Статистика цен
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу
коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные
требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической
методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка,
изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия
оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке
товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел
статистики, как статистика цен.
Кроме того, статистика цен играет немаловажную роль для принятия
решений и в макроэкономике, десятилетие рыночных реформ привело к обнищанию
жителей России и падению доходов более 27 % населения ниже прожиточного
минимума. Именно по этому важнейшее значение приобретает контроль за
уровнем цен и инфляции, чтобы приостановить сползание населения за черту
бедности и дать достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме
в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы
населения.
В данной работе рассматриваются понятие и сущность цен и инфляции,
задачи статистики цен, система показателей статистики цен, принципы и
методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы
оценки уровня и динамики инфляции. Для раскрытия теоретической части
работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий,
разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами,
указанные в списке литературы.
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а
так же провести статистический анализ цен в Амурской области.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН
1.1. П о н я т и е и с у щ н о с т ь ц е н и и н ф л я ц и и
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная
категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные,
экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и
объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и
тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные
структуры и маркетинговые службы.
С другой стороны, цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу
товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет
статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок,
входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в
социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной
статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен.
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли,
которую играет цена на рынке. Она выступает как:
- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение
спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую
ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и т. д.);
- маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется
воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка,
покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и
т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление
ресурсов и являются мотивацией для производства.
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и
соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель
конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и
предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент
образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.
Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния
на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту
привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения,
влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных
доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие
конкурентной борьбы.
Рассматривая статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как
инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное
нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:
- инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег,
покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы
государства;);
- рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация
продукции в связи с общественными катаклизмами).
Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная
инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в
гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения,
производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в
непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается
производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет
спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения
людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-
кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко
увеличить и зарплату, напри мер торговцы драгоценностями, стоимость которых
во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.
1.2. З а д а ч и с т а т и с т и к и ц е н
В основу современной классификации концептуальных задач статистики
цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных
различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные
товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые
решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.
Первая классификация включает три концептуальные задачи.
1. Характеристика состояния (конъюнктуры) рынка. Решая эту общую
задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как
опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная
эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация
доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение
уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).
2. Характеристика цены как инструмента управления рынком. С этой
позиции статистика изучает возможности и степень воздействия цен на
производство (в том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру
цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения),
спрос. Общепризнанная обратная зависимость между ценой и спросом не всегда
подтверждается на практике, например в случае «престижной» цены или цены
«показателя качества». Статистика цен имеет возможность обосновать
экономические рычаги для маркетингового регулирования рынка.
3. Анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием и
государственного регулирования цен. Решение этой задачи предполагает
статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и
поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать
и осуществить прогноз изменения цен.
Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков
статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи
статистики цен.
1. С позиции государства: изучение цены как орудия социальной и
экономической эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной
составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда,
прогнозирование последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора
для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования
бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для
принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в
стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и
жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно
вкладывать капитал, где неэффективен частный сектор, и т. д.
2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента
маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их
дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик
товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и
других субрынков и т. д.
3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации доходов,
формирования потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение
ценового влияния на уровень жизни раз личных социальных групп населения;
анализ соответствия цен качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям
потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора
выбора (вынужденности) покупки и т. д.
Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с
помощью конкретных функциональных задач, которые включают:
- регистрацию цен, наблюдение за их изменением;
- анализ уровня цен, его дифференциации;
- характеристику структуры цен;
- изучение соотношений цен различных товаров, субрынков и перекрестной
эластичности цен;
- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности
цен;
- региональный анализ цен;
- анализ и моделирование динамики цен;
- выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и
динамику цен;
- прогнозирование цен.
1.3. С и с т е м а п о к а з а те л е й с т а т и с т и к и ц
е н
Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма.
Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы
показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система
показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен:
ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам,
раз личным субрынкам.
Таблица 1. – Система показателей статистики цен
|Блоки |Показатели |Субпоказатели |
|показателей | | |
|Уровень цен |Индивидуальный |Моментная цена товарного вида, |
| |уровень |сорта товара-представителя |
| |Средний уровень |Средняя цена на дату и за |
| | |период: по товарной группе |
| | |( комплексу ); по территории, в |
| | |том числе городу и селу; по |
| | |субрынкам; по группам покупателей |
| |Обобщающий |Стоимость потребительской |
| |уровень |корзины; отношение индивидуальной, |
| | |средней и обобщающей цены к доходу |
|Структура цены |Себестоимость, |Удельный вес каждого элемента в |
| |наценки, скидки |конечной (розничной) цене товара; |
| |(оптовые, |удельный вес валового дохода |
| |розничные), |(реализованного наложения) в |
| |налоги |товарообороте; соотношение оптовых и |
| | |розничных цен; соотношение структурных |
| | |элементов розничных цен |
|Соотношение цен|Коэффициенты |Отношение цен товаров к базовой цене; |
| |соотношения цен |степень отклонения соотношений цен от |
| |регионов, |базовых; степень устойчивости |
| |субрын-ков, |соотношений в динамике |
| |товаров | |
|Вариация цен |Показатели |Распределение цен в пределах товарной |
| |вариа-ции цен в |группы (группировка одноименных товаров|
| |прос-транстве |по уровню цен); уровень территориальной|
| |(социаль-но-эконо|колеблимости цен; уровень устойчивости |
| |мическом и |цен в динамике (коэффициент |
| |географическом) и|аппроксимации трендовой модели); |
| |во времени |уровень сезонных и циклических |
| | |колебаний цен; степень различий цен |
| | |покупок в социальных группах населения |
| | |(группировки потребителей по уровню цен|
| | |покупки) |
Продолжение таблицы 1.– Система показателей статистики цен.
|Блоки |Показатели |Субпоказатели |
|показателей | | |
|Динамика цен |Показатели |Индивидуальные индексы цен; групповые |
| |динамики отдельных|индексы цен; общий (сводный) индекс цен; |
| |товаров-представит|индекс средних цен; тренд цен |
| |елей, товарных | |
| |групп, всех | |
| |товаров | |
| | | |
|Соответствие |Показатели влияния|Параметры моделей; коэффициенты |
|цены качеству |качества на цену, |эластичности; индексы; экспертные оценки |
|товара и |динамику качества,| |
|покупательским|динамику цен | |
|мнениям | | |
|Эластичность |Показатели |Эмпирический коэффициент эластичности; |
| |зависимости цен от|коэффициент перекрестной эластичности; |
| |социально-экономич|теоритический коэффициент эластичности |
| |еских факторов, | |
| |зависимости цен | |
| |одних товаров от | |
| |цен других | |
Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных
факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти
отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения
выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих
определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет
необходимость использования в системе показателей статистических оценок
соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских
предпочтений.
Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и
прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены).
Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие
качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает
диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание
синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем,
включает показатели государственной статистики цен и статистики цен
рыночных структур.
2.4. П р и н ц и п ы и м е т о д ы р е г и с т р а ц и и ц
е н
Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получившей
название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной
учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики
стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента
товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.
По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться
серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен,
обусловленное появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание
инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в
индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара,
временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и
т. п.
Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой
экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях
с хорошо поставленным учетом.
Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989
гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему
регистрации цен, основанную на следующих принципах:
- отказ от массового документированного учета, практически не
возможного в условиях различных форм собственности, и переход к
ограниченному использованию документов;
- отказ от сплошного учета цен и переход к использованию