Сущность, структура и функции таможенных органов
2. Правовое положение таможенных органов2.1 Понятие и признаки таможенных органов РФПонятие таможенных органов имеет следующий вид: таможенный орган - это орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областями управления с помощью присущих ему форм и методов деятельности.Предлагая это определение, авторы не претендуют на его полноту и бесспорность, однако, они считают, что его можно принять как вариант с учетом не разработанности вопроса.Формулируя понятие таможенного органа РФ, следует учитывать его специфические черты и особенности.Таможенные органы Российской Федерации являются органами исполнительной власти, звеньями системы государственного управления. К числу органов исполнительной власти таможенные органы отнесены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г., они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы, используя разнообразные формы и методы, осуществляют свои функции и полномочия в области организации перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; взимание таможенных платежей; таможенного контроля и оформления и т.д.Важной отличительной чертой и особенностью таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к к числу правоохранительных органов. Правоохранительный характер деятельности таможенных органов во многом обусловлен самой структурой таможенного дела, а также тем, что все основные права и полномочия в сфере таможенного дела таможенные органы осуществляют с учетом интересов страны, укрепления ее экономического суверенитета и экономической безопасности.Деятельность таможенных органов характеризуется правоохранительной направленностью. Они принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела. Таможенные органы осуществляют не только борьбу контрабандой, нарушителями таможенных правил и налогового законодательства, что свидетельствует об их характере как правоохранительных органов, они также применяют средства типичного регулирования торгово-экономических отношений, то есть активно участвуют таможенно-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности; содействуют развитию внешнеэкономических связей РФ и ее субъектов; осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных материалов и валютный контроль в пределах их компетенции; участвуют в международно-правовом сотрудничестве и регулировании отчислений в сфере таможенного дела.Следует считать, что приведенные понятия таможенных органов не единственное, существуют и точки зрения других авторов. Например, К.К.Сандровский пишет "… таможенные органы можно определить как государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в специальной сфере государственного управления, связанной с пропуском через государственную границу различного рода грузов, в том числе багажа и валютных ценностей, а также транспортных средств, служащих для перевозки пассажиров и грузов".В действовавшем ранее таможенном законодательстве и в литературе прежних лет упоминается термин "таможенные учреждения". Однако в действующем таможенном законодательстве, в том числе и в ТК, этот термин не используется. Несмотря на это, понятие "таможенные учреждения" в расширенном варианте - "таможенные учреждения и организации" и сегодня имеет право на существование. В соответствии со ст. 9 Таможенного Кодекса и нам можно отнести таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования в сфере таможенного дела; к ним же относятся создаваемые ГТК вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов.2.2 Виды и правовое положение таможенных органовВ Таможенном Кодексе подчеркивается, что таможенные органы составляют единую систему, в которую входят:Государственный Таможенный Комитет РФ;Региональные таможенные управления РФ;Таможни РФ;Таможенные почты РФ.Системообразующие факторы, взятые в совокупности, придают характер внутренней органической взаимосвязи составным частям данной системы.Функциональная общность, единство целей и задач таможенных органов, обусловленные тем, что все они выполняют единые по содержанию функции.Организационное единство таможенных органов. Оно обеспечивается организационным построением системы этих органов, которая отличается строгой иерархичностью.Рассмотрение совокупности таможенных органов в качестве единой системы предполагает одновременно анализ специфики ее составных частей, то есть различных таможенных органов, в качестве подсистемы. Важно рассмотреть статус каждого из таможенных органов, являющихся самостоятельным субъектом таможенного права.Таможенный Кодекс определяет его как центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. Это совершенно правильная, но явно недостаточная характеристика.Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. Государственный Таможенный Комитет отнесен к числу федеральных органов исполнительной власти, каковыми являются государственные комитеты, федеральные службы и другие органы.Статус ГТК, его функции, полномочия и частично - структура определяются в Таможенном Кодексе, Положении о Государственном Таможенном Комитете РФ, а также других нормативных актах.ГТК признается органом, осуществляющим межотраслевое регулирование, поскольку выполняет не только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и координационные и частично контрольные функции в этой сфере (ст. ст. 11, 13 ТК РФ).В системе таможенных органов ГТК является функциональным и организационным центром данной системы, возглавляет ее, объединяет и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя развитию и укреплению ее единства и целостности.ГТК возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Председатель ГТК несет персональную ответственность за выполнение данным органом возложенных на него задач и функций. Заместители Председателя, в том числе первый заместитель, назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством по представлению Председателя ГТК. Обязанности между ними распределяет Председатель.Важной составной частью таможенных органов являются региональные таможенные управления. Возникновение и функционирование управлений, являющихся промежуточным звеном между ГТК и таможнями, было обусловлено усложнением функций и организации управления в сфере таможенного дела Российское таможенное право, учебник под ред. Габричадзе Б.Н., М, 1997 г., стр. 115.Правовой статус региональных таможенных управлений находит свое отражение в Типовом положении о региональном таможенном управлении РФ. Было введено понятие "таможенный регион", пределы которого определяются ГТК. РТУ создаются, реорганизуются и ликвидируются ГТК. В оперативном управлении РТУ находятся расположенные на территории региона таможенные органы, а также предприятия, учреждения и организации, входящие в систему ГТК. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, текущие счета по учету бюджетных средств, сумм по поручениям, счета в банках и иных кредитных учреждениях.РТУ имеет свои задачи, например, обеспечение и защита в пределах своей компетенции экономической безопасности и интересов страны; исполняет свои функции: организует применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений и другие.Таможни РФ составляют фундамент системы таможенных органов. Именно они непосредственно решают основную часть задач в таможенном деле.Таможни условно подразделяют на внутренние и внешние (в стране и на границе).Таможни осуществляют деятельность под руководством ГТК и РТУ. Отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК.Регион деятельности таможни определяет ГТК. Он же осуществляет их создание, реорганизацию и ликвидацию.В оперативном подчинении таможни находятся расположенные на территории ее региона таможенные посты.Таможни являются юридическим лицом. Перед каждой из них определен круг задач и функций, ими исполняемых.Таможенные посты РФ - первичное звено системы таможенных органов. Деятельность его направляется таможней, в состав которой он входит и которой подчиняется.Решением ГТК по представлению РТУ таможенному посту может быть придан статус юридического лицаТаможенный пост выполняет такие функции: осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; обеспечивает соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; налагает и взимает таможенные пошлины, налоги и иные платежи.2.3 Функции таможенных органовТаможенные органы выполняют следующие основные функции:1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;7) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;8) ведут таможенную статистику внешней торговли;9) обеспечивают выполнение международных обязательствРоссийской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.3. Виды таможенного контроля, осуществляемого таможенными органамиВиды таможенного контроля.По формам осуществления таможенного контроля его можно разделить на следующие виды:1. проверка документов на товары и транспортные средства - заключается в их изучении с точки зрения установления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты их оформления;2. таможенный осмотр товаров и транспортных средств (под таможенным осмотром понимается административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящегося в них товара без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу РФ);3. таможенный досмотр товаров и транспортных средств (это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств в целях установления законности их перемещения через таможенную границу РФ, предотвращения ввоза или вывоза запрещенных предметов, обнаружения скрытого перемещения товаров, а также определения наименования товара согласно ТН ВЭД, цены и количества.Различают таможенный контроль товаров и транспортных средств. Применительно к таможенному контролю товаров существует таможенный контроль импортных, экспортных и транзитных товаров. Таможенный контроль товаров, следующих транзитом через таможенную территорию Российской Федерации, называется промежуточным. Таможенный контроль транспортных средств подразделяется в зависимости от видов транспортных средств, перемещающихся через таможенную границу (таможенный контроль морских судов, речных судов, железнодорожных составов, воздушных судов, автотранспортных средств и др.).В процессе осуществления таможенного контроля обычно участвуют таможенные органы нескольких стран, поэтому в зависимости от характера участия в процессе таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:- двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран;- односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят таможенные органы только одной страны;- совместный таможенный контроль, когда таможенный досмотр осуществляется совместно таможенными органами.Таможенный контроль бывает однократным и повторным. Когда таможенная граница пересекается только один раз в одном направлении и таможенный досмотр осуществляется только один раз, имеет место однократный таможенный контроль. Если товары и транспортные средства пересекают границу дважды, они попадают под повторный таможенный контроль.В зависимости от конкретных административных действий , Таможенный кодекс РФ устанавливает следующие формы таможенного контроля:Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.Таможенный досмотр, досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, повторный досмотр.Учёт товаров и транспортных средств.Устный опрос физических лиц и должностных лиц.Проверка системы учёта и отчётности.Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов и других мест, где могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.Иные формы, предусмотренные Таможенным кодексом и другими актами законодательства РФ по таможенному делу, либо не противоречащими законодательным актам РФ.Рассмотрим основные черты каждого вида таможенного контроля.1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.Цели при таможенном контроле определяются по тем документам и сведениям, которые передаёт лицо, перемещающее товар или транспортное средство через таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль.Указанные документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства. Такими сведениями могут являться: наименование российского получателя товаров, наименование перевозчика, краткие сведения о транспортном средстве, такие как: вид, название, номер и другое. К сведениям также относят обобщённое комплектование товаров и его качество.Рассмотренные сведения необходимо предъявлять в случае, если лицо перемещает свой товар для ведения внешнеэкономической деятельности в тех режимах, которые предусмотрены Таможенным кодексом.В случае, если лицо, перемещающееся через таможенную границу РФ, не имеет товар или багаж, или имеет его, но он предназначен для личного пользования, то в этом случае осуществляется льготный порядок пересечения таможенной границы. Лицо заполняет таможенную декларацию, где указывает, с какой целью он выезжает за границу Российской Федерации, количество мест багажа, если он есть, валюту и валютные ценности. Количество товаров и их вес не должны превышать ограничений.В некоторых случаях, в целях выполнения законодательства Российской Федерации, на некоторые товары требуются разрешительные документы: от Управления Министерства культуры Российской Федерации, от Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации, от Госатомнадзора, от Минздрава Российской Федерации, от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, от Министерства внутренних дел, от Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, от Банка России и других государственных органов.Поданные документы должны быть подлинными, иметь достоверные сведения и правильно документально оформлены. Должностные лица таможенного органа, принявшие документы, внимательно проверяют их на основании таможенного законодательства и иных нормативных актов. На основании международных соглашений с участием Российской Федерации, некоторые учреждения и организации стран дальнего и ближнего зарубежья также имеют право выдавать разрешительные документы.Достоверность сведений также может проверяться путём запроса в любой другой правоохранительный орган Российской Федерации, налоговый или иной контролирующий орган Российской Федерации.Таможенный досмотр.Наиболее важной и часто используемой формой контроля является таможенный досмотр. Таможенный досмотр делится на обязательный, который устанавливается нормативными актами ГТК и на досмотр, производимый по усмотрению начальников таможни и начальников таможенных постов.а). Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.В обязательном порядке таможенный досмотр производится в отношении товаров, подлежащих обложению акцизным налогом: заявленных в товаросопроводительных документах как различного вида безалкогольные напитки, продукты питания, табак, стекло, обувь и другие товары, близкие по наименованию к акцизным товарам, в отношении лиц, ранее допустившими нарушения процедуры внутреннего таможенного транзита, а также товаров, перевозимых транспортом, принадлежащим физическим лицам.В других случаях, досмотр производится по усмотрению начальников таможенных постов, на основании сведений, указываемых в товаросопроводительных и транспортных документах, а также в период основного таможенного оформления.Таможенный досмотр - это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств, в целях установления законности их перемещения через таможенную границу, соответствие проверяемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации, соответствие товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками, выявление скрытых от таможенного контроля, либо перемещаемых без разрешительных документов предметов, а также предметов, являющихся контрабандой, определения наименования и кода по ТНВЭД товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определение стоимости, количества и качества.Досмотр производится путём вскрытия тары и установки товаров, установления их наименования, подсчёта количества, а при необходимости и качества товара, путём проверки всех мест, полостей и конструктивных особенностей в транспортных средствах и предметах, с целью обнаружения тайников, хранилищ, в которых могут быть спрятаны предметы контрабанды. Для этого применяются прощупывание, прокалывание, разборка конструктивных деталей, узлов и агрегатов, нарушение целостности всего или части предмета и т.п. Главный принцип, используемый при производстве досмотра - его выборочность.