Порядок назначения и проведения отбора проб и образцов товаров при осуществлении таможенного контроля

Порядок назначения и проведения отбора проб и образцов товаров при осуществлении таможенного контроля

1

Порядок назначения и проведения отбора проб и образцов товаров при осуществлении таможенного контроля

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Таможенная экспертиза и порядок её проведения

1.1 Порядок назначения таможенной экспертизы

1.2 Порядок проведения экспертизы

Глава II. Порядок назначения и проведения отбора проб и образцов

2.1 Общие принципы проведения и назначения отбора проб и образцов товар при осуществлении таможенного контроля

2.2 Порядок взятия проб и образцов при осуществлении таможенного контроля

2.3 Порядок проведения исследования проб или образцов при осуществлении таможенного контроля

2.4 Количество (объем) проб или образцов различных товаров, необходимых для проведения экспертных исследований

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в России социально-экономические преобразования, к сожалению, сопровождаются усилением преступности. В ее структуре все большее место занимает деятельность криминальных сообществ, которые хорошо оснащены технически и постоянно совершенствуют методы совершения преступлений. Эти обстоятельства существенно осложняют их пресечение.

Поэтому эффективная работа правоохранительных органов сегодня невозможна без применения достижений научно-технического прогресса. В то же время получаемая в результате производства экспертиз доказательственная информация позволяет в кратчайшие сроки органам дознания и предварительного следствия раскрывать и расследовать преступления, а суду - принимать законные и обоснованные решения по уголовным делам.

В настоящее время государственные экспертные учреждения действуют в семи федеральных органах исполнительной власти: Министерстве внутренних дел (далее - МВД России), Федеральной службе безопасности, Федеральной службе налоговой полиции, Федеральной таможенная служба (далее - ФТС России), Министерстве юстиции, Министерстве обороны и Министерстве здравоохранения. Экспертные подразделения имеются также в органах прокуратуры.

Экспертиза в таможенном деле имеет особое значение, т.к. она помогает защищать экономическую безопасность страны и здоровье населения в целом. Для того чтобы экспертиза была эффективной и точной, она должна основываться на определенном образе отобранных и представленных образцах.

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение порядка назначения и проведения отбора проб и образцов товаров при осуществлении таможенного контроля. Для достижения этой цели необходимо выявить:

· порядок назначения таможенной экспертизы;

· общие принципы проведения и назначения отбора проб и образцов товар при осуществлении таможенного контроля;

· порядок взятия проб и образцов при осуществлении таможенного контроля;

· порядок проведения исследования проб или образцов при осуществлении таможенного контроля;

· количество (объем) проб или образцов различных товаров, необходимых для проведения экспертных исследований.

При написании курсовой работы использовалась научная литература и статьи следующих авторов: Назаренко В.М., Назаренко К.С., Жидких И.А. и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава I. Таможенная экспертиза и порядок её проведения

1.1 Порядок назначения таможенной экспертизы

Экспертизы назначаются в порядке, предусмотренном УПК России, КоАП России, ТК России, Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, назначает экспертизу с согласия начальника этого органа или его заместителя, о чем выносит постановление (п. 3 ст. 378 ТК России) Письмо ФТС от 18.04.2006 г. № 01-06/13167 «О методических рекомендациях».

При производстве по делам об административных правонарушениях должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы (ст. 26.4 КоАП России, приложение 16 к письму ГТК России от 18.11.2002 N 01-06/45305 "О направлении форм процессуальных документов" (в ред. письма ФТС России от 21.09.2004 N 01-06/1040).

При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее дознание, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит об этом постановление в соответствии с приложениями 117 - 120 к ст. 476 УПК России.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы указываются:

- наименование экспертизы (товароведческая, идентификационная, материаловедческая, технологическая, искусствоведческая и др.);

- вид экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная);

- наименование таможенного органа, должность, фамилия, инициалы должностного лица;

- основание для назначения экспертизы;

- наименование экспертного учреждения или фамилия, имя и отчество эксперта;

- вопросы, поставленные перед экспертом;

- материалы, представленные на экспертизу, в том числе пробы или образцы, документы, объекты экспертизы для сравнительного исследования, копия таможенной декларации (далее - ТД), иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые для разъяснения возникающих вопросов (при этом непосредственные объекты исследования в постановлении (определении) индивидуализируются, в частности, указываются подписи, оттиски печати, иные реквизиты документа, подлежащие исследованию, и т.п.);

- срок проведения экспертизы назначает должностное лицо только в процессе таможенного контроля (п. 3, 4 ст. 378 ТК России); причем срок проведения экспертизы определяется с учетом трудоемкости исследования или согласованию с начальником ЭКС;

- предупреждение об ответственности эксперта о даче заведомо ложного заключения;

- если объекты исследования не могут быть представлены в экспертное учреждение или эксперту, которым поручено проведение экспертизы, из-за габаритов или по иным причинам, то в постановлении (определении) указывается место их нахождения. Таможенный орган разрешает (при необходимости) проведение осмотра и исследования на месте.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы вопросы не могут допускать различного толкования и выходить за пределы компетенции эксперта.

Взятие проб и образцов при производстве административных расследований по делам об административных правонарушениях оформляется протоколом в соответствии с приложением 15 к письму ГТК России от 18.11.2002 N 01-06/45305 "О направлении форм процессуальных документов" (в ред. письма ФТС России от 21.09.2004 N 01-06/1040).

Пробы или образцы, а также вещественные доказательства соответствующим образом упаковываются и опечатываются ярлыками обеспечения сохранности упаковки Письмо ФТС от 18.04.2006 г. № 01-06/13167 «О методических рекомендациях».

Материалы и предметы, направляемые на экспертизу при производстве уголовных дел, соответствующим образом упаковываются и опечатываются ярлыками обеспечения сохранности упаковки.

При направлении на технико-криминалистическую экспертизу различных документов, печатей, штампов и других объектов исследования эксперту одновременно представляются образцы сравнения, а также результаты предварительно проведенных исследований.

Направляемые на экспертизу материалы и объекты исследования доставляет должностное лицо таможенного органа или используются иные виды связи.

1.2 Порядок проведения экспертизы и исследований

Начальник ЦЭКТУ, ЭКС или их заместители:

- поручают производство экспертиз и исследований конкретному эксперту или комиссии экспертов;

- поручают производство экспертизы двум экспертам в случае, если в постановлении должностного лица, назначившего экспертизу, указано о необходимости присутствия при проведении экспертизы декларанта, либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара и (или) транспортных средств, и их представителей;

- информируют декларанта либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара и (или) транспортных средств, и их представителей, присутствующих при проведении экспертизы, о правилах внутреннего распорядка объекта и обеспечивает его соблюдение;

- устанавливают сроки проведения экспертизы по уголовному делу и по делу об административном правонарушении, обеспечивают контроль за соблюдением сроков производства экспертиз, полноту и качество проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

- обеспечивают условия, необходимые для проведения экспертизы: наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

- обеспечивают соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

- направляют вместе с заключением эксперта все материалы органу, назначившему экспертизу.

Начальник ЦЭКТУ, ЭКС или их заместители, а также руководители экспертных отделов могут выступать в качестве эксперта в соответствии со своей квалификацией.

Руководитель экспертного отдела (структурного подразделения) может дать указание эксперту о сокращении установленного срока проведения экспертизы. При этом учитывается количество объектов, техническая сложность и продолжительность предстоящих экспертных исследований.

Если экспертиза по делу об административном правонарушении не может быть выполнена в пределах 20 дней, руководитель ЦЭКТУ, ЭКС (структурного подразделения) ставит об этом в известность должностное лицо, назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок в соответствии со ст. 28.7 КоАП России Письмо ФТС от 18.04.2006 г. № 01-06/13167 «О методических рекомендациях».

Если экспертиза в процессе таможенного контроля не может быть выполнена в срок, назначенный постановлением должностного лица таможенного органа, то руководитель ЦЭКТУ, ЭКС в письменном виде ходатайствует о его продлении в пределах сроков, установленных п. 4 ст. 378 ТК России.

В случае неполноты материалов или необходимости в предоставлении дополнительных сведений, без которых невозможно проведение экспертизы, эксперт в письменном виде заявляет соответствующее ходатайство должностному лицу, назначившему экспертизу, не позднее трех дней с момента регистрации материалов.

При направлении должностному лицу, назначившему экспертизу, ходатайства о представлении дополнительных материалов, назначается новый срок проведения экспертизы с момента получения ответа.

Экспертизы проводятся, как правило, по месту нахождения ЦЭКТУ, ЭКС, а также могут проводиться в помещениях таможенного органа, экспертных, научных учреждениях или в иных местах.

К проведению экспертиз в ЦЭКТУ, ЭКС при необходимости могут привлекаться специалисты, не являющиеся его должностными лицами.

Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу объектов, не допуская их порчи и повреждения, если только это не вызвано характером исследования.

По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение либо отказ от дачи заключения, который должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа. Оставшиеся пробы или образцы товаров возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, либо уничтожаются в установленном порядке.

При назначении дополнительной экспертизы ее проведение поручается, как правило, эксперту, проводившему первичную экспертизу.

При назначении повторной экспертизы ее проведение поручается другому эксперту (экспертам).

Если на экспертизу поступили новые (не исследованные ранее) образцы, экспертиза проводится по правилам, предусмотренным при проведении первичной экспертизы.

В случае поручения экспертизы двум или более экспертам, начальником ЦЭКТУ, ЭКС или их заместителями назначается ведущий эксперт. Ведущий эксперт не наделяется дополнительными процессуальными правами или обязанностями.

Ведущий эксперт:

- знакомит каждого члена комиссии с постановлением о назначении экспертизы и материалами, поступившими на исследование;

- определяет последовательность исследования объектов с целью получения наиболее полной информации с учетом их возможного повреждения в результате применения соответствующих методов анализа;

- руководит совещанием комиссии экспертов при разработке общей программы исследования;

- организует ознакомление членов комиссии с ходом и промежуточными результатами исследований;

- руководит итоговым совещанием комиссии экспертов при оценке результатов всех исследований, их обобщении и формулировании общего вывода (выводов) Нестеров А.В., Андреева Е.И. Таможенная экспертиза: учебное пособие. - М.: РИО РТА, 2007. - с. 24;

- сообщает руководителю экспертного учреждения о действиях членов комиссии, не согласующихся с общей программой исследований или нарушающих их последовательность, в письменном виде;

- составляет проект заключения или отказа от дачи заключения.

Глава II. Порядок назначения и проведения отбора проб и образцов

2.1 Общие принципы проведения и назначения отбора проб и образцов товар при осуществлении таможенного контроля

Пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, вправе брать:

1) должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля;

2) с письменного разрешения таможенного органа: декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители; лица, указанные в п. 1 ст. 398 ТК РФ в связи с приостановлением выпуска товаров на основании ст. 397 ТК РФ; сотрудники других государственных органов.

При рассмотрении вопроса о выдаче указанным лицам разрешения на взятие проб или образцов товаров должностным лицом таможенного органа подлежит установлению, что такое взятие:

1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

2) не изменяет характеристик товаров Комментарий к Таможенному кодексу РФ / под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. - правовая база КонсультантПлюс;

3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При несоблюдении перечисленных условий таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на взятие проб или образцов. Согласно п. 6 комментируемой статьи должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками других государственных органов, а также декларантами, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями и лицами, указанными в п. 1 ст. 398 ТК РФ.

В случае взятия проб или образцов сотрудниками других государственных органов таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров и уведомить о них лиц, указанных в п. 2 ст. 383 ТК.

Таможенным органом составляется акт о взятии проб или образцов. Форму такого акта определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Второй экземпляр акта о взятии проб или образцов вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю.

При взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов декларанты и их представители обязаны оказывать им содействие, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами. В необходимых случаях к взятию проб или образцов может быть привлечен эксперт либо специалист.

Пробы или образцы берутся в минимальном количестве, которое необходимо для надлежащего их исследования в целях разрешения экспертом поставленных перед ним вопросов.

Для декларанта установлена обязанность задекларировать взятые пробы или образцы товаров. В случае если декларантом в таможенной декларации на товары указываются взятые им пробы или образцы, отдельная таможенная декларация на них не подается. В случае невозвращения в установленные сроки проб или образцов товаров, взятых таможенным органом, декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость этих проб и образцов.

Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов. Должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие указанных лиц лишь в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 372 ТК РФ. В таких случаях обязательным условием взятия проб или образцов товаров является присутствие не менее двух понятых Комментарий к Таможенному кодексу РФ / под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. - правовая база КонсультантПлюс.

Порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ и иными правовыми актами РФ.

По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу. Исключение могут составлять случаи, когда в соответствии с законодательством РФ такие пробы или образцы подлежат уничтожению либо утилизации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.

2.2 Порядок взятия проб и образцов при осуществлении таможенного контроля

При отборе проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт взятия проб или образцов в 2-х экземплярах по форме , приведенной в Приложении 1. Первый экземпляр акта остается в таможенном органе и хранится вместе с первым экземпляром таможенной декларации и документами к ней либо с делом об административном правонарушении в области таможенного дела, второй - вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, если оно установлено, или его представителю.

В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста (пункт 1 статьи 383 Кодекса).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты