История таможенных органов России в 12-17 веках
p align="left">И новый устав, исполняя желание русских торговых людей, не пустил иностранцев во внутренние города. В 1669 году поселившийся в России иностранец Петр Марселис подал в Посольский приказ статьи, клонившиеся к изменению торгового устава: он представлял:

1. какой вред происходит от того, что торговля у Архангельска бывает после 1 сентября; многие корабли за поздним временем подвергаются опасностям и погибают, да и русские суда, возвращаясь от Архангельска вверх по Двине, не успевают доходить до Вологды;

2. пусть иноземцы платят пошлины ефимками, а не золотыми; надобно позволить иноземцам привозить золотые в Московское государство, продавать их или в уплату отдавать, кому угодно: это заставит их привозить много золотых и ефимков;

3. теперь для получения золотых и ефимков иноземцам сбавляется пошлина; но если позволить им покупать товары в Москве и в других городах, то я обнадеживаю, что соберется огромное количество ефимков и золотых, больше пошлинного сбора, потому что все те ефимки будут на денежном дворе переделаны и на всякий ефимок будет прибыли по 14 копеек. Позволение покупать товары в Москве и других городах надобно давать только тем иностранцам, которые станут привозить ефимки, а не золотые;

4. прежде давали в Москве и на Архангельской ярмарке разным людям много мелких денег, чтоб в Новый год на эти мелкие деньги ставили в казну ефимки, и этим средством много было привозимо в Москву ефимков: если приказать иноземцам раздавать мелкие деньги для постановки ефимков, чтоб ставили по 16 алтын, то по-прежнему будет привозиться много ефимков.

По обычаю были призваны в Посольский приказ гости и другие торговые люди и прочтены им статьи Марселиса. Гости смекнули, что хитрый иноземец, которого они очень не жаловали, хочет опять ввести свою братью во внутренние города, прельщая правительство обильным привозом ефимков, и потому подали сказку: "Первую статью иноземцы нарушили: в прошлом году много их кораблей пришло в Архангельск после Семена дня (1 сентября); которые пришли и до этого времени, и те торговали до Семена дня малыми торгами, а большими торгами всегда они торгуют на последних днях нарочно, чтоб у русских взять товары дешево, а свои поставить дорого и чтоб в позднем и скором времени русским людям заморских плохих товаров высмотреть было некогда". На вторую статью: "Теперь золотых в Московском государстве еще не умножилось; а что Марселис написал, чтоб иноземцам провозить всюду золотые и ефимки, то этим он хочет с иноземцами у всех русских людей торгами завладеть. Ефимки и золотые у них будут проданы персиянам, армянам, кумыкам и татарам дорогою ценою и вывезены из Московского государства. А если русские люди в Москве и в городах и возьмут у иноземцев за свои товары небольшое число золотых и ефимков, то этих денег в розни в государеву казну не собрать. Иноземцы станут продавать иноземцам же золотые по 40 алтын, а ефимки по 20 алтын и на те деньги станут покупать русские товары дешевом ценою, вполовину против архангельской цены: продаст иноземец 4 золотых по 40 алтын, итого возьмет 4 рубля 26 алтын 4 деньги; на эти деньги купит поташу берковец, даст 5 рублей, а в Архангельске русские люди продают поташ по 9 и по 10 рублей, а на Москве станет приходить поташ иноземцам по 4 золотых берковец. Так и прочие всякие товары переведут у русских людей полуценной перед Архангельском"[38].

Устав отменил множество мелких пошлин: подушное, мыты, сотое, тридцатое, десятое, свальное, складки, повороты, статейные, мостовое, гостиное и другие - и положил их в рублевую пошлину.

В начале устава сочинитель его указал на пример иностранных государств, где торговля считается в числе важнейших государственных дел; в конце по образцу иностранных же государств он принимает меры против роскоши: "В порубежных городах головам и целовальникам у иноземцев расспрашивать и пересматривать в сундуках, ларцах и ящиках жемчугу и каменья неоплошно, чтоб узорчатые вещи в утайке не были; от покупки таких вещей надобно беречься, как и в других государствах берегут серебро, а излишние такие вещи покупать запрещают, не позволяют носить их простым не чиновным людям, чтобы оттого не беднели; также низких чинов люди чтоб не носили шелку и сукна. Надобно удерживать простых людей от покупки таких вещей накладною пошлиною большою и заповедью без пощады: берегут того во всех государствах и от напрасного убожества своих людей охраняют"[38].

Постановив, что воевода архангельский не ведает гостя, который чинит расправу торговым людям, Ордин- Нащокин в конце устава предлагает важную меру, которая приготовляла меры Петра Великого именно предлагает учреждение особого приказа для купцов: "Для многих волокит во всех приказах купецких людей пристойно ведать в одном пристойном приказе, где великий государь укажет своему боярину; этот бы приказ был купецким людям во всех порубежных городах от иных государств обороною и во всех городах от воеводских налог был им защитою и управою. В том же одном приказе давать суд и управу, если купецкие люди будут бить челом на других чинов людей". Явился Приказ купецких дел.

Таким образом, городская жизнь, или, лучше сказать, посадская жизнь, жизнь посадских людей перед эпохою преобразования представляет нам борьбу и с чужими, и с своими. Борьба с иностранными купцами кончилась торжеством русских.

Закрепление принципа национального предпочтения в торговле в Новоторговом уставе свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Московского правительства. Согласно этому документу, иностранцам разрешалось торговать в пограничных городах - Архангельске, Новгороде, Пскове и др. Проезжать с товарами вглубь страны они могли лишь после получения специального разрешения - грамоты о торгах. Пошлина на их товары повышалась в четыре раза. Заморские вина выделялись в особую категорию и облагались максимальной пошлиной - от 6 до 60 ефимков, так как считалось, что их ввоз составляет конкуренцию царскому "кабаку".

Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.

Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.

Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы.

Сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г. был сосредоточен в Приказе Большой казны. Большая таможня и Посольская новая таможня оформляла товары иноземцев. В Мытную избу предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др. Конюшенный приказ надзирал за торговлей лошадьми. Померная изба оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары.

Возглавлял таможню таможенный голова, который выбирался из гостей, торговцев, посадских или государевых крестьян и рассматривался как представитель правительства, имеющий право чинить "полную расправу в торговых делах". За превышение сумм сборов он получал награду, за снижение поступлений с него взыскивался ущерб. При нем состояло несколько помощников - целовальников. Служба головы и целовальников носила безвозмездный характер и считалась очень почетной. Помимо целовальников купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сборов.

Что касается процедуры таможенного оформления, то она была довольно детально разработана. Ее осуществлял вместе со своими помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель правительства - таможенный голова, который был вправе чинить "всякую полную расправу в торговых делах" (ст. 2 Устава). Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность, чтобы "великого государя казне в сборах порухи не было" (ст. 1 Устава). Товары, привозимые на продажу, подвергались подробному и тщательному досмотру. Особое внимание обращалось на их качество.

Зарождение и развитие протекционистских тенденций в России стало неизбежным вследствие финансовой и экономической политики меркантилизма, представлявшей собой систему мероприятий, направленные не только на привлечение денег в страну, но и на развитие промышленности, улучшение путей и средств сообщения, мер и весов и т. д. Один из возможных и притом наиболее удобных путей накопления государством валютных запасов - расширение экспорта отечественной продукции н затруднение импорта иностранных товаров. В совокупности эти меры составляют понятие протекционизма в области внешней торговли.

Таким образом, если для начала рассматриваемого периода характерно отсутствие определенной системы в организации таможенной службы, связанное с разобщенностью государства в целом и отсутствием единой таможенной политики, то к концу периода появилась достаточно оформившаяся система, которая была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве, чему в большой степени способствовало становление государственного управленческого аппарата и выработка таможенной политики. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. Управление таможенными органами постепенно выводится из-под влияния местных властей.

При этом отмечаем, что формирование системы таможенных органов происходит по принципу взимаемых платежей, и следовательно, доминирование фискальной функции таможенных органов.

Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что определяющими направлениями развития государства в рассматриваемый период были: экономическая и политическая раздробленность в период татаро-монгольских завоеваний, и последующее становление государства, централизация вокруг определенного центра (Москвы), становление системы государственной власти.

Внешняя политика России, направленная на расширение внешнеторговых связей, проводилась в интересах отечественного купечества, причем активизировалась начиная с 16 века, когда происходит оживление европейской торговли, а также развивается внутренний рынок.

Если для начала рассматриваемого периода характерно отсутствие определенной системы в организации таможенной службы, связанное с разобщенностью государства в целом и отсутствием единой таможенной политики, то к концу периода появилась достаточно оформившаяся система, которая была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве, чему в большой степени способствовало становление государственного управленческого аппарата и выработка таможенной политики. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. Управление таможенными органами постепенно выводится из-под влияния местных властей.

При этом отмечаем, что формирование системы таможенных органов происходит по принципу взимаемых платежей, и следовательно, доминирование фискальной функции таможенных органов.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА

3.1 Итоги развития таможенных органов в 12-17 вв.

Основными итогами рассматриваемого периода для таможенных органов стали следующие.

Во-первых, была признана неэффективной для решения государственных задач откупная система взимания таможенных сборов, принесенная в 13 в. татаро-монголами.

Во-вторых, основанное на откупе управление таможенными органами также было признано нецелесообразным, в результате чего к концу рассматриваемого периода от откупной системы в таможенном деле государство отказалось полностью. Провал дальнейших попыток возродить откупную систему только лишь доказал правоту ее противников.

В-третьих, статус таможенной службы оставался до конца не ясным, поскольку служба считалась государственной, однако служащие частично избирались, частично назначались, кроме того, служащие должны были содержать себя сами, что не соответствует принципам государственной службы. При этом, необходимо заметить, что уже Петр
I перевел таможенников на казенное содержание, из чего можно заключить, что такая реформа назрела именно к концу 17 в.

Кроме того, что касается статуса таможенной службы, то необходимо отметить, что постепенно таможенные органы выводились из-под влияния местных властей - воевод и приобретали от них независимость и, более того, начинали приобретать контрольные функции над ними, что несомненно повышало статус таможенной службы.

Еще один немаловажный момент - начинает проявляться ведомственная принадлежность таможенных органов. Поскольку, как уже отмечалось, изначально основной функцией таможенных органов являлась фискальная, то и относиться они стали к финансовому ведомству, такая тенденция просматривалась и на дальнейших исторических этапах.

Также, что касается функций таможенных органов, отмечаем, что они продолжают осуществлять достаточно большой спектр функций, причем с таможенным делом не связанных.

Таким образом, видим, что в рассматриваемом периоде наметились основные тенденции развития таможенных органов, кроме того, были обозначены основные проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения.

3.2 Влияние рассматриваемого периода истории таможенных органов на современный этап развития таможенных органов

С одной стороны, достаточно сложно оценивать влияние такого далекого по времени исторического периода на современность, это все равно как сравнивать трехлетнего ребенка со взрослым человеком. Сложность обуславливается не только давностью лет, но и еще рядом факторов.

Во-первых, таможеные органы прошли достаточно длительный путь развития, причем на этом пути были не только прорывы вперед, но и ошибки, тормозящие развитие, уводящие его в сторону. Поэтому представляется затрудительным проследить взаимосвязь между какими-то событиями рассматриваемого периода и современности, так как их последствия могли быть искажены или нивелированы событиями последующих этапов.

Во-вторых, в поступательном движении истории таможенных органов мы можем выделить этап (Советский этап), который практически лишил государство таможенного дела и свел таможенные органы к придатку одного из министерств, практически лишенному традиционных для таможенных органов функций. То есть, можно говорить о том, что практически прервалась преемственность исторических этапов развития.

С другой стороны, проводя параллели между рассматриваемым нами этапом и современностью, мы находим определенное сходство. Кроме того, имеющиеся различия также диктуются не только влиянием времени, но и тем фактом, что выявленные нами недостатки в развитии таможенных органов в 12-17 вв. безусловно были учтены при дальнейшем формировании таможенных органов, а следовательно, несомненно их влияние на таможенные органы сегодняшних дней.

В частности, если говорить о параллелях, то в первую очередь выделяется преимущественно экономическое содержание функций таможенных органов. Изначально основной функцией таможенных органов являлась фискальная. Остается такая задача и на сегодняшний день. При этом история знает примеры, когда таможенным органам присваивались функции иного содержания. Наиболее яркими примерами могут послужить попытки милитаризации таможенных органов: пограничная стража, учрежденная Екатериной II; придание военного статуса таможенной службе в 1998 г. Тем не менее, на сегодняшний день таможенная служба является гражданской и решает преимущественно экономические задачи.

Кроме того, говоря о таможенной службе, мы не можем не затрагивать внутригосударственных процессов. Так, для рассматриваемого нами периода большую роль сыграл так называемый удельный период - время, когда государство было сильно раздроблено, не было единой централизованной системы власти, что в значительной мере сказалось на застое в развитии таможенной службы в тот период. И напротив, мы наблюдаем достаточно серьезные подвижки в становлении системы таможенных органов с образованием Московского государства со стабилизирующимися границами, централизованной властью и упорядочивающимся государственным аппаратом. Сходные процессы мы наблюдаем и на постсоветском пространстве, где после распада СССР России приходится практически с нуля выстраивать государство, обустраивать границы, утверждаться на мировой арене, сохранять целостность, вплоть до военных действий, перестраивать экономику. Эти обстоятельства в значительной мере коснулись таможенной службы, которую также пришлось выстраивать с начала, причем в сложных условиях экономической и политической нестабильности, что сильно затрудняло налаживание эффективной работы системы таможенных органов. С другой стороны, усиление вертикали власти с начала двухтысячных годов, приведение в соответствие конституционных основ субъектов РФ приводит к упорядочению и стабильности в работе таможенных органов, и на сегодняшний день мы констатируем, что таможенные органы достаточно успешно выполняют функцию по ускорению товарооборота через таможенную границу, их работа прозрачна и понятна участникам ВЭД.

Если же касаться характерных особенностей рассматриваемого периода, то здесь, опять же, можно привести в пример откупную систему взимания пошлин, пришедшую на Русь с татаро-монгольскими завоевателями в 13 веке. Уже на рассматриваемом этапе государство пришло к выводу о том, что данная система не эффективна, и отказалось от нее. И все дальнейшие попытки восстановить откуп не привели к желаемым результатам и только подтвердили выводы, сделанные в 17 веке. Соответственно мы видим, что на сегодняшний день система взимания таможенных пошлин и налогов находится в исключительном ведении таможенных органов, являющихся органами государственной власти, и все сборы направляются непосредственно в федеральный бюджет.

Тесно связана с данной особенностью и еще одна. В течение всего рассматриваемого периода таможенники имели двойственный статус. С одной стороны, они считались государственными служащими, с другой стороны, они не получали жалования из казны государя и, следовательно, практически не являлись государственными служащими в полном смысле. Этот факт осознал уже на следующем этапе развития таможенных органов Петр I, и именно он перевел таможенных служащих на казенное содержание, так как именно такое положение позволяет решать таможенникам государственные задачи, а не индивидуальные. И на сегодняшний день мы отмечаем, что таможенная служба - государственная служба, и государство делает все, чтобы таможенные органы как можно меньше зависели от частных лиц.

Таким образом, видим, что в рассматриваемом периоде наметились основные тенденции развития таможенных органов, кроме того, были обозначены основные проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения.

Если говорить об основных итогах рассматриваемого периода для современности таможенных органов, то можно выделить такие тенденции:

1. преимущественно экономическое содержание функций таможенных органов;

2. мы отмечаем развитие и упорядоченность в системе таможенных органов по мере становления государственного аппарата власти;

3. обособление таможенных органов от частной собственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучая историю таможенных органов, необходимо рассматривать их как неотъемлемую и безусловно зависимую часть таможенного дела, на которое в свою очередь оказывают значительное влияние процессы, происходящие в торговле (в особенности международной торговле), и в государстве.

Таможенные органы прошли длинный исторический путь, от 10 в. до наших дней, от отдельных мытниц и таможен с неопределенными функциями и статусом до единой централизованной федеральной системы государственных органов, решающих четко определенные задачи, причем не только оперативные, но и стратегические, и сегодня их развитие продолжается на основе долгосрочно разработанной концепции.

Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что определяющими направлениями развития государства в рассматриваемый период были: экономическая и политическая раздробленность в период татаро-монгольских завоеваний, и последующее становление государства, централизация вокруг определенного центра (Москвы), становление системы государственной власти.

Внешняя политика России, направленная на расширение внешнеторговых связей, проводилась в интересах отечественного купечества, причем активизировалась начиная с 16 века, когда происходит оживление европейской торговли, а также развивается внутренний рынок.

Если для начала рассматриваемого периода характерно отсутствие определенной системы в организации таможенной службы, связанное с разобщенностью государства в целом и отсутствием единой таможенной политики, то к концу периода появилась достаточно оформившаяся система, которая была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве, чему в большой степени способствовало становление государственного управленческого аппарата и выработка таможенной политики. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. Управление таможенными органами постепенно выводится из-под влияния местных властей.

При этом отмечаем, что формирование системы таможенных органов происходит по принципу взимаемых платежей, и следовательно, доминирование фискальной функции таможенных органов.

Таким образом, видим, что в рассматриваемом периоде наметились основные тенденции развития таможенных органов, кроме того, были обозначены основные проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения.

Если говорить об основных итогах рассматриваемого периода для современности таможенных органов, то можно выделить такие тенденции:

4. преимущественно экономическое содержание функций таможенных органов;

5. мы отмечаем развитие и упорядоченность в системе таможенных органов по мере становления государственного аппарата власти;

6. обособление таможенных органов от частной собственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003г. №61-ФЗ (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

3. Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993г. №5003-I (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

4. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

5. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: учеб. - М.: Юристь, 2003г.

6. Беляшов В.А. Таможенные процедуры: учеб.- практическое пособие. - М.: Приор-издат, 2004г.

7. Большой экономический словарь. Под ред. А.И. Азрикяна. - М.: 1994г., с. 415-416.

8. Брацун Г.П., Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов под ред. Н.М.Блинова. - М.: "РИОРТА",1996г., с. 70 -77.

9. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. 3-е изд., испр. и перераб./Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2004г.

10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2004г.

11. Давыдов Я.В. Таможенное право: конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2004г.

12. Дзюбенко П.В. Таможенная политика России: проблемы защиты интересов отечественной экономики (концептуальный подход). - М.: 1995г., с. 24.

13. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: учеб. Кн. 1 (VI - начало XX вв.). - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004г.

14. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. А.Н. Козырина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004г.

15. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под общ. ред. В.П. Шавшиной. - СПб.: Питер, 2004г.

16. Кормаков Г.А. Сущность гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела/ "Правосудие в Поволжье", №1, январь-февраль 2007г.

17. Кормаков Г.А. Особенности применения гражданско-правовых приемов, способов и средств в области таможенного дела/ "Правосудие в Поволжье", №4, июль-август 2007г.

18. Краткий таможенный словарь. - М.: 1994г., с. 182.

19. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика - "Волтерс Клувер", 2006г.

20. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика - "Волтерс Клувер", 2006г.

21. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004г.

22. Правоохранительные органы: учебник для ВУЗов / под ред. Э.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г.

23. Прокурорский надзор: учебник для ВУЗов / Под ред. О.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004г.

24. Сандровский К.К. Международное таможенное право: учеб. 3-е изд., стер. - Киев: Знания, 2002г.

25. Свинухов В.Г. Таможенное дело: учеб. - М.: Экономистъ, 2005г.

26. Таможенное дело. Словарь-справочник. - СПб.: 1994г., с. 155.

27. Таможенное право: учебник для ВУЗов / под общ. ред. Андриашина Х.А. - М.: "Юстицинформ", 2006г.

28. Таможенное право. Учебник для ВУЗов / Отв. редактор проф. Б.Н.Габричидзе. - М.: 1995г., с. 3-5.

29. Таможенный тариф Российской Федерации. - М.: Софт Издат, 2004г.

30. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Приоритет, 2003г.

31. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. - СПб.: Тирекс, 2004г.

32. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" / Система ГАРАНТ, 2006г.

33. Трошкина Т.Н., Шахмаметьев А.А. Правовое регулирование таможенных платежей. - Система ГАРАНТ, 2003г.

34. Учебное пособие для подготовки специалистов по таможенному оформлению/Д.А. Кириллова, Д.В. Михайлов, Р.Я. Супян. СПб.: Европейский дом, 2003г.

35. Федотов Б.Г. Актуальные вопросы таможенно-тарифной политики/ "Финансы", №3, март 2008г.

36. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. - М.: Зерцало-М, 2003г.

37. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2003г.

38. Шакуро В.А. "Таможенное дело и торговля России в IX-XVII веках". М., 2001 г.

39. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты