Запреты и ограничения, связанные с перемещением культурных ценностей через таможенную границу РФ
p align="left">Эффективность работы таможенных органов при проведении контроля законно перемещаемых культурных ценностей зависит не только от должностного лица таможенного органа, а в первую очередь от своевременно разработанного порядка учета и выдачи, необходимых для таможенных целей документов. К сожалению, до настоящего времени департаментом по охране культурного наследия Министерства культуры не прописан порядок регистрации культурных ценностей при их ввозе, поэтому не определена и роль инспектора таможни при таможенном оформлении ввозимых культурных ценностей Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. -Владивосток: ВФ РТА, 2004. С другой стороны, не принятие нормативных правовых документов не дает право не исполнять закон, поэтому рассмотрим подробнее порядок ввоза таких товаров.

Ввозимые в сопровождаемом багаже культурные ценности декларируются путем заполнения бланка пассажирской таможенной декларации. При их ввозе в несопровождаемом багаже либо при пересылке в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации при условии, что они предназначены для личного пользования этого лица, - путем заполнения заявления, предназначенного для декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

физическим лицом для личного пользования в несопровождаемом багаже Приказ ГТК России от 17 июня 2004 г. N 687 "Об утверждении формы заявления физического лица и порядка

заполнения заявления физического лица».

При ввозе культурных ценностей физическим лицам предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования и специальной регистрации п.5 ст.282 ТК РФ.

3.2 Действия должностного лица таможенного органа при оформлении ввозимых культурных ценностей. Специальная регистрация

Таможенное оформление культурных ценностей, заявленных к ввозу на территорию Российской Федерации, осуществляется должностным лицом таможенного органа путем проставления в пассажирской таможенной декларации и прилагаемых к ней документах отметки "зарегистрировано при ввозе в Российскую Федерацию, как заявленное в качестве культурной ценности".

Специальная регистрация культурных ценностей заключается в проведении следующих операций:

После проведения выпуска таможенный орган в 2-дневный срок уведомляет Территориальное управление по охране культурного наследия о ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и лицах, ввозящих культурные ценности, с указанием следующих сведений: фамилия, имя и отчество, адрес и телефон места жительства и пребывания в Российской Федерации, цель ввоза, количество и краткое описание ввозимых предметов.

Росохранкультуры регистрирует в установленном порядке ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном регистре культурных ценностей для выявления предметов, находящихся в розыске по международным запросам.

При проведении таможенного контроля ввозимых культурных ценностей юридическими лицами, должностное лицо таможенного органа также обязано проинформировать их о необходимости проведения специальной регистрации культурных ценностей в Министерстве культуры Российской Федерации или его территориальных органах по охране культурного наследия в 10-дневный срок с момента их декларирования.

3.3 Порядок временного ввоза культурных ценностей

Таможенный режим временного ввоза допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе Ст. 210 ТК РФ. Срок временного ввоза установлен Таможенным кодексом и не должен превышать 2-х лет. Сроки временного ввоза культурных ценностей устанавливаются таможенными органами в зависимости от целей и обстоятельств ввоза, как правило, сроком на один год с возможным последующим продлением без предоставления дополнительных разрешений Министерства культуры РФ. Временно ввезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

При наличии оснований полагать, что временно ввезенные физическими лицами культурные ценности могут быть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение на временный ввоз/вывоз культурных ценностей только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Временно ввозимые культурные ценности также подлежат декларированию и специальной регистрации в Министерстве культуры РФ или его территориальных органах по охране культурного наследия, с указанием срока нахождения культурных ценностей на территории РФ.

При декларировании временно ввозимых культурных ценностей к таможенной декларации дополнительно прилагаются:

* два комплекта фотографий временно ввозимых культурных ценностей;

* два экземпляра списков с описанием временно ввозимых культурных ценностей, составленных в произвольной форме самим собственником или уполномоченным им лицом, в которых указывается авторство, название произведения, место и время создания, материалы и техника исполнения, размеры, состояние сохранности, страховая оценка и срок обратного вывоза культурных ценностей.

В случае отсутствия фотографий уполномоченным лицом должно быть представлено подробное описание временно ввозимых культурных ценностей. Если списки составлены на иностранном языке, то к ним должен быть приложен перевод на русский язык.

3.4 Действия должностных лиц при таможенном оформлении временно ввозимых культурных ценностей. Специальная регистрация

Должностным лицом таможенного органа проводится идентификация временно ввозимых культурных ценностей на основании предъявленных документов, фотографий и т.д. На лицевой стороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий таможенный инспектор проставляет дату и оттиск личной номерной печати. В случае необходимости может быть сделана запись: "при обратном вывозе подлежит экспертизе".

После проведения таможенного контроля первый экземпляр списка и комплект фотографий вместе с таможенной декларацией возвращается декларанту для дальнейшего прохождения регистрации культурных ценностей (в Министерстве культуры), а вторые экземпляры хранятся вместе с таможенной декларацией в таможенном органе для дальнейшего контроля при обратном вывозе.

Росохранкультуры в установленном порядке регистрирует ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном регистре культурных ценностей.

При обратном вывозе культурные ценности должны быть сняты с регистрации в Министерстве культуры РФ или его территориальных органах поохране культурного наследия. При необходимости проводится повторная экспертиза и идентификация предметов с оформлением экспертного заключения.

Ввоз и временный ввоз культурных ценностей на территорию Российской Федерации может быть запрещен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в связи с запросами компетентных органов иностранных государств. Например, ввоз и временный ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, запрещается. Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам Ст. 24 Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей»..

3.5 Порядок действий в отношении задержанных и обращенных в федеральную собственность культурных ценностей

В Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность за незаконное перемещение товаров, а также недекларирование либо недостоверное декларирование Ст. 16.1, 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.. Эти меры подлежат применению и в отношении культурных ценностей. Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются так же в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. При этом контрабандой признается как перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации с целью вывоза, так и перемещение через таможенную границу Российской Федерации с целью ввоза в Российскую Федерацию Ст. 188 Уголовного Кодекса РФ.

Уголовным законодательством так же предусмотрено наказание за «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» Ст. 190 Уголовного Кодекса РФ в виде лишения свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. Уже само наказание за совершение неправомерных действий в отношении культурных ценностей говорит об их значимости и необходимости законодательной защиты, а так же внимательного контроля должностными лицами как таможенных органов, так и уполномоченными лицами Росохранкультуры.

Культурные ценности, изъятые по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а также в случаях отказа собственника культурных ценностей в пользу государства или признания этого имущества бесхозным, обращаются в федеральную собственность.

Предметы истории, объекты науки и произведения искусства, обращенные в федеральную собственность по решению суда, по рекомендации экспертной комиссии Министерства культуры РФ или его территориальных органов, могут быть безвозмездно переданы таможенными органами музеям, а предметы культа - религиозным организациям Ст. 433 ТК РФ..

Например, в Иркутской области в государственные учреждения культуры и религиозные конфессии нашего региона управлением Росохранкультуры г. Иркутска было передано около 400 памятников истории и культуры, предметов музейного значения. Основное количество переданного составили монеты (музею истории города Иркутска и Читинском областному краеведческому музею им. А.К.Кузнецова), предметы дворянского и мещанского быта XIX века - Иркутскому областному историко-мемориальному музею декабристов и т.д. Большая коллекция книг передана в научные библиотеки Иркутского госуниверситета, краеведческого музея и Иркутскую епархию, а краеведческие музеи Читы, Иркутска и Агинский дацан получили предметы буддийского культа, изъятые Забайкальской таможней.

Передача обращенных в государственную собственность изъятых или конфискованных культурных ценностей является одним из основных направлений работы экспертной комиссии, и все эти передачи были осуществлены при взаимодействии таможенных и правоохранительных органов и благодаря активному участию и принятым решениям Росохранкультуры г. Иркутска С.А. Анчутина «Работа экспертной комиссии Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в г. Иркутске». Материалы межведомственного совещания, 2001г.

Культурные ценности на территории Российской Федерации, не переданные на постоянное хранение в государственные учреждения, а также помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, подлежат реализации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. -Владивосток: ВФ РТА, 2004..

Заключение

С развитием интеграции России в мировую экономику возрастает роль таможенной службы в обеспечении соблюдения запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Деятельность в этой сфере во многом зависит от взаимодействия таможни с различными государственными организациями, от уровня правовых знаний сотрудников таможенных органов.

Известно, что, несмотря на меры по защите национального достояния России, продолжаются попытки незаконного вывоза за границу предметов старины и искусства. Среди причин, определяющих крупномасштабность преступлений в этой сфере, следует выделить возможность получения сверхприбылей (противоправные операции с предметами старины и искусства занимают в мире одно из первых мест среди преступлений международного характера, в том числе, по получаемым доходам).

Взаимодействие с учреждениями культуры позволяет наиболее эффективно претворять в жизнь Федеральную программу мер по обеспечению сохранности культурных ценностей, способствует усилению борьбы с незаконным оборотом предметов, являющихся историческим и культурным наследием народов России.

Меры, направленные на соблюдение запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, отражены в законодательстве и призваны оградить нашу страну от незаконного вывоза культурного достояния. В частности, последнее изменение в федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» было внесено 27 июля 2008 года и вступило в силу с 1 января 2009 года.

Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации наряду с этим законом отражен более чем в десятке нормативно правовых актах. При изучении законодательной базы, с одной стороны, можно говорить о достаточно полном отражении правил вывоза и ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию и порядке их оформления. Однако, на мой взгляд, несовершенство законодательства в этой области заключается в том, что не существует такого документа, который бы объединил в себе все положения, регулирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Международная Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. 14.11.1970 г., Париж.

2. Международная Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. 16.11.1972 г., Париж.

3. Международная Конвенция ЮНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей. 1995г., Рим.

4. Федеральный закон № 4804-1 от 15.04.93. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

5. Федеральный закон №54 - ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде РФ и музеях РФ»

6. Таможенный Кодекс Российской Федерации

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

8. Уголовный Кодекс Российской Федерации

9. Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27.04.2001 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»

10. Приказ Росохранкультуры № 65 от 10.11.2004 «О порядке оформления вывоза и временного вывоза культурных ценностей»

11. Приказ Россвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации»

12. Письмо Министерства культуры РФ № 01-188/16-30 от 13.12.2001

13. Письмо ГТК РФ № 14-10/25129 от 01.09.2000

14. Письмо ГТК РФ № 01-06/24071 от 19.06.2001 «Об упорядочении нормативной базы по таможенному контролю за перемещением культурных ценностей»

15. Письмо ГТК РФ № 05-18/13062 от 02.04.2002 «О таможенном оформлении и таможенном контроле культурных ценностей»

16. Письмо ФТС России № 06-59/11043 от 11.04.2005 «О направлении списка экспертов»

17. Письмо ФТС России № 04-18/32943 от 22.09. 2005 «О направлении информации»

18. Письмо ФТС России № 04-16/37089 от 09.09.2008 «О направлении информации»

19. Письмо ФТС России № 04-16/7473 от 20.02.2009 «О направлении информации»

20. Анчутина С.А. «Работа экспертной комиссии Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в г. Иркутске». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

21. Войтович А.Н. «Правовая база сохранения культурных ценностей». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

22. Сомов А.В. «Борьба таможенных органов с контрабандой культурных ценностей». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)

23. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. -М.: Юристъ, 2005 г.

24. Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. -Владивосток: ВФ РТА, 2004 г.

Приложение №1

Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

Утвержден Приказом Россвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации».

1. Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и библиотечных фондов Российской Федерации*.

* За исключением копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов Российской Федерации, государственных музеях и библиотеках ведения Минкультуры России, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН.

2. Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:

2.1. мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства;

2.2. предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, созданные более 50 лет назад;

2.3. предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад;

2.4. предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

3. Художественные ценности*:

* За исключением созданных менее 50 лет назад живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящиеся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты