Место таможенных органов в системе отраслей национальной экономики РФ
p align="left">С вступлением России в ВТО дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественным производителям возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жестокой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства.

Этот подход необходимо соблюдать и в тех случаях, когда возникает необходимость временного повышения ввозных пошлин на некоторые товары для защиты отечественных товаропроизводителей. Нельзя допускать того, чтобы эта защита стала постоянной. Целесообразно при повышении таможенных ввозных пошлин подчеркивать временный характер этой меры и указывать сроки действия повышенных пошлин.

Пересмотр таможенных пошлин изменяет доходы государства от ВЭД. Фискальная оценка пересмотра пошлин неизбежна: государство должно заранее знать, как повлияет изменение ввозных пошлин на его доходы. К сожалению, фискальный подход зачастую играет решающую роль при оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано. Таможенные органы отвечают за полноту сборов таможенных пошлин, НДС и акциза, но не за уровень их ставок. Снижение ставок таможенных пошлин может не перекрывать потери бюджета за счет роста внешнеторгового оборота, поскольку этот рост регулируется сложным комплексом внутренних и внешних факторов, которые не зависят от качества работы таможенных органов.

Ввозные пошлины влияют на уровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость - снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их - к росту цен.

На самом деле между таможенными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.

Во-первых, ввозные пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета ряда других элементов цены - акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены: при благоприятном для продавцов соотношении между спросом и предложением рост цен может определить рост пошлин; при превышении предложения над спросом рост внутренних цен может быть минимальным и не обеспечивать роста зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин. Следовательно, прямая зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.

Во-вторых, ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.

Например, некоторые товары могут не производиться в стране, и потребность в них обеспечивается только за счет импорта. Уровень пошлин и их изменение влияют на размеры импорта и соответственно, на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаев импортируемый товар производится также и на национальных предприятиях внутри страны. Таможенные пошлины влияют на спрос и предложение двояко: они регулируют масштабы ввоза и вместе с тем оказывают влияние на динамику внутреннего производства. При оценке влияния ввозных пошлин на внутренние цены надо принимать во внимание оба этих фактора.

В-третьих, уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-, крупносерийного или массового) на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет исключительно важное значение при оценке влияния пошлин на состояние внутреннего производства и его эффективность, от которых в конечном счете зависят национальные издержки и цены.

Изменение ввозных пошлин и оценка их влияний на внутренние цены не укладываются в рамки простых пересчетов их элементов с использованием элементарного математического аппарата, описывающего связи между двумя величинами, находящимися в прямой пропорциональной зависимости. Как уже отмечалось, определение влияния ввозных пошлин на внутренние цены требует более высокого уровня качественного анализа этих зависимостей и более сложного математического аппарата для их количественной оценки.

Влияние ввозных пошлин на внутренние цены определяется не только общим уровнем этих пошлин, но и их оптимальностью: система пошлин должна способствовать развитию и повышению конкурентоспособности и эффективности внутренней экономики, что и должно обеспечить наиболее благоприятные для национальной экономики и потребителей страны внутренние цены. Уровень и динамика внутренних цен будут определяться состоянием и эффективностью национальной экономики. Уровень пошлин может рассматриваться в качестве одного из факторов, содействующих достижению этой эффективности. Оценка влияния пошлин должна производиться не путем определения их влияния на отдельные элементы внутренней цены, хотя такой метод оценки как приближенный и сугубо ориентированный отнюдь не исключается, - а путем оценки влияния пошлин на состояние внутренней экономики и ее эффективность, что и определяет, в конечном счете, уровень внутренних цен. Для таких расчетов могут быть применены методы оптимального планирования, которые долгое время и с успехом разрабатывались в нашей стране и были необоснованно забыты при переходе к рыночным реформам. /4/

2.2 Принципы и факторы оптимального размещения таможенных органов

Элементом как внешней, так и внутренней политики государства является таможенная политика, представляющая собой комплекс политико-правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите национальной и решению ее фискальных задач./1/

Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм, т.е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства. Таможенная политика реализуется посредством разумного сочетания политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции и политики и политики фритридерства (свободной торговли), направленной на расширение внешнеторгового оборота страны и повышение уровня международного разделения труда.

В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку всего механизма экспорта и импорта на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым сообществом. Таможенное дело - сфера деятельности таможенных органов, осуществляющих таможенную политику. Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба строится и функционирует, как единая система таможенных органов Российской Федерации. /2/

Согласно о положении ФТС РФ, Служба обязана обеспечить в пределах своей компетенции единство таможенной территории России, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления и таможни, таможенные лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ.

Территориальное размещение производительных сил определяется способом производства. Каждой социально-экономической формации соответствуют специфические принципы размещения и своя система территориальной организации общественного производства.

Размещение таможенных организаций по территории страны осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства - внешней, военной, экологической, санитарной и т. п.

Важнейшим принципом размещения таможенного дела является планомерное размещение таможенных организаций, обеспечивающее достижение наивысшей народнохозяйственной эффективности в целом, то есть наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых и других ресурсов всех республик и экономических районов России.

Чтобы реализовать перечисленные принципы размещения таможенных организаций на практике, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, социально-исторических, санитарно-экологических, организационных и других факторов.

Группа экономических факторов включает: общественную потребность в таможенных услугах и возможность ее удовлетворения на основе имеющихся таможенных организаций; трудовые ресурсы; возможности научно-технического прогресса и осуществления строительства.

К природным факторам относятся свойства территории: географическое положение, климат, рельеф, ценность земель и т. п.

Важнейшим из социально-исторических факторов считается уровень развития в районе непроизводственной сферы.

В настоящее время около 90% таможенного оформления товаров производится на внутренних таможнях. Находясь в местах расположения отправителей и получателей товаров, внутренние таможни могут более эффективно проводить таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля. В таможне существуют специальные подразделения, которые осуществляют проверку внешнеэкономической деятельности получателей и отправителей товаров. Процесс оформления груза может потребовать времени: иногда требуются дополнительные документы, экспертиза и т.д. если все эти задачи решать непосредственно на границе, то ее пропускная способность будет сведена к минимуму, так как пограничная таможня не обладает таким запасом времени и теми возможностями, какими обладает внутренняя таможня.

Осуществление таких задач, как валютный контроль, где требуется тесное взаимодействие с местными отделениями уполномоченных банков и необходимы проверки с выходом на предприятия-участники внешнеэкономической деятельности, было бы невозможно.

Совокупность связей между предприятиями одного района - участниками ВЭД и обслуживающими их таможнями выступает как единая система технологических, производственных, экономических отношений. Чем теснее и длительнее эти связи, тем более закономерен и стабилен их эффект.

Чтобы наиболее успешно и на высоком профессиональном уровне проводить политику таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории России, по месту расположения хозяйствующих субъектов - предприятий, осуществляющих внешнеэкономические связи, ФТС России были созданы внутри страны таможни и таможенные посты, максимально приближенные к крупным индустриальным центрам России. Это дало свои положительные результаты, так как повысилась эффективность таможенного контроля и разгрузились пограничные пункты пропуска.

Критерием экономической эффективности размещения таможенных организаций является повышение производительности труда, то есть снижение суммарных затрат как овеществленного труда, так и живого труда работников. Такое снижение может происходить при выборе наиболее оптимального варианта размещения создаваемой таможни.

Эффективность изменений в размещении таможенного дела выражается системой качественных и количественных показателей. К качественным показателям относится содействие таможенного дела росту экономического потенциала России.

Важнейшим показателем эффективности размещения таможенного дела должно быть снижение затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку товаров.

Оптимальным вариантом размещения и развития таможенного дела является такой вариант строительства новых, расширения, модернизации или ликвидации действующих таможенных организаций, при котором в течение заданного периода времени выполняется целевая функция таможенной системы, а ее значение достигает оптимальных параметров./8/

2.3 Внешнеэкономические связи Оренбуржья и стратегические направления внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая политика, приобретающая в период коренных государственных преобразований особо важное значение, зависит от многих факторов: экономических и социальных теорий, внешнеполитической целесообразности, индустриального развития и т. д. но какая бы она не была, таможенно - тарифное законодательство всегда является основным ее проводником и инструментом.

Для объективного анализа состояния внешней экономики, тенденций таможенного законодательства крайне важно применить принцип историзма. Это в полной мере относится к проблемам государственного регулирования внешней торговли, географической направленности внешнеэкономической политики, аспектам регионализации.

У Оренбургской таможни более чем 250-летняя история. В свои самые первые годы Оренбург уже был форпостом русской торговли на Востоке, пополнял государственную казну взимаемыми с купцов пошлинами.

Время не изменило главного приоритета в деятельности таможенной службы. Взимание пошлин и обеспечение их поступления в федеральный бюджет в полном объеме, было, есть и будет в обозримом будущем основополагающей задачей таможенных органов.

Зона деятельности Оренбургской таможни включает 27 районов Оренбургской области и 5 городов областного подчинения общей площадью 88 тыс. кв. км. (остальные 8 районов и 6 городов областного подчинения общей площадью 36 тыс. кв. км. входят в регион деятельности Орской таможни).

В настоящее время Оренбургская область является самодостаточным регионом, с большим резервом экспортной направленности, конкурентоспособной на мировых инвестиционных рынках. Запасы Оренбургского газоконденсатного месторождения составляют 6% запасов газа России. Промышленный комплекс является лидером экономики Оренбургской области. В нем занято около 22% работающего населения области.

В экспорте товаров преобладают поставки машиностроительной продукции, топливно-энергетического комплекса, продовольственных товаров. В товарной структуре импорта также преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, предприятий машиностроения.

По объему экспорта область занимает 6 место среди субъектов Приволжского федерального округа, а по объему импорта - 2-е место после Самарской области.

Основными внешнеторговыми партнерами Оренбургской области являются среди стран СНГ - республики Казахстан, Украина, Белоруссия, Узбекистан, дальнего зарубежья - Кипр, Финляндия, Иран, Дания.

Общий объем внешнеторгового оборота товаров, учитываемых в статистике внешней торговли и оформленных в регионе деятельности Оренбургской таможни в 2004 г., составил 1,7 млрд. долл. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 378 млн. долл. или на 28%. Причем экспорт увеличился на 26% и составил 1,3 млрд. долл. Доля импорта в общей сумме внешнеторгового оборота увеличилась на 39% и составила 433 млн. долл. Сальдо внешнеторгового оборота по итогам отчетного 2004 периода было положительным и составило 810 млн. долл.

В становлении и развитии промышленного потенциала области ведущая роль принадлежит инвестиционной составляющей. Экономика области объективно способствует проведению эффективной инвестиционной политики, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. У предприятий есть стремление осваивать новые технологии. За последние два года около 50% внутренних инвестиций, полученных по контракту хозяйствующими субъектами области, направлены на приобретение зарубежного оборудования, ноу-хау. Основные инвестиции были получены из германии, США, Кипра, Швейцарии.

За счет привлеченных инвестиций в области удалось увеличить добычу нефти, внедрить новые технологии по ее глубокой переработке и получить высокоактивные неэтилированные бензины. Завершилась реконструкция металлургического производства ОАО «Уральская Сталь» для производства трубной заготовки. Кроме того, новые зарубежные технологии были направлены и на развитие социальной сферы. По объему инвестиций, приходящихся на душу населения, Оренбургская область занимает 28 место в Российской Федерации.

Мощный торгово-экономический потенциал области и ее приграничное положение создают условия и возможности для развития внешнеэкономической деятельности. По объему внешней торговли область занимает 16 место среди 89 субъектов РФ. Крупнейшими экспортерами области являются: подразделения Тюменской нефтяной компании, АОА «Оренбугнефть», ОАО «Уральская Сталь», ОАО «Орскнефтеоргсинтез», ООО «Оренбурггазпром», ОАО «Оренбургасбест», машиностроительный концерн «Ормето - ЮУМЗ», ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений», ЗАО «Южно Уральская промышленная компания».

Для анализа экспортно - импортных операций конкретного предприятия я выбрала акционерное общество «Уральская сталь» города Новотроицка Оренбургской области.

Компания «Уральская сталь», образованная на базе ОХМК, является крупнейшим металлургическим комбинатом с полным металлургическим циклом. Являясь поставщиком таких крупных отечественных предприятий, как «ГАЗ», «КАМАЗ», «БЕЛАЗ», Челябинский трубопрокатный завод, Первоуральский новотрубный завод, «Уральская сталь» экспортирует свою продукцию за рубеж. Так, в 2005 г. «Уральская сталь» поставляла:

- квадратную заготовку из углеродистой стали - в Турцию, Иран, Корею, Вьетнам, Эквадор, Тайвань;

- толстый лист - в Южную Корею, Иран, Италию, Испанию, Эстонию, Германию, Бельгию;

- товарные слябы - в Иран, Италию, Эквадор, Таиланд;

- полосовой прокат - в Италию, Великобританию, Турцию;

- предельный чугун - в Южную Корею, Вьетнам, Испанию.

Новотроицкие металлурги возобновили договорные отношения с АО «Жайремский горно-обогатительный комбинат», АО «Алюминий Казахстана», АО «Казахогнеупор». АО «Уральская сталь» получило от АО «Испат-Кармет» (г. Караганда) более 85 тыс. тонн угольного концентрата, АО «Алаги» (г. Караганда) отгрузило ОХМК первую партию руды в количестве 8,4 тыс. тонн. В свою очередь, АО «Уральская сталь» направлено партнерам из республики Казахстан металлопродукции на сумму более 37,4 млн. руб.

Подведены итоги работы компании «Уральская сталь» за август 2006г. Отмечено увеличение объемов производства по всем основным показателям по сравнению с аналогичным периодом 2005г. Так, производительность стали за отчетный период составила 328 470 т. (+18,1%), чугуна - 235 882 т. (+ 14,2%), кокса 6%-ной влажности - 163 500 т. (+15,9%), агломерата - 216 912 т. (+0,4%), проката товарного - 264186 т.(+35,3%).

Таким образом, сравнительный анализ предприятия «Уральская сталь» показал развитие и расширение его экспортно-импортных операций. Экспорт и импорт во многом определяют значение предприятия как на внутреннем, так и на международном рынке./13/

Учитывая, что Оренбургская область является приграничной территорией, в области проводится целенаправленная комплексная работа по укреплению приграничного сотрудничества, нормативно - правовому оформлению и укреплению государственной границе. Завершено формирование приграничной инфраструктуры. Развернуты посты ветеринарного, фитосанитарного, санитарно - эпидемиологического контроля и контроля безопасности поступающих импортных грузов. Также Оренбургская область продолжает оставаться своеобразным «санитарным кордоном», сдерживающим проникновение в Россию из азиатских государств нелегальной миграции, контрабанды наркотических средств.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты