Особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу

Особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу

Курсовая работа

по курсу «Таможенное право»

по теме: «Особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу»

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Общие принципы таможенного оформления товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
  • 2. Товары, запрещенные к пересылке в международных почтовых отправлениях
  • 3. Режимы таможенного транзита международных почтовых отправлений
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Под международным почтовым отправлением понимается почтовое отправление, принимаемое для пересылки за пределы РФ, поступающее на ее территорию из иностранного государства или следующее транзитом. В актах Всемирного почтового союза международные почтовые отправления подразделяются на два класса письменная корреспонденция и почтовые посылки.
  • Для отправлений письменной корреспонденции предлагаются две системы классификации. Первая система основывается на скорости обработки отправлений, подразделяя их на:
  • приоритетные отправления, перевозимые самым быстрым путем (воздушным или наземным) в приоритетном порядке;
  • неприоритетные отправления, для которых отправитель выбрал менее высокие тарифы, что удлиняет срок доставки.
  • Вторая система, воспринятая в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725, и отраженная в Таможенном Кодексе РФ, основывается на вложении отправлений. В этом случае они подразделяются на:
  • письма и почтовые карточки;
  • печатные издания, секограммы и мелкие пакеты;
  • специальные мешки «М».
  • В п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи почтовые отправления определены следующим образом:
  • письмо почтовое отправление с письменным сообщением и (или) документами, размеры, вес и способ упаковки которого определяются почтовыми правилами. В международных письмах с объявленной ценностью пересылаются копии документов и справок, заверенные нотариальными конторами, а также ценные бумаги;
  • почтовая карточка почтовое отправление в виде письменного сообщения на специальном бланке, отвечающем требованиям нормативной документации по стандартизации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи;
  • бандероль почтовое отправление с печатными изданиями, деловыми бумагами и другими предметами, вложение, размеры, вес и способ упаковки которого определены почтовыми правилами. В международных бандеролях пересылаются в том числе гравюры, рисунки, рукописи, географические карты, выкройки, каталоги, проспекты, различные объявления и уведомления, оттиски и репродукции, выполненные различными способами механического печатания, а при отправлении юридическими лицами также проектная и техническая документация;
  • мешок «М» почтовое отправление (специальный мешок), содержащее печатные издания (газеты, периодические издания, книги и т.п.), направляемые одним отправителем одному и тому же адресату;
  • секограмма почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением письменных сообщений и изданий, написанных секографическим способом, клише со знаками секографии, звуковых записей, тифлотехнических средств, предназначенных исключительно для слепых. Такие сообщения и издания пересылаются в секограммах, если они отправляются организацией для слепых или адресуются такой организации;
  • мелкий пакет международное заказное почтовое отправление с образцами товаров, небольшими предметами, вложение, размеры, вес и способ упаковки которого определены почтовыми правилами. В мелких пакетах пересылаются мелкие небьющиеся предметы или единичные образцы товаров;
  • посылка почтовое отправление, вложение, размеры, вес и способ упаковки которого определены почтовыми правилами. В международных посылках пересылаются предметы культурно-бытового и иного назначения.
  • Пункт 20 Правил оказания услуг почтовой связи к числу международных почтовых отправлений относит также отправления электронной почты, однако перемещение таких отправлений предметом регулирования настоящего Кодекса не являются.
  • По совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) почтовых отправлений они подразделяются на простые, заказные, с объявленной ценностью и обыкновенные. Под простым понимают почтовое отправление, принимаемое без выдачи отправителю квитанции. Заказным (применительно к посылкам обыкновенным) признается почтовое отправление, принимаемое без оценки стоимости вложения с выдачей отправителю квитанции и вручаемое адресату под расписку. Почтовое отправление с объявленной ценностью представляет собой отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем, выдачей отправителю квитанции и вручаемое адресату под расписку.
  • Отдельной позицией в перечень международных почтовых отправлений включены международные отправления экспресс-почты, т.е. отправления, прием, обработка, пересылка и доставка которых осуществляется в соответствии с актами Всемирного почтового союза по системе ускоренной почты (служба EMS). Она представляет собой физически самую быструю из почтовых служб и имеет приоритет по сравнению с другими почтовыми отправлениями. Служба EMS регламентируется двусторонними соглашениями, а в части, не урегулированной ими, актами Всемирного почтового союза.
  • Почтовая связь это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств (ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»). В систему организаций почтовой связи не входят так называемые экспресс-перевозчики (Federal Express, DHL и др.), которые также оказывают почтовые услуги на территории РФ. Они перемещают товары через таможенную границу в общем порядке. При этом на них распространяются положения об упрощенном и первоочередном порядке таможенного оформления экспресс-грузов (ст. 67 ТК РФ), включающем возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ), об общем размере налогонеоблагаемого минимума в 5000 руб. (ст. 319 ТК РФ), о декларировании товарной партии с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД России (ст. 128 ТК РФ) и др.
  • Цель данной курсовой работы - проанализировать особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу в международных почтовых отправлениях. На основании цели в данной работе поставлены следующие задачи:
  • проанализировать общие принципы таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу в международных почтовых отправлениях;
  • изучить товары, запрещенные к пересылке в международных почтовых отправлениях;
  • выявить принципы таможенного транзита товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.
  • 1. Общие принципы таможенного оформления товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
  • Согласно ст. 290 Таможенного Кодекса РФ международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенного органа. Данное положение соответствует базовому принципу, заложенному в ст. 15 ТК РФ, согласно которому никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
  • Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, сопровождаемых документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, производится, в первую очередь, в соответствии с ТК РФ.
  • В соответствии со ст. 67 ТК РФ таможенное оформление товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, материалов для средств массовой информации и других товаров, имеющих «срочный» характер, производится в упрощенном виде и первоочередном порядке. Статья 293 ТК конкретизирует срок, в течение которого должно быть завершено таможенное оформление международных почтовых отправлений, не более трех дней. Необходимость оформления потовых отправлений в кратчайшие сроки предусмотрена также Киотской конвенцией (стандартное правило 3 главы 2 Специального приложения J).
  • В соответствии с актами Всемирного почтового союза товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, сопровождаются ярлыком CN 22 (для отправлений письменной корреспонденции), сопроводительным адресом CP 71 или СР 72 (для посылок) и таможенной декларацией CN 23 (заполняется, если стоимость вложения в отправления письменной корреспонденции превышает 300 СДР, а также при отправлении посылок). В таможенной декларации CN 23 указываются фамилия и адрес отправителя и получателя, описание вложения, количество предметов, тарифный код (если известен), вес товара (нетто, брутто), стоимость вложения, характер вложения (коммерческий образец, документы, подарок), количество сертификатов и счетов, дата подачи и подпись отправителя, подтверждающая точность заявленных сведений и отсутствие в отправлении предметов, запрещенных к пересылке. Формы CN 22, CN 23 содержат предупреждение о возможности вскрытия отправления в служебном порядке, а также конфискации вложения. Как указано в Регламенте письменной корреспонденции (ст. PE 601) и в Регламенте почтовых посылок (ст. PE 401), составление таможенной декларации является исключительной обязанностью отправителя, однако администрация должна принять все необходимые меры, чтобы проконсультировать своих клиентов относительно способов выполнения таможенных формальностей и особенно убедиться в полном заполнении необходимых форм с целью облегчения таможенного досмотра отправлений.
  • Если содержащихся в формах CN 22, CN 23 сведений недостаточно для таможенных целей (например, заполнены не все графы), а также в случаях, которые будут рассмотрены ниже, на пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары подается отдельная таможенная декларация. Следует обратить внимание, что физические лица не подают отдельную таможенную декларацию и в случае превышения пределов установленного для перемещения товаров в международных почтовых отправлениях налогонеоблагаемого минимума (10000 руб.). Необходимость подтверждения вывоза товаров с таможенной территории РФ может возникнуть, например, в случае обратного вывоза временно ввезенных товаров, а также для целей возврата или возмещения внутренних налогов в отношении вывозимых товаров. Киотская конвенция к числу обстоятельств, требующих подачи отдельной таможенной декларации, относит также применение в отношении пересылаемых товаров запретов и ограничений и вывозных таможенных пошлин, налогов (стандартное правило 9 главы 2 Специального приложения J). От осуществления таможенного оформления с подачей отдельной таможенной декларации или без таковой зависит выбор места, в котором будет проводиться таможенное оформление, а также порядок уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 295 ТК РФ).
  • По общему правилу, установленному п. 1 ст. 62 ТК РФ, таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов, т.е. в помещениях, владельцами которых являются непосредственно таможенные органы, а также помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, участникам внешнеэкономической деятельности, осуществляющим регулярные экспортно-импортные поставки товаров (п. 2 ст. 405 ТК РФ).
  • Статья 293 ТК предусматривает возможность таможенного оформления:
  • в таможенных органах, в регионе деятельности которых находятся получатели или отправители международных почтовых отправлений (если декларирование осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации);
  • в местах международного почтового обмена (в остальных случаях).
  • Под местами международного почтового обмена следует понимать обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения), в которых производится обмен почтовыми отправлениями между организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств (абз. 5, 16 ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»).
  • Согласно п. 5 ст. 293 ТК декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, путем подачи отдельной таможенной декларации требуется в случае, если:
  • 1) стоимость ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров превышает пределы, установленные пунктом 1 статьи 295 ТК РФ для перемещения товаров в международных почтовых отправлениях без уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, пересылаются в адрес физических лиц;
  • 2) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;
  • 3) ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары предназначены к помещению под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения.
  • Таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в случаях, когда декларирование указанных товаров осуществляется без подачи отдельной таможенной декларации.
  • Так Управлением таможенной службы г. Москвы (далее - управление) была рассмотрена жалоба гражданина Р. на действия таможенного поста «Международный почтамт» Московской южной таможни по начислению таможенных платежей.
  • В ходе рассмотрения обращения было установлено, что на таможенный пост «Международный почтамт» Московской южной таможни из США поступило международное почтовое отправление (МПО). В данном МПО пересылались товары для личного пользования, заявленной таможенной стоимостью 889 долларов США.
  • Согласно п. 1 ст 295 Таможенного Кодекса Российской Федерации таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10 тысяч рублей.
  • В соответствии с п. 2 указанной статьи, в отношении товаров, пересылаемых в адрес физических лиц и предназначенных для личного пользования, применяется полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 282 Таможенного Кодекса Российской Федерации устанавливает единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, стоимость которых превышает стоимость товаров, пересыпаемых без уплаты таможенных пошлин, налогов, в части такого превышения.
  • Согласно п. 8 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 № 718, в случае получения физическим лицом в течение одной недели пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров, стоимость которых превышает 10 тысяч рублей, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров.
  • В соответствии с п. 3 ст. 295 Таможенного Кодекса Российской Федерации за основу начисления таможенных платежей берется заявленная стоимость пересылаемых почтовых вложений.
  • Исходя из курса ЦБ РФ на день таможенного оформления стоимость пересылаемого в МПО товара составила более 10 тысяч рублей.
  • Таможенным органом правомерно начислена сумма таможенных платежей и налогов в размере 30 процентов от суммы, превышающей 10 тысяч рублей.
  • Одновременно с начислением совокупного таможенного платежа таможенным органом был начислен сбор за таможенное оформление в сумме 250 рублей.
  • Согласно подл. 11 п. 1 ст. 357.9 Таможенного Кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда декларирование указанных товаров осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации.
  • Как следует из п. 4 ст. 293 Таможенного Кодекса Российской Федерации, если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, представление отдельной таможенной декларации не требуется, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
  • Согласно подл. 1 п. 5 указанной статьи декларирование пересылаемых в МПО товаров путем подачи отдельной таможенной декларации требуется в случае, если стоимость товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, превышает 10 тысяч рублей, за исключением случаев, когда товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, пересылаются в адрес физических лиц.
  • Исходя из этого, в отношении предназначенных для личного пользования товаров, пересыпаемых в МПО в адрес физических лиц, декларирование путем подачи отдельной таможенной декларации не требуется, в том числе и в случае, когда стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, превышает 10 тысяч рублей при условии, что все необходимые для таможенных целей сведения содержатся в сопровождающих МПО документах.
  • Таким образом, при соблюдении условия, установленного п. 4 ст. 293 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении предназначенных для личного пользования товаров, пересылаемых в адрес физических лиц в МПО, в том числе облагаемых таможенными пошлинами, налогами, таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются на основании п. 11 п. 1 ст. 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации.
  • В рассматриваемом случае все необходимые для таможенных целей сведения содержались в документах, сопровождаемых данное МПО документах, (в частности, в бланк-пачке СР 72). Отдельная таможенная декларация гражданином Р. на пересылаемый в МПО товар, не подавалась.
  • При таких обстоятельствах, основания для взимания таможенного сбора в размере 250 рублей у таможенного органа отсутствовали.
  • Действия таможенного поста «Международный почтамт» Московской южной таможни по начислению совокупного таможенного платежа за поступивший в адрес гражданина Р. в МПО товар Управлением признаны правомерными, а начисление сбора за таможенное оформление поступившего в адрес гражданина Р. в МПО товара признаны Управлением неправомерными; жалоба заявителя удовлетворена частично.
  • Учитывая установленные случаи, требующие подачу на товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, отдельной таможенной декларации, можно предположить, что в местах международного почтового обмена будет проводиться таможенное оформление преимущественно товаров, пересылаемых в адрес физических лиц.
  • Право таможенных органов проводить таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров, перемещаемых через таможенную границу, предусмотрено ст. 371, 372 ТК РФ. Этому праву корреспондирует закрепленная статьей 294 ТК обязанность организаций почтовой связи предъявить международные почтовые отправления по требованию таможенных органов для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра пересылаемых товаров.
  • Таможенные органы осуществляют контроль за почтовыми отправлениями, поступающими на таможенную территорию РФ, а также принимаемыми для пересылки за ее пределы, и соответственно требуют их предъявления, исходя из общего принципа выборочности таможенного контроля (ст. 358 ТК РФ), что нашло свое отражение в пп. 2, 3 статьи 294 ТК. В отношении ввозимых почтовых отправлений дополнительно установлено, что по общему правилу не подлежат таможенному осмотру и таможенному досмотру письма, почтовые карточки и литература для слепых. Исключение составляют случаи, когда у таможенного органа имеются достаточные основания полагать, что в таких почтовых отправлениях содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ, а также проведение таможенного контроля на основе выборочных или случайных проверок. Вместе с тем, учитывая общий принцип выборочности таможенного контроля, значение нормы, установленной абз. 1 п. 2, в определенной степени нивелируется.
  • Положения п. 2 статьи 294 ТК во многом основаны на рекомендуемом правиле 8 главы 2 Специального приложения J к Киотской конвенции, согласно которому таможенная служба обычно не требует представления почтовых открыток и писем сугубо личного характера, литературы для слепых и печатных изданий, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, налогами. В соответствии с Киотской конвенцией (стандартное правило 7 главы 2 Специального приложения J) таможенная служба не должна требовать также представления вывозимых почтовых отправлений, если эти отправления не содержат товаров:
  • вывоз которых должен быть подтвержден;
  • подпадающих под запреты или ограничения на вывоз;
  • облагаемых вывозными таможенными пошлинами, налогами;
  • стоимость которых превышает сумму, установленную национальным законодательством;
  • отобранных для таможенного контроля на основе выборочных или случайных проверок.
  • Право почтовых администраций стран отправления и назначения представлять отправления для таможенного досмотра предусмотрено ст. 31 Всемирной почтовой конвенции. За предъявление таможне почтовых отправлений, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в пользу почты обычно взимается специальный тариф.
  • Одной из новелл ТК РФ является положение, в соответствии с которым таможенные пошлины, налоги не взимаются в отношении товаров, стоимость которых не превышает 5000 руб., перемещаемых через таможенную границу в течение одной недели в адрес одного получателя (ст. 319 ТК РФ). Статья 295 ТК повышает планку налогонеоблагаемого минимума для товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, до 10000 руб. Оговорка о том, что товары должны пересылаться в течение одной недели и в адрес одного получателя, направлена на исключение случаев злоупотребления указанной нормой посредством разделения товаров на более мелкие отправки.
  • Установленный предел в 10000 руб. распространяется также на товары, пересылаемые в адрес физических лиц и не предназначенные для личного пользования. Таким образом, повышая общий уровень налогонеоблагаемого минимума, комментируемая статья снижает его для физических лиц, которые в общем случае освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость перемещаемых товаров не превышает 65000 руб. (ст. 282 ТК РФ). Пересылаемые в адрес физических лиц товары, стоимость которых превышает 10000 руб., подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов с применением единой ставки, установленной Правительством РФ. При этом верхний предел применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не установлен, исходя из чего можно сделать вывод, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, всегда должны взиматься по единой ставке. Ввиду отсутствия в Кодексе особой оговорки представляется, что установление количественных ограничений при применении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, было бы неправомерным.
  • Пунктами 3, 4 статьи 295 ТК установлен специальный порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенное оформление которых не требует подачи отдельной таможенной декларации и осуществляется в местах международного почтового обмена, который состоит из следующих этапов:
  • исчисление и начисление таможенным органом таможенных пошлин, налогов с использованием таможенного приходного ордера;
  • составление таможенным органом бланка почтового перевода денежных средств в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • уплата таможенных пошлин, налогов организации почтовой связи;
  • выдача почтового отправления адресату;
  • перевод уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов на счет таможенного органа, их начислившего.
  • Так же как на перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного склада, на организацию почтовой связи возлагается обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги в случае выдачи международных почтовых отправлений адресату без разрешения таможенного органа или их утраты (см. ст. 90, 112, 230 ТК РФ). Вместе с тем следует отметить, что указанные организации в ст. 320 ТК РФ в числе лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, не поименованы, что является техническим упущением. Отнесение таможенных пошлин, налогов на счет почтовых администраций, ответственных за утрату, хищение или повреждение отправления, предусмотрено и ст. 41 Всемирной почтовой конвенции.
  • Особо следует отметить положения п. 3 статьи 295 ТК об основе исчисления сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. По общему правилу налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК РФ). Специфика перемещения товаров в международных почтовых отправлениях диктует необходимость установления иных, более простых методов определения налоговой базы. В этой связи статьей 295 ТК установлено, что исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, сопровождающих международное почтовое отправление в соответствии с актами Всемирного почтового союза (таможенная декларация CN 23), которая не является таможенной стоимостью. В случае если объявленная ценность вложения превышает стоимость, указанную в таможенной декларации CN 23, в качестве основы исчисления таможенных пошлин, налогов принимается объявленная ценность.
  • Страхование вложения на объявленную отправителем сумму (объявленная ценность) представляет собой вид почтовой услуги, оказываемый организациями почтовой связи стран, почтовые администрации которых договорились о приеме отправлений с объявленной ценностью в двустороннем либо одностороннем порядке, при пересылке приоритетных и неприоритетных отправлений и писем, содержащих ценные бумаги, документы или ценные предметы, а также посылок. Максимальная сумма объявленной ценности не определена, вместе с тем почтовая администрация каждой страны вправе по своему усмотрению ограничивать объявление ценности суммой, которая не может быть ниже 4000 СДР (как для отправлений письменной корреспонденции, так и для посылок). Ценность объявляется отправителем в валюте страны подачи и конвертируется им или учреждением подачи в СПР. На почтовую администрацию возлагается обязанность выплатить отправителю возмещение в случае утраты, хищения или повреждения вложения исходя из его объявленной ценности, в связи с чем установлен ряд требований к ее объявлению. В частности, объявленная ценность не может превышать действительную стоимость вложения отправления, однако допускается объявлять только часть этой стоимости. Сумма объявленной ценности бумаг, представляющих ценность в связи с расходами по их составлению, не может превышать возможных расходов по восстановлению этих документов в случае их утери. Злоумышленное объявление ценности, превышающее действительную стоимость вложения отправления, влечет судебное преследование, предусмотренное законодательством страны подачи (ст. 15 Всемирной почтовой конвенции, ст. PE 403 Регламента письменной корреспонденции, ст. PE 201 Регламента почтовых посылок). При этом положений, направленных на пресечение случаев занижения объявленной ценности, акты Всемирного почтового союза не содержат.
  • В соответствии со ст. PE 603 Регламента письменной корреспонденции и ст. PE 403 Регламента почтовых посылок почтовые администрации обязуются быть посредниками перед компетентными службами своей страны в вопросе о снятии (аннулировании) таможенных пошлин и других сборов с письменных отправлений и посылок:
  • возвращаемых в место подачи;
  • утраченных или уничтоженных вследствие полной порчи вложения;
  • досылаемых в третьи страны (отправления, адресуемые получателям, переменившим место жительства, считаются адресуемыми непосредственно из места подачи в новое место назначения);
  • а также посылок:
  • от которых отправитель отказался;
  • расхищенных или поврежденных в их службе, в части ценности недостающего вложения или произошедшего понижения цены вложения.
  • Новым ТК РФ предусмотрен ряд норм, позволяющих реализовать приведенные положения актов Всемирного почтового союза. В частности, в соответствии со ст. 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в отношении иностранных товаров, которые до выпуска для свободного обращения и при отсутствии нарушения требований и условий, установленных ТК РФ, оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации). Следует обратить внимание, что указанной нормой не охватываются виновные действия организаций почтовой связи или их работников. Вместе с тем положений, аналогичных содержащимся в ст. 105, 221 ТК РФ, согласно которым товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения, хранения на таможенном складе, подлежат помещению под определенный таможенный режим как ввезенные в таком состоянии, применительно к международным почтовым отправлениям не установлено. Товары, возвращаемые отправителю, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, в соответствии с которым товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (ст. 239 ТК РФ). В отношении почтовых отправлений, от которых отправитель отказался, может быть инициирована процедура распоряжения товарами, предусмотренная главой 41 ТК РФ.
  • Места международного почтового обмена определяет Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.
  • Пункты международного почтового обмена (приложение 2) определяют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, и ФТС РФ.
  • Товары, пересылаемые в почтовых отправлениях из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации, подлежат таможенному контролю таможенными органами, расположенными в месте международного почтового обмена в г.Калининграде.
  • Все вышесказанное не распространяется на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации дипломатической почтой и консульской вализой иностранных государств.
  • 2. Товары, запрещенные к пересылке в международных почтовых отправлениях
  • В соответствии со статьей 292 ТК запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории (ст. 13 ТК РФ) должны соблюдаться также при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях. При этом запреты и ограничения на ввоз/вывоз применяются с учетом следующих особенностей:
  • Запреты и ограничения экономического характера не применяются в случаях, если стоимость пересылаемых товаров не превышает общего налогонеоблагаемого минимума в 5000 руб. (ст. 319 ТК РФ), а также если товары перемещаются в адрес физических лиц и предназначены для личного пользования (о предназначении товаров для личного пользования см. комментарий к ст. 281 ТК РФ). Перечень приведенных обстоятельств не является исчерпывающим и может быть дополнен Правительством РФ;
  • Перечень ограничений при пересылке товаров может определяться Правительством РФ. Учитывая, что законодатель употребил именно слово «перечень», предполагается, что речь идет не о введении Правительством каких-либо дополнительных ограничений, а о выборе тех ограничений из числа установленных, соблюдение которых при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях является обязательным.
  • Согласно п. 2 статьи 292 ТК получатели товаров, ограниченных к ввозу в РФ, или отправители товаров, ограниченных к вывозу с ее территории, при их таможенном оформлении обязаны представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений. Форма таможенной декларации CN 23, используемая при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях, содержит специальное обращение и в адрес лиц, отправляющих товары, призывая их заблаговременно осведомиться о возможностях ввоза и вывоза товаров, в том числе о действующих запрещениях, справиться о документах (сертификат о происхождении, санитарный сертификат, счет и т.д.), которые могут потребоваться в стране назначения, и приложить их к таможенной декларации.
  • При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях помимо запретов и ограничений на ввоз товаров в РФ и их вывоз с этой территории должны соблюдаться также запреты и ограничения на пересылку товаров, установленные актами Всемирного почтового союза. Всемирная почтовая конвенция (ст. 25) и Соглашение о почтовых посылках (ст. 18) запрещают вложение во все категории почтовых отправлений следующих товаров:
  • наркотики и психотропные вещества;
  • взрывчатые, воспламеняющиеся и другие опасные вещества;
  • радиоактивные вещества;
  • предметы непристойного или безнравственного характера;
  • живые животные;
  • предметы, ввоз или обращение которых запрещены в стране назначения;
  • предметы, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, пачкать или портить другие отправления или почтовое оборудование;
  • документы, имеющие характер текущей и личной переписки, а также всякого рода корреспонденция, которой обмениваются лица, не являющиеся отправителем и получателем, или лица, проживающие с ними.
  • Вместе с тем в отношении практически каждого вида товаров предусмотрены определенные изъятия, что позволяет отнести их к категории ограничений. Так, запрещение, относящееся к наркотикам и психотропным веществам, не распространяется на предметы, отправляемые в посылках с медицинской или научной целью в страны, которые их допускают на этом условии (ст. PE 301 Регламента почтовых посылок). Скоропортящиеся биологические вещества, инфекционные вещества и твердый углекислый газ (сухой лед), используемый для охлаждения инфекционных веществ, могут пересылаться по почте в рамках обмена между официально признанными компетентными лабораториями, зарегистрированными в странах, почтовые администрации которых согласились принимать такие отправления (ст. 44 Всемирной почтовой конвенции). Радиоактивные вещества могут пересылаться в отправлениях письменной корреспонденции и почтовых посылках между странами, которые заявили о своем согласии допускать эти отправления, при наличии предварительного разрешения компетентных органов страны подачи (ст. 26 Всемирной почтовой конвенции, ст. PE 414 Регламента письменной корреспонденции, ст. PE 301 Регламента почтовых посылок). Допускается вложение в отправления письменной корреспонденции, за исключением отправлений с объявленной ценностью, паразитов и истребителей вредных насекомых, предназначаемых для исследования этих насекомых и обмениваемых между официально признанными учреждениями, а также пчел, пиявок и шелковичных червей; живые животные могут пересылаться в посылках (п. 3 ст. 25 Всемирной почтовой конвенции).
  • Кроме этого, актами Всемирного почтового союза определены товары, запрещенные к пересылке определенным способом (в определенных категориях почтовых отправлений), что также позволяет отнести их к товарам, ограниченным к пересылке. Это:
  • · документы, имеющие характер актуальной и личной переписки, пересылаемые между отправителем и получателем или лицами, проживающими с ними, а также корреспонденция любого характера, пересылаемая между лицами, кроме отправителя и получателя, или лицами, проживающими с ними (в почтовых посылках);
  • · монеты, банковские билеты, кредитные билеты или какие-либо ценности на предъявителя, дорожные чеки, платина, золото, серебро в изделиях или необработанном виде, драгоценные камни, ювелирные изделия и другие драгоценные предметы (в отправлениях письменной корреспонденции без объявленной ценности, в посылках без объявленной ценности, пересылаемых между двумя странами, которые допускают объявление ценности).
  • Актами Международного почтового союза предусмотрен различный порядок действия с отправлениями, ошибочно принятыми в нарушение установленных запретов и ограничений (вручение адресату при соблюдении определенных условий, возвращение администрации подачи и др.). Однако отправления, содержащие наркотики и психотропные вещества; взрывчатые, воспламеняющиеся и другие опасные вещества; радиоактивные вещества; предметы непристойного или безнравственного характера ни при каких обстоятельствах не пересылаются в место назначения, не выдаются адресату, не возвращаются отправителю. С такими отправлениями поступают согласно законодательству страны администрации подачи или назначения, которая обнаружила их наличие (ст. PE 501 Регламента письменной корреспонденции, ст. PE 302 Регламента почтовых посылок). Как следует из п. 4 статьи 292 ТК, товары, запрещенные или ограниченные к пересылке в международных почтовых отправлениях, подлежат изъятию и распоряжению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной им, в порядке, определяемом Правительством РФ. Необходимо отметить, что, отсылая к национальному законодательству, акты Всемирного почтового союза предусматривают возможность конфискации ошибочно принятых отправлений.
  • Запреты и ограничения на пересылку товаров в международных почтовых отправлениях нельзя рассматривать как запреты и ограничения на ввоз товаров в РФ и вывоз товаров за ее пределы. Понятие «запреты и ограничения на пересылку» является более широким и включает в себя установленные запреты и ограничения на ввоз/вывоз товаров. Очевидно, что товары, запрещенные или ограниченные к ввозу в РФ или вывозу за ее пределы, не могут быть пропущены через таможенную границу независимо от того, перемещаются ли они в международных почтовых отправлениях или нет. Если же товары могут быть ввезены на таможенную территорию РФ либо вывезены за ее пределы, то таможенные органы не должны контролировать соблюдение требований о способах их перемещения через таможенную границу. Запреты и ограничения на пересылку товаров, не являющиеся одновременно запретами и ограничениями на ввоз/вывоз, направлены в первую очередь на обеспечение нормальной деятельности организаций почтовой связи, и их соблюдение должно контролироваться указанными организациями. В связи с этим отнесение обязанности соблюдения запретов и ограничений на пересылку товаров к предмету регулирования ТК РФ представляется спорным.
  • Несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, влечет наступление ответственности в соответствии со ст. 16.3 КоАП РФ. Вместе с тем в отличие от участников внешнеэкономической деятельности, обычно планирующими свои поставки, физические лица, являющиеся получателями международных почтовых отправлений, не всегда осведомлены не только о характере вложения отправления, но и о самом факте его направления. При таких обстоятельствах привлечение указанных лиц к административной ответственности возможно только при условии установления в их действиях вины.
  • 3. Режимы таможенного транзита международных почтовых отправлений
  • Российская Федерация, являясь членом Всемирного почтового союза, входит в единую почтовую территорию для взаимного обмена письменной корреспонденцией и гарантирует на всей своей территории свободу транзита (ст. 41 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»).
  • Свобода транзита в качестве одного из базовых принципов нашла свое закрепление в ряде актов Всемирного почтового союза. Так, страны, являющиеся участницами Всемирного почтового союза и составляющие единую почтовую территорию, обеспечивают свободу транзита на всей территории Союза в соответствии со ст. 1 Устава Всемирного почтового союза. По этому принципу каждая почтовая администрация обязана направлять всегда наиболее быстрыми путями и с использованием самых надежных средств, которые она применяет для своих собственных отправлений, закрытые депеши и отправления письменной корреспонденции, направляемые открытым транзитом, которые передаются ей другой почтовой администрацией (ст. 2 Всемирной почтовой конвенции).
  • Данное положение является исключением из общего правила, закрепленного в ст. 123 ТК РФ, в соответствии с которым декларированию подлежат все товары, перемещаемые через таможенную границу, и имеет своей международной основой стандартное правило 10 главы 2 Специального приложения J к Киотской конвенции, закрепляющее, что таможенные формальности к международным почтовым отправлениям не применяются.
  • В соответствии со статьей 296 ТК к международным почтовым отправлениям может быть применена процедура внутреннего таможенного транзита, основным назначением которой является обеспечение сохранности товаров до момента их доставки в место основного таможенного оформления. Вместе с тем порядок применения указанной таможенной процедуры должен быть определен дополнительно ФТС России по согласованию с Минтрансом России с учетом установленных требований и ограничений, обусловленных спецификой пересылки товаров в международных почтовых отправлениях, в первую очередь требования о приоритетном порядке и о кратчайших сроках таможенного оформления. По всей вероятности, такой нормативный акт должен предусматривать сокращенный перечень сведений, которые должны содержаться в транзитной декларации, возможность использования в качестве транзитной декларации документов, сопровождающих почтовые отправления в соответствии с актами Всемирного почтового союза (ст. 81 ТК РФ), предъявление упрощенных требований к проведению таможенного осмотра и таможенного досмотра почтовых отправлений, к обеспечению законодательства РФ при внутреннем таможенном транзите (ст. 86 ТК РФ), к процедуре его завершения (ст. 92 ТК РФ).
  • Местами доставки депеш, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита, являются таможенные органы в регионе деятельности которых расположены пункты или места международного почтового обмена. Запрещается направлять в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита в пункты или места международного почтового обмена и хранить в зонах таможенного контроля, созданных на их территориях, товары, перемещаемые по таможенной территории Российской Федерации не в рамках международного почтового обмена.
  • Местами доставки депеш, возвращаемых или досылаемых за пределы таможенной территории Российской Федерации, являются таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
  • При перевозке депеш в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита транспортными средствами, принадлежащими организациям федеральной почтовой связи, меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации не применяются.
  • При оформлении процедуры внутреннего таможенного транзита депеш в качестве транзитной декларации используются накладные сдачи депеш CN 37, CN 38, CN 41, CN 46, CN 47 или накладная ф.16 (8), применяемую объектами федеральной почтовой связи при перемещении депеш по территории Российской Федерации, а если в них не указаны количество и вес мешка, паллеты, лотка, ящика, открытой посылки или почтового контейнера с почтовыми отправлениями (закрытые почтовые вещи) транзитная декларация по форме, установленной Федеральной Таможенной Службой Российской Федерации для перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита.
  • Для идентификации депеш с МПО, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации транзитом, используются пломбы и печати, которые должностные лица таможенных органов накладывают на грузовые отделения транспортных средств или депеши, а также штампы, проставляемые должностным лицом таможенных органов на одну из накладных сдачи депеш CN 37, CN 38, CN 41, CN 46, CN 47 или накладную ф.16. Допускается использование в качестве средств идентификации для таможенных целей пломб и печатей таможенных органов стран отправления или транзита либо наложенных на мешок (депешу) с МПО почтовой службой страны отправления.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Таможенное оформление международных почтовых отправлений производится в рамках применения специальной таможенной процедуры. Дополнительно следует учитывать, что в соответствии со статьей 67 ТК РФ таможенное оформление данных товаров производится в первоочередном порядке (приоритетно и в кратчайшие сроки).
  • Под международными почтовыми отправлениями понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации, поступающие на таможенную территорию Российской Федерации либо следующие транзитом через эту территорию.
  • К международным почтовым отправлениям относятся:
  • письма (простые, заказные, с объявленной ценностью);
  • почтовые карточки (простые, заказные);
  • бандероли и специальные мешки «М» (простые, заказные);
  • секограммы (простые, заказные);
  • мелкие пакеты (заказные);
  • посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью);
  • международные отправления экспресс-почты.
  • В случае если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, которые сопровождают международные почтовые отправления, представление отдельной таможенной декларации не требуется, за исключением следующих случаев:
  • стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров превышает 10 000 рублей (из расчета пересылки товаров в течение одной недели в адрес одного получателя, за исключением случаев, если эти товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, пересылаются в адрес физических лиц);
  • вывоз товаров с таможенной территории РФ должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;
  • ввозимые на таможенную территорию РФ товары предназначены к помещению под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения.
  • В случаях если предоставление отдельной таможенной декларации требуется, оно производится в общеустановленном порядке.
  • ТК РФ устанавливает запрет на определенные категории товаров в части возможности их пересылки в международных почтовых отправлениях (МПО). К таким категориям товаров относятся:
  • запрещенные в соответствии с законодательством РФ соответственно к ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории;
  • запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза;
  • в отношении которых применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и перечень которых может определяться Правительством Российской Федерации.
  • При этом запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не применяются в следующих случаях:
  • если стоимость указанных товаров не превышает 5000 рублей;
  • если товары пересылаются в адрес физических лиц и предназначены для личного пользования;
  • в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
  • Перевозка под таможенным контролем депеш, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, возвращаемых или досылаемых за пределы таможенной территории Российской Федерации, производится в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (ВТТ). Депеша представляет собой мешок или несколько мешков, паллета, лоток с письменной корреспонденцией, посылками или отправлениями международной экспресс-почты, отправляемые почтовыми администрациями стран-членов Всемирного почтового союза одновременно из места международного почтового обмена одной страны в соответствующее место международного почтового обмена другой страны в сопровождении документов, форма которых определена актами Всемирного почтового союза.
  • Местами доставки депеш, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой ВТТ, являются таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты или места международного почтового обмена. Пункт международного почтового обмена - объект федеральной почтовой связи, осуществляющий непосредственный обмен депешами с иностранными почтовыми службами, в том числе через разъездные бригады почтовых вагонов в международном железнодорожном сообщении, либо через службы международных сообщений воздушного, морского и автомобильного транспорта.
  • Местами доставки депеш, возвращаемых или досылаемых за пределы таможенной территории Российской Федерации, являются таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
  • Следует учитывать, что при перевозке депеш в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита транспортными средствами, принадлежащими организациям федеральной почтовой связи, меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации не применяются.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • 1. Таможенный Кодекс РФ.
  • 2. Всемирная почтовая конвенция (Сеул, 14 сентября 1994 года).
  • 3. Федеральный закон от 17 июня 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи».
  • 4. Приказ ГТК РФ №1381 от 03.12.2003 «Об утверждении Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях».

5. Основы таможенного дела: Учебник. // Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2003.

6. Основы таможенного дела: Учебное пособие // Под ред. А.С. Круглова - М., 1995.

7. Комментарий к Таможенному Кодексу РФ.// Под общей редакцией Козырина А.Н. - М., Волтерс Клувер, 2004.

8. Мамченко А. Таможенный Кодекс - новые правила обжалования // Коллегия. 2004. №2.

9. www.custom.ru.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты