Пути повышения валютного контроля таможенными органами
p align="left">Развал Союза ССР и провозглашение суверенитета Российской Федерации поставил задачу скорейшей разработки и принятия собственного валютного законодательства. 9 октября 1992 года после повторного рассмотрения в Верховном Совете был принят Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". С принятием этого Закона начался новый этап валютного регулирования в Российской Федерации.

Назначение данного Закона, как следовало из его названия, состояло в том, чтобы определить основные правовые параметры валютного регулирования и контроля на территории России. Сохраняя преемственность с аналогичным союзным Законом, российский Закон не являлся копией союзного документа и воспроизводил лишь те юридические нормы, которые согласуются с суверенитетом Российской Федерации и отвечают требованиям эффективного управления валютно-финансовой сферой в условиях реформ. С учетом накопленного опыта в новом Законе значительно изменена структура, уточнены и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие "валюта Российской Федерации", введена новая статья "Защита валюты Российской Федерации" (ст.2), с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Значительно изменился в новом Законе раздел о валютном контроле (раздел III Закона), органами которого назывался Центральный банк Российской Федерации, ставший преемником Государственного банка СССР как орган валютного контроля, и Правительство Российской Федерации. Также впервые в юридический оборот введен институт "агентов валютного контроля". Центральный банк приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля.

Итак, с принятием Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в 1992 году было положено начало развитию собственного валютного законодательства суверенной России.

Завершая данную главу, хотелось бы подчеркнуть, что до 1989-90 годов, "при старом порядке", валютный режим затрагивал непосредственно лишь узкий круг лиц и организаций, в основном советских граждан, выезжающих за рубеж (и командирующие их организации), и приезжающих в СССР иностранцев (а также оплачивающие их расходы фирмы , ведомства и так далее). Во внешней торговле, в условиях ее государственной монополии, все разницы, возникавшие за счет различного уровня внутренних и внешнеторговых цен (при данном валютном курсе) поглощались государственным бюджетом, вследствие чего производители экспортной продукции и потребители импортных товаров могли совершенно не интересоваться курсом рубля. Теперь эта система ушла в прошлое вместе с всеобъемлющей государственной собственностью, Госпланом и валютной монополией государства. "Значительная свобода цен, либерализация внешней торговли для предприятий с различной формой собственности, увеличение движения физических лиц через границы и другие факторы в рамках происходящих изменений системы делают курс рубля одним из важнейших экономических параметров. Он складывается в условиях значительных размеров фактической внутренней конвертируемости, то есть свободы обмена рублей на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке по меняющемуся курсу. Это в общем соответствует принципам рыночной экономики". Аникин А. "Валютный курс рубля и экономические интересы России" // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 5.

Вместе с тем, думается, что надежды, возлагаемые на либерализацию внешнеэкономической деятельности, в полной мере не оправдались. Дерегулирование внешнеэкономических отношений на рубеже 1980-90 годов было преждевременным, в частности потому, что оно разрушило одну из основных возможностей концентрации финансовых ресурсов в целях проведения структурной перестройки экономики. Сейчас Россия оказалась в противоречивой ситуации: с одной стороны - развал финансов и спад экономики в целом, а с другой - либерализация международных валютно-финансовых отношений и принятые на себя обязательства перед Международным валютным фондом.

Однако возврат к государственной монополии внешней торговли и валютной монополии был бы еще большей ошибкой. Сейчас требуется на иных, рыночных, принципах проводить внешнеэкономическую и валютную политику государства.

1. 3. Общие правила и положения проведения валютного контроля. Взаимодействие ГТК и Банка РФ

Развитие валютного рынка невозможно без действенной системы контроля, целью которого является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями. Эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства является важнейшим элементом валютного регулирования.

К основным направлениям валютного контроля относятся:

- определение соответствия проводимых валютных операций

действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованных платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Д. А. Рыжков обращает внимание, что валютный контроль в России нацелен не только на то, чтобы с помощью эффективной системы единого валютно-таможенного контроля приостановить утечку экспортной выручки и сделать обоснованными платежи в иностранной валюте за импортируемые товары, но и защитить экономику от вливания в нее "грязных" денег из других стран, в которых определенные слои предпринимателей стремятся использовать финансовую систему России для отмывания доходов, полученных преступным путем Рышков Д.А. Управление государственными валютными резервами // Деньги и кредит. 2000. № 10.

.

Автор данного исследования, изучив труды Д. А. Рышкова, солидарен с его высказыванием, но, как отмечает он, в то же время факты торговли наркотиками в нашей стране и совершение других корыстных преступлений трудно отрицать, а значит, существуют доходы, которые их владельцы хотели бы легализовать, то есть налицо проблема отмывания "грязных" денег.

В российском законодательстве пока нет специальных законодательных актов, непосредственно направленных на борьбу с отмыванием денег, поэтому большой интерес в данной области может представить опыт стран, давно столкнувшихся с этим явлением.

Валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

В пределах своей компетенции органы валютного контроля издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Основные полномочия органов и агентов валютного контроля в соответствии со ст.12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следующие:

- осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

- проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Федоров М.В. "Валюта, валютные системы и валютные курсы". - М.:ПАИМС,1999

И. Г. Доронин обращает внимание, что одним из важных направлений деятельности органов валютного контроля на современном этапе является формирование в стране цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики России Доронин И. Г. Валютно-финансовый рынок России в 1999 году // Деньги и кредит. 1999. № 1..

Он констатирует, что наметившийся в последние годы "отток" или "невозврат" валютной выручки от экспорта товаров и услуг российских предприятий наносит значительный ущерб экономике страны, который проявляется не только в том, что из нее выкачивается сырье и идет процесс расхищения ее недр, но и в том, что оседание валютной выручки в другой стране способствует созданию дополнительных рабочих мест для ее рабочих, развитию экономики в целом, в то время как в нашей стране идет обратный процесс Доронин И. Г. Валютно-финансовый рынок России в 1999 году // Деньги и кредит. 1999. № 1..

Г. Миронов и Г Шагалов приводят данные, согласно которым видно, что превышение вывоза над ввозом капитала в виде кредитов, прямых и портфельных инвестиций, которое может трактоваться как бегство капитала в связи с ограниченностью возможностей инвестирования этих средств во внутренней экономике, по оценкам экспертов Центробанка России, опубликованным в печати, составляло, начиная с 1992 года, более четырех миллиардов долларов ежегодно Миронов М., Шагалов Г. Вопросы изменения режима валютного курса // Внешняя торговля. 2000. № 5..

В связи с этим 12 октября 1993 года была утверждена совместная инструкция Центрального банка Российской Федерации № 19 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", вступившая в силу 1 января 1994 года относительно товаров стратегического экспорта (сырьевых товаров, определенных в перечне Правительства Российской Федерации) и с 1 марта 1994 года для всех других экспортируемых товаров, действующая и поныне.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответст-вии с валютным законодательством государства применительно к тамо-женному контролю Ст. 200 Таможенного кодекса РФ. Осуществление валютного контроля таможенными органами

.

При выявлении таможенными органами в ходе осуществления валютно-го контроля нарушений валютного законодательства, являющихся одновре-менно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягаю-щими на нормальную деятельность таможенных органов, лица несут ответст-венность в соответствии с таможенным законодательством. В иных случаях ответственность за нарушения валютного законода-тельства, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с другими актами национального законодательства (ст. 201 ТК РФ).

Валютный контроль на таможне возложен на таможенные органы (ст 86 ТК РФ). М. И. Сухов обращает внимание, что в ходе проверок таможенные органы вправе знакомиться с любой информацией (включая банковскую документацию), касающейся осуществления валютного контроля. При рассмотрении общих принципов перемещения то-варов и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, отмечает он, согласно ст. 26 ТК они подлежат таможенному контролю Сухов М.И. Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы // Деньги и кредит. 1999. № 12..

В соответствии со ст. 180 ТК таможенный контроль про-водится должностными лицами таможенных органов Россий-ской Федерации "путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмот-ра как исключительной формы таможенного контроля); уче-та товаров и транспортных средств; устного опроса физичес-ких лиц и должностных лиц; проверки системы учета и от-четности; осмотра территорий и помещений складов времен-ного хранения, таможенных складов, свободных складов, сво-бодных таможенных зон и магазинов беспошлинной торгов-ли и других мест, где могут находиться товары и транспорт-ные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осу-ществляется деятельность, контроль за которой возло-жен на таможенные органы Российской Федерации".

Автор данного исследования подмечает, что одновременно возможны и иные формы таможенного контроля, подчеркивается в вышеуказанной статье, предусмотрен-ные ТК и иными актами законодательства Российской Феде-рации. В качестве примера он приводит контролируе-мые поставки, организация и проведение которых регламентируется статьями гл. 37 ТК.

При проведении таможенного контроля могут использо-ваться технические средства, безопасные для жизни и здо-ровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам и лицам. Правила проведения таможенного контроля определяются ГТК Рос-сии (ч. 2 и 3 ст. 180 ТК).

Общим правилом проведения таможенного контроля яв-ляется недопустимость причинения неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. Оно закреп-лено в ст. 190 ТК. "Таможенные органы Российской Федера-ции и их должностные лица, причинившие неправомерный вред, -- указывается в ней, -- несут ответственность в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации".

Б. М. Угаров акцентирует внимание, что вместе с тем в ТК предусмотрены конкретные субъекты, освобожденные от определенных форм таможенного контро-ля Угаров Б.М. У таможенного барьера. М., 1975. С. 112 - 113.. Согласно ст. 188 ТК таможенному досмотру, напоминает он, не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации и следую-щих вместе с ним членов семьи, а также личный багаж народ-ных депутатов Российской Федерации и членов Правительст-ва Российской Федерации, когда указанные лица пересекают таможенную границу Российской Федерации в связи с испол-нением своих депутатских или служебных обязанностей. Кроме того, продолжает он, освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли суда), боевые и военно-транспортные воз-душные суда и военная техника,

следующая своим ходом Угаров Б.М. У таможенного барьера. М., 1975. С. 115.

.

Председатель ГТК России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.

Освобождение от определенных форм таможенного кон-троля может осуществляться и в соответствии с междуна-родными договорами Российской Федерации после их ра-тификации.

Лица, действующие в сфере таможенного дела, обязаны представлять таможенным органам необходимые для тамо-женного контроля сведения и документы согласно перечню, определяемому ГТК России. Кроме того, согласно ст. 182 ТК таможенные органы для проведения таможенного контроля "вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через та-моженную границу Российской Федерации, таможенных бро-керов либо иных лиц, осуществляющих деятельность, кон-троль за которой возложен на таможенные органы Россий-ской Федерации".

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех лет (ч. 5 ст. 182 ТК).

Автор работы, изучив соответствующую законодательную литературу по таможенному праву подчеркивает, что наряду с вышеотмеченным, таможенным органам Рос-сийской Федерации предоставлены следующие права при проведении таможенного контроля:

а) должностные лица таможенных органов на основании служебного удостоверения имеют право доступа на террито-рию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контро-лю, документы, необходимые для него, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации (ст. 184 ТК);

б) таможенные органы вправе привлекать специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, пред-приятий, учреждений и организаций независимо от форм соб-ственности и подчиненности, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст. 183 ТК);

в) путем наложения пломб, печатей, нанесения буквен-ной или иной маркировки, специальных знаков, проставле-ния штампов, взятия проб и образцов, описания, составле-ния чертежей, изготовления масштабных изображений, фо-тографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и т. д. таможенные органы могут идентифицировать товары и транспортные средства, нахо-дящиеся под таможенным контролем, а также транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или мо-гут находиться товары и транспортные средства, подлежа-щие таможенному контролю, и места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

Средства идентификации, продолжает он, могут изменяться или уничтожаться только этими органами или с их разрешения. Исключение составляют случаи, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.

г) таможни и вышестоящие таможенные органы вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, пере-мещающих товары и транспортные средства через таможен-ную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой внешнеэкономи-ческой деятельности и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям тамо-женных органов. Такая информация и документы представ-ляются таможенным органам безвозмездно;

- получать от должностных лиц и других работников справ-ки, письменные и устные объяснения;

- опечатывать помещения;

- изымать по акту, составляемому по форме, устанавли-ваемой ГТК России, документы, если они будут проверяться в другом месте, определяемом должностными лицами тамо-женных органов.

Указанные проверки не должны причинять неправомер-ного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятель-ность проверяется, ее результаты незамедлительно сообща-ются этому лицу.

И. И. Демулен отмечает, что вся полученная в ходе проверки информация является конфиденциальной и согласно ст. 16 ТК может быть использована исключительно в таможенных целях, она не должна разглашаться, использоваться должностными лицами тамо-женных органов в личных целях, а также передаваться тре-тьим лицам и государственным органам, за исключением слу-чаев, предусмотренных законодательством Российской Фе-дерации Дюмулен И.И. Вопросы таможенно-тарифного регулирования. Материалы лекций. Вып. 1--2. М., 1989.

. Примером последних, подчеркивает он, может служить обнаружение признаков преступления, борьба с которым не входит в ком-петенцию таможенных органов Российской Федерации.

1. 4. Правовое регулирование валютных отношений. Валютное законодательство

Валютное законодательство представляет собой "совокупность правовых норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства".

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты