Специальные таможенные режимы

Специальные таможенные режимы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра административного и таможенного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Гражданское право»

на тему: «Специальные таможенные режимы»

Москва 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМОВ

1.1 Понятие таможенных режимов

1.1.1 Понятие правового режима

1.1.2 Понятие таможенного режима

1.1.3 Классификация и виды таможенных режимов

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМОВ

2.1 Содержание и условие помещения товаров под таможенный режим таможенного склада

2.2 Содержание и условие помещения товаров под таможенный режим беспошлинной торговли

2.3 Содержание и условие помещения товаров под таможенный режим перемещения припасов

2.4 Содержание и условие помещения товаров под иные специальные таможенные режимы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях экономика России поневоле попадает в зависимость от экономики других стран. Отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую ей, поглощаемую внутренним рынком продукцию на высоком техническом уровне, требуемого качества. Именно поэтому многие российские предприниматели стараются выходить на внешние рынки, что позволяет им расширять производство и получать значительно большую прибыль. Но для успешного ведения внешнеэкономической деятельности необходимо знать таможенное право России, которое представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере таможенного дела. Становление и развитие этой отрасли тесно связано с либерализацией внешнеэкономической деятельности, переходом экономики страны на условия рыночных отношений и интеграцией в мировую экономику.

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны - путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенный режим является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного права России. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 22) все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом.

Таможенный режим является разновидностью правового режима, под которым в юридической литературе понимается особый порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимосвязанных между собой дозволений и запретов, а так же позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (в данном случае - направленность на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу).

Таможенный кодекс РФ определяет понятие таможенного режима как совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей.

Выбор того или иного таможенного режима является прерогативой лица, перемещающего товары, и оказывает влияние как на возможности либо невозможности перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу Российской Федерации, так и на порядок производства их таможенного оформления и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц либо их представителей, так и круг действий таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров.

Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений фундаментальных правовых требований, сформулированных в главе 3 Таможенного кодекса РФ и именуемых основными принципами перемещения товаров и транспортных средств. Одним из принципов является право выбора таможенного режима.

Право выбора таможенного режима предоставляется лицу, перемещающему товары. Это лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств.

Курсовая работа посвящена анализу действующего российского законодательства о специальных таможенных режимах, а также характеристике данных режимов и их особенностях.

1. ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМОВ

1.1 Понятие таможенных режимов

1.1.1 Понятие правового режима

Рассмотрение различных видов таможенных режимов, условий и особенностей их функционирования в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности невозможно без выявления и анализа правового фундамента, на котором строится вся система административно-правовых режимов. Самым общим понятием в этой системе выступает правовой режим, как основа любой регламентированной законом деятельности.

Так, например, И.И. Матузов и А.В. Малько в содержательной статье по данному вопросу рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы «распорядок» действия права, это - функциональная характеристика права  Н.И. Матузов, А.В. Малько. Правовые режимы: вопросы теории и практики. - Правоведение, 1996, № 1, С.47.

Вместе с тем, Д. Н. Бахрах под правовым режимом понимает совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующие определенную деятельность людей  Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1996, С. 201. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, автотранспортных средств, культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего - сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъекта, связывает их с какими-то лицами, а правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.

Правовой режим - это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств  Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1996, с. 201. Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает известную степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности»  Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 186..

1.1.2 Понятие таможенного режима

Таможенный режим является основной категорией российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения), условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории, а также права и обязанности бенефициара таможенного режима.

В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, это понятие обозначает «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами» (ч. 22 ст. 11 ТК РФ).

Однако не все таможенные режимы имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения под конкретным таможенным режимом. Существуют, например режимы, которые не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть «уходит» из-под таможенного контроля Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. - 2-изд., перераб. и доп. - М. Зерцало М, 2005. -С 247..

Вместе с тем ТК РФ предусмотрены общие условия применения таможенных режимов, которые должны соблюдаться вне зависимости от выбора конкретного таможенного режима. Такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного права (применительно к институту таможенных режимов).

К принципиальным основам применения таможенных режимов в соответствии с гл. 17 ТК РФ следует отнести:

? обязательность заявления таможенного режима - п. 1 ст. 156 ТК РФ;

? право выбора таможенного режима в соответствии с ТК РФ - п. 2 ст. 156 ТК РФ;

? соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров под таможенные режимы - ст. 158 ТК РФ;

? разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленным режимом - ст. 157 ТК РФ;

? обязательность соблюдения условий и требований избранного таможенного режима, в соответствии с которым товар выпущен - п. 1 ст. 156 ТК РФ (в противном случае возможно привлечение к ответственности, например в соответствии со ст. 16.19 КоАП РФ «Несоблюдение таможенных режимов»);

? приостановление действия таможенного режима при изменении статуса товара - ст. 162 ТК РФ;

? право изменения таможенного режима на иной в соответствии с ТК РФ - п. 2 ст. 156 ТК РФ (заинтересованное лицо вправе в любое время изменить избранный таможенный режим на иной, при условии соблюдения требований изменения и избираемого таможенного режима).

Товары попадают под таможенный режим при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе - с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

1.1.3 Классификация и виды таможенных режимов

Классификация и содержание таможенных режимов починены задачам и целям таможенной политики РФ. Реализация таможенной политики направлена на выполнение двух групп целей.

1. Экономические.

В их числе: чисто фискальные (то есть пополнение доходной части бюджета страны) и регулятивные. Свое регулирующие воздействие на экономику таможенный механизм оказывает таможенными тарифами (методами косвенного руководства), а также запретами, ограничениями, лицензированием, квотированием экспорта и импорта (методами прямого, административного руководства).

2. Защитные.

В зависимости от роли и места таможенных режимов в общем процессе хозяйственной деятельности их можно условно разделить на четыре группы.

Для первой характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений порядок применения таможенных средств и методов регулирования. С экономической точки зрения таможенные режимы этой группы выступают как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции (выпуск для свободного обращения, экспорт, международный таможенный транзит).

Вторую группу составляют так называемые экономические таможенные режимы, отличающиеся более гибким использованием таможенно-правовых инструментов регулирования и выступающие своего рода результатом их адаптации к разнообразным потребностям участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные режимы второй группы, предоставляя определенные экономические выгоды, допускают использование товара только в строго определенных целях. Разрешение на применение таких таможенных режимов выдается только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых операций. Таким образом, предоставление экономических таможенных режимов носит целевой и индивидуализированный характер.

Правовой механизм использования таможенных режимов объективно предполагает наделение таможенной администрации значительными полномочиями. Это выражается в первую очередь в принятии таможенным органом (его должностным лицом) решения о возможности помещения конкретного товара под определенный таможенный режим, т.е. предоставлении в каждой конкретной ситуации разрешения на использование данного режима либо отказе в таковом, исходя из экономической оценки допустимости и целесообразности данной операции с учетом общей концепции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Экономические таможенные режимы предоставляют их бенефициарам заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов (либо возврата ранее уплаченных таможенных платежей), неприменения мер экономической политики (количественных ограничений, лицензирования и других средств нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности).

Из установленных в Таможенном кодексе РФ видов таможенных режимов к группе экономических относятся следующие:

? переработка на таможенной территории;

? переработка для внутреннего потребления;

? переработка вне таможенной территории;

? временный ввоз;

? таможенный склад;

? свободная таможенная зона.

Перечисленные таможенные режимы имеют своей целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с коммерческой деятельностью.

С известной долей условности экономические таможенные режимы можно разделить на три группы: режимы, непосредственно отвечающие интересам торговли (таможенный склад) и промышленности (режимы переработки).

С точки зрения последовательности осуществления таможенных режимов выделяется третья группа таможенных режимов - завершающие таможенные режимы.

С точки зрения порядка использования таможенных режимов можно выделить третью группы таможенных режимов - завершающие таможенные режимы, характеризующиеся окончанием предшествующих таможенных режимов и завершением таможенного контроля по завершению действия любого из них.

И, наконец, четвертая группа таможенных режимов предусматривает в основном узконаправленное (конкретно определенное) использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных платежей.

Таким образом, в соответствии со ст. 155 ТК РФ в целях таможенного регулирования в отношении товаров могут устанавливаться следующие виды таможенных режимов, которые разбиты на следующие четыре группы.

1. Основные таможенные режимы.

? выпуск для внутреннего потребления;

? экспорт;

? международный таможенный транзит.

2. Экономические таможенные режимы:

? переработка на таможенной территории;

? переработка для внутреннего потребления;

? переработка вне таможенной территории;

? временный ввоз;

? таможенный склад;

? свободная таможенная зона (свободный склад).

3. Завершающие таможенные режимы:

? реимпорт;

? реэкспорт;

? уничтожение;

? отказ в пользу государства;

4. Специальные таможенные режимы:

? временный вывоз;

? беспошлинная торговля;

? перемещение припасов;

? иные специальные таможенные режимы.

Законодательство, касающееся порядка применения таможенных режимов, имеет, к сожалению, ряд пробелов, которые не позволяют «заработать» в полной мере отдельным таможенным режимам. Комплексным правовым регулированием охвачены режимы реимпорта, таможенного склада, уничтожения товаров, магазина беспошлинной торговли, отказа в пользу государства. Использование перечисленных таможенных режимов на практике регламентируется специальными положениями, утвержденными приказами ФТС РФ. Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК РФ и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств подданный таможенный режим. Но даже при этом сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, не урегулированные правом. В этих случаях должностные лица таможни действуют на основе дискреционных полномочий, т.е. по собственному усмотрению. Подобная ситуация не является исключительно российская практикой. Во многих странах допускается наделение таможенников разумным объемом дискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции.

Большинство установленных ТК РФ таможенных режимов до сих пор ждет принятия конкретного комплексного подзаконного акта. Пока они урегулированы фрагментарно через указания, разъяснения, письма ФТС РФ.

Очевидно, что отсутствие систематизированного законодательства препятствует укреплению режима законности в таможенной сфере. Отставание в правовом регулировании таможенного механизма негативно воздействует на российские внешнеэкономические отношения.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМОВ

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты