Организация государственного управления таможенного дела

Организация государственного управления таможенного дела

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Правовое регулирование таможенного дела в России

1.1 Правовые основы таможенного дела в России

1.2 Таможенные режимы

Глава 2. Характеристика некоторых аспектов управления в области таможенных дел

2.1 Таможенные органы их система

2.2 Полномочия таможенных органов

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. Образование Российской Федерации как независимого государства существенно изменило подход к регулированию внешнеэкономической деятельности. Усилия последнего десятилетия в этой области сводились к либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу.

За последние годы Россия присоединилась к ряду международных договоров по вопросам регулирования ВЭД; отменены административные ограничения выхода российских предприятий на внешний рынок, исключая случаи угрозы национальной безопасности.

Самым значительным шагом следует считать принятие Таможенного кодекса (2003 г.) и Законов РФ: «О таможенном тарифе» (1993 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (2004 г.), «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации определены роль и место таможенных органов в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе внешнеторговой деятельности, сформулированы их функции и задачи, установлены основные принципы, методы и средства их выполнения, порядок деятельности таможенных органов.

«Сформирована практически новая правовая база таможенного дела, соответствующая общепризнанным мировым стандартам, предусматривающая прямое регулирование правоотношений в области таможенного дела на основе норм Таможенного Кодекса РФ и в комплексе норм прямого действия. В целях совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации проделана большая работа по подготовке нормативной правовой базы на основании Таможенного Кодекса РФ, практики и опыта применения международного законодательства».

Объект: общественные отношения в сфере таможенного дела:

· отношения в сфере таможенной политики;

· отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

· отношения, характеризующие статус таможенных режимов;

· отношения в области таможенно-тарифного регулирования;

· отношения в области взимания таможенных платежей (федеральных таможенных доходов);

· отношения, связанные с таможенным оформлением;

· отношения в области таможенного контроля; восьмая - отношения в сфере таможенной статистики;

· отношения, возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил;

· отношения, связанные с нарушениями таможенных правил и ответственностью за них;

· отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил;

· отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

Предмет: совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Цель: исследование организации государственного управления в области таможенных дел.

Задачи курсовой работы:

1. Отразить правовые основы таможенного дела в России.

2. Рассмотреть таможенные режимы.

3. Охарактеризовать таможенные органы и их систему.

4. Раскрыть содержание функций таможенных органов.

Положения выносимые на защиту:

1.Конституция РФ является основным источником таможенного права.

2.Понятие «таможенный режим» устанавливает пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ

1.1 Правовые основы таможенного дела в России

Под правовыми основами таможенного дела в России понимаются «исходящие от органов государственной власти официально-документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли». К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства, министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Нормы таможенного права содержатся также в некоторых актах региональных таможенных управлений. К его источникам можно отнести те международные договоры и соглашения в сфере таможенного дела, которые признает и в которых участвует Российская Федерация, - например, Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г., подписанное большинством стран СНГ. Вопрос же о соотношении источников национального таможенного права и международно-правового регулирования в сфере таможенного дела требует самостоятельного анализа.

Каждый из перечисленных источников таможенного права имеет свою специфику. Итак, Конституция РФ, будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Это, например, уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 74, в соответствии с которой на территории России «не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств»; п. «ж» ст. 71, в соответствии с которым таможенное регулирование отнесено к ведению Федерации. Однако многие конституционные нормы более общего характера также имеют отношение к таможенному праву. Это ч. 1 ст. 8 о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности и ч. 2 ст. 8 о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; ч. 1 ст. 34 о праве каждого на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; ч. 3 ст. 15, в соответствии с которой «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

В соответствии с Конституцией РФ какие-либо ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом (а не каким-то иным правовым актом) и только в тех случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Следующий по значению источник таможенного права - законы. Среди них надо выделить: а) Таможенный кодекс; б) другие законы, в которых содержатся нормы таможенного права.

Иные законы как источники таможенного права можно, в свою очередь, условно разделить на две группы: собственно таможенные законы, основное содержание которых составляют именно таможенные вопросы, и законы, в которых содержатся нормы таможенного права. К первой группе относится Закон «О таможенном тарифе», ко второй - Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации. «При всей важности законов они объективно не в состоянии решить все вопросы, возникающие в связи с динамичным характером таможенного дела. Собственно таможенные законы, имея фундаментальный характер, рассчитаны на длительный срок действия. Решать задачи более оперативного характера, обеспечить возможность чутко реагировать на возникающие вопросы призвано текущее нормативное регулирование таможенного дела. Важнейшую роль в нем играют указы Президента РФ».

Примерами нормативных указов Президента РФ по вопросам таможенного дела могут служить Указ «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» от 18 июля 1992 г., предусматривавший комплекс мер по установлению «таможенной границы с бывшими республиками Союза ССР, не подписавшими Соглашения о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г. или не присоединившимися к нему», а также по укреплению и совершенствованию таможенной службы в Российской Федерации, включая вопросы об условиях труда, правовых и социальных гарантиях работников таможенной службы.

Правительство РФ также осуществляет нормотворчество в области таможенного дела. Оно издает по этим вопросам различные нормативные акты: постановления, распоряжения, утверждает различные правила и другие виды актов в данной сфере.

Нормативным является, например, постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации» от 24 мая 1993 г. В нем таможенным органам совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ предписывалось «осуществлять мероприятия по усилению таможенного контроля, определить зону таможенного контроля вдоль границы с государствами - республиками бывшего СССР; провести переговоры с таможенными органами указанных государств по определению мест расположения таможенных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации». Решались вопросы развития таможенной инфрастуктуры, укрепления кадрами таможенных органов, в частности увеличения численности работников таможенных органов за счет внеплановых доходов таможенных органов.

Источниками таможенного права служат нормативные приказы Федеральной таможенной службе, издаваемые им положения, правила, инструкции, в некоторых случаях - методические рекомендации, указания, распоряжения, информационные письма. В них нередко содержатся предписания общего характера, относящиеся к регулированию тех или иных сторон и участков таможенного дела. «Иногда принимаются совместные Федеральной таможенной службы с министерствами финансов, экономики, внешних экономических связей, другими федеральными органами исполнительной власти. В этих правовых актах устанавливаются нормы и правила, значимые не только для таможенного регулирования, но и для других областей, например для сферы финансовой деятельности. Такие акты в равной мере обязательны для руководства и исполнения работниками, как таможенной системы, так и других соответствующих структур исполнительной власти, например Министерства финансов».

Таким образом, под правовыми основами таможенного дела в России понимаются исходящие от органов государственной власти официально-документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли. К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства, министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти.

1.2 Таможенные режимы

Институт таможенных режимов включает совокупность обязательств и процедур, применяемых таможенными органами к данному товару. Понятие «таможенный режим» устанавливает также пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы. Подчеркнем и такой момент: это «совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к товарам, транспортным средствам и иным предметам в зависимости от характера и цели их перемещения через таможенную границу Российской Федерации».

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1) основные таможенные режимы:

· выпуск для внутреннего потребления;

· экспорт;

· международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы:

· переработка на таможенной территории;

· переработка для внутреннего потребления;

· переработка вне таможенной территории;

· временный ввоз;

· таможенный склад;

· свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие таможенные режимы:

· реимпорт;

· реэкспорт;

· уничтожение;

· отказ в пользу государства;

4) специальные таможенные режимы:

· временный вывоз;

· беспошлинная торговля;

· перемещение припасов;

· иные специальные таможенные режимы.

Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).

Охарактеризуем некоторые из этих таможенных режимов.

Реимпорт - это «таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на нее в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ».

Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если:

1) при вывозе с таможенной территории РФ товары имели статус товаров, находящихся в свободном обращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров;

2) товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течение трех лет со дня вывоза с таможенной территории РФ;

3) товары находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории РФ, кроме изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

4) за товары уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.

Использование товаров за пределами таможенной территории РФ в целях извлечения прибыли, а также совершение с ними операций, необходимых для обеспечения сохранности, включая ремонт (кроме капремонта и модернизации), техобслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания их в состоянии, в котором они находились на день вывоза с таможенной территории РФ, не препятствуют помещению товаров под таможенный режим реимпорта, за исключением случаев, когда операции по ремонту привели к увеличению стоимости товаров по сравнению с их стоимостью на день вывоза.

При реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет:

1) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) процентов с них, если таковые не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ;

2) суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ.

В случае, если при вывозе реимпортируемых товаров взимались суммы вывозных таможенных пошлин, то возможен возврат таможенными органами таких платежей при условии, что товары заявлены к таможенному режиму реимпорта не позднее шести месяцев со дня вывоза за пределы таможенной территории РФ.

Реэкспорт - это «таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.

Условия помещения товаров под таможенный режим реэкспорта:

1) под таможенный режим реэкспорта помещаются иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз;

2) товары, выпущенные для свободного обращения, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта с соблюдением условий, предусмотренных ст. 242 ТК;

3) под таможенный режим реэкспорта могут быть помещены товары, ранее помещенные под другой таможенный режим, в целях завершения действия такого таможенного режима в порядке, установленном ТК;

4) федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим реэкспорта.

Кроме вышеперечисленных условий, товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономических сделок по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, если:

1) товары не использовались и не ремонтировались в РФ, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров, с возвратом уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов;

2) товары могут быть идентифицированы таможенными органами;

3) товары вывозятся в течение 6 месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.

В отношении иностранных товаров, заявленных к режиму реэкспорта, предоставляется освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов или производится возврат уплаченных сумм, если такие освобождения или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории РФ.

Уничтожение - это «таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Уничтожение товаров допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Не допускается помещение под этот таможенный режим следующих категорий товаров:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты