявления в случаях, установленных Приказом ГТК России от 03.03.2003 N 203 "О декларировании товаров" (зарегистрирован в Минюсте России 31.03.2003, рег. N 4347), поданных в таможенный орган в электронной форме, в форматах, определенных ГТК России, и подписанных ЭЦП (далее - электронная декларация).
Электронные документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, могут быть представлены лицом, декларирующим товары, в формализованном виде, в форматах, установленных ГТК России, либо, когда формализованный вид документа не предусмотрен, в виде их электронных образов, полученных путем сканирования документов на бумажных носителях.
Бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим на бумажных носителях, могут быть потребованы таможенным органом только в случае выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации,
Лицо, декларирующее товары, заявляет в электронной форме сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, а также представляет сведения из документов, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, и представляет их таможенному органу посредством электронного способа обмена информацией. Указанные сведения удостоверяются электронной цифровой подписью.
Электронные документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, могут быть представлены лицом, декларирующим товары, в формализованном виде в форматах, установленных ГТК России, либо, когда формализованный вид документа не предусмотрен, в виде их электронных образов, полученных путем сканирования документов на бумажных носителях.
Электронная форма декларирования не применяется в отношении подакцизных товаров, подлежащих лицензированию при ввозе в РФ и (или) маркировке акцизными и (или) специальными марками, и товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования.
Особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме:
Лицом, декларирующим товары, формируются следующие электронные документы:
- таможенная декларация, в том числе предварительная, неполная, временная, периодическая;
- электронные документы, содержащие недостающие сведения при декларировании путем подачи неполной таможенной декларации;
- полная таможенная декларация при декларировании путем подачи временной таможенной декларации;
- документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, перечень которых утвержден Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2003, рег. N 5171), в редакции Приказа ГТК России от 12.11.2003 N 1275 (зарегистрирован Минюстом России 28.11.2003, рег. N 5285.
- при выпуске товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 150 Кодекса обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, форма которого утверждена Приказом ГТК России от 26.08.2003 N 932 (зарегистрирован Минюстом России 02.10.2003, рег. N 5143).
Таможенными органами формируются следующие электронные документы:
- акт таможенного досмотра (осмотра), форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом ГТК России от 20.10.2003 N 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 13.11.2003, рег. N 5236);
- уведомления, требования, формы которых утверждены Приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов" (зарегистрирован Минюстом России 19.11.2003, рег. N 5243);
- иные документы, формируемые при проведении таможенного контроля.
Электронная декларация подается в таможенный орган посредством электронного способа обмена информацией.
Одновременно с электронной декларацией лицо, декларирующее товары, подает в электронной форме опись документов, представление которых предусмотрено при таможенном оформлении товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
В таможенном органе с использованием информационной системы таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия электронной декларации определенным ГТК России структуре и формату данных.
В случае успешного прохождения ФЛК электронная декларация автоматически регистрируется в базе данных таможенного органа и ей присваивается регистрационный номер. С момента присвоения электронной декларации регистрационного номера она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 3 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52, ст. 5038).
Лицу, декларирующему товары, не позднее 15 минут после завершения ФЛК направляется авторизованное сообщение, содержащее регистрационный номер таможенной декларации, либо перечень ошибок в случае, если при прохождении ФЛК были выявлены ошибки. В случае выявления ошибок электронная декларация до их устранения лицом, декларирующим товары, и повторного направления данной электронной декларации в таможенный орган считается неподанной. Устранение ошибок не должно приводить к нарушению срока подачи таможенной декларации (статья 129 Кодекса).
Проверка электронной декларации проводится с использованием информационной системы таможенного органа и должна быть завершена в течение трех часов рабочего времени с момента ее принятия.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки электронной декларации принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к электронной декларации.
Принятое решение о необходимости представления электронных документов, указанных в описи, доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.
Лицо, декларирующее товары в электронной форме, может представить электронные документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться неоднократно (без внесения в них изменений и дополнений), однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив.
Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, который сообщается лицу, декларирующему товары, посредством направления авторизованного сообщения. При декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов.
Если таможенным органом в результате применения системы управления рисками принято решение о проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством авторизованного сообщения информирует об этом решении лицо, декларирующее товары в электронной форме (статья 372 Кодекса). Результаты таможенного досмотра или таможенного осмотра оформляются актом таможенного досмотра или таможенного осмотра, который формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица таможенного органа и также направляется лицу, декларирующему товары.
Если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения указанных форм таможенного контроля, данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажный носитель, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о представлении документов на бумажных носителях. Дальнейшее таможенное оформление товаров производится в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях. В случае выявления признаков преступлений либо административных правонарушений таможенный орган принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Если при применении системы управления рисками в ходе проверки таможенной декларации выявлена необходимость проведения консультаций с функциональными отделами таможни по вопросам определения кода товаров в соответствии с ТН ВЭД, применения мер нетарифного регулирования, определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей, а также валютного контроля либо принятия решения по указанным вопросам функциональным отделом таможни, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет авторизованное сообщение (либо при необходимости электронную декларацию и электронные документы) в соответствующий функциональный отдел таможни и информирует об этом лицо, декларирующее товары. Срок проверки электронной декларации в данном случае увеличивается на время, необходимое для проведения консультаций либо принятия соответствующих решений, но не может превышать сроков, указанных в статье 152 Кодекса.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет отметки, формализующие результаты таможенного контроля, о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, о внесении изменений в электронную декларацию, об отзыве электронной декларации и другие подобные отметки) в соответствующих графах "Таможенный контроль", а также вносит в электронную декларацию другие сведения, свидетельствующие о результатах таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации.
Указанные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа.
Лицу, декларирующему товары, направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.
После выпуска товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченный сотрудник таможенного органа направляет владельцу склада временного хранения (СВХ), на котором находятся товары, разрешение на выдачу товаров с СВХ.
В случае если выпуск товаров, декларируемых в электронной форме, осуществляется до подачи таможенной декларации (статья 150), то для выпуска товаров лицо, декларирующее товары, направляет в таможенный орган в электронной форме обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, а также другие документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 150 Кодекса, в виде электронных документов.
В информационной системе таможенного органа данному обязательству присваивается регистрационный номер и оно помещается в электронный архив. Информационной системой таможенного органа отслеживается соблюдение срока, по истечении которого лицо, декларирующее товары, обязано подать электронную декларацию, после подачи которой в информационной системе делается отметка о выполнении условий обязательства.
Хранение таможенной декларации в электронной форме, других документов, подаваемых в таможенный орган в электронном виде, осуществляется в информационной системе таможенного органа способом, исключающим возможность внесения в них изменений.
2. Понятие и статус таможенного контроля. Виды зон таможенного контроля
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России.
Среди большого количества функций, реализуемых таможенными органами России, значительную роль играют те, которые призваны обеспечить исполнение задач, непосредственно относящихся к таможенному контролю. В их число согласно ст. 340 Таможенного кодекса РФ входят:
обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и защиты экономических интересов Российской Федерации;
осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей;
обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
обеспечение эффективного исполнения таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и при ведении производственной и иной коммерческой деятельности на территории Российской Федерации и др.
Несмотря на то, что в Таможенном кодексе РФ непосредственно не сформулированы задачи таможенных органов, однако, основываясь на перечисленных функциях, можно сделать вывод, что они состоят из контроля за обеспечением соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенный контроль производится в следующих формах:
проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
таможенный досмотр (осмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля);
учет товаров и транспортных средств;
устный опрос физических, в том числе должностных, лиц;
проверка системы учета и отчетности;
осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
По формам осуществления таможенного контроля его можно разделить на следующие виды:
1) проверка документов на товары и транспортные средства;
2) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
3) таможенный досмотр товаров и транспортных средств1.
Следует отметить, что все эти виды таможенного контроля находятся в единстве и направлены на установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил.
Рассмотрим виды таможенного контроля подробнее.
Проверка документов на товары и транспортные средства. Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения установления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты их оформления. Как правило, проверка документов предшествует таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств. Однако возможны случаи, когда таможенный контроль заключается только в проверке документов.
По своему назначению документы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующим группам - это транспортные документы, торговые документы, таможенные документы и другие документы.
К транспортным документам относятся те, по которым товары перемещаются через таможенную границу при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом - накладные, коносаменты (применительно к железнодорожному транспорту также дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции) и др.
К торговым документам относятся: контракты, счета-фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы, составляемые поставщиками товаров.
К таможенным относятся документы, выданные и удостоверенные в надлежащем порядке должностными лицами таможенных органов1.
К другим документам относятся: сертификаты качества, соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которыми должны сопровождаться некоторые товары; воинские пропуска; учредительные документы, дающие право российским юридическим и физическим лицам осуществлять внешнеэкономическую деятельность, и тому подобные документы.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (перевозчики), обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Данное положение отражено в ст. 182 Таможенного кодекса РФ, кроме того, перечень документов и сведений, порядок их представления определяются ГТК РФ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Все четыре группы документов имеют прямое отношение к осуществлению таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами, и все они должны внимательно проверяться должностными лицами таможенных органов, прежде чем будет принято решение о выпуске и использовании товаров и транспортных средств в соответствии с содержанием примененного к ним таможенного режима.
Таможенный осмотр. Под таможенным осмотром следует понимать административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящегося в нем товара без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.
Таможенный осмотр обусловлен ст. 185 ТК РФ, согласно которой транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.
Страницы: 1, 2