Правовые основы таможенного оформления
p align="left">Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезённых и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.

Решение проблем найдено путем развития транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах за пределами крупных городов, с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах РФ.

Реализация положений концепции затронет импортируемые товары, перемещаемые автомобильным, железнодорожным (частично) и морским транспортом (с развитием логистических технологий «сухого порта»). И не коснется:

* товаров, перемещаемых воздушным транспортом, так как таможенные органы уже расположены в аэропортах;

* отдельных категорий товаров (т.к. при таможенном оформлении ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, необходимо учитывать невозможность или нецелесообразность изменения установленного порядка в отношении отдельных категорий товаров);

* импорта сырья (т.к. особенностью таможенного оформления сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями, является необходимость обеспечения бесперебойного их функционирования с учетом непрерывного технологического цикла);

* товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования (изменение существующего порядка таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, нецелесообразно);

* товаров, требующих особых условий хранения и (или) для таможенного оформления которых необходимы специальные знания (такими товарами являются: энергоносители, лекарственные средства, скоропортящиеся продукты питания, живые животные, подакцизные товары, объекты экспортного контроля, продукция военно-технического сотрудничества, экспресс-грузы и др.), так как в этом случае в приграничных субъектах РФ требуется развитие специализированной таможенно-логистической инфраструктуры, создание соответствующего экспертно-аналитического потенциала, а также укомплектование таможенных органов специалистами, обладающими необходимой квалификацией;

* товаров, перемещаемых в рамках важных инвестиционных проектов (т.к. в отношении таких товаров применяются специальные процедуры таможенного оформления);

* а также в отношении перемещаемых драгоценных металлов и драгоценных камней, делящихся и радиоактивных материалов.

Для организации таможенного оформления в приграничных субъектах РФ планируется проведение целого комплекса мер. В частности, согласование положений концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, в частности:

- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

- Концепцией внешней политики РФ;

- Концепцией государственной политики в сфере обустройства государственной границы РФ;

- Внешнеэкономической стратегией России до 2020 года;

- Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года;

- Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года;

- Концепцией формирования в РФ «электронного правительства» до 2010 года;

- Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.

Вся реализация концепции предполагает два периода. Первый период (2008-2010 годы) - организация таможенного оформления в приграничных субъектах РФ. В этих временных рамках планируется совершенствование нормативной-правовой основы процесса, согласование концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, создание объективных предпосылок для развития необходимой таможенно-логистической инфраструктуры. Первоочередная реализация положений концепции будет осуществлена в Московском, Северо-Западном и Дальневосточном регионах, а также в отношении товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом.

Второй период (2011-2020 годы) - осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации. В этот период ставится задача на базе таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом (к 2014 году) и железнодорожным (к 2020 году).

Экономический эффект от реализации основных положений Концепции заключается в том, что перенос таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе РФ, повлечет за собой существенные изменения в географии брокерской деятельности, сокращение количества СВХ в крупных городах. А значит, расширение объемов этого вида услуг на границе.

Однако успех реформ будет зависеть от решения целого комплекса взаимосвязанных проблем. Во-первых, задача актуальная как для участников ВЭД, так и для государственных контрольных органов: отсутствие в приграничных субъектах Российской Федерации квалифицированных кадров. Привлечение же в нужные места нужных специалистов, а также их подготовка и переподготовка сопряжены с необходимостью решения многих вопросов социального обеспечения.

Во-вторых, осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах РФ в условиях отсутствия эффективного таможенного контроля до и после выпуска товаров создает предпосылки к криминогенности ВЭД. Возможен рост числа нарушений таможенного законодательства РФ, в том числе «фирмами-однодневками», в области определения таможенной стоимости, страны происхождения товаров, классификации товаров, с использованием подложных документов, с применением скрытых расчетов за товары и др.

Упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышению эффективности антикоррупционной и правоохранительной деятельности таможенной службы Российской Федерации.

Кроме того, к социально-бытовым проблемам, таким как низкий уровень оплаты труда, строительство жилья для должностных лиц и членов их семей, а значит, школ, детских садов, больниц и т.д., придется прибавить и отсутствие объектов транспортной инфраструктуры, и необходимый уровень информационных технологий.

Однако, как известно, за теорией, без разрыва, должна следовать практика. В настоящее время построены и функционируют современные пункты пропуска Нехотеевка в Белгородской области и Троебортное в Брянской области. Завершается строительство пунктов пропуска Крупец в Курской области и Бугаевка в Воронежской области. До конца этого года пункт пропуска Бугаевка будет обеспечен высокоскоростным каналом связи. Планируется вблизи пунктов пропуска и в приграничных районах создать современную высокоразвитую инфраструктуру, что подразумевает дорожное, гостиничное, офисное строительство, строительство складских и торговых комплексов, объектов питания, сети автостоянок, автозаправочных станций и многих других объектов различной функциональной направленности.

Развитие приграничных районов позволит создать условия для привлечения здесь к работе высокопрофессиональных специалистов, создать дополнительные рабочие места, как на время строительства объектов, так и для дальнейшего их обслуживания.

Следовательно, можно сделать вывод, что основной целью Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, является снятие неравномерного инфраструктурного развития между центральными и пограничными субъектами РФ. Однако для реализации Концепции необходимо создать определенные стартовые условия, в частности развить социальную сферу и транспортно-логистическую инфраструктуру в приграничных субъектах РФ.

2.2 Сравнительный анализ норм действующего законодательства и Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ

Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, в отличие от действующего Таможенного Кодекса РФ, вводит понятие процедуры таможенного оформления. Согласно Концепции, таможенное оформление - совокупность таможенных операций и таможенных процедур, совершаемых таможенными органами в установленном порядке и определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.

Концепция следует основным положениям Киотской конвенции 1973 года (в редакции Брюссельского протокола 1999 года), предусматривающим использование предварительной информации, её передачи в электронной форме, а также введение института уполномоченного грузополучателя и в последующем - института экономического оператора в соответствии с Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли.

Концепция определяет приоритетные задачи, которые необходимо провести для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. Одной из таких задач в нормативно-правовой сфере является внесение изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации в части введения института предварительного (в ряде случаев - обязательного) информирования, совершенствования института предварительного декларирования, временного хранения товаров и ряда других положений.

Действующий Таможенный Кодекс РФ содержит положение, регламентирующее порядок использования предварительной оперативной информации, основная цель которого ускорение таможенного оформления и предупреждение нанесения ущерба государству и гражданам. Однако это положение недостаточно проработано и не всегда реализуется. В отличие от ТК РФ в Концепции четко установлена необходимость разделения в соответствии с международной практикой документооборота и товаропотока. Для этого будет использовано предварительное декларирование в электронном безбумажном виде.

Кроме внесения изменений в действующее законодательство, Концепция предусматривает издание новых нормативно-правовых актов федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела. В частности:

· издание нормативно-правовых актов ФТС РФ, устанавливающих компетенцию таможенных органов по совершению определенных таможенных операций;

· издание нормативно-правовых актов ФТС РФ, устанавливающих специализацию таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении отдельных видов товаров;

· издание нормативно-правовых актов ФТС РФ о перераспределении штатной численности, ликвидации и создании новых таможенных органов и их подразделений (по необходимости).

Важным моментом при реализации концепции является установление четких критериев того, что будет оформляться вблизи границы, а что - по месту нахождения получателя (отправителя). Несомненно, что в этом случае возрастет роль системы управления рисками. Основные принципы этой системы заложены еще в Таможенном Кодексе, который определяет выборочность таможенного контроля на основе анализа и управления рисками. Концепция нацелена на снижение числа нарушений таможенного законодательства РФ, поэтому ее положения устанавливают необходимость совершенствования системы управления рисками и более детального ее правового закрепления в действующем законодательстве.

Концепция вообще ориентирована на использование современных информационных технологий, применение которых ведёт к сокращению временных затрат на прохождение таможенных формальностей, устранению человеческого фактора при таможенном оформлении товаров и, как следствие, к существенному облегчению ведения внешнеэкономической деятельности. При этом на первый план выходит вопрос повышения эффективности предварительного таможенного контроля и таможенного контроля после выпуска товаров (последующего). А это в свою очередь также требует закрепления и оформления в действующем законодательстве.

Совершенствование действующего законодательства необходимо для реализации всех задач, выдвинутых Концепцией, и достижения ее общей цели - обеспечение экономической безопасности РФ за счет совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов РФ и снижения транспортной нагрузки на крупные города, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом.

Заключение

Структура таможенного оформления определяет систему правовых, организационных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов Российской Федерации, в целях динамичного осуществления политических и социально- экономических преобразований, в условиях формирования рыночных отношений, пополнения доходной части Бюджета Российской Федерации, выявления правонарушений и их профилактику, недопущения ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, запрещенных исходя из соображений государственной безопасности и международных договоров.

В курсовой работе были рассмотрены основные нормативно-правовые акты в области таможенного оформления. На основе их анализа были сделаны следующие выводы.

Во-первых, в условиях разрастания интеграционных процессов в экономической жизни нормативно-правовые акты в области таможенного дела требуют более детальной проработки и согласования с международными стандартами и правилами в таможенной сфере.

Во-вторых, рост масштабов внешнеэкономической деятельности обусловил рост осуществления таможенных операций таможенного оформления. Однако в Российской Федерации система таможенного оформления ориентирована на осуществления большинства операций таможенного оформления в крупных городах, в результате чего возникли неравномерность инфраструктурного развития центральных и приграничных субъектов РФ и чрезмерная транспортная нагрузка на крупные города. Разрешить вышеназванные проблемы Правительство РФ стремится путем реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ. О результатах в этой области пока говорить еще трудно. На сегодняшний день Концепция реализуется только в Москве и Санкт-Петербурге. Считается, что уже к середине 2009 года таможенное оформление будет выведено из Москвы и Санкт-Петербурга в Московскую и Ленинградскую область. Реализация Концепции обеспечит минимизацию рисков дальнейшей интеграции Российской Федерации в мировую экономику с учетом обеспечения её экономической безопасности.

Анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих таможенное оформление, позволил сформулировать следующие предложения по их совершенствованию:

- приблизить положения Таможенного Кодекса РФ к нормам, закрепленным в Генеральном приложении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а именно в части применения информационных технологий, так как это позволит использовать электронное декларирование товаров, что в свою очередь упростит и удешевит процедуру таможенного оформления;

- внести изменения в Таможенный Кодекс РФ, которые позволят использовать обязательное предварительное информирование, так как это позволит ускорению таможенного оформления и увеличению пропускной способности пунктов пропуска;

- закрепить в нормативно-правовых актах ФТС РФ рекомендации Таможенного Кодекса РФ по сокращению числа документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, так как это необходимо для того, чтобы данные рекомендации послужили руководством к действию для должностных лиц таможенных органов.

Список использованных источников

1. Таможенный Кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 300 с.;

2. Халипов С. В. «Таможенное право» - М.: ЮРАЙТ, 2007 г.;

3. Комментарий к Таможенному Кодексу РФ - М.: Проспект, 2007г.;

4. Таможенное право России: учебное пособие под редакцией К.А. Бякешева, Е.Г. Моисеева. - М.: Издательство Проспект, 2005 г.;

5. Международная конвенция гармонизации и упрощения таможенных процедур в редакции от 26 июня 1999 года (официальный текст);

6. Приказ ГТК РФ от 16.09.2003 №1022 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров» // Российская Газета, 23 октября 2003 года;

7. Приказ ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенного органа, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» // Таможенные Ведомости, 2003. №21;

8. Приказ ГТК РФ от 21.10.1999 № 714 «О контроле таможенной стоимости отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» // Таможенные Ведомости, 1999. №16;

9. Конвенция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ (официальный текст);

10. Приказ ФТС РФ от 08.08.2006 № 743 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» // Российская Газета, 12 сентября 2003 года;

11. Официальный сайт: www.customs.ru.

12. Приказ ФТС РФ от 25 апреля 2007 г. N 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» // Российская газета, 12 июня 2007 года;

13. Приказ ФТС РФ от 23 января 2007 г. N 79 «О таможенном оформлении и таможенном контроле продукции военного назначения» // Таможенные Ведомости, 2007. №3;

14. Приказ ФТС РФ от 12 января 2007 г. N 22 «Об утверждении Инструкции об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта в виде отдельных компонентов» // Таможенные Ведомости, 2007. №2;

15. Приказ Федеральной таможенной службы от 22 ноября 2006 г. N 1213 «Об утверждении Порядка таможенного оформления отдельных видов товаров, в отношении которых осуществляется условный выпуск» // Таможенные Ведомости, 2006. №4.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты