Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ
p align="left">Связь гражданского и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско-правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается таможенно-правовыми нормами в следующих случаях: условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и т.д. Тесная связь гражданского и таможенного права проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки -- аналог «Таможенный перевозчик», договор хранения -- аналог «Временное хранение» и др.

Помимо тесной взаимосвязи с базовыми отраслями российского права таможенное право соприкасается также и с финансовым, налоговым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земельным, международным и другими отраслями права.

Так, с финансовым правом таможенное право соприкасается в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым правом -- в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами. Уголовно-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.

Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами Российской Федерации службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Земельное право переплетается с таможенным правом в вопросах использования таможенными органами земельных участков для таможенных целей.

Наиболее тесная взаимосвязь таможенного права помимо базовых отраслей проявляется, пожалуй, с международным правом.

Глава 2. Таможенные органы Российской Федерации

2.1. Понятие, компетенция и функции таможенных органов Российской Федерации

Таможенные органы России -- это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращаю-щиеся в сфере таможенного дела.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структура фе-деральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

Компетенция таможенных органов -- это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах -- путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны.

Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и решения, поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами -- участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права.

Правоприменение в деятельности таможенных органов -- это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающими процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы.

Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Классификация функций управления в научной и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.

Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обя-занностей в области таможенного дела.

Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы России, в систему которых входят: Федеральная таможенная служба России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

Основные функции таможенных органов России:

участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу;

защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся Экономической основой суверенитета России;

содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия,

предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений;

содействие в борьбе с международным терроризмом;

-- выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с иными органами, занимающимися вопросами таможенного дела. К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.

Перечень функции таможенных органов конкретизирован и детализирован в Положении о Федеральной таможенной службе России, а также в общих положениях о других таможенных органах Российской Федерации.

2.2. Единая система таможенных органов

Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Эта система имеет четыре звена: Федеральная таможенная служба России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в ТК РФ.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда - опознавательный знак (эмблему таможенных органов).

Становление единой системы таможенных органов России было сопряжено с конкретными политическими, экономическими и социальными переменами, произошедшими в нашей стране в начале 90-х гг. XX в. Эти перемены были обусловлены распадом СССР на ряд независимых государств, становлением новой российской государственности, переходом экономики страны на условия рыночных отношений и связанной с этим либерализацией внешнеэкономической деятельности. Все эти факторы в совокупности привели к выделению таможенных органов в самостоятельную государственную структуру с приданием им мощных рычагов правотворчества, правоприменения и правоохраны.

Деятельность системы таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы несут ответственность как юридические лица в соответствии с положениями гражданского законодательства (ст. 1068 ГК РФ), если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого били нарушены. При этом непосредственно виновные в этом должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.3. Федеральная таможенная служба Российской Федерации

В соответствии с Таможенным кодексом РФ и Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная таможенная служба является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране.

Как федеральный орган исполнительной власти Федеральная таможенная служба России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Основные задачи ФТС России вытекают из основных направлений таможенной политики Российской Федерации и мер по ее реализации и сводятся к следующему: обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны; защите экономических интересов России; организации применения и совершенствованию средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом приоритетов развития российской экономики и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях; организации и совершенствованию таможенного дела в России; обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы; обеспечению участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

В соответствии с названными задачами Федеральная таможенная служба выполняет функции, которые можно разделить на следующие группы.

Организационные функции. К ним, в частности, относятся: подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правового, экономического и организационного механизма ее реализации и претворение ее в жизнь; подготовка проектов правовых актов о таможенном деле; в соответствии с законодательством России создание региональных таможенных управлений и таможен, таможенных лабораторий, вычислительных центров, материально-технической базы, полиграфических, строительно-эксплуатационных и иных предприятий и организаций, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов России.

Фискальные функции. В процессе осуществления своей деятельности Федеральная таможенная служба России вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры, осуществляет их реализацию; организует взимание таможенных пошлин и налогов и иных таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов; выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает их; обеспечивает ведение реестров; утверждает размеры сборов и других платежей.

Функции таможенного оформления и таможенного контроля. К этим функциям относятся: непосредственная организация таможенного оформления товаров и транспортных средств; осуществление мер по его совершенствованию и упрощению; обеспечение как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля; организация системы охраны объектов таможенной инфраструктуры; организация осуществления таможенного контроля и принятие мер по его совершенствовании) и упрощению без ущерба эффективности такого контроля; участие в разработке и организации соблюдения разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу России; участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для России материалов, а также культурных ценностей.

Функции валютного контроля. К этой группе можно отнести следующие функции: организацию осуществления валютного контроля (в пределах компетенции); выполнение функций органа валютного контроля.

5. Правоохранительные функции. К ним относятся: обеспечение участия российских таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; организация борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; обеспечение выполнения российскими таможенными органами функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; организация ведения борьбы с нарушениями таможенных правил; осуществление контроля за соблюдением должностными лицами российских таможенных органов законности при производстве по делам о контрабанде и об преступлениях в сфере таможенного дела, ведении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении.

6. Функции по ведению таможенной статистики. В данную группу можно включить следующие функции: организацию ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики России; Представление Президенту РФ, Правительству РФ и другим федеральным органам исполнительной власти данных таможенной статистики по вопросам, отнесенным к их ведению, а также субъектам Российской Федерации в части, непосредственно к ним относящейся; обеспечение информирова-ния всех заинтересованных в этом лиц посредством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней торговли по формам, принятым в международной практике; организацию ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также работы по подготовке предложений по ее изменению и дополнению.

7. Функции, направленные на защиту прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении ими таможенного К этой группе функций относятся: создание условий для реализации прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на обжалование решений (в том числе нормативных актов), действий и бездействия таможенных органов России и их должностных лиц; обеспечение своевременного полного рассмотрения жалоб и обращений; принятие мер по устранению причин, порождающих ущемление прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; создание системы обеспечения заинтересованных лиц информацией и оказания им консультаций по таможенным вопросам в соответствии с законодательством России; обеспечение в пределах компетенции опубликования наиболее важных правовых актов по таможенному делу; проведение информационно-разъяснительной работы по состоянию и развитию таможенного дела в России с использованием различных средств массовой информации, в том числе иностранных; создание системы принятия и функционирования предварительных решений по вопросам применения законодательных актов по таможенному делу в отношении конкретного товара или хозяйственной операции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты