Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
p align="left">8). Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

9).Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся по таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ.

10) Таможенная ревизия ? проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в ГТД и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией участников ВЭД. Таможенная ревизия может проводиться в двух формах: в общей и специальной.

При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы РФ в праве получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства РФ о защите информации.

Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами РФ в случаях, если по результатам общей таможенной ревизии обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представляемых при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных законодательством РФ требований и ограничений.

5. Таможенное оформление товаров и транспортных средств

Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем и представляет собой совокупность таможенных операций, совершаемых в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Оно производится в порядке, предусмотренном действующим ТК РФ.

Порядок производства таможенного оформления устанавливается в зависимости от:

видов товаров, перемещаемых через таможенную границу;

вида транспорта (воздушный, морской, речной, железнодорожный, и автомобильный), используемого для перемещения товаров через таможенную границу;

категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

В узкоспециальном значении, используемом в ТК РФ, таможенный режим представляет собой «таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий» Комментарий к Таможенному кодексу РФ / под ред. А.Н. Козырина. С.366?367.

Статьей 155 ТК РФ установлено четыре вида таможенных режимов:

Основные таможенные режимы:

выпуск для внутреннего потребления (импорт);

экспорт;

международный таможенный транзит.

Экономические таможенные режимы:

переработка на таможенной территории;

переработка для внутреннего потребления;

переработка вне таможенной территории;

временный ввоз;

таможенный склад;

сводная таможенная зона.

Завершающие таможенные режимы:

реимпорт;

реэкспорт;

уничтожение;

отказ в пользу государства.

Специальные таможенные режимы:

временный ввоз;

беспошлинная торговля;

перемещение припасов;

иные специальные таможенные режимы, установленные ст. 268 ТК РФ.

При помощи таможенного режима определяется:

порядок перемещения товара через таможенную границу РФ в зависимости от его предназначения (цели перемещения);

условия нахождения товара и допустимое использование его на (вне) таможенной территории РФ;

права и обязанности пользователя таможенного режима;

в отдельных случаях дополнительные требования к данному товару, а также к статусу лица, перемещающего его через таможенную границу РФ.

Назначение таможенных режимов состоит в упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Таможенное оформление осуществляется в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором находится отправитель или получатель товаров. Проведение таможенного оформления и таможенного контроля возложены на таможенные посты, а в ряде таможен на отделы таможенного оформления и таможенного контроля .

При процедуре таможенного оформления имеют право присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, а также их представители.

При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу РФ предварительной таможенной декларации (если оно начинается до прибытия товаров на таможенную территорию РФ) либо иных документов, предусмотренных ТК РФ, при вывозе ? в момент передачи таможенному органу ГТД.

При перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами таможенное оформление начинается с подачи устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

6. Декларирование товаров и транспортных средств

Согласно положениям ТК РФ товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменился, подлежат декларированию таможенными органами РФ

В настоящее время нормами таможенного законодательства предусмотрены четыре формы декларирования:

письменная форма, являющаяся основной формой декларирования;

устная форма, применяемая в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами;

конклюдентная форма (от лат. concludere ? заключать, т.е. действие, свидетельствующее о намерениях лица). Конклюдентная форма декларирования широко применяется в международных аэропортах при использовании так называемого «зеленого коридора», выбор которого предполагает, что физическое лицо таким образом заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию;

электронная форма, т.е. представление сведений о товарах в электронном виде. Эта форма применяется лишь как вспомогательная, поскольку РФ еще не вышла на тот уровень развития, чтобы использовать эту форму в полной мере.

Декларирование товаров и транспортных средств в письменном виде осуществляется путем подачи таможенной декларации.

При таможенном оформлении экспортно-импортных сделок основным видом таможенной декларации является грузовая таможенная декларация (ГТД), введенная в практику таможенного оформления с 1 апреля 1989 г. Форма ГТД, используемая в РФ совпадает с формой ЕАД ? единого административного документа, применяемого в мировой практике.

В ГТД отражаются сведения об отправителе и получателе товара, стране контракта, стране происхождения товара и стране назначения, сведения об условиях поставки, о валюте контракта, о транспорте, на котором должен быть доставлен товар, о таможне, на которой он должен пройти таможенной оформление, о таможенной стоимости товара и ряде других сведений.

ГТД представляет собой документ, в котором начисляются и по которому взимаются таможенные платежи. Сведения, содержащиеся в ГТД, являются исходными данными для формирования статистики внешнеэкономической торговли. ГТД заполняется на бланках формы ТД-1 (основной лист) и на бланках формы ТД-2 (добавочный лист), утвержденных приказом ГТК России от 17 февраля 2003 г. №169.

В одной ГТД могут быть заявлены сведения:

о товарах, отправленных одним отправителем в адрес одного получателя, перемещаемых в счет исполнения обязательств по одному договору и помещаемых под один и тот же таможенный режим;

о товарах, перемещаемых трубопроводным транспортом в соответствии с одним договором в течение одного календарного месяца и помещаемых под один и тот же таможенный режим;

об электроэнергии, перемещаемой по линиям электропередач в соответствии с одним договором в течение одного квартала и помещаемой под один и тот же таможенный режим.

В целях унификации заявляемых в ГТД сведений, их стандартизации и возможности вести автоматизированную обработку данных при заполнении граф и разделов ГТД используются цифровые коды, взятые из соответствующих классификаторов: таможенных режимов, особенностей перемещения товаров, условий поставки, характера сделки, способов уплаты и особенностей начисления таможенных платежей, форм расчетов по внешнеторговым сделкам и т.д. (приказы ГТК России от 25 августа 2002 г. № 900 и от 17 декабря 2003 г. № 1460). Кроме этого, используются и общероссийские классификаторы:

Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ):

Общероссийский классификатор валют (ОКВ);

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и т.д.

ГТД должна быть подана не позднее 15 дней с момента предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия на таможенную территорию РФ. Одновременно с подачей ГТД в таможенный орган РФ на магнитном носителе представляется ее электронная копия.

Принятие таможенным органом ГТД оформляется путем проставления должностным лицом в графе 7 ГТД регистрационного номера. С этого момента ГТД становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таможенные органы обязаны осуществлять выпуск товаров в течение трех рабочих дней со дня принятия ГТД к таможенному оформлению.

7. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

7.1 Лицензирование и квотирование экспорта и импорта товаров (услуг)

Для защиты внутреннего рынка, поддержки собственных производителей и защиты потребителей от недоброкачественной продукции многие страны мира вводят ограничения на ввоз и вывоз различной продукции.

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ, ТК РФ и другими нормативно-правовыми актами РФ установлен комплекс мер нетарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с таможенной территории РФ, которые представляют собой административные меры регулирования ВЭД.

Наиболее распространенными мерами нетарифного регулирования являются лицензирование и квотирование ? меры количественного и стоимостного ограничения экспортно-импортных операций. Они вводятся на определенный срок применительно к определенной категории товаров (работ, услуг), странам либо группам стран; выступают в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения аукциона или конкурса или фактического проведения операций по экспорту (импорту) с предоставлением федеральным органом исполнительной власти определенной квоты организациям-изготовителям

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Президентом РФ и Правительством РФ. Лицензии оформляются в соответствии с приказом МВЭС России от 18 марта 1997 г. №144 «Об утверждении правил оформления заявления и выдаче экспортных и импортных лицензий» на специальном защищенном от подделки бланке и выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ или его территориальными органами.

Таможенный контроль за ввозом (вывозом) лицензируемых товаров осуществляется в порядке, установленном приказом ГТК РФ от 15 декабря 2002 г. №1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензированных товаров».

7.2 Процедура экспортного контроля

Отношения органов государственной власти РФ и российских участников ВЭД при осуществлении экспортного контроля регулируются Федеральным законом РФ «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ, устанавливающим принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля, а также определяющим права, обязанности и ответственность участников ВЭД Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. №30. Ст.3774; №1 (часть I). Ст.2; 2004. №27. Ст.2711.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. №1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» выдача лицензий и иных, предусмотренных законодательством РФ разрешительных документов на ввоз и вывоз продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента РФ по представлению правительства РФ.

К контролируемым товарам и технологиям относятся сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Принадлежность товара к категории контролируемого определяется по двум критериям:

соответствием названия товара и его кода по ТН ВЭД России названию и коду ТН ВЭД России товара, указанному в писках;

соответствием конкретных значений технических характеристик вывозимого товара техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» контрольного списка.

На практике таможенные органы наиболее часто сталкиваются с проблемой идентификации товаров, относящихся к наиболее перспективным разработкам как в области гражданского, так и военного применения. В настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. №477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», что является важным шагом в решении это проблемы.

7.3 Разрешения иных контролирующих органов РФ

Система выдачи разрешений на ввоз в РФ или вывоз из нее отдельных товаров является наиболее либеральной по сравнению с лицензированием мерой нетарифного регулирования ВЭД и основана на получение разрешений на перемещение через таможенную границу РФ в соответствующих министерствах и ведомствах, контролирующих оборот в стране этих товаров.

Разрешения ? документы, разрешающие ввоз или вывоз некоторых товаров, являющиеся одним из видов документов в системе нетарифного регулирования ВЭД (наряду с лицензиями и сертификатами), которые необходимо представлять таможенным органам при ввозе или вывозе этих товаров. Такими органами являются:

при ввозе некоторых категорий лекарственных средств (например, товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи) ? Министерство здравоохранения и социального развития РФ или министерство сельского хозяйства РФ;

при ввозе радиоэлектронных и высокочастотных средств ? Министерство информационных технологий и связи РФ;

при возе и вывозе оружия невоенного назначения ? Министерство внутренних дел РФ;

при вывозе культурных ценностей ? Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ;

при ввозе и вывозе картографических, аэросъемочных материалов, материалов комической съемки, геодезических и гравиметрических материалов ? Федеральное агентство геодезии и картографии;

при вывозе и ввозе семян сортов растений и племенного материала пород животных ? Министерство сельского хозяйства РФ.

7.4 Сертификация товаров

Основными законодательными документами, определяющими порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации, являются Федеральные законы РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300?1 и «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184?ФЗ.

Сертификация ? это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях повышения качества производимых и импортируемых товаров; содействия потребителям в компетентном выборе продукции и их защиты от недобросовестных изготовителей; контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

В соответствии с наличием обязательных норм Госстандартом РФ установлен номенклатурный перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, который периодически пополняется и изменяется.

В РФ применяется система ГОСТ Р, созданная для организации и проведения работ по обязательной сертификации продукции (работ, услуг) и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности проведения сертификации. Выдавать сертификаты имеют право Госстандарт России, его территориальные органы и организации, аккредитованные Госстандартом на право выдачи сертификатов соответствия.

Сертификаты предоставляются в таможенные органы РФ вместе с ГТД и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию РФ.

При проведении таможенного оформления должностными лицами таможенных органов РФ помимо иных действий осуществляется проверка:

подписей и печатей на копии сертификата;

полномочий органа на выдачу сертификата;

соответствия ввозимого товара сертификату;

срока действия сертификата;

иных сведений, необходимых для таможенного оформления.

При наличии достаточных оснований таможенный орган РФ в праве потребовать от декларанта подтверждения факта выдачи сертификата.

Помимо сертификации безопасности товаров государственные контролирующие органы осуществляют гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный и радиационный контроль при ввозе (вывозе) различных категорий товаров, выдавая при этом соответствующие сертификаты, свидетельства и заключения.

Таким образом, меры нетарифного регулирования ВЭД выполняют функции защиты внутреннего рынка от нежелательной конкуренции иностранных товаров, используются в качестве инструмента обеспечения государственного контроля за внешнеторговыми операциями и содействуют развитию национального производства товаров.

8. Понятие, значение и виды таможенных платежей

Термин «таможенные платежи» используется во многих кодифицированных нормативных правовых актах, в частности в ст. 50 Бюджетного кодекса РФ 1998, в ст. 2,38,188 Налогового кодекса РФ, ст. 16.2, 16.20, 16.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) 2001 г., ст. 194 Уголовного кодекса РФ 1996 г. Однако в ТК РФ 2003 г. Законодатель отказался от разъяснения термина «таможенные платежи». Вместе с тем большинство ученых предполагают отождествлять таможенные платежи с таможенными пошлинами, налогами Миляков Н.В. Таможенная пошлина. ? М.: Финансы и статистика, 2004. ? С. 5?9; Комментарий к ТК РФ / под ред. Козырина, С. 713.

Таможенные платежи следует рассматривать как таможенную операцию, которая осуществляется путем платы:

ввозной таможенной пошлины;

вывозной таможенной пошлины;

налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

таможенных сборов.

Это предусмотрено в п. 1 ст. 318 ТК РФ.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством России о мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом РФ для взимания ввозной таможенной пошлины (п. 2 ст. 318 ТК РФ)

Выводы

«Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема работы актуальна потому, что многолетние попытки реформирования таможенного законодательства завершены: с 1 января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс РФ - документ, в котором найден разумный компромисс, сочетающий в себе интересы и бизнес-сообщества, и государства. Потребность в принятии нового Кодекса продиктована практическими проблемами развития экономики и внешней торговли нашей страны. Принятие Кодекса приближает Россию к первой десятке стран с наиболее развитым таможенным законодательством и является важным шагом на пути вступления России во Всемирную Торговую Организацию, поскольку в нем полностью учтены международные принципы и стандарты.

Актуальность исследования определила основные задачи работы:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания об особенностях Таможенного кодекса РФ в части регулирования ВЭД (внешнеэкономической деятельности).

3. Рассмотреть сущность и специфику таможенного регулирования ВЭД в России.

Таможенная политика - это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются: получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Целями таможенной политики РФ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики России.

Основными средствами реализации таможенной политики РФ являются:

установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;

осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами РФ;

участие РФ в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

Список использованных источников и литературы

1. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи: учебное пособие. / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов.? М: Финансы и статистика, 2002.- 210с.

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Л.Е. Стровский, и др.]; под ред. проф. Л.Е. Стравского. ? 4-е изд., перераб. и доп. ? М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. ? 799с.

3. Кочергина, Т.Е. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Т.Е.Кочергина. - Ростов Н/Д: Феникс, 2006. - 288с.

4. Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения: учебник / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 605с.

5. Покровская, В.В. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / В.В.Покровская. - М: Экономистъ, 2006. - 450с.

6. таможенное право: Учебник для вузов / М.М. Рассолов, Н.Д. Галузо и др.; Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. ? 2-е изд., перераб. и доп. ? М.: ЮНИТИ?ДАНА, 2005. ? 384 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты