Структура таможенных органов в России
p align="left">Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Председателем ГТК России. Заместители начальника, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгалтер) и начальник юридического отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами ГТК России по представлению начальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразделений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответствующими структурными подразделениями ГТК России.

Также как и в ГТК России, в РТУ РФ создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. При этом, члены коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются ГТК России по представлению начальника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утверждаются ГТК России.

На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управления и находящихся в его непосредственном и оперативном подчинении таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь приказами ее председателя -- начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглавляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.

РТУ РФ является органом федеральной исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется как из средств федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.

2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ

Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России.

Таможни и их подразделения (таможенные посты, центры таможенного оформления и др.) создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона определяется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангельской области, юрисдикция Ростовской таможни -- далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воронежская таможня обладает юрисдикцией аж на территории трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Следует также отметить, что в порядке, предусмотренном ГТК России, РТУ вправе изменять границы подведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен.

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располагалось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:

портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либерализация внешнеэкономической деятельности обусловила необходимость реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внутренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важных вопросов, как, например, установление степени переработки товара, места его производства, проведение товароведческих экспертиз и т. д.

Деление таможен России на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные -- со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего государства.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.

Таможенные посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограниченной правоспособностью. Так, например, в случае судебного обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, -- в качестве ответчика, как правило, выступает таможня, в состав которой входит данный таможенный пост.

По этой и по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса РФ часть его разработчиков настаивала на исключении таможенных постов из системы таможенных органов как ее самостоятельных звеньев. И первоначально так и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Размещение таможенных постов также как и таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов пропуска через таможенную границу сочетается с размещением их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона.

Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависимых группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические функции.

Так, таможня претворяет и таможенный пост участвует в претворении в жизнь в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механизмов реализации таможенной политики;

-таможня участвует в разработке и реализует, а таможенный пост участвует в реализации программ развития таможенного дела в подведомственном регионе;

-осуществляют контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела; осуществляют таможенное оформление товаров и транспортных средств;

-осуществляют контроль за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей;

-осуществляют контроль за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами;

-осуществляют контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств;

-начисляют и взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; контролируют деятельность в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков;

-выполняют функции агентов валютного контроля; осуществляют борьбу с контрабандой, иными преступлениями, нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов и др.

Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня организует, координирует и контролирует деятельность подчиненных таможенных постов;

-обобщает и анализирует практику применения средств таможенного регулирования экономической деятельности, правоприменительную практику;

-осуществляет контроль за единообразным и точным исполнением законодательства структурными подразделениями таможни и нижестоящими таможенными постами; осуществляет проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства;

-осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушениях таможенных правил и административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;

-организует и проводит обучение специалистов в области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций;

-вносит в вышестоящий таможенный орган предложения о создании, реорганизации и ликвидации в подведомственном регионе таможенных постов;

-проводит аттестацию сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов, приводит их к присяге и др.

Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.

Таможня является юридическим лицом со всеми присущими юридическим лицам атрибутами, финансируется за счет средств федерального бюджета и иных предусмотренных законодательством источников и обладает правом оперативного управления в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью и закрепленного за ней.

Таможенный пост как уже отмечено (за редким исключением) не является юридическим лицом и находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит.

Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкретная структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осуществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, -- ГТК России.

Территориальный принцип организации и функционирования таможен не исключает возможность их специализации -- специализации таможенного дела при определенных обстоятельствах. Так, например, образованная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области.

Не занимаются таможенным оформлением и контролем, но являются также специализированными созданные в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном и ряде других) так называемые «оперативные» таможни. Эти таможни созданы в целях реализации Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

- таможенные органы РФ являются неотъемлемой частью экономической политики государства. Особенно важна их роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, происходивших в стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

- Таможенная политика зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Её сущность проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.

- реализация таможенной политики осуществляется в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена, прежде всего, тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу частного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности.

- Таможенно-правовые нормы устанавливаются государством, которые определяют правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм составляет комплексную отрасль российского законодательства.

- источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:

а) внутреннее таможенное законодательство;

б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов»

Комплексный характер таможенного законодательства предполагает использование отдельных норм, содержащихся в источниках других отраслей права - Уголовном кодексе (уголовно наказуемая контрабанда, валютные преступления), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.

- Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства. TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними". В соответствии с TK российская таможенная территория включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

- В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется ГТК России, являющимся центральным органом исполнительной федеральной власти.

- Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий (взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т. д.) создаются специальные таможенные органы.

- Таможенные органы являются правоохранительными (ст. 8 ТК) и военизированными органами (указ Президента РФ "Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям"). Таможенные органы составляют единую систему, в которую входят:

- ГТК России;

- региональные таможенные управления;

- таможни;

- таможенные посты.

Используемая литература

1. Конституция РФ (от 12 декабря 1993г.).

2. Таможенный Кодекс РФ (1993 г.; раздел №1, глава №1 «Основные положения»).

3. Таможенный Кодекс РФ (2003 г.; раздел №1, глава №1 «Основные положения»).

4. Закон РФ «О службе в таможенных органах».

5. Внесение дополнений в закон РФ «О службе в таможенных органах».

6. Указ президента РФ «Об утверждении Полномочия о Государственном таможенном Комитете РФ»

7. Постановление Верховного Совета РФ «О введение в действие Таможенного Кодекса РФ» (от 18 июня 1993 г., № 5223-1).

8. Постановление Верховного Совета РФ «О повторном рассмотрении ТК РФ», (от 18 июня 1993 г., № 5222-1).

9. Положение о Государственном таможенном комитете РФ (с изменениями на 16 сентября 1999 г.).

10. Энциклопедический словарь «Брокгауза и Эфрона».

11. Энциклопедический справочник «Кирилла и Мефодия».

12. Энциклопедический справочник «Право» (раздел «Таможенные органы РФ»), издатель: ООО «Руссобит-Паблишинг», г. Сергиев Посад, 2005г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты