Общий порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
p align="left">- запрещенных законодательством к ввозу (вывозу) в РФ;

- запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза;

- в отношении которых применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и перечень которых может определяться Правительством РФ /7/.

Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в приоритетном порядке в кратчайшие сроки, которые не могут превышать 3 дней.

Декларирование товаров путем подачи отдельной таможенной декларации требуется в случае, если:

1) стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров превышает 10 тыс. руб. в адрес одного получателя в течение одной недели, за исключением случаев, когда товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, пересылаются в адрес физических лиц;

2) вывоз товаров с таможенной территории РФ должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;

3) ввозимые на таможенную территорию РФ товары предназначены к помещению под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения.

Физические лица могут получать пересылаемые в МПО товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10000 рублей.

Если физическое лицо в течение одной недели получает товары, пересылаемые в МПО, общей стоимостью свыше 10000 рублей, то такие товары облагаются таможенными пошлинами, налогами по ставке 30% таможенной стоимости указанных товаров - в части превышения /5/.

1.5 Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц

К отдельным категориям иностранных лиц, перемещающим через таможенную границу РФ товары и, соответственно, пользующимся таможенными льготами применительно ко всем таможенно-правовым институтам (таможенное оформление, контроль, платежи), глава 25 ТК РФ относит следующих лиц:

1) дипломатические представительства иностранных государств (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для официального пользования представительств);

2) главы дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для личного, семейного пользования, а также для первоначального обзаведения);

3) члены дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей (свободный ввоз (вывоз) товаров, предназначенных для личного, семейного пользования, а также для первоначального обзаведения);

4) члены административно-технического персонала дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей при условии, что указанные лица не проживают постоянно в РФ и не являются гражданами РФ (свободный ввоз товаров, предназначенных для первоначального обзаведения) /7/.

Главой 25 TK РФ предусмотрены некоторые льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Таможенное оформление указанных товаров также производится в упрощенном порядке /5/.

1.6 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач

Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с нее товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается после принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии с условиями заявленного в ней таможенного режима. При подаче таможенной декларации фактического предъявления товаров не требуется. При ввозе на таможенную территорию РФ или вывозе с нее товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующими в РФ. Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, не применяются (ст. 310 ТК) /4/.

Согласно ст. 311 ТК при перемещении товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В ней допускается заявление сведений исходя из намерений ввоза или вывоза ориентировочного количества товаров в течение определенного периода времени, не превышающего срока действия внешнеторгового договора, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно количеству товаров, планируемому к перемещению через таможенную границу, и (или) предусмотренного условиями внешнеторгового договора порядка определения цены указанных товаров.

Идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не осуществляется, что не препятствует таможенным органам устанавливать в таможенных целях количество, качество и другие характеристики товаров, используя сведения, содержащиеся в документах, показания счетчиков и других измерительных приборов.

Временная таможенная декларация представляется декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду. Если в течение календарного месяца поставки изменяются условия поставки и (или) количество товаров, указанных в принятой таможенным органом временной таможенной декларации, допускается подача дополнительной временной таможенной декларации в течение месяца поставки. Таможенные пошлины уплачиваются за товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин на 15-е число месяца поставки товаров (ст. 312 ТК).

В соответствии с положениями ст. 314 ТК ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с нее товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей. Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются /5/.

2 Анализ деятельности Оренбургской таможни по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств

2.1 Практика перемещения товаров физическими лицами

На практике институты таможенного оформления и таможенного контроля тесно связаны и не существуют друг без друга. Подача необходимых документов в таможенный орган обязательно влечет их проверку, а также досмотр товаров и транспортных средств. Без таможенного контроля процесс таможенного оформления был бы бессмысленным.

Систему оперативного управления процессами таможенного оформления и контроля как важнейшие направления повышения эффективности функционирования таможенных органов рассмотрим на примере деятельности отдела таможенных процедур и таможенного контроля (далее - ОТП и ТК) Оренбургской таможни.

Оренбургская таможня в настоящее время занимает одно из лидирующих мест среди таможен Приволжского региона, является самой крупной и по протяженности с республикой Казахстан (протяженность таможенной границы в зоне деятельности Оренбургской таможни составляет 1872,6 километра), и по штатной численности (1142 человека). Включает в себя 14 таможенных постов и 17 пунктов пропуска, из которых: три железнодорожных, три авиационных и одиннадцать автомобильных /9/.

В 2005 - 2007 гг. таможенное оформление и таможенный контроль в зоне деятельности Оренбургской таможни осуществлялись с учетом особенностей внешнеэкономической деятельности региона.

Анализ показывает, что в 2005 - 2007 гг. внешнеторговая активность участников ВЭД стабильно росла, о чем свидетельствует увеличение товарооборота Оренбургской области. Регион, обладая мощным экономическим и ресурсным потенциалом, развивал международные и внешнеэкономические связи как с государствами дальнего, так и ближнего зарубежья.

Рисунок 1 - Внешняя торговля Оренбургской области в 2003 - 2007 гг.

Номенклатура товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и оформляемых в зоне деятельности Оренбургской таможни (в силу ее географической расположенности, нефте- и газодобывающей направленности предприятий области), на протяжении последних нескольких лет остается практически неизменной, хотя удельный вес той или иной группы может меняться в зависимости от различного рода объективных факторов.

Внешнеторговый оборот зоны деятельности таможни большей частью носит экспортную направленность, поэтому доля экспортных ГТД в общем объеме составляет порядка 68%.

Более наглядно это можно увидеть на рисунке 2.

Рисунок 2 - Соотношение количества оформленных экспортных и импортных ГТД в 2005 - 2007 гг.

В товарной структуре экспорта Оренбургской таможни в рассматриваемый период преобладала продукция топливно-энергетического комплекса, а также хлебные злаки и семена подсолнечника, жиры и масла, древесина.

Товарная структура импорта была представлена отходами, получаемыми в результате переработки на таможенной территории газа и конденсата, сельскохозяйственной продукцией азиатских стран СНГ, кондитерскими изделиями, полимерными материалами и механическим оборудованием.

В соответствии с исследуемой в данной работе темой приведем несколько цифр, характеризующих деятельность таможенных органов в сфере таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Одним из показателей деятельности таможенных органов является количество оформленных грузовых таможенных деклараций.

Таблица 2 - Показатели деятельности Оренбургской таможни в 2005 - 2007 гг.

Годы

Количество оформленных грузовых таможенных деклараций (штук)

Экспортные ГТД

Импортные ГТД

Всего

1

2

3

4

2005 - 2007 гг.

18553

8889

27442

2005 г.

4777

2433

7210

2006 г.

6205

3099

9304

2006 г. в % к 2005 г.

129,89%

127,37%

129,04%

2007 г.

7571

3357

10928

2007 г. в % к 2006 г.

122,01%

108,33%

117,45%

Как видно из данных, приведенных в таблице 1, за весь период Оренбургской таможней было оформлено 27442 ГТД. Количество ГТД в 2005 г. составило 7210 штук, в 2006 г. - 9304 штук, в 2007 г. было оформлено 10928 ГТД. Большая часть ГТД оформлена на Оренбургском таможенном посту. Увеличение количества оформленных ГТД обусловлено увеличением общего объема товаров, проследовавших через пункты пропуска таможни /10/.

Более наглядно это можно увидеть на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика увеличения количества оформленных ГТД в 2005 - 2007 гг.

В доход федерального бюджета за период 2005 - 2007 гг. было перечислено 15604,15 млн. рублей. Динамика поступления таможенных платежей представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Динамика перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета в 2005 - 2007 гг.

За истекший период таможня обеспечила пропуск и таможенное оформление свыше 8,6 миллионов физических лиц.

2.2 Перемещение транспортных средств через таможенную границу Оренбургской области

Наряду с высокими объемами товарооборота области и большим пассажиропотоком, количество транспортных средств, оформленных на соответствующих пунктах пропуска, так же велико. Высокие показатели обусловлены приграничным расположением Оренбургской области, и как следствие - пересечение важнейших автомобильных дорог и железнодорожных узлов.

Через таможенную границу нашей области в период 2005-2007 гг. проследовало 1131,3 тыс. единиц автотранспорта (рисунок 5).

Рисунок 5 - Количество единиц автотранспорта, проследовавших через таможенную границу в 2005 - 2007 гг.

Через железнодорожные пункты пропуска на ст. Илецк-1 и Орск (с учетом реорганизованной в 2007 г. Орской таможни) проследовало 12190 пассажирских поездов, было оформлено 34598 грузовых составов (рисунок 6) /9/.

Рисунок 6 - Количество проследовавших поездов через железнодорожные пункты пропуска в 2005 - 2007 гг.

Оформлено 3960 воздушных судов, включая воздушные суда военно-транспортной авиации (рисунок 7).

Рисунок 7 - Количество оформленных единиц воздушных судов в 2005 - 2007 гг.

Анализ практики Оренбургской таможни показал, что на этих направлениях деятельности отмечается заметный рост. Внешнеэкономические связи области развиваются интенсивно, поэтому постоянно увеличиваются международный грузооборот и пассажиропоток на железнодорожном транспорте, все более интенсивным становится автомобильное сообщение.

2.3 Выявленные правонарушения в области перемещения товаров через таможенную границу Оренбургской области

В 2005 - 2007 гг. таможенное оформление и таможенный контроль осуществлялись в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и нормативными документами Федеральной таможенной службы России.

Вопросы достоверности декларирования товаров тесно связаны с работой по контролю таможенной стоимости. Общее количество корректировок таможенной стоимости товаров в рассматриваемый период составило 1671, сумма доначисленных таможенных платежей - 183917,37 рублей. Доминирующей причиной корректировки таможенной стоимости явилось ее занижение.

Рисунок 9 - Общее количество корректировок таможенной стоимости товаров в 2005 - 2007 гг.

Основное количество правонарушений в рассматриваемый период связано с недекларированием товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих оформлению в таможенном отношении. Предметами административного правонарушения явились: одежда и текстильные изделия, головные уборы, обувь, дизельное топливо, запасные части к автомобилям, автомобили, оборудование и части к нему, изделия из керамики и стекла, пластмассы, резины, овощи и фрукты свежие и сушеные, орехи, семена растений, , бытовая техника, бытовая химия, строительные материалы, пищевые добавки, фильмокопии, CD и DVD диски, MP3 плееры, печатная продукция, продукты питания молочные, из мяса и рыбы, насвай, ветеринарные препараты, бижутерия, новогодние игрушки /12/.

Сотрудниками таможни за 12 месяцев 2006 г. возбуждено 69 уголовных дел, в том числе 15 - по ч. 2 ст. 188 УК РФ (из них 14 уголовных дел по контрабанде наркотических средств (героин массой 4418,8 г, марихуана - 9888 г, гашиш - 902 г) и 1 уголовное дело по контрабанде культурных ценностей); 49 уголовных дел по ч. 1 ст. 188 УК РФ - контрабанда товаров в крупном размере и 5 уголовных дел - по ст. 194 УК РФ - 5 УД (сумма неуплаченных таможенных платежей - 5,4 млн. рублей).

В 2007 г. (с учетом Орской таможни) возбуждено 101 уголовное дело. За отчетный период должностными лицами Оренбургской таможни совместно с правоохранительными органами области выявлено 21 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков. Отделом дознания Оренбургской таможни возбуждено 20 уголовных дел по ч.2 ст. 188 УК РФ (контрабанда наркотических средств) и одно по ч.4 ст.188 УК РФ (контрабанда наркотических средств организованной группой лиц). Общий вес изъятых наркотиков составил 25, 269 кг, из них героина - 22,612кг. Необходимо отметить, что в 2007 г. наркокурьерами все чаще использовался воздушный авиатранспорт. За 2007 г. на таможенном посту Аэропорт-Оренбург сотрудниками ОБКН выявлено 4 факта контрабанды наркотических средств с использованием внутриполостного способа сокрытия. Сотрудниками ТП Аэропорт-Оренбург выявлен традиционный способ сокрытия наркотических средств - в двойных стенках чемодана /13/.

3 Пути решения проблем, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу

В настоящее время таможенная система нашей страны активно развивается, и это касается, в том числе Оренбургскую таможню и подчиненные ей таможенные посты и пункты пропуска. Очевидно, что существует ряд трудностей и проблем, связанных с недобросовестным декларированием товаров, незаконным пересечением ими таможенной границы, нарушением установленных запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных категорий товаров. Тем не менее, экономическая политика государства направлена на борьбу с правонарушениями в области таможенного дела. Поэтому в таможенных органах активно реализуются меры, предполагающие более эффективное проведение таможенного оформления и таможенного контроля.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты