Статистика занятости и безработицы

Статистика занятости и безработицы

Дальневосточный государственный университет

Владивостокский институт международных отношений Азиатско-

Тихоокеанского региона

Статистика занятости и безработицы

Выполнила:

студентка 5 курса ф-та

политических наук и

социального управления

Владивосток

2002

Содержание:

1. Задачи статистики занятости и безработицы. Источники данных

2. Уровни занятости и безработицы

3. Состав безработных

4. Состав занятых

5. Литература

Задачи статистики занятости и безработицы

Источники данных

Занятость - одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной

экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на

международных конференциях статистиков труда (1949, 1957, 1982, 1993 гг.),

проводимых Международным бюро труда (г. Женева) - основным рабочим органом

Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным

стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две

взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы

соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд

превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие

безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения

экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с

рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически.

Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении

социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной

подготовки и переподготовки кадров.

Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи:

o сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях

рабочей силы;

o измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния,

тенденций на рынке труда;

o изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и

ее прогнозирования;

o изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать

программу занятости;

o измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими

мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей

силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании

ряда источников информации.

В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в

течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма № 1-Т “Отчет

по труду” (месячная, квартальная, годовая). По этой форме отчитываются не

все предприятия. Для малых предприятий численность занятых может быть

получена из единовременного отчета: № 1-МП “Об основных показателях

деятельности малого предприятия” за год. Изучение состава занятых по

отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам

трудовых ресурсов, составляемым на середину (1 июля), конец (начало - 1

января) года и в среднем за год. В них обобщается не только информация

предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные

налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих

по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в

централизованном порядке.

Важным источником информации о численности безработных являются данные

служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро

по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут первичную

учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую

входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, № 1 и

карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также

ежемесячно представляют в органы государственной статистики “Отчет о

трудоустройстве и занятости населения”. Однако не все нуждающиеся в работе

обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность

официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца,

квартала, года).

Наряду с данными текущей отчетности для оценки общей численности

безработных начиная с 1992 г. используются материалы выборочных

обследований населения по проблемам занятости. Обследованию в течение

недели подлежат граждане в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная

граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а

низкая - подростков. Результаты обследований позволяют оценить численность

безработных, их распределение по обстоятельствам не занятости, по способам

поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может

функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.

Использование выборочных обследований в сочетании с данными текущей

отчетности для определения численности безработных рекомендовано МОТ и

практикуется в ряде стран. Например, американское Бюро статистики труда

информацию о безработице собирает через текущие обследования населения,

проводя выборочные обследования 60 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно.

Определенную помощь в сборе данных о занятости могут оказать и

материалы выборочных обследований предприятий. С 1991 г. в России

ежемесячно проводится мониторинг предприятий и банков организацией

"Российский экономический барометр" (РЭБ). В настоящее время РЭБ является

единственной организацией, осуществляющей анализ экономической ситуации в

России на основе конвенциональных методов опросной статистики. Сеть

респондентов РЭБ насчитывает свыше 1000 хозяйственных единиц из всех

отраслей и регионов России.

Поскольку размер безработицы широко используется в международной

практике в качестве общего показателя текущего состояния экономики страны,

то естественно включение в программы данных обследований вопросов,

уточняющих ситуацию на рынке труда и позволяющих прогнозировать ее. Ввиду

важности такой информации Правительство Российской Федерации утвердило от

22 марта 1995 г. положение о всероссийском мониторинге социально-трудовой

сферы. Организация и ведение мониторинга социально-трудовой сферы возложены

на Министерство труда РФ и Госкомстат России при участии Министерства

экономики, Министерства социальной защиты населения, Федеральной службы

занятости, Федеральной миграционной службы России.

Уровни занятости и безработицы

В соответствии с рекомендациями МОТ, как было отмечено ранее,

статистика рассматривает численность занятых и безработных как две

составные части экономически активного населения, т. е. рабочей силы.

Под экономически активным населением (рабочей силой) подразумевается

часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства

товаров и услуг. Численность экономически активного населения измеряется по

отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.

Численность экономически активного населения оценивают по данным

выборочных обследований населения по проблемам занятости. В международных

стандартах рекомендуется указывать минимальный возраст, принятый при

измерении экономически активного населения. Он может быть принят на уровне

6 лет (Египет), 10 лет (Бразилия) и повышаться до 16 лет (США, Швеция). В

большинстве стран он составляет 14-15 лет. В некоторых странах

предусмотрены два минимальных предела: более низкий -для получения

информации об экономической деятельности и несколько более высокий - для

группировки экономически активного населения: например, в Канаде - 14 и 15

лет, в Индии - 5 и 15, Венесуэле - 10 и 15, в России - 15 и 16 лет.

Помимо минимального в ряде стран установлен максимальный возраст. Это

означает, что лица старше его исключаются из расчета численности

экономически активного населения. Например, в Дании, Швеции, Норвегии,

Финляндии установлен верхний предел в 74 года. В России при проведении

обследований населения по проблемам занятости ограничиваются возрастом в 72

года. Вместе с тем при дальнейшей группировке населения на занятых и

безработных, как и в большинстве стран, максимальный возраст не установлен.

Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения

страны (региона), определяется доля экономически активного населения в

общей численности населения. Правильное измерение экономически активного

населения зависит от того, как точно определены его две составные части:

занятые и безработные. Описание этих категорий рабочей силы применительно к

национальным особенностям России дано в постановлении Госкомстата России от

25 мая 1993 г.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а

также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

o выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо

неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу

(самостоятельно или у отдельных граждан);

o временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю

отпуска и другим причинам;

o выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый

период:

o не имели работы (доходного занятия);

o занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к

администрации предприятия, использовали личные связи, помещали

объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации

собственного дела;

o были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны присутствовать все три критерия,

перечисленных выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по

направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные

работы, получаемые через службы занятости.

По методологии МОТ к безработным могут быть отнесены и учащиеся,

студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были

готовы к ней приступить. В составе безработных выделяются лица, не занятые

трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве

ищущих работу, а также признанных безработными.

Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную

численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень

занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории

рабочей силы в численности экономически активного населения на начало

(конец) периода:

Уровень численность безработных

Безработицы = х 100

(в %) численность экономически

активного населения

Уровень численность занятых

Занятости = х 100

(в %) численность экономически

активного населения

Таблица 1

Трудовые ресурсы Приморского края

| |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |

|Численность постоянного населения |2223,|2204,|2183,|2163,|2140,|

|края, всего |9 |1 |2 |7 |1 |

|Трудовые ресурсы, всего |1410,|1397,|1396,|1408,|1404,|

| |1 |3 |6 |6 |0 |

|в том числе: | | | | | |

|трудоспособное население в трудоспос. |1348,|1335,|1331,|1331,|1328,|

|возрасте |3 |5 |1 |7 |3 |

|лиц старших возрастов и подростки, |61,8 |61,8 |63,5 |76,9 |75,8 |

|занятые в экономике | | | | | |

|Распределение трудовых ресурсов: | | | | | |

|население занятое в экономике |942,1|922,6|945,8|954,1|980,7|

|население незанятое в экономике: | | | | | |

|учащиеся в трудоспос. возрасте, |89,4 |96,3 |101,1|106,7|111,6|

|обучающиеся с отрывом от производства | | | | | |

|другое население в трудоспос. |378,6|378,4|349,8|356,7|311,8|

|возрасте, незанятое в экономике | | | | | |

|(военнослужащие, безработные и др.) | | | | | |

|Экономически активное население - |1085,|1077,|1098,|1084,|1079,|

|всего |3 |7 |1 |3 |4 |

|Из общей численности ЭАН: | | | | | |

|занятые |942,1|922,6|945,8|945,1|980,7|

|безработные |143,2|155,1|152,3|139,2|98,7 |

|из них имеют официальный статус в |46,2 |36,7 |29,3 |23,0 |23,8 |

|службах занятости, всего | | | | | |

Так, в 2001 году в приморском крае уровень безработицы составил 9,14%

[pic]соответственно уровень занятости – 90,86% [pic]. А в 1999 году эти

показатели были равны 12,84 и 87,16%.

Данные графики свидетельствуют о снижении уровня безработицы на

территории Приморского края с 1997 по 2001 гг. почти в 1,5 раза.

Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного

населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя

отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от

развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе,

уровня благосостояния населения. Различают полную, частичную и скрытую

занятость.

Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых

каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его

желании быть занятым или незанятым. Полная занятость не означает, что все

трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно

занятым. В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не

участвовать в процессе труда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не

работающие потому, что желают сменить профессию и др.). Полная занятость

достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что

является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.

Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение

неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. Она присуща странам с

высоким уровнем экономического развития, где состояние науки создает

экономические условия для частичной занятости. В настоящее время удельный

вес численности частично занятых в экономически активном населении

составляет: в Норвегии - 25,6%, Великобритании - 24,7%, Швеции — 24,7%,

Австралии - 20,2%, США - 17,3%, в Японии - 12%. Рост категории частично

занятого населения предполагает достаточно высокий уровень оплаты труда.

Неполный рабочий день (неделя) может более широко использоваться и в нашей

стране, особенно среди женщин, не как вынужденная, а как сознательно

выбранная форма организации труда.

Особого внимания заслуживает скрытая занятость (потенциальная

безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме

неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без

сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная

видимая занятость преуменьшает реальное число безработных.

Занятые и безработные (экономически активное население) являются

составной частью трудовых ресурсов региона. Поэтому в литературе нередко

уровни занятости и безработицы определяются как удельный вес занятых и

удельный вес безработных в общем объеме трудовых ресурсов. Найденные так

показатели уровней занятости и безработицы по своим величинам оказываются

ниже, чем рассмотренные ранее.

Уровень доля ЭАН уровень занятости

Занятости х в трудовых = в трудовых

ЭАН ресурсах ресурсах

Уровень доля ЭАН уровень безработицы

безработицы х в трудовых = в трудовых

ресурсах ресурсах

Считая, что доля экономически активного населения в трудовых ресурсах

Приморского края составляла в 2001 г. 0,77 при уровне занятости 90,86% и

уровне безработицы 9,14%, получим:

Уровень занятости в трудовых ресурсах = 0,77 * 9,86 = 69,96 %;

Уровень безработицы в трудовых ресурсах = 0,77 * 9,14 = 7,03 %.

Приведенные взаимосвязи показателей справедливы лишь в целом. В ряде

случаев возможны их нарушения, если в составе безработных окажется велика

доля лиц нетрудоспособного возраста (например, пенсионеров, ищущих работу и

готовых к ней приступить), ибо возрастные границы для категорий "трудовые

ресурсы" и "экономически активное население" не совпадают. Однако в

большинстве случаев приведенные равенства имеют место.

Сумма показателей уровней занятости и безработицы в трудовых ресурсах

дает удельный вес экономически активного населения в трудовых ресурсах. По

данным 2001г.: 69,96+7,03=23%. Недостающие (до 100%) 23% - экономически не

активное население в трудоспособном возрасте, т. е. население, которое не

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты