Правовой статус таможен Республики Беларусь
p align="left">- предупреждать, выявлять и устранять в пределах своей компетенции административные таможенные правонарушения;

- при обнаружении таможнями признаков административного правонарушения, производство по делам о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других государственных органов, передавать об этом информацию соответствующим государственным органам и др.

3.3. Ответственность таможен

Ответственность таможенных органов и должностных лиц закреплена в 320 статье ТК РБ, регулируется Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь. Незаконные решения, неправомерные действия либо бездействия должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Таможенные органы в соответствии с гражданским и иным законодательством возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.

4. Должностные лица таможен и их

правовое положение

4.1. Общие положения

В соответствии со ст. 325 ТК РБ, должностными лицами таможен являются работники, занимающее штатные должности в таможнях, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможнями властных полномочий.

Право поступления на службу в таможни имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным, установленным законам и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Должностные лица таможен являются государственными служащими, и на них распространяется Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 г. № 204-3 в той мере, в которой их правовое положение не определено ТК РБ.

Должностным лицам таможен присваиваются персональные звания. Персональные звания, порядок их присвоения определяются Президентом Республики Беларусь.

Должностные лица таможен несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь, утвержденного указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2001 г. № 243.

Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах, в том числе вопросы оплаты труда, определяются Президентом Республики Беларусь.

По ст.326 ТК РБ, при исполнении своих служебных обязанностей должностные лица таможен являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Должностное лицо таможни при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законодательством и подчиняется непосредственному и прямым начальникам.

Должностные лица таможен имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

4.2. Начальник таможни

По своим служебному положению должностные лица могут быть начальниками и подчиненными.

Начальники, которым должностные лица подчинены по службе хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

По своему служебному положению начальниками в таможнях являются:

· начальник таможни -- для всех должностных лиц таможни;

· заместитель начальника таможни -- для всех нижестоящих должностных лиц таможни;

· начальник таможенного поста, начальник отдела таможни (таможенного поста) -- для всех нижестоящих должностных лиц таможенного поста, отдела таможни (таможенного поста);

· заместитель начальника таможенного поста, заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста) -- для всех нижестоящих должностных лиц таможенного поста, отдела таможни (таможенного поста).

Начальник таможни назначается на должность и освобождается от должности Председателем Комитета по согласованию с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь.

Он наделен отдельными полномочиями, которые закреплены в ст.5.1-5.2 Положения и в Дисциплинарном уставе должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь. Они носят внутриорганизационный характер:

- на принципах единоначалия непосредственно руководит таможней;

- отвечает персонально за выполнение возложенных на таможню задач и функций, состояние правовой деятельности таможни, правильность и обоснованность расходования выделенных денежных средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины и достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности, а также за подбор кадров, расстановку кадров и их воспитание, по обеспечению собственной безопасности;

- распределяет функциональные обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности;

- на основе законодательства Республики Беларусь и для его исполнения издает в пределах своей компетенции приказы и иные акты, организует проверки их исполнения;

- представляет таможню в государственных органах;

- организует взаимодействие с другими правоохранительными органами, иными организациями по вопросам оперативно-служебной деятельности;

- занимается планированием, организацией, контролем исполнения заданий по перечислению в республиканский бюджет таможенных пошлин и иных таможенных пошлин и таможенных платежей;

- представляет в Комитет кандидатуры на назначение и на освобождение по следующим должностям: заместители начальника таможни, начальник отдела кадров, начальник отдела профессиональной подготовки, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля, начальники таможенных постов, начальники отделов собственной безопасности, старшие групп собственной безопасности таможен, главные инспекторы по особым поручениям таможен;

- в пределах своей компетенции распоряжается денежными средствами и иным имуществом, закрепленным за таможней;

- заключает сделки от имени таможни, выдает доверенности;

- вносит в Комитет предложения о присвоении специальных званий подчиненным должностным лицам таможен;

- в соответствии с Дисциплинарным уставом таможенных органов Республики Беларусь, применяет к подчиненным должностным лицам таможен меры поощрения либо дисциплинарного взыскания;

- ведет контроль за соблюдением трудовой дисциплины в таможне, режима рабочего дня, эффективного использования рабочего времени сотрудниками таможни, рациональной организацией труда, соблюдением служебных и государственных тайн, организует и лично проводит воспитательную работу среди сотрудников таможни, принимает меры по профилактике правонарушений;

- за счет выделяемых Комитетом бюджетных средств и при содействии местных исполнительных органов власти развивает материально-техническую базу таможни;

- осуществляет функции заказчика по проектированию, строительству, капитальному ремонту объектов таможенной инфраструктуры, находящихся в зоне оперативной деятельности таможни, согласно доведенному Комитетом плану;

- проводит работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров, повышению профессиональной квалификации сотрудников таможни;

- подводит итоги деятельности таможни, ее структурных подразделений, дает им оценку;

- помогает сотрудникам таможни в разумных пределах разрешать их нужды и запросы;

- взаимодействует со средствами массовой информации в целях полного и объективного освещения деятельности таможни и т.д.

4.3. Заместители начальника таможни

Заместители начальника таможни действуют в соответствии с распределенными функциональными обязанностями. Например, на первого заместителя начальника таможни, как правило, возлагается исполнение обязанностей начальника таможни во время его отсутствия, организация и руководство работой по совершенствованию таможенного оформления и операций таможенного контроля.

Один из заместителей занимается общими вопросами реализации нетарифных мер государственного таможенного регулирования, создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности предприятий, организаций и граждан.

Третий заместитель организует и руководит работой по совершенствованию мер борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями, пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов культурного и исторического наследия Республики Беларусь, объектов интеллектуальной собственности и других объектов, охраняемых государством.

Четвертый заместитель может отвечать за вопросы сбора, обработки и анализа статистических данных внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также вопросы хозяйственной характера: строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, развития материально-технической и социальной базы таможни и т.п.

5.Структурные подразделения таможни

Аппарат таможен состоит из отделов и им подобных подразделений, дублирующих преимущественно структурные части Комитета. Ими, как правило, являются:

-- отдел организации таможенного контроля;

-- отдел обеспечения операций таможенного контроля;

-- отдел контроля доставки;

-- отдел технических средств таможенного контроля и связи;

-- отдел таможенных исследований и экспертиз;

-- отдел подакцизных товаров и финансовых гарантий;

-- отдел таможенных платежей;

-- отдел организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями;

-- отдел таможенных расследований;

-- отдел статистики;

-- юридический отдел;

-- отдел дежурной службы и информации граждан;

-- отдел бухгалтерского учета и контроля;

-- отдел таможенной инспекции;

-- отдел собственной безопасности;

-- отдел кадров.

Структурными подразделениями таможни реализуется значительная часть функций таможни. Например, отдел таможенных платежей обеспечивает исполнение таможенного законодательства Республики Беларусь, эффективное применение таможенного тарифа, взимание и внесение в государственный бюджет сбора за таможенное оформление, таможенной пошлины и налога на доходы иностранных юридических лиц от реализации на выставках-продажах в порядке, установленном Комитетом, в зоне деятельности таможни, совершенствование технологии производства операций таможенного контроля, взаимодействует с участниками внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности таможни, таможенными, банковскими, налоговыми и иными учреждениями по вопросам контроля за внесением в государственный бюджет и на соответствующие счета Комитета таможенных платежей. Данный отдел ведет контроль поступления на счета таможни в зоне ее деятельности таможенных платежей, решает спорные вопросы по классификации товара по указанию руководства таможни, обеспечивает соблюдение установленного порядка оформления финансовых документов, соблюдение технологии производства операций таможенного оформления и таможенного контроля, а также осуществляет многие другие функции.

Отдел подакцизных товаров осуществляет контроль за правильностью расчета объекта обложения налогом на добавленную стоимость, акцизом, сумм обеспечения уплаты таможенных платежей и правильностью применения ставок налога на добавленную стоимость, акцизов, сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, получает копии исполненных банком платежных поручений и выписки лицевых счетов, взаимодействует с отделом таможенных платежей, отделом бухгалтерского учета и контроля, осуществляет своевременное перечисление с депозита таможен денежных средств в установленные сроки и т.д.

Отдел организации таможенного контроля занимается разработкой и внедрением технологий таможенного контроля и таможенного оформления, консультирует юридических лиц по вопросам таможенного законодательства, оказывает методическую помощь таможенным агентам и контролирует их деятельность, изучает возможности и необходимость открытия таможенных складов, прорабатывает вопросы развития таможенной инфраструктуры таможни.

Основным направлением в деятельности отдела статистики является организация комплексного статистического наблюдения за перемещением вещей через таможенную границу. Источниками статистической информации являются таможенные декларации.

6. Пункты таможенного оформления

Преимущественно в пунктах таможенного оформления работники оперативных отделов таможни выполняют свои функции.

По п. 3 Положения о пунктах таможенного оформления, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.1998 г. № 1246, пункты таможенного оформления -- это официально установленные места с комплексом зданий (сооружений) и прилегающей к ним территорией, предназначенные для проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств и размещения должностных лиц и структурных подразделений таможни для такого оформления.

Они подразделяются на республиканские и ведомственные.

Республиканские пункты таможенного оформления образуются решением Совета Министров Республики Беларусь и подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные размещаются на территории пропускных пунктов в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Республики Беларусь на маршрутах железнодорожных и автомобильных сообщений. Внутренние пункты размещаются на территории аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений, речных портов, передаточных и узловых железнодорожных станций и в учреждениях международного почтового обмена.

Ведомственные пункты таможенного оформления являются также внутренними, но образуются решением Комитета и размещаются:

- на территории складов временного хранения открытого типа;

- в иных местах размещения товаров и транспортных средств, которые находятся на временном хранении для их представления таможенному органу в целях проведения таможенного оформления.

На территории Республики Беларусь расположен 51 республиканский пограничный пункт таможенного оформления, 37 республиканских внутренних пунктов таможенного оформления, а также 114 ведомственных. Из общего числа таких пунктов в Республики Беларусь в г. Минске расположено 19 и по Минской области -- 27.

В пунктах таможенного оформления может работать часть сотрудников оперативных отделов либо целиком оперативные отделы, непосредственно осуществляющие таможенный контроль, таможенное оформление, взимание таможенных платежей, а также сотрудники отдела бухгалтерского учета и контроля, отдела борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями для осуществления возложенных на них функций. Один или несколько таких пунктов, расположенных в одном населенном пункте, могут объединяться в таможенный пост, возглавляемый начальником, у которого может быть заместитель. В отличие от России таможенный пост в Республике Беларусь не выделяется в отдельную организацию -- орган управления. Он, по существу, является формальным объединением лиц и, возможно, отделов выполняющих самостоятельные таможенные функции, под эгидой начальника поста с целью координации последним их деятельности. Ведь пункты таможенного оформления находятся на удаленном расстоянии от администрации таможни Административно-правовые основы государственного управления: Учебное пособие / Общ. ред.

А. Н. Крамника. -- Мн.: Тесей, 2004. -- с.646..

В пунктах таможенного оформления начинается осуществление таможенного дела по всей технологической цепи. Например, Минская региональная таможня имеет три таможенных поста -- Борисовский, Молодеченский и Солигорский. Минская центральная в них не нуждается, потому что зоной ее деятельности является г. Минск; пункты таможенного оформления, относящиеся к ней, находятся на близком расстоянии и их немного.

Заключение

Таким образом, таможня -- это нижестоящий орган Комитета, образующий вместе с ним систему таможенных органов. Она имеет свою компетенцию и масштаб внешней деятельности, наделена определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве Республики Беларусь, которые помогают реализовывать возложенные на нее функции. Внутренняя структура органа состоит из структурных подразделений, каждый из которых имеет свои задачи, компетенцию и по существу является равным среди других.

Деятельность таможен осуществляется в двух основных направлениях-- фискальном и правоохранительном -- и является строго подзаконной. К сожалению, наша законодательная система далеко не совершенна и постоянно меняется в общем и в сфере таможенного дела в частности, что затрудняет осуществление прямых задач таможни.

При законотворческой деятельности в сфере таможенного дела ориентировка идет на российское, а не на европейское законодательство. Существенным отличием белорусской и европейской таможенных систем является следующий момент: таможни Республики Беларусь относятся к правоохранительным органам, в то время как европейские таможни являются органом финансовой отрасли государства.

Список литературы

1. Конституция Республики Беларусь. -- Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. -- 2007.

2. Таможенный кодекс Республики Беларусь. -- Мн.: Белтаможсервис.-- 2007.

3. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 № 204-3. // НРПА РБ.--19.06.2003.--№2/953.

4. Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2001 №243 «Об утверждении дисциплинарного устава должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь». // НРПА РБ. -- 2001. -- 1/2630.

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о пунктах таможенного оформления» от 06.08.1998 № 1246. // Собрание декретов и указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. -- 1998. -- № 22.

6. Приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь №378-ОД от 25.08.1999 «Об утверждении типового положения о таможне Республики Беларусь». // НРПА РБ. -- 1999 .--№ 8/825.

7. Административно-правовые основы государственного управления: Учебное пособие / Общ. ред. А. Н. Крамника. -- Мн.: Тесей, 2004.

8. Игнатюк А. З.Таможенное право Республики Беларусь. -- Мн.: Амалфея, 2004.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты