Сравнительная характеристика институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров

Сравнительная характеристика институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров

Курсовая работа

тема: Сравнительная характеристика институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров

Введение

Актуальность темы. Одной из основных особенностей современного этапа развития мировой экономики является ее глобализация и, как следствие, - возрастание роли внешнеэкономических связей в экономическом развитии всех стран мира. В России потребности создания механизма регулирования внешнеэкономической и, прежде всего, внешнеторговой деятельности, упрощение порядка выхода предприятий и организаций на внешний рынок, ставят задачи создания единого правового поля, которое обеспечивало бы интересы всех участников.

Развитие международной торговли потребовало приведения российского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути его унификации стало принятие Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010 года Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // СПС «Консультант-Плюс».. Этот правовой акт вызвал повышенный интерес со стороны таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В нем учтены направления таможенной политики в условиях расширяющегося процесса интеграции России в мировую экономическую систему. Таможенный кодекс насквозь пронизан идеями, воспринятыми из международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, устанавливающей стандарты и правила, необходимые для достижения предсказуемости, последовательности и открытости при реализации таможенной политики. В нем содержится множество новелл, касающихся порядка осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров.

По статистике, в Россию больше четверти всех грузов доставляется водными и морскими путями Статистические данные таможенных органов РФ.- [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.customs.ru /stats/ , а, следовательно, на современном этапе развития России крайне важно точно определить правовой статус всех субъектов таможенного контроля и оформления товаров, перевозимых морским и водным транспортом. Жесткая правовая регламентация необходима для обеспечения баланса интересов государства в лице таможенных органов, с одной стороны, и прав и законных интересов остальных субъектов таможенных правоотношений, с другой стороны.

Таким образом, комплексное исследование правовых основ таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых морским транспортом является одним из первых. Данные обстоятельства и предопределяют актуальность темы исследования.

Объектом работы является совокупность общественных отношений, регламентированных нормами таможенного законодательства Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским транспортом.

Предметом исследования выступают положения действующего законодательства в области таможенного дела, нормы административного, финансового, гражданского права, практика их применения и соответствующие научные исследования.

Основной целью настоящей работы является комплексное исследование институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом, правовых основ их осуществления; выявление и анализ проблем в данной области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать общие положения таможенного оформления и таможенного контроля;

- раскрыть понятие организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров;

- рассмотреть особенности механизма таможенного оформления товаров, перевозимых морским и водным транспортом;

- выявить проблемы организации таможенного оформления и таможенного регулирования товаров, перевозимых водным транспортом.

Методологическая основа. Для достижения поставленной цели и решения задач при подготовке исследования использовались общенаучные методы изучения: диалектический метод познания, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, комплексный, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, нормативно-логический, экономический, философский и другие.

Теоретическая база исследования. В дипломной работе собран научный материал, который послужил базой исследования и позволил сохранить преемственность в правовой науке. При проведении исследования автор опирался на труды таких ученых как: А.Д. Ершов, В.А Ильина., Л.В. Карамзина, А.Н. Козырин, A.A. Косов, М.И. Лазарев, В.Г. Свинухов, К.К. Сандровский, Л.К. Терещенко, И.И. Дюмулен и других.

Структура работы включает в себя Введение, которое содержит актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методологическую, теоретическую базу, две Главы, Заключение и Список использованной литературы.

Глава 1. Таможенное оформление и таможенного контроль товаров и транспортных средств

1.1 Общие положения таможенного оформления

Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- С. 162.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от:

- вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

- вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);

- категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - гл. 23 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009) // Российская газета.- № 106.- 2003., отдельных категорий иностранных лиц - гл. 25 ТК). Терещенко Л.К. Таможенный контроль // Право и экономика. -2007. - № 15-16. - С. 81 - 84.

Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК РФ).

Таможенные операции подразделяются на условные группы, которые получили название таможенных процедур.

Под таможенными процедурами понимают совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (п. 21 ст. 11 ТК РФ).

Выделяют следующие таможенные процедуры:

1. Таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:

- прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т.е. до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений);

- внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);

- помещение товаров на временное хранение.

2. Предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ).

3. Таможенное декларирование товаров.

4. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования:

- при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - п. 2 ст. 79 ТК РФ);

- при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - п. 4 ст. 151 ТК РФ).

5. Оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза - ст. 21 ТК РФ, таможенного склада - ст. 223 ТК РФ).

Помимо этого существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К ним можно отнести получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера, или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТК РФ). Свинухов В.Г. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2009. - С. 41.

Совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках таможенного оформления, представляет собой:

- во-первых, отдельные действия лиц в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу по представлении документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действия по уплате таможенных платежей, а также фактическое предъявление товаров и транспортных средств для производства таможенного оформления и таможенного контроля;

- во-вторых, адекватные действия таможенных органов по приему и проверке представленных документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, взиманию таможенных платежей, осмотру и досмотру товаров и транспортных средств и применению иных форм таможенного контроля, а также действия по принятию решений о допустимости заявленного таможенного режима или таможенной процедуры, включая документальное отражение принятого решения.

ТК РФ дает достаточно четкие требования, которые таможенные органы вправе предъявлять при производстве таможенного оформления. Такие требования должны быть обоснованными, предусмотренными ТК РФ и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Других требований быть не должно. Так, например, при таможенном оформлении продуктов животного происхождения (мяса, мясопродуктов, рыбы, молока и молочных продуктов и др.), помимо иных документов, необходимых для таможенных целей, таможенными органами будут требоваться ветеринарные сертификаты и ветеринарные свидетельства, выданные пограничными контрольными ветеринарными пунктами в соответствии с предписаниями российского ветеринарного законодательства (ст.14 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии» Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 30.12.2008, с изм. от 22.07.2010) «О ветеринарии» // Российская газета.- 31.12.2008., Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 706, и др. Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 № 706 (ред. от 16.04.2001) «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» // Собрание законодательства.- № 9.- 1994.- ст. 1007.).

Таким образом, таможенное оформление тесно связано с местом его проведения. И в этом случае ТК РФ в комментируемой статье устанавливает общее правило, согласно которому таможенное оформление производится в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. Данную норму следует рассматривать в контексте ст.405-407 ТК РФ. Согласно положениям данных статей места нахождения таможенных органов определяются ГТК России, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей и потребности торговли и транспорта, а время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством РФ.

Кроме указанных закономерностей существует ряд исключений, определяющих иные места производства таможенного оформления. Такие исключения зависят как от волеизъявления лиц, так и от разрешения таможенных органов.

1.2 Основные направления организации таможенного оформления и таможенного контроля

Организация таможенного контроля и таможенного оформления - это комплекс мероприятий, проводимых таможенными органами в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Этот комплекс включает в себя создание таможенной и около таможенной инфраструктуры, позволяющих обеспечить таможенный контроль и таможенное оформление как в предусмотренных местах их осуществления, так и в других местах, где могут находится товары, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев.- М.: Волтерс Клувер, 2007. - С. 145.

Кроме этого, организация таможенного контроля и таможенного оформления включает в себя решение следующих вопросов: - о конкретных местах и времени пересечения таможенных границ; - о местах и времени осуществления таможенного контроля и таможенного оформления; - о порядке уведомления участниками ВЭД о намерениях осуществить экспортную или импортную операцию; - о времени, месте и способе доставки, представлении и предъявлении товаров и транспортных средств и передаче таможенному органу документов на них; - о порядке взятия товаров под таможенный контроль, помещения их на СВК и др.

На основе анализа интенсивности и характера товаропотока в местах дислокации таможенного органа, видов и количества, используемого участниками ВЭД транспорта, а так же имеющихся возможностей таможенного органа (кадровых, технических и пр.) в процессе организации таможенного контроля и таможенного оформления разрабатываются технологические схемы их производства, расставляются сотрудники таможенного органа на рабочие места, распределяются между ними конкретные функции и рабочие операции по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления, организуется взаимодействие между ними, решаются вопросы координации работы и контроля за ходом осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, стимулирования участников этих процессов. Таможенное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2009. - с. 112.

Таким образом, организация таможенного оформления и контроля является довольно сложным, многогранным процессом.

Согласно таможенному законодательству, места пересечения таможенной границы и места осуществления таможенного оформления товаров являются зонами таможенного контроля, а перемещение товаров через границу таких зон и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов и под и контролем. Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, являясь разными функциями, в то же время тесно взаимосвязаны и осуществляются параллельно, а часто и одновременно. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев. - М.: БЕК, 2008.- С. 164.

Так, в отношении товаров государств - участников СНГ и Таможенного союза, ввозимых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения (за исключением перевозимых железнодорожным транспортом, а также подлежащих маркировке специальной акцизной маркой), таможенный контроль и оформление, как правило, производятся таможенными органами, расположенными в местах их ввоза (пунктах пропуска) на таможенную территорию Российской Федерации. Особенности организации таможенного контроля товаров государств-участников СНГ и Таможенного союза // Прайм-ТАСС - Новости (Россия).- вып. 12.- 28.04.2008.- С. 12-13.

Независимо от таможенного режима и способа транспортировки в этих местах подлежат таможенному контролю и оформлению товары в случаях, когда перемещающее их лицо расположено в регионе деятельности таможни пункта пропуска.

Таможенный контроль и оформление товаров в пунктах пропуска должны начинаться незамедлительно после их прибытия и представления таможенному органу и производиться в минимально короткие сроки. Таможенный контроль производится в два этапа: документальный контроль, осмотр и выборочный досмотр товаров и транспортных средств. В случае, если по каким-либо причинам таможенное оформление товаров невозможно осуществить непосредственно в пункте пропуска, такие товары подлежат помещению под таможенным контролем на приграничные склады временного хранения либо транспортировке в таможенные органы назначения в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем. При этом товары, которые подлежат контролю иных государственных органов, доставляются в таможенные органы назначения с таможенным сопровождением таможенным перевозчиком или государственными железными дорогами.

Таможенному контролю и оформлению на территории Таможенного союза не подлежат товары, произведенные или выпущенные для свободного обращения на этой территории. В свою очередь, товар не может рассматриваться как выпущенный для свободного обращения до тех пор, пока в отношении такого товара не уплачены таможенные платежи и не выполнены иные требования, установленные таможенным законодательством государств, входящих в Таможенный союз. Особенности организации таможенного контроля товаров государств-участников СНГ и Таможенного союза // Прайм-ТАСС - Новости (Россия).- вып. 12.- 28.04.2008.- С. 12-13.

Таким образом, применяемый порядок таможенного контроля и оформления товаров на таможенной территории Таможенного союза не только не отменяет таможенный контроль как на границе, так и внутри его, а преследует цель совершенствования взаимодействия таможенных органов государств, образующих Таможенный союз.

Глава 2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара, перевозимого морским и водным транспортом

2.1 Организация таможенного контроля и таможенного оформления товаров на морском и водном транспорте при прибытии судна на таможенную территорию

В соответствии с положениями таможенного законодательства товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом (ст. 96 ТК ТС).

При ввозе моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Этому должно предшествовать уведомление о намерении ввоза на таможенную территорию товаров и транспортных средств. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается оформлением таможенных документов на выпуск товаров и транспортных средств.

При вывозе началом таможенного контроля считается принятие уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства, а его окончанием - вручение заявителю оформленных в таможенном отношении документов на выпуск товаров и транспортных средств за границу. Таможенный контроль на водном транспорте // Таможня.- 2010.- №13.- С. 13-18.

Таможни и таможенные посты организуют выполнение служебных задач в тесном взаимодействии с начальниками и капитанами портов и их службами, администрацией населенных пунктов, в которых расположены порты, с частями и подразделениями Федеральной пограничной службы РФ (ФПС), с территориальными органами МВД, с органами медико-санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического контроля и контроля за вывозом культурных ценностей. Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных морских и речных портов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты