Основные этапы принятия решения и осуществления таможенного сопровождения

Основные этапы принятия решения и осуществления таможенного сопровождения

19

Содержание

  • Основные этапы принятия решения и осуществления таможенного сопровождения
    • Средства идентификации товаров
    • Средства идентификации документов на товары
    • Допущение автомобильных транспортных средств по типу конструкции (сериям)
    • Свидетельство о допущении автомобильного транспортного средства к перевозке под таможенными пломбами и печатями
    • Таможенный перевозчик
    • Список использованных источников
Основные этапы принятия решения и осуществления таможенного сопровождения

В случае принятия решения о таможенном сопровождении должностное лицо таможенного органа выдает перевозчику уведомление о принятом решении о таможенном сопровождении (далее - уведомление).

Форма уведомления содержится в приложении к Положению № 788. Перевозчику выдается два частично заполненных экземпляра. Должностное лицо таможни указывает в уведомлении данные о транспортном средстве перевозчика, на котором перемещаются товары, а также о самом перевозчике. Дополнительно делаются отметки о том, какой транспорт - таможни либо перевозчика (сторонней организации) - имеется в наличии для осуществления таможенного сопровождения. Если же в таможне отправления отсутствует возможность предоставить транспорт самой таможни, то должностное лицо сообщает перевозчику при выдаче уведомления, какие организации имеют право на предоставление транспорта для осуществления таможенного сопровождения.

Перевозчик после получения уведомления должен ознакомиться с ним и проверить правильность всех сведений, указанных о нем и о его транспортном средстве.

Кроме того, если существует возможность предоставления транспорта для сопровождения, как таможней, так и сторонней организацией, перевозчик должен принять решение, какой вид транспорта он выбирает. Принятое им решение следует отразить в обоих экземплярах уведомления путем проставления крестиков в соответствующих графах уведомления и заверить его указанием своих данных. Один экземпляр уведомления перевозчик возвращает должностному лицу таможни.

Если перевозчик принял решение, что таможенное сопровождение будет осуществляться на транспорте сторонней организации, то ему необходимо заключить гражданско-правовой договор с такой организацией. Последняя должна иметь право на занятие транспортно-экспедиционной деятельностью.

Обратим внимание, что право на занятие транспортно-экспедиционной деятельностью подтверждается наличием у организации лицензии. Положение о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1388.

После заключения договора со сторонней организацией перевозчик должен представить должностному лицу копию договора.

Затем должностное лицо таможни осуществляет расчет суммы таможенных сборов за таможенное сопровождение.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" сборы за таможенное сопровождение товаров исчисляются за каждый полный и неполный час в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется таможенное сопровождение:

при использовании транспорта, представляемого перевозчиком, ставка сбора составляет в эквиваленте 5 евро;

при использовании одного транспортного средства, предоставленного таможней, - в эквиваленте 20 евро;

при использовании двух транспортных средств, предоставленных таможней, - в эквиваленте 40 евро.

Пример расчета

Таможенное сопровождение будет осуществляться с использованием транспорта, представляемого перевозчиком, в течение четырех часов, следовательно, сумма сбора за таможенное сопровождение составит:

5 х 4 = 20 (в эквиваленте евро)

После представления перевозчиком подтверждения уплаты таможенного сбора за таможенное сопровождение должностное лицо таможни выдает разрешение на таможенный транзит.

Необходимо обратить внимание, что таможенные органы не возмещают перевозчику расходы, понесенные им в связи с осуществлением таможенного сопровождения.

Количество специальных транспортных средств, осуществляющих таможенное сопровождение, рассчитывается исходя из следующего:

при таможенном сопровождении одного объекта сопровождения применяется одно транспортное средство;

при таможенном сопровождении двух и более объектов сопровождения применяются, как правило, два транспортных средства.

Специальное транспортное средство - автомобильное транспортное средство, имеющее специальные надписи и (или) цветографическую окраску, указывающие на то, что автомобильное транспортное средство используется для целей таможенного сопровождения (п.1 Положения № 788).

Объект сопровождения - автомобильное транспортное средство, перевозящее товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в отношении которого осуществляется таможенное сопровождение (п.1 Положения № 788).

В процессе сопровождения транспортного средства наряд (должностное лицо или группа должностных лиц таможенного органа) осуществляет контроль за соблюдением перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита и принимает меры по недопущению ее нарушения, а при остановках проверяет состояние средств идентификации.

Согласно п.2 ст.110 ТК основными средствами идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, являются таможенные пломбы и печати, наложенные таможенным органом отправления на транспортное средство, либо наложенные на него таможенные пломбы таможенных органов иностранных государств.

Определенной спецификой отличаются действия перевозчика и наряда в случае аварии транспортного средства, действий непреодолимой силы либо иных причин, не позволяющих транспортному средству двигаться дальше.

Наряд при наступлении таких обстоятельств должен сообщить об этом в таможенный орган отправления и таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого произошли данные обстоятельства. При необходимости из таможни, в зоне деятельности которой произошли подобные обстоятельства, отправляются должностные лица в помощь наряду.

В течение трех часов требуется предпринять соответствующие меры по устранению названных причин. Если по истечении этого времени транспортное средство не может двигаться дальше, то перевозчик обязан обеспечить перевозку объекта сопровождения в ближайший таможенный орган или в иное место, указанное таким таможенным органом.

Если в процессе таможенного сопровождения объект сопровождения скрылся, то наряд информирует об этом факте органы внутренних дел и продолжает следование с остальными объектами сопровождения либо возвращается в таможенный орган отправления, если сопровождение осуществлялось в отношении одного объекта. Таможенное сопровождение завершается при размещении объектов сопровождения в зоне таможенного контроля таможенного органа назначения либо того таможенного органа, куда объекты сопровождения были доставлены после аварии, действий непреодолимой силы или иных обстоятельств во время следования, не позволивших объекту сопровождения продолжить движение. Для того чтобы обнаружить следы изъятия, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций при осуществлении перевозки товаров в соответствии с ТТ, таможенные органы применяют средства идентификации товаров и документов на них.

Средства идентификации товаров

Основными средствами идентификации товаров согласно п.2 ст.110 ТК являются таможенные пломбы и печати.

Различают таможенные пломбы и печати двух видов, в зависимости от того, какие таможенные органы их наложили:

1) таможенные пломбы, наложенные таможенным органом отправления Республики Беларусь на транспортное средство;

2) таможенные пломбы, наложенные таможенными органами иностранных государств.

Пунктом 3 ст.110 ТК установлено, что таможенные пломбы таможенных органов иностранных государств не могут быть использованы (признаны), если:

таможенные пломбы признаются таможенным органом отправления (Республики Беларусь) недостаточными или ненадежными в соответствии с критериями, определенными п.1 ст.111 ТК;

таможенный орган отправления проводит таможенный досмотр товаров (то есть таможенные пломбы таможенных органов иностранных государств повреждаются и потому не могут быть использованы впоследствии).

Если же таможенные органы Республики Беларусь признали таможенные пломбы таможенных органов иностранных государств, то к ним применяются те же нормы, что и к таможенным пломбам таможенных органов Республики Беларусь, установленные п.2 ст.303 ТК: средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров.

Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, установленной приложением 10 к постановлению ГТК от 30.06.2007 № 72. В названном акте излагаются сведения об обстоятельствах, повлекших за собой изменение, удаление, уничтожение или замену средств идентификации, о транспортном средстве (марка и номер государственной регистрации), о товарах, перевозимых на данном транспортном средстве в рамках ТТ (наименование и описание товаров, упаковки и т.п.), а также о средствах идентификации, примененных взамен предыдущих.

За нарушение средств идентификации, наложенных таможенными органами, без разрешения таможенных органов и при отсутствии реальной угрозы уничтожения, утраты или существенной порчи товаров, ст.14.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Санкция по указанной статье приведена в таблице.

Лицо

Санкция (штраф в размере)

1. Физическое лицо

от 6 до 20 базовых величин

2. Индивидуальный предприниматель

от 6 до 50 базовых величин

3. Юридическое лицо

до 200 базовых величин

Если же использовать основные средства идентификации товаров не представляется возможным, то таможенный орган отправления применяет иные средства идентификации путем:

нанесения цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложения таможенных пломб и печатей на отдельные грузовые места;

проставления штампов;

взятия проб и образцов;

описания товаров;

составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций товаров.

Обратим внимание на не менее важную норму, закрепленную в п.7 ст.110 ТК, согласно которой в качестве средств идентификации товаров таможенный орган может признавать пломбы отправителя товара, перевозчика (экспедитора), а также чертежи, масштабные изображения, фотографии, видеозаписи, иллюстрации товаров, в том числе транспортных средств, представленные перевозчиком (экспедитором).

Например, таможенные органы признают пломбы, наложенные лицами, обладающими статусом "Добросовестный участник ВЭД".

В соответствии с подп.2.4 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 40 данной категории лиц по их запросу таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого находится такое лицо, может выдать пломбираторы либо иные используемые таможенными органами приспособления для наложения средств идентификации на товары и транспортные средства, уполномочив такое лицо налагать средства идентификации на товары и транспортные средства, представляемые к таможенному оформлению этим лицом, загрузка которых осуществлялась в присутствии специально созданной этим лицом комиссии с составлением акта комиссионной загрузки и перевозка которых по таможенной территории Республики Беларусь для их вывоза за пределы такой территории будет осуществляться под таможенным контролем.

Средства идентификации документов на товары

Пунктами 8 и 9 ст.110 ТК установлено, что в таможенных целях таможенные органы применяют средства идентификации в отношении транспортных (перевозочных) документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары путем:

проставления на документах печатей и (или) штампов;

нанесения специальных марок, наклеек, специальных защитных приспособлений;

помещения документов, необходимых для таможенных целей, в грузовые отделения транспортных средств, на которые налагаются таможенные пломбы, печати или на которых проставляются штампы;

помещения документов, необходимых для таможенных целей, в сейф-пакеты.

В отношении последнего пункта поясним, что сейф-пакеты предназначены для защиты конфиденциальных документов, ценных бумаг, денег и драгоценных металлов при перевозке и хранении от несанкционированного доступа к ним и содержат специальные средства защиты. Данные пакеты основаны на исключительных свойствах материала и качествах клеящего вещества, устойчивы к различным погодным условиям, перепадам температур и воздействию органических растворителей.

Как уже было сказано, основными средствами идентификации товаров являются таможенные пломбы и печати, наложенные таможенным органом отправления на транспортное средство, либо наложенные на него таможенными органами иностранных государств.

Ключевым моментом в перевозке товаров под таможенным контролем под таможенными пломбами и печатями является требование п.6 ст.110 ТК, согласно которому наложение таможенным органом отправления таможенных пломб и печатей на транспортное средство применяется при соблюдении условий, определенных ст.111 ТК.

В силу норм п.1 ст.111 ТК транспортные средства для допущения к перевозке под таможенными пломбами и печатями должны быть сконструированы и оборудованы таким образом, что:

1) таможенные пломбы и печати могут быть наложены простым и надежным способом;

2) товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений транспортного средства или вложены в них без оставления видимых следов их вскрытия либо без повреждения таможенных пломб и печатей;

3) в грузовых помещениях транспортных средств отсутствуют потайные места для сокрытия товаров;

4) все места в транспортном средстве, предназначенные для размещения в них товаров, легко доступны для таможенного осмотра.

Итак, транспортные средства должны быть допущены таможенными органами к процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями. Транспортные средства могут допускаться к процедуре перевозки под таможенными пломбами заблаговременно и незаблаговременно.

Если в отношении транспортного средства не получено заблаговременное допущение к процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями, то решение о таком допущении принимает таможенный орган отправления в день обращения заинтересованного лица.

Порядок заблаговременного допущения транспортных средств к процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями определен Положением о порядке выдачи свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и его форме, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2007 № 982 (далее - Положение № 982).

Положение № 982 устанавливает, каким образом могут быть допущены к процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями автомобильные транспортные средства и контейнеры. Допущение осуществляется, если автомобильные транспортные средства соответствуют техническим требованиям, определенным Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года (далее - Конвенция МДП), а контейнеры - техническим требованиям, которые установлены Таможенной конвенцией, касающейся контейнеров, от 2 декабря 1972 года (далее - Конвенция о контейнерах).

Приложение 2 к Конвенции МДП и приложение 4 к Конвенции о контейнерах определяют следующие технические требования к грузовым отделениям транспортных средств и контейнерам соответственно:

1) составные элементы (стенки, пол, двери, крыша, стойки, рамы, поперечные элементы и т.д.) должны соединяться либо с помощью приспособлений, которые не могут быть сняты снаружи и вновь поставлены на место без оставления видимых следов, либо с помощью методов, обеспечивающих такую конструкцию, которая не может быть изменена без оставления видимых следов;

2) двери и прочие системы закрывания (включая запорные краны, крышки лазов, фланцы и т.д.) должны иметь приспособление, на которое могли бы быть наложены таможенные пломбы и печати. Это приспособление должно быть таким, чтобы его нельзя было снять снаружи и вновь поставить на место без оставления видимых следов и чтобы двери и запирающие устройства не могли открываться без нарушения таможенных пломб и печатей. Последние должны быть соответствующим образом защищены;

3) в случаях, когда внутренняя обшивка покрывает грузовое отделение или контейнер на всю его высоту от пола до потолка, или в тех случаях, когда пространство между обшивкой и внешней стенкой полностью закрыто, необходимо, чтобы внутренняя обшивка крепилась таким образом, чтобы ее нельзя было снимать и возвращать на место без оставления видимых следов;

4) во всех случаях, когда в грузовом отсеке или контейнере имеются полые пространства, необходимо обеспечить, чтобы количество таких пространств было ограничено до минимума и чтобы эти пространства были легко доступны для таможенного контроля;

5) устройство окон допускается только при условии, что они сделаны из достаточно прочных материалов и не могут сниматься снаружи и вставляться обратно без оставления видимых следов;

6) вентиляционные и дренажные отверстия должны быть снабжены устройством, препятствующим доступу внутрь. Это устройство должно быть такой конструкции, чтобы его нельзя было снять снаружи и вновь поставить на место без оставления видимых следов.

Пункт 3 Положения № 982 предусматривает следующие виды допущения транспортных средств к перевозке под таможенными пломбами и печатями:

Остановимся подробнее на процедуре допущения и ее особенностях для каждого вида транспортных средств.

Допущение автомобильных транспортных средств в индивидуальном порядке

Для получения свидетельства о допущении собственнику или владельцу транспортного средства необходимо обратиться в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого он находится или постоянно проживает.

Напомним в этом контексте некоторые нормы гражданского законодательства.

Собственнику в соответствии с п.1 ст.210 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) принадлежат права владения, использования и распоряжения своим имуществом.

Под владением понимается фактическое обладание вещью, которое предоставляет возможность для владельца непосредственно воздействовать на вещь. Право владения вещью (имуществом) - одно из правомочий собственника (п.1 ст.210 ГК), иного владельца вещи (имущества), которому она принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.1 ст.276 ГК и п.1 ст.277 ГК) либо по другим основаниям.

Таким образом, согласно п.4 Положения № 982 собственник или владелец подает в таможенный орган заявление в произвольной форме и представляет автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп для осмотра порожним. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

1) два экземпляра бланков свидетельства о допущении автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями (далее - свидетельство). Форма свидетельства определена в приложении 1 к Положению № 982. При представлении в таможенный орган в бланке свидетельства должны быть заполнены графы 1-6, где указываются основные сведения о транспортном средстве: регистрационный номер, тип транспортного средства, номер шасси, марка или наименование изготовителя. Кроме того, указывается количество приложений и прочие сведения о транспортном средстве.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты