Анализ системы взаимодействия таможенных органов Федеральной службы по надзору РФ

Анализ системы взаимодействия таможенных органов Федеральной службы по надзору РФ

Размещено на http://www.allbest.ru/

27

Содержание

Глава 1. Применение информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов РФ

1.1. История внедрения информационных систем и технологий в деятельность таможенных органов РФ

1.2. Проблемы внедрения информационных систем и технологий в деятельность таможенных органов РФ

Глава 2. Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ физическими лицами (с использованием программы Bpwin).

2.1. Понятие и перечень культурных ценностей

2.2. Вывоз Культурных ценностей

2.3. Ввоз культурных ценностей

Глава 3. Способы применения информационных систем и информационных технологий при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации

3.1. Роль и место информационных систем и информационных технологий при перемещении культурных ценностей через таможенную границу РФ

3.2. Создание интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за вывозом культурных ценностей на примере СУБД Microsoft Access.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

Интерес к проблеме сохранения культурных ценностей можно считать показателем уровня культуры того или иного государства. Сегодня практически все страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах. Процесс правовой защиты культурного наследия России в разные периоды истории был неодинаков и зачастую ставился в зависимость существующей политической ситуации. В настоящее время сохранение культурного наследия страны напрямую зависит от качества работы Таможенных органов. Одним из факторов решения проблемы сохранения культурных ценностей должно стать использование современных информационных технологий, средств обработки и передачи информации.

Актуальность данной работы заключается в том, что именно сейчас, в условиях научно - технического прогресса, внедряются передовые компьютерные технологии в организацию работы Таможенных органов. На данном этапе важно, чтобы информатизация коснулась всех областей таможенного оформления и таможенного контроля, включая контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, который сегодня практически не автоматизирован.

Целью работы является разработка примерной системы взаимодействия Таможенных органов и Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия РФ с помощью информационных систем и информационных технологий.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассмотрение применения информационных систем и информационных технологий в деятельности Таможенных органов РФ, правовая основа регулирования перемещения культурных ценностей через границу РФ, а так же роль и место информационных систем и технологий при перемещении культурных ценностей через границу РФ.

Глава 1. Применение информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов РФ

Среди многочисленных ведомств нашей страны одним из безусловных лидеров в сфере использования информационных систем и технологий можно считать Федеральную Таможенную Службу РФ, и это не удивительно, ведь большинство бизнес-процессов, происходящих в рамках деятельности ФТС, сегодня немыслимы без применения информационных систем и технологий. Приоритетным направлением в этой области является создание такой технологии работы, при которой участник внешнеэкономической деятельности может проводить все операции, связанные с таможенным оформлением, в режиме удаленного доступа с использованием технологии электронного декларирования. При этом создаются предпосылки не только для оптимизации деятельности инспектора, но и изменения структуры таможенной службы в целом. Внедрение электронного декларирования минимизирует связь инспектора и участника ВЭД. Они могут даже не видеть друг друга в процессе оформления товаров и транспортных средств, и это очень важный момент. Ведь ни для кого не секрет, что наиболее частая критика в адрес таможенной службы звучит по поводу коррупции. Однако пока документы будут передаваться от участников ВЭД к инспектору из рук в руки, бороться с подобным явлением практически невозможно. Предполагается, что информатизация процессов таможенного оформления полностью исключит возможность нарушения правил таможенного оформления. Сегодня уже можно смело говорить, что технология электронного декларирования стала реальностью и достаточно широко используется таможенными органами.

На практике технология электронного декларирования дает большие преимущества не только таможенным органам, но и коммерческим предприятиям, она позволяет:

§ Минимизировать количество задействованного персонала;

§ Сократить финансовые расходы;

§ Ускорить оформление;

§ Унифицировать процедуры подготовки документов;

Исходя из перечисленных преимуществ можно сделать вывод, что информатизация процессов в таможенных органах способствует не только повышению эффективности деятельности таможенной службы, но так же дает преимущества декларантам.

1.2. История внедрения информационных систем и технологий в деятельность таможенных органов РФ

Работы по автоматизации таможенных технологий начались в 1990-х годах. В это время был создан Главный научно-информационный вычислительный центр ГТК России, который возглавил все работы по созданию автоматизированных систем. Главным достижением таможенной службы России в области автоматизации за прошедшие годы является создание Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов - ЕАИС. Первоначально, основными задачами ЕАИС были:

§ Контроль за начислением и взиманием таможенных платежей;

§ Ведение таможенной статистики внешней торговли;

§ Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов;

На начальном этапе разработки ЕАИС создавались отдельные автоматизированные рабочие места для сотрудников функциональных подразделений таможенных органов без объединения их в единое информационное пространство. Начиная с 1992 г. ГТК России приступил к формированию на регулярной основе первых статистических сводок внешней торговли на базе выписок из грузовых таможенных деклараций (ГТД). В течение 1992-1993 гг. были отработаны технологии таможенного оформления и ввода первичной информации в ЕАИС в машиночитаемом виде и создания массивов электронных копий ГТД.

В дальнейшем постепенно были автоматизированы основные функциональные задачи таможенной службы. Кроме ведения таможенной статистики полностью было автоматизировано таможенное оформление, внедрены контроль доставки товаров, валютно-экспортный контроль, контроль начисления таможенных платежей, налажена информационная поддержка борьбы с нарушителями таможенных правил и контрабандой, обеспечен информационный обмен с другими правоохранительными органами и налоговой службой.

Уже в 1994 г. более 75% информации поступало в центральную базу данных ГТК России по каналам связи. В 1997 г. в таможенной системе была внедрена первая версия электронной почты, и с этого времени практически вся информация поступала в ГТК России по каналам передачи данных.

В конце 2000 г. председателем ГТК России М.В. Ваниным перед специалистами информационно-технической службы была поставлена новая задача - развернуть комплекс работ по созданию и внедрению в таможенных органах системы оперативного управления таможенной деятельностью. Даже по постановке эта задача в корне отличалась от обычных задач автоматизации таможенных процедур. Если раньше говорилось о создании системы сбора и обработки информации, то теперь предстояло замкнуть цикл управления, сформировать так называемый канал обратной связи, который позволит на основе полученной оперативной информации о ходе таможенного оформления выработать рекомендации для таможенных органов, довести их до исполнителей и обеспечить контроль выполнения.

Эта работа послужила началом серьезного переосмысления концепции информатизации таможенных органов России.

Руководство ГТК России отчетливо понимало, что планируемое вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) требует создания информационных систем качественно нового уровня, отвечающего требованиям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В соответствии с ней таможенная служба должна при выборе форм таможенного контроля использовать систему управления рисками и, где это возможно, информационные технологии и средства электронных телекоммуникаций.

Именно поэтому следующим проектом стало создание автоматизированной системы анализа и управления рисками в таможенном деле. Этот проект был ориентирован на формирование системы оперативного контроля за таможенным оформлением, использование комплекса баз данных обеспечения деятельности функциональных подразделений ГТК России, создание комплексной системы информационного обеспечения контроля таможенной стоимости и внедрение системы удаленного доступа к базам данных федеральных органов исполнительной власти и контролирующих организаций.

Представление о таможне XXI века диктовало необходимость изменений во многих аспектах таможенной деятельности, связанных с информатизацией. Российские законы лишь частично регулировали проведение торговых операций в электронной форме, и практически отсутствовали правовые нормы, регулирующие выполнение таможенных процедур с использованием электронной формы декларирования. Учитывая эти обстоятельства, в проект нового Таможенного кодекса были заложены соответствующие положения, позволяющие представлять документы в таможенные органы в электронном виде.

Прежде всего речь идет об электронном декларировании товаров и транспортных средств. Кроме того, в проект нового Таможенного кодекса Российской Федерации была введена специальная глава Глава 40 ТК РФ. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле. Ст. 423-427., определяющая порядок применения информационных технологий в таможенном деле. При этом наиболее важной является статья, в которой говорится о возможности представления документов с использованием информационных систем (п. 4 ст. 425 ТК РФ)

1.2. Проблемы внедрения информационных систем и технологий в деятельность таможенных органов РФ

Переход к электронной форме декларирования позволяет полностью отказаться от бумажных документов, что существенно упростит взаимодействие участника внешнеэкономической деятельности с таможней, максимально сократит необходимость личного контакта с инспектором. Но при этом важно отметить, что на сегодняшний день остро стоит проблема обеспечения безопасности информации при электронном декларировании товаров и транспортных средств.

Ни для кого не секрет, что проблема борьбы с международной компьютерной преступностью приобрела небывалую остроту. Совершенно очевидно, что создание транснациональных компьютерных сетей как неотъемлемой части современной международной финансовой и банковской деятельности формирует реальные предпосылки, облегчающие совершение преступных экономических деяний. Поэтому успех внедрения электронного декларирования в первую очередь зависит от того, смогут ли таможенные органы обеспечить безопасность создаваемых информационных технологий.

Следующая проблема заключается в подборе персонала. Вместе с тем, что растет само количество таможенного оформления, ощущается недостаток квалифицированных кадров в регионах, которые способны работать с такой сложной информационной системой. Поэтому с учетом не очень большой зарплаты по сравнению с зарплатой IT-специалистов в коммерческих структурах, и с учетом того, что требования к квалификации специалистов предъявляются очень серьезные и очень специфичные - эта проблема стоит очень остро.

Информационная система таможенных органов - одна из крупнейших информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов включены в перечень критически важных государственных систем. Работа протекает в режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году, в условиях одиннадцати часовых поясов, - и это накладывает определенные трудности в поддержании этой системы в работоспособном состоянии. При этом, общее состояние развития современных информационных технологий в некоторых отраслях и некоторых регионах России еще не достигло достаточного хорошего уровня. Например, во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах, не существует другой связи, кроме как спутниковой, т.е. там нет информационной инфраструктуры, а потоки информации из года в год все увеличиваются.

Другая проблема - внедрение новых информационных технологий. На данный момент имеется достаточное количество перспективных IT разработок, которые довольно медленно внедряются по разным причинам: масштабности внедрения, сложности, отсутствия кадров для внедрения, неподготовленностью технической инфраструктуры. Одним из немаловажных барьеров на пути внедрения IT-технологий является нежелание работников на местах переходить на качественно новый уровень работы. Существует ряд примеров, когда внедрение решений по автоматизации тех или иных видов деятельности приветствуется работниками. Но в большинстве случаев, к сожалению, люди привыкают к определенному режиму работы, к определенным отношениям, причем как внутри коллектива, так и вне его. Соответственно, ломка устаревших бизнес-процессов происходит весьма болезненно. И здесь, конечно же, необходима твердая воля руководителей таможенных органов по внедрению систем автоматизации деятельности таможенной службы.

Например, если на сутки отключить информационную систему таможенных органов, то «эффект» будет виден незамедлительно в виде пробок на дорогах, километровых очередей на таможнях и несвоевременных поступлений таможенных платежей в бюджет государства. Поэтому использование современных информационных технологий (IT) в деятельности таможенных органов - важная задача, которая стоит перед таможенными органами. Это помогает совершенствовать и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе РФ.

К сожалению, внедрение IT-технологий коснулось не всех структурных подразделений таможенных органов. Информатизация практически не коснулась контроля за перемещением культурных ценностей через таможенную границу РФ, а ведь создание эффективной государственной системы сохранения культурного и исторического наследия нашей страны является одной из важнейших задач правоохранительных органов России. И в этой работе активное участие принимает Федеральная таможенная служба России.

Одним из последних «нововведений» в области выявления фактов перемещения культурных ценностей стал уникальный, не имеющий аналогов, принципиально новый программно-аппаратный комплекс идентификации подлинности художественных ценностей (картин, икон, гравюр) «Сканер». Он был впервые продемонстрирован на ежегодной международной выставке «Таможенная служба - 2002» Установленный в Шереметьево, этот комплекс постоянно помогает предотвращать незаконный вывоз культурного наследия страны.

За последнее десятилетие таможенными органами Российской Федерации в процессе выявления, предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений на каналах перемещения через таможенную границу культурно-исторических ценностей задержано более 80 тыс. предметов, среди них произведения изобразительного искусства, иконы, предметы религиозного культа и декоративно-прикладного искусства, рукописные, старопечатные и редкие книги, филателистические материалы, предметы нумизматики, фалеристики и бонистики.

Глава 2. Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ физическими лицами (с использованием программы Bpwin)

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.

Для одних - это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других - это способ существования или средство наживы.

Удовлетворение культурных потребностей - это, как наслаждение уже созданными произведениями искусства, так и возможность произведения искусства создавать, хранить, коллекционировать, изучать и т. д. Культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений.

Интерес к проблеме культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах.

Естественно, что само понятие «культурные ценности» или «произведения искусства» подразумевают под собой бережное и внимательное к ним отношение как со стороны работников «культурной» сферы, так и со стороны таможенных органов, привыкших, в основном иметь дело с «обычным» товаром, т. е. «продуктом труда, созданным для продажи».

Вместе с тем, на таможенные органы Российской Федерации возложены функции по пресечению незаконного оборота через таможенную границу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Кроме того, контроль за законным перемещением культурных ценностей, (при условии, что они имеют материально-пространственную форму воплощения) предполагает выделение их в отдельную категорию товаров.

2.1. Понятие и перечень культурных ценностей

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

§ Исторические ценности, связанные в том числе с историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей;

§ Художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы, оригинальные скульптурные произведения, художественно оформленные предметы культового назначения (иконы и т.п.), гравюры, эстампы, литографии, изделия традиционных народных художественных промыслов;

§ Составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

§ Старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный);

§ Редкие рукописи и документальные памятники;

§ Архивы (в т.ч. фото-, фоно-, кино-, видеоархивы);

§ Уникальные и редкие музыкальные инструменты;

§ Почтовые марки и иные филателистические материалы;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты