Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте

Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте

77

Содержание

Введение

1. Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте

1.1 Этапы развития валютного контроля в Российской Федерации

1.2 Теоретические аспекты валютного контроля в Российской Федерации

1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства

2. Деятельность Иркутской таможни в области валютного контроля

2.1 Анализ работы Иркутской таможни по осуществлению валютного контроля за 2008 год

2.2 Анализ работы Иркутской таможни по осуществлению валютного контроля в неторговом обороте

3. Проблемы осуществления и перспективы развития системы валютного контроля

3.1 Проблемы осуществления валютного контроля

3.2 Предложения по совершенствованию валютного контроля

3.3 Перспективы развития системы валютного контроля

4. Организация рабочего места при работе за ПЭВМ инспекторами таможенной службы отдела валютного контроля Иркутской таможни

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Становление российской экономики, развитие внешнеэкономической деятельности страны невозможны без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок. Являясь формой организации движения валютных ценностей в Российской Федерации (РФ), валютный рынок в последние годы развивался быстрыми темпами: появились новые уполномоченные банки, валютные биржи, валютные отделы на фондовых биржах, широкая сеть обменных пунктов, растет объем валютной выручки предприятий от экспорта товаров, работ и услуг.

Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления причин, условий и факторов, приводящих к изменению валютной политики в стране, и выработки на этой основе предложений по созданию комплексной системы валютного контроля, адекватной происходящим переменам в экономической ситуации в России. Валютный контроль является инструментом денежно-кредитной политики, частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и экономического роста.

Происходящая в настоящее время либерализация валютного законодательства в целом соответствует ситуации, сложившейся в экономике страны. Однако меры валютного контроля, принятые в законодательном порядке государством, еще недостаточно проработаны как в институциональном, так и в организационно-методическом плане. Принимаемые государством усилия по совершенствованию механизма валютного контроля за внешнеторговыми операциями, введение в действие новых федеральных законов в данной сфере деятельности и Таможенного кодекса РФ свидетельствуют о том, что экспортно-импортные операции остаются трудно контролируемыми. Это в значительной мере связано с имеющимися противоречиями в действующем валютном законодательстве, с разделением механизма валютного контроля по осуществлению внешнеторговых операций между таможенными органами и банковскими структурами, что привело к его ослаблению.

С того момента, когда «заработал» механизм валютного контроля за поступлением экспортной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали импортные операции. Появилась необходимость контролировать не только экспортные сделки, но также и импортные. Так как расчет по внешнеторговым операциям, в большинстве случаев, невозможно осуществить без предоставления услуг уполномоченного банка, то и контролировать данные сделки целесообразнее во взаимодействии с банками. Данное направление валютного контроля получило название таможенно-банковский валютный контроль за экспортно-импортными операциями.

Введенная в начале 90х годов система таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК) за внешнеторговыми операциями с расчетами в иностранной валюте, а с 2000 года и в валюте РФ, дала свои определённые результаты. Объем незаконного вывоза капитала из России сократился в несколько раз, снизился процент нерепатриации экспортной валютной выручки, увеличилось поступление валюты в страну, вырос объем таможенных платежей, перечисляемых в доходную часть федерального бюджета РФ.

Основной целью выпускной квалификационной работы является обоснование целесообразности и необходимости совершенствования механизма валютного контроля и выработка предложений по повышению результативности таможенного валютного контроля за внешнеторговыми операциями.

Цели работы:

а) изучение теоретических основ формирования механизма валютного контроля и этапов его развития;

б) раскрытие сущности системы таможенно-банковского валютного контроля;

в) проведение анализа результатов деятельности Иркутской таможни в области валютного контроля;

г) выявление проблем осуществления валютного контроля;

д) разработка рекомендаций по совершенствованию системы валютного контроля.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

а) исследование механизма валютного контроля за экспортными, импортными и бартерными операциями;

б) исследование деятельности отдела валютного контроля Иркутской таможни;

в) анализ результатов работы отдела валютного контроля в зоне деятельности Иркутской таможни;

г) выявление проблем осуществления валютного контроля;

д) предложения по усовершенствованию работы отдела Валютного контроля.

Объект исследования: валютный контроль, осуществляемый таможенными органами.

Источниками информации: Для раскрытия этой темы были использованы работа написана с использованием Федерального закона Российской Федерации № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», других нормативно-правовых актов, учебных пособий, статистических ежегодников и периодических изданий. Так же были использованы данные статистической отчетности Иркутской таможни в области валютного контроля за 20072008 г.

В первой главе рассматривается механизм валютного контроля за экспортными, импортными и бартерными операциями, а также роль таможенных органов в системе валютного контроля.

Вторая глава посвящена анализу внешнеэкономической деятельности и результатов работы отдела валютного контроля Иркутской таможни.

В третьей главе представлены основные направления решения проблемы, а также выводы и предложения по совершенствованию системы валютного контроля, перспективы развития таможенного контроля РФ.

1. Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте

В настоящее время в России действует совместная система таможенно-банковского валютного контроля, который осуществляется по трем направлениям:

а) экспортный валютный контроль;

б) импортный валютный контроль;

в) валютный контроль за внешнеторговыми бартерными сделками.

Экспортный валютный контроль направлен на недопущение сокрытия валютной выручки от экспорта товаров и обеспечение своевременного и полного ее поступления в РФ и зачисления на валютный счет экспортера.

При помощи импортного валютного контроля осуществляется контроль за соответствием сумм платежей в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в Россию товаров.

Основная задача валютного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками - контроль за соответствием объемов экспортируемых за границу и импортируемых в обмен в Россию товаров, работ и услуг.

1.1 Этапы развития валютного контроля в Российской Федерации

Система валютного регулирования и валютного контроля России прошла в своем развитии несколько этапов.

Первый этап (19171986) характеризовался существованием жесткой государственной валютной монополии, что означало исключительное право государства на проведение всех кредитных, расчетных и других финансовых операций, связанных с иностранными государствами, фирмами, юридическими и физическими лицами.

Непосредственное осуществление валютной монополии, включающее исключительное право на совершение сделок с золотом, серебром и металлами платиновой группы в монетах, слитках и сыром виде, а также с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте было возложено на Государственный банк РСФСР, позже - на Госбанк СССР. Международные расчеты СССР, в том числе расчеты и кредитование по внешней торговле, а также ряд других валютных операций, которые до этого совершались Управлением иностранных операций Госбанка СССР, были переданы Внешторгбанку СССР.

Валютная монополия была теснейшим образом связана с монополией внешней торговли, поскольку предполагала полную централизацию валютных доходов от экспорта, а также централизованное финансирование импорта. Право выступать в роли продавца и покупателя на внешнем рынке принадлежало в течение этого периода Государственному комитету СССР по внешним и экономическим связям и Министерству внешней торговли СССР.

Государственный монополизм царил и на внутреннем валютном рынке, существовавшем тогда в зачаточной форме. Право на совершение на территории СССР операций по покупке у организаций и граждан, а также по продаже им валютных ценностей являлось исключительным правом Госбанка СССР.

Таким образом, сформировавшаяся в рассматриваемый период система характеризовалась практически полной изолированностью внутреннего товарного денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов; централизацией управления валютными ресурсами государства; минимальным числом непосредственных участников внешнеэкономической деятельности; запретом на владение и обращение валютных ценностей внутри страны.

Второй этап развития системы валютного регулирования и валютного контроля начался в 19861987 годах с децентрализации и либерализации внешнеэкономической деятельности, когда значительное число хозяйствующих субъектов, как и внешнеторговые объединения, получили право прямого выхода на внешний рынок.

Предприятия-экспортеры стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачислявшуюся в специальные валютные фонды, формировавшиеся на основе долгосрочных нормативов. В условиях начавшегося бурного развития совместного предпринимательства на территории России число участников внешнеэкономической деятельности существенно возросло.

Стремление к сохранению важной роли государства и упорядочению отношений в сфере внешней торговли проявилось в том, что в декабре 1988 марте 1989 годов было введено лицензирование экспорта и импорта ряда товаров с одновременным квотированием стоимости объемов операций по отдельным товарным позициям.

В то же время усиливались и либеральные тенденции: с января 1991 года всем юридическим лицам - резидентам был открыт свободный доступ на внутренний валютный рынок.

В процессе валютно-финансовой интеграции страны с мировой экономикой в результате начавшейся в 1990 году широкомасштабной реформы банковской системы была отменена монополия Внешэкономбанка СССР на проведение валютных операций.

Существовавшие ранее ограничения на участие зарегистрированных на территории РСФСР юридических лиц во внешнеэкономической деятельности, в том числе и посреднической, были отменены Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». В соответствии с данным Указом граждане, а также юридические лица независимо от формы собственности получили право на проведение валютных операции и на открытие валютных счетов в уполномоченных банках.

Беспрецедентное расширение круга предприятий-экспортеров и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, постепенно привело к пониманию необходимости специального регулирования валютных отношений, создания унифицированных правил проведения валютных операций, придания одному из органов государственной власти полномочий органа валютного регулирования.

В результате, в марте 1991 года был принят Закон СССР № 1982-1 «О валютном регулировании», который и явился началом третьего этапа развития системы валютного регулирования и валютного контроля.

Закон 1991 года стал первым универсальным документом, в котором была предпринята попытка комплексно урегулировать все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, благодаря чему были установлены основные принципы и порядок проведения валютных операций на территории СССР, разграничены полномочия государственных органов и определены функции банковской системы в области валютного регулирования и валютного контроля. Впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования, как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала».

Этим Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства.

Начало новому, четвертому этапу развития российской системы валютного регулирования и валютного контроля положило вступление России в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития в июне 1992 года. Российское государство было поставлено перед качественно новыми проблемами самостоятельного вхождения в мировое экономическое пространство на основах равноправия и соответствия жестким стандартам. Первым шагом на этом пути стало принятие 9 октября 1992 года Закона Российской Федерации № 36151 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Данный этап охарактеризовался переходом от стадии установления общих принципов осуществления валютных операций к специальному регулированию их конкретных видов, а также включением в систему валютного контроля практически всех значимых видов валютных отношений (импортных, бартерных, валюто-обменных, связанных с обращением драгоценных металлов).

Введение Закона 1992 года впервые определило само понятие «валютного контроля», принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Начиная с 1998 года можно говорить о вхождении России в пятый этап развития системы валютного регулирования и валютного контроля, который начался с ужесточения административных мер валютного контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта и обоснованностью импортных платежей. Однако принятые в августе - сентябре 1998 года в связи с общеэкономическим, бюджетным и банковским кризисом меры Банка России по усилению экспортного и импортного валютного контроля оказались чрезвычайно жесткими, и под угрозой полного разрушения действующей системы внешней торговли они были вскоре отменены.

Начиная с 2001 года сложились предпосылки для формирования новой, либеральной тенденции в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку лишь такой подход позволяет создать необходимые условия для эффективной реализации экономического потенциала государства.

Унаследованная с советских времен громоздкая бюрократическая система валютного регулирования и валютного контроля не могла отвечать потребностям рыночной экономики. Либеральная концепция минимизации вмешательства государства в экономику в результате реформ валютного регулирования и валютного контроля стала основой для радикальной перестройки сложившегося в Российской Федерации порядка проведения валютных операций.

Апогеем реформирования валютной системы России стало принятие Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон), в соответствии с которым отменены многие валютные ограничения и установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных в самом Законе случаев.

Следует отметить, что, в отличие от Закона 1992 года, большинство норм Закона имеют прямое действие, что создает атмосферу стабильности, облегчает восприятие правил и обеспечивает субъектам рынка необходимую свободу для маневра. А за счет резкого сокращения количества подзаконных актов нормативного характера достигается прозрачность системы валютного регулирования и валютного контроля, требование повышения степени которой становится все более актуальным с учетом процесса интеграции страны в мировую экономику.

Со времени вступления в силу Закона произошли существенные изменения, среди которых надо отметить общее оздоровление финансовой ситуации в Российской Федерации и укрепление национальной валюты. Известно, что лишь в условиях стабильно развивающейся экономики и эффективной финансовой системы возможна либерализация валютного регулирования, которая в свою очередь должна обеспечить ускорение темпов роста национальной экономики.

При данных условиях первоочередной целью валютного контроля становится решение таких задач, как создание максимально благоприятных условий для развития внешней торговли, привлечения внешних инвестиций, стимулирования инвестиционной активности, обеспечения финансовой стабильности.

Законом предусмотрена гибкая система установления и снятия ограничений на осуществление валютных операций, находящаяся в тесной взаимосвязи с уровнем развития национальной экономики и состоянием финансово-кредитной системы страны.

В этой связи отдельные положения Закона начали применяться с 1 июня 2005 года, другие - только с 1 января 2007 года, некоторые прекратили действовать с 1 января 2007 года.

Так, с 1 июля 2006 года были сняты ограничения на резервирование средств участниками валютных расчетов при проведении любых операций движения капитала, требование об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций, регулируемых Банком России, а также снято ограничение обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом при проведении валютных операций.

С 1 января 2007 года в Законе произошли существенные изменения, оказывающие влияние на права и обязанности граждан и юридических лиц, возникающие в связи с совершением валютных операций. Так, в частности, исключено понятие специального счета для осуществления по нему валютных операций в случаях, предусмотренных Законом (п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона).

Утратили силу части 1, 2 и 3 статьи 8 Закона. Для резидентов, например, теперь не требуются больше специальные счета при совершении таких валютных операций, как расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам, а также резидентами от нерезидентов; операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, и другие. Не требуются также специальные счета во многих случаях и для нерезидентов.

Прекратила действие также часть 4 статьи 8 Закона, согласно которой расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществлялись только путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации, открытый в уполномоченном банке. Отсюда следует, что теперь такие суммы могут зачисляться как на счет нерезидента в валюте РФ в уполномоченном банке на территории России, так и на счет нерезидента в валюте РФ, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации.

В связи с отменой части 8 статьи 8 Закона расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними и внешними ценными бумагами могут по их свободному усмотрению осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте. Банк России теперь не требует использования специального счета при совершении валютных операций между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами на сумму свыше 150000 долларов в течение календарного года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты