Индикаторы риска в системе контроля таможенной стоимости товара
p align="left">Таким образом, в настоящее время в абсолютном большинстве случаев причиной, по которой проекты профилей риска по контролю таможенной стоимости, поступающие из таможенных органов, признаются ГУФТД нецелесообразными, является недостаточная проработка при подготовке предлагаемых контрольных уровней таможенной стоимости, а также подтверждения их обоснованности, в первую очередь в части поиска, обобщения, анализа ценовой информации и представления в ГУФТД всех материалов, использованных при подготовке проектов профилей риска. Отдельные проекты профилей риска разрабатывались только лишь на основании анализа базы электронных копий ГТД с установлением контрольного показателя по таможенной стоимости из расчета среднего уровня таможенной стоимости в регионе деятельности отдельно взятого таможенного органа, что с точки зрения ГУФТД является недостаточным обоснованием.

Профилями риска по контролю таможенной стоимости устанавливается комплекс прямых мер по минимизации рисков, которые должны осуществлять должностные лица таможенных органов в случае, если заявленная декларантом таможенная стоимость товара ниже контрольного уровня, определённого профилем риска.

Применение прямых мер по минимизации риска направлено, в первую очередь, на выявление фактов возможного занижения таможенной стоимости ввозимых товаров недобросовестными участниками ВЭД.

Вместе с тем заявление декларантом таможенной стоимости ниже контрольного уровня не ведет автоматически к принятию решения по корректировке таможенной стоимости ввезенных товаров. Непредставление декларантом по запросу таможенного органа прайс-листа производителя или иного другого запрошенного документа также не является основанием для проведения корректировки таможенной стоимости.

Формальный подход должностных лиц при осуществлении контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, подпадающих под действие профилей риска, без учета принципов таможенной оценки, установленных нормативными правовыми актами, считаем неправомерным и недопустимым.

Формальное отношение таможенных органов к процедуре контроля таможенной стоимости товаров, сводящееся к простому применению прямых мер по минимизации риска и принятию решений по таможенной стоимости без учета качественных характеристик ввезенных товаров и условий организации конкретной внешнеторговой сделки, приводит к принятию необоснованных решений по таможенной стоимости и нарушению правовых норм, установленных законодательством Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что факт срабатывания профиля риска свидетельствует о возможном наличии риска зависимости цены сделки от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено. В связи с чем в данном случае прямые меры применяются несмотря на формальное представление соответствующих документов Приказ ГТК России от 16.09.2003 № 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

В случае же выполнения всех условий, необходимых для применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, установленных в том числе в результате применения прямых мер по минимизации риска, цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате, должна приниматься в качестве таможенной стоимости несмотря на ее отличие от соответствующего контрольного уровня таможенной стоимости из профиля риска.

Осуществление контроля таможенной стоимости товаров без проведения всех предусмотренных действующей нормативной базой основных и дополнительных проверочных мероприятий считаем недопустимым.

Также были отмечены случаи подмены цены сделки ввозимых товаров на контрольные уровни таможенной стоимости из соответствующих профилей риска.

Обращаем внимание на то, что контрольные уровни таможенной стоимости из профилей риска не могут применяться в качестве альтернативы цене сделки, указанной в контракте и счете-фактуре, и рассматриваться в качестве базы для начисления таможенных платежей. Контрольный уровень стоимости в профилях риска устанавливается методом экспертной оценки и является индикатором риска. Контрольные уровни стоимости товаров, доводимые до таможенных органов соответствующими профилями риска, возможно использовать только в качестве основы расчета таможенной стоимости в случае выпуска товаров при условии обеспечения уплаты таможенных платежей Таможенный кодекс РФ: Закон Российской Федерации от 28.05.2003 №61-ФЗ. - Ст. 323.

Использование ценовой информации из профилей риска в качестве основы для определения таможенной стоимости ввезенных товаров по резервному методу определения таможенной стоимости недопустимо.

Также обращаем внимание, что ни одним действующим нормативным правовым актом ФТС России (ГТК России) не предусмотрено отражение на бумажных носителях таможенных документов факта применения профилей риска и (или) ссылки на профили риска как на основание действий должностных лиц в процессе таможенного оформления и таможенного контроля.

2.2 Методика контроля таможенной стоимости с использованием профилей риска

В рамках действующей технологии управления рисками таможенная служба разработала профили рисков по КТС, которые направлены в таможенные органы в качестве инструмента оперативной оценки риска и оснований для проведении дополнительных проверочных мероприятий. В качестве основного индикатора риска заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости в настоящее время таможенными органами используется величина стоимости единицы товара, так называемый контрольный уровень рассчитывается экспортным способом на основе использования информации, содержащейся в нескольких источниках данных. Преимущественно это среднестатистические информационные сведения из базы данных ГТД, зеркальной статистики, интернет сайтов. По данным таможенной службы в результате применения СУР в 2008 г. в бюджет дополнительно перечислено 4,8 млрд. долл.

В 2008 г. в отношении только 7% ГТД были выявлены риски занижения таможенной стоимости (61,7 тыс. ГТД из 886,4 тыс. ГТД), тогда как в 2007 г. этот показатель составлял 4% от общего количества оформленных ГТД (134,5 тыс. ГТД из 3363,6 тыс. ГТД). Такой низкий процент можно объяснить тем, что участники ВЭД с целью избежания срабатывания профиля риска, сознательно декларирует таможенную стоимость на уровне или чуть выше индикаторов риска.

Для этого таможенные органы приобретают достаточные источники ценовой информации.

Для автоматизированного процесса анализа и обеспечения таможенного оформления разработан комплекс программных средств (КПС) «Стоимость - ценовая информация», позволяющая показать в электронном виде цены произведенных товаров, ввозимых на таможенную территория РФ.

Здесь используется ценовая информация:

- в качестве проверочных (справочных величин) при осуществлении контроля уровня заявленной таможенной стоимости;

- в качестве критерия уровня для отбора условий в качестве объектов для последующего контроля;

- в качестве основы для расчета размера обеспечения (Приложение 5).

В рамках СУР КТС товаров осуществляется в отношении товаров повышенного риска. Как правило, это наиболее налогоемкие либо значимые для государства товаров. В России профили риска по направлениям КТС разрабатываются в отношении более чем трети всех товаров, классифицируемых в ТН ВЭД. Организация КТС на этапе таможенного оформления товаров с применением СУР осуществляется по принципу распределения всего товаропотока в зависимости от степени его риска по трем коридорам Смитиенко Е.О. Совершенствование научно - методических основ организации контроля таможенной стоимости. Дис… канд. эконом. наук/ РТА. - М., 2009. - 198 с.:

- зеленый - означает отсутствие риска, и товар может быть выпущен немедленно после уплаты таможенных платежей без необходимости таможенного контроля. Как правило проводится упрощенный контроль. Если по результатам такого контроля возникла необходимость более детального контроля, то таможенным инспектором может быть принято решение о смене зеленого коридора на желтый.

- желтый - означает, что декларация нуждается в детальной документальной проверке. Таможенный инспектор внимательно проверяет весь комплект документов и при необходимости запрашивает дополнительные документы.

- красный - товары подвергаются углубленному документальному контролю и обязательному таможенному досмотру. Декларацию не могут по усмотрению таможенного инспектора направить по желтому и зеленому коридорам до завершения документального и фактического контроля.

Выбор коридора осуществляется автоматически с использование компьютерных таможенных систем обработки данных: SIS (Бразилия), VRAM (Индия), ACOS (Финляндия), BILGE (Турция) и т. д.

Необходимость создания программного средства АС ВКТС (автоматической сортировки таможенных деклараций и выбор коридоров КТС на основе комплексной оценки различных индикаторов риска, содержащихся в базе данных профилей риска и информации, содержащейся в ценовой базе данных) (Приложение 7).

В этой связи требуется создание многофакторной матрицы рисков (Приложение 6).

Отбор товарной партии для направления их по одному из коридоров осуществляемый таможенными компьютерными системами путем обработки информации называется профилем риска.

Профиль риска является средством, с помощью которого таможенные органы реализуют СУР на практике.

Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указаний о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. Применительно к КТС профили риска разрабатываются с целью оценки вероятности заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости.

Разработка профилей риска, устанавливающий индикаторы риска осуществляется с помощью информационных баз данных таможенных органов, в том числе баз данных ценовой информации.

Риски, содержащиеся в автоматизированных профилях рисков, выявляются в таможенных органах с применением специальных программных средств с учетом результатов самостоятельной проверки уполномоченным должностным лицом таможенного поста неформализованных индикаторов риска.

Риски, содержащиеся в неформализованных профилях рисков, выявляют уполномоченные должностные лица таможенного поста самостоятельно, исходя из области риска. Автоматические и автоматизированные профили рисков применяются с момента их поступления на таможенный пост (ОТОиТК таможни) и загрузки в специальное программное средство таможенного поста в соответствии с Регламентом синхронизации либо с даты начала действия профилей рисков, указанной в профилях рисков (если такая дата позже даты загрузки профиля риска в специальное программное средство таможенного поста.

Неформализованные профили рисков применяются со дня, следующего за днем поступления письма, содержащего профиль риска, на таможенный пост (ОТОиТК таможни) в соответствии с установленным порядком организации делопроизводства Приказ ФТС России от 03.12.2004 № 358 «Об особенностях действий должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками».

Риски, содержащиеся в автоматических или в автоматизированных профилях рисков, выявляются в момент принятия таможенной декларации.

Риски, содержащиеся в неформализованных профилях рисков, выявляются в ходе проверки документов и сведений, если момент проведения этой проверки соответствует моменту начала действия неформализованных профилей рисков.

При внесении изменений в таможенную декларацию на любом из этапов документального контроля производится повторная проверка таможенной декларации на предмет выявления рисков, содержащихся в профилях рисков.

При выявлении рисков, содержащихся в автоматизированных профилях рисков, специальное программное средство сообщает должностному лицу таможенного поста (ОТОиТК таможни) о необходимости проведения проверки неформализованных индикаторов риска и действиях, которые указанное должностное лицо должно совершить. При положительном результате указанной проверки должностное лицо таможенного поста (ОТОиТК таможни) выявляет риск, содержащийся в профиле риска, путем выбора в программном средстве категории "ПР применяется" - профиль риска считается выявленным. При отрицательном результате проверки указанное должностное лицо выбирает в программном средстве категорию "ПР не применяется", указывает свою фамилию и инициалы - профиль риска считается не выявленным.

В случае выбора категории "ПР не применяется" должностное лицо делает в графе Е или E/J комплекта ТД1 или ТД3 соответственно отметку "ПР N ___ не применяется к товару N ___" либо "ПР N ___ не применяется ко всем товарам". Отметка заверяется подписью лица, принявшего решение, с указанием его фамилии, инициалов, даты принятия решения. При выявлении при таможенном оформлении рисков, содержащихся в профилях рисков, в том числе в срочных профилях рисков, должностные лица таможенных органов применяют меры по минимизации рисков.

Если профилем риска не предусмотрена проверка бумажных экземпляров электронных документов, то требование о представлении письменной таможенной декларации и бумажных экземпляров документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, не допускается.

По результатам применения мер по минимизации рисков при декларировании товаров должностное лицо таможенного поста (ОТОиТК таможни) заполняет отчет. В качестве результатов применения мер по минимизации рисков указываются коды в соответствии с классификатором результатов применения мер по минимизации рисков.

Поля отчета заполняются как автоматически программным средством, так и уполномоченным должностным лицом таможенного поста (ОТОиТК таможни) на основании информации, содержащейся в профиле риска. В качестве результата применения мер по минимизации риска по умолчанию автоматически указывается код "10" <6>, который может быть изменен указанным должностным лицом в зависимости от результата применения каждой из мер по минимизации риска либо принятия решения о неприменении профиля риска Письмо ФТС России от 05.03.2005№ 14-14/6786 «О применении профилей рисков» . В отчет вносится информация обо всех мерах по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков, а также мерах по минимизации рисков, примененных самостоятельно без указания в профиле риска.

Так, установлен формальный подход должностных лиц таможенных постов при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, подпадающих под действие профилей риска, без учета принципов таможенной оценки, установленных нормативными правовыми актами. А также формальное отношение к процедуре контроля таможенной стоимости товаров, сводящееся к простому применению прямых мер по минимизации риска и принятию решений по таможенной стоимости без учета качественных характеристик товара и условий организации конкретной внешнеторговой сделки Приказ ФТС России от 22.11.2006 № 1206 «Об утверждении ИНСТРУКЦИИ по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации».

В случаях когда заявленная декларантом таможенная стоимость соответствует индикаторам профилей рисков или контрольным уровням, указанным в иной ценовой информации, доведенной до таможенных органов соответствующими письмами ФТС России, должностными лицами таможни проверка документального подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в ГТД, должным образом не осуществлялась.

Одним из факторов, обуславливающих низкий уровень таможенного оформления и таможенного контроля на таможенных постах, является недостаточный контроль со стороны отделов контроля таможенной стоимости таможен за процессом таможенного оформления.

Так, при применении мер по минимизации рисков 624 и 608 направление документов с таможенных постов осуществлялось без сопроводительных записок, факты направления и получения документов не регистрировались. ОКТС таможен не запрашивались с таможенных постов комплекты документов для проведения контроля после завершения таможенного оформления товаров, таможенная стоимость которых принята ниже уровней, установленных соответствующими профилями риска, заключения о правомерности (неправомерности) принятых решений подготавливались с нарушением установленных сроков либо не подготавливались вовсе. В результате недостатки и нарушения не выявлялись и не устранялись.

При отработке меры 608 должностными лицами ОКТС таможен при принятии решений по результатам проведенного контроля не производились записи в соответствующих документах, не оформлялись ДСТ и КТС. Запись с заключением по результатам проведенного документального контроля производилась только на бланке направления. Решения по таможенной стоимости с отражением необходимых записей в соответствующих документах производились должностными лицами таможенных постов самостоятельно Письмо ГТК России от 02.04.2004 № 05-39/12151 «О профилях рисков».

Глава 3. Перспективы применения индикаторов риска в системе контроля таможенной стоимости на примере ДВТУ

Целью системы управления рисками, концепция которой утверждена приказом ГТК России №1069 от 26.09.2003 г., является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля при оптимальном распределении ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ. В области контроля таможенной стоимости такой целью является предотвращение занижения таможенной стоимости, являющейся основой для начисления таможенных платежей, подлежащих уплате в Федеральный бюджет РФ.

Приведем пример реализации элементов СУР по направлению контроля таможенной стоимости товаров в Дальневосточном таможенном управлении Юферева Е.Л. Совершенствование функционирования подсистемы контроля таможенной стоимости в условиях реализации концепции системы управления рисками // Академический вестник. - 2007. - № 5. - С. 41-44.

Отдел контроля стоимости ДВТУ и подчиненные функциональные отделы таможен ОКТС осуществляют на плановой основе работу, связанную с реализацией концепции СУР по направлению контроля таможенной стоимости. Так в связи с имеющимися плановыми показателями по разработке проектов профилей рисков и поступающими заданиями ФТС России по проведению проверочных мероприятий и разработке по их результатам профилей риска ОКТС ДВТУ организовал сбор имеющейся в распоряжении подчиненных таможенных органов достоверной ценовой информации по отдельным товарам.

По итогам анализа полученной от таможен информации сделан вывод о том, что в большинстве случаев поступающие от таможен материалы содержат лишь анализ электронной базы ГТД, оформленных в зоне ответственности таможенного органа, и лишь за редким исключением таможни предоставляли отдельные ценовые материалы: справочники, товарные сертификаты, контракты, экспортные декларации. Такой результат, прежде всего, связан с тем, что направление контроля таможенной стоимости является сложным и весьма противоречивым комплексом. При его функционировании необходимо выдерживать баланс интересов по соблюдению законности принимаемых решений и достижению установленных контрольных показателей стоимости, так как за несоблюдение первого «наказывают» прокуратура, судебные органы, а за недостижение второго «спрашивает» вышестоящий таможенный орган, установивший контрольный показатель.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты