История развития российского таможенного тарифа
p align="center">4. Таможенный тариф сегодня и товарная номенклатура

Таможенный тариф включает свод ставок таможенных пошлин, ввозимых с товаров таможенными органами при пересечении таможенной границы, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф устанавливает порядок формирования и применения ставок таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу страны в обоих направлениях.

Таможенный тариф в Российской Федерации был введен в действие с 1 июля 1993 года Законом РФ от 21.05.93 г. № 5003-01 «О таможенном тарифе». Этот Закон регламентирует порядок формирования и применения таможенного тарифа, определяет виды таможенных пошлин, виды ставок таможенных пошлин, порядок их установления, а также тарифные льготы (преференции).

Импорт товаров в Россию до середины 1992 года осуществлялся беспошлинно. В течение второй половины 1992 г. действовал временный импортный тариф, ставки которого менялись дважды: вначале средний уровень ставок составлял 5%, затем он был вдвое увеличен. Тариф охватывал 14 товарных позиций ТН ВЭД, включая объединенную группу товаров с единой ставкой пошлины. В 1993 году был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%.

Введение таможенного тарифа в России преследовало цели:

1. рационализации товарной структуры ввоза товаров в РФ;

2. поддержания рационального соотношения валютных доходов и расходов на территории РФ путем корректировки объемов ввоза и вывоза товаров;

3. создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров на территории РФ;

4. защиты отечественной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5. обеспечения условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую.

За время, прошедшее после принятия Закона РФ «О таможенном тарифе», ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров изменялись многократно, как правило, в сторону увеличения.

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» ставки пошлин утверждаются Правительством РФ. Ставки ввозных таможенных пошлин установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 г. № 830 «О таможенном тарифе РФ - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», уровень которых составляет 5, 10, 15, 20%. В настоящее время в России наблюдается тенденция снижения ставок импортных таможенных пошлин. Так, например, в январе 2001 года были снижены ставки ввозных таможенных пошлин по 11 400 товарным позициям.

Ставки ввозных таможенных пошлин установлены многочисленными постановлениями Правительства РФ и объединены в приказе ГТК России от 06.08.2003 г. № 865 «О ставках ввозных таможенных пошлин».

Существует особенность установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую (товарная позиция 2709 по ТН ВЭД). Механизм ее установления предусматривает возможность гибкого изменения ставки в зависимости от действующих цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья. При этом устанавливаемые Правительством РФ ставки не должны превышать размер предельной ставки, утвержденной в Законе «О таможенном тарифе РФ». Так, например, с 10 августа 2003 г. ставка вывозной таможенной пошлины была увеличена до 33,8 долл. США за тонну.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от того, какое лицо перемещает товары через таможенную границу РФ, от вида сделки и других факторов.

По процессу установления ставок таможенных пошлин различают следующие тарифы:

- автономные - установленные без согласования с другими государствами;

- конвенционные - ставки устанавливаются по согласованию с другой стороной;

- конвенционные с оговоркой «по наибольшему благоприятствованию».

Таможенный тариф включает в себя свод показателей, состоящий из кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), краткого наименования товара и ставки таможенной пошлины, установленной в процентах от таможенной стоимости товара или в евро от единицы измерения товара.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли РФ и утверждается Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

ТН ВЭД России представляет собой «российский вариант» гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). ГС - это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.п., которая вступила в силу с 1 января 1988 года.

В ГС объектом классификации являются товары, образующиеся в мировой торговле, которые сгруппированы в шесть подразделений - разделы, группы, подгруппы, позиции, субпозиции и подсубпозиции. Необходимо отметить, что подгруппы есть не во всех группах и их число может быть разным. Названия позиций и субпозиций иногда совпадают. В основе формирования разделов лежит происхождение материала, из которого изготовлен товар, его химический состав, назначение. В основу образования групп заложен принцип последовательности обработки (от сырья, полуфабрикатов до готовых изделий) и значения товара в мировой торговле. При построении товарных позиций (4-значный код) и субпозиций (6-значный код) учитываются: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, производственные мощности и значение товара в мировой торговле. Последние цифры кода подсубпозиции отражают детализацию номенклатуры товаров в соответствии с признаками, принятыми в стране.

На базе ГС в каждой стране, подписавшей конвенцию по Гармонизированной системе, созданы национальные товарные номенклатуры. Согласно этой Конвенции, нельзя изменять классификацию товаров и их код в пределах первых шести знаков. Развивающимся странам разрешено частичное применение ГС - в шестизначном коде, им допускается детализация на уровне пятого и шестого знака путем замены их соответственно на «00» или «0». Число знаков в коде неодинаково для разных стран. Например, детализация номенклатуры товаров в США доходит до одиннадцати знаков, в России - до десяти.

В России товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности была разработана на базе ГС и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского Сообщества (КН ЕЭС) для идентификации товаров в рамках государственного регулирования ВЭД и введена в действие с 1 января 1991 года. Она состояла сначала из девяти знаков.

В настоящее время в России применяется 10-значная ТН ВЭД. 10-значный цифровой код состоит из трех основных элементов:

1. первые шесть цифр означают код товара по ГС,

2. первые шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по КН ЕЭС;

3. девятая и десятая цифры предназначены для возможности детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов страны.

Правильное определение положения товара в номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для установления порядка его перемещения через таможенную границу. Допущение ошибки в коде товара по ТН ВЭД в таможенной декларации рассматривается таможенными органами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством. Единая система обозначения товара необходима также для сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведения экономико-статистического анализа. Система цифрового кодирования ТН ВЭД позволяет представить всю необходимую информацию в удобной форме для дальнейшей автоматизированной обработки.

Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, взимаемый с товаров при пересечении ими таможенной границы. Оплачивается этот налог в конечном счете потребителем, поскольку все затраты по оплате таможенных пошлин включаются в цену товара.

Таможенные пошлины являются инструментом тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, механизм которого предполагает воздействие на эту деятельность путем корректировки ставок таможенных пошлин, внесения поправок в порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, а также принятия прочих изменений их уплаты.

5. Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров

Ставки ввозных таможенных пошлин дифференцированы в зависимости от страны происхождения товара.

Базовые (общие) ставки таможенных пошлин применяют к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Эти ставки устанавливает Правительство РФ.

Максимальные ставки таможенных пошлин, в два раза превышающие базовые, используют в отношении товаров, ввозимых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена.

Преференциальные ставки таможенных пошлин, составляющие 75% от базовых, действуют в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из развивающихся стран, которые принадлежат к пользователям схемы преференций РФ. Таможенные пошлины не применяют в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из наименее развитых стран - пользователей схемы преференций РФ и стран СНГ,

Перечень развивающихся и наименее развитых стран - пользователей схемы преференций РФ утверждается Правительством РФ. В дальнейшем планируется сократить перечни этих стран, так как во многих из них, например, в Саудовской Аравии и Гонконге, доход на душу населения больше, чем в России.

Следует отметить, что с недавнего времени преференциальные ставки таможенных пошлин распространяются на ограниченный перечень товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25.05.2000 г. № 414 «Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции». Таможенное оформление товаров, не входящих в указанный перечень, осуществляется в соответствии с общеустановленным порядком.

Таким образом, целью определения страны происхождения является осуществление тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ, поскольку размер применяемых к ввозимым товарам ставок таможенных пошлин зависит от страны их происхождения.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Принципы определения страны происхождения товара установлены Таможенным кодексом РФ и основываются на существующей международной практике.

В мировой торговой практике используют три основных критерия определения страны происхождения товара, которые установлены Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а именно:

1. Критерий переработки, предполагающий переработку импортного товара на территории данной страны, которая изменяет его положение в товарной номенклатуре, что дает основание рассматривать полученный в результате переработки товар как новый.

2. Критерий процентного содержания, устанавливающий предельную долю иностранных материалов и компонентов (добавленной стоимости) в стоимости готового товара.

3. Установление перечня товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен.

В соответствии с Таможенным Кодексом РФ, полностью произведенными в данной стране считаются следующие товары:

1. полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на ее морском дне.

2. продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране.

3. животные, родившиеся и выращенные в данной стране.

4. продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных.

5. продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране.

6. продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны.

7. продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны.

8. продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр.

9. отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье.

10. продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта.

11. товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышеуказанной продукции.

Под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

6. Группировка целей и видов действий с таможенными пошлинами в аспекте задач внутренней экономической политики государства

№ п/п

Цели действий с таможенными пошлинами

Виды действий с таможенными пошлинами

1.

Обеспечение доходов федерального бюджета государства.

1.1. Установление ввозных пошлин на иностранные товары, ранее пропускавшиеся беспошлинно;

1.2. Увеличение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

1.3. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

1.4. Установление ввозных пошлин на отечественные товары, ранее пропускавшиеся беспошлинно;

1.5. Увеличение ставок вывозных пошлин на отечественные товары;

1.6. Снижение ставок вывозных пошлин на отечественные товары.

2.

Создание и/или усиление дополнительных преимуществ для отечественных компаний, реализующих произведенные ими товары на внутреннем рынке.

2.1. Установление ввозных пошлин на иностранные товары, ранее пропускавшиеся беспошлинно;

2.2. Увеличение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

2.3. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

2.4. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары.

3.

Стимулирование ввоза иностранных готовых изделий.

3.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные готовые изделия;

3.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары;

4.

Обеспечение условий открытой и справедливой конкуренции на внутреннем рынке.

4.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

4.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары.

5.

Создание и/или усиление дополнительных преимуществ для отечественных компаний, реализующих произведенные ими товары на зарубежных рынках.

5.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

5.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары.

5.3. Снижение ставок вывозных пошлин на отечественные товары;

5.4. Устранение вывозных пошлин на отечественные товары.

6.

Создание и/или усиление тарифного барьера при вывозе отдельных отечественных товаров.

6.1. Установление вывозных пошлин на отечественные товары, ранее пропускавшиеся беспошлинно;

6.2. Увеличение ставок вывозных пошлин на отечественные товары.

Группировка целей и видов действий с таможенными пошлинами в аспекте задач внешней экономической политики государства

№ п/п

Цели действий с таможенными пошлинами.

Виды действий с таможенными пошлинами.

1.

Ответная мера на введение и/или усиление тарифных и иных ограничений со стороны других государств и/или таможенных союзов.

1.1. Установление ввозных пошлин на иностранные товары, ранее пропускавшиеся беспошлинно;

1.2. Повышение ставок ввозных пошлин на иностранные товары.

2.

Ответная мера на смягчение и/или устранение тарифных и иных ограничений со стороны других государств или таможенных союзов.

2.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

2.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары.

3.

Предоставление тарифных преференций для товаров, происходящих из отдельных стран и/или таможенных союзов.

3.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

3.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары.

4.

Выполнение данным государством условий международных соглашений и договоров.

4.1. Снижение ставок ввозных пошлин на иностранные товары;

4.2. Устранение ввозных пошлин на иностранные товары;

4.3. Снижение ставок вывозных пошлин на отечественные товары;

4.4. Устранение вывозных пошлин на отечественные товары.

Заключение

Становление таможенной службы РФ - неотъемлемая составная часть формирования российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой этого процесса стал указ президента РФ «О государственном таможенном комитете РСФСР». Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискальнно-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям, первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела. В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТС) -- ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств -- участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами. ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств -- участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур.

Список литературы

1. Полуэктов А. Многосторонняя система ГАТТ: до и после «уругвайского» раунда. - Внешняя торговля. 1994, № 4

2. Васильев Ю.А. Роль ГАТТ в международной экономической интеграции. - Экономика и коммерция. 1995, № 3

3. Удовенко С.П. Таможенный тариф современной России (1993-2005 гг.). - СПб.: ООО «Архей», 2006.

4. http://www.tkod.ru/24.html.

5. Таможенный тариф.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты