PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени
А. Шебуняев в своих трудах упоминает, что еще в начале 20 века как гениальную догадку высказал П.И. Новгородцев, а потом доказал М.Вебер, что демократия, как и всякая другая форма правления сильна только тогда, когда над ней стоит справедливость, когда народ помнит, что в мире есть Высшая Воля, будущность религии, перед которой народная воля должна преклониться. Шебуняев А. Взаимодействие ПР-служб в органах государственного управления с целевыми аудиториями // www.opinio. msu.ru По его мнению, в современной России будущее демократии зависит от будущности православия. Автор считает, что нам предстоит заново открыть корни наших общественных институтов, принципов и норм. Православие, как и любая другая мировая религия, обладает высоким политическим потенциалом. А православные архетипы и коды российской политической культуры при условии использования их в политической практики способны сформировать мощные политические мотивации в российском обществе. А. Шебуняев утверждает, что восстановление культурных ценностей православной нормативно-ценностной системы приоритетов в политики раскроет преимущество этой модели перед западным “эталоном” и это должно стать главной задачей политической элиты, которая по настоящему заботится о возрождении страны. Соборное сознание, проникнутое этикой взаимопомощи способно сформировать у личности яркое осознание своей социокультурной идентичности, своей неразделенной принадлежностью к обществу. Панкова Н. Кузьмина В. Перспективы и сложности на пути развития ПР-подразделений в государственном секторе//www.socio.msu.ru Это объясняется тем, что сознание русского человека обращено к миру. Русский человек видит удовлетворение своих потребностей и приобретение гармонии для себя через стремление всего общества к идеалу, связанного единой целью. Это должно выразиться вовлеченностью каждого индивида в решение общественно-значимых проблем.

А.Я. Гуревич отмечает, Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии.- 1969.-№ 3.-С. 113 что именно национальная идея как символ собирания и восстановления народной силы дает русскому народу осознание общей связи, вне которой нет будущего, как для нации, так и для общества в целом. Но, включенность граждан в общественную деятельность затрудняется не только разрозненностью между собой, но и по причине недоверия органам власти. Оно в свою очередь порождается не только недостаточно эффективной работой муниципальных советов, но и в постоянных нарушениях обязательств территориальных органов перед населением.

Для возращения доверия ПР-деятельность органов местного самоуправления должна быть продолжением реальных дел местных властей, осуществляться на основе уважения к правде и представлять собой двухстороннюю симметричную модель связей с общественностью с последующим переходом к партнерской модели ПР Модели ПР в местном самоуправлении//http://lib socio.msu.ru/l/library . Под двухсторонней моделью подразумевается, с одной стороны коммуникационный канал - орган управления, с другой - общественность. В такой ситуации общение происходит на равных. Е.Б. Поканинова, основываясь на примере республики Калмыкия говорит, Поканинова Е.Б. Связи с общественностью как инструмент социального управления: проблемы становления и функционирования.- Калмыкия.-2003.- С. 149 что при помощи ПР-средств необходимо формировать механизм взаимодействия с гражданами, который будет способствовать демократизации и укреплению начал гражданского общества. По ее словам, решающее значение имеет выбранная стратегия, где главным критерием является - поддержание доверия жителей. В качестве носителей авторитетного мнения должны выступать не политические партии, а организации инвалидов, ветеранов, многодетных матерей и др. Успех же деятельности специалистов по связям с общественностью зависит, прежде всего, от того, насколько точно осознаны закономерности ПР в сфере управления, а также от полноты воспроизводства “идеальной модели” ПР в организационной структуре.

Для формирования эффективного механизма взаимодействия В.А. Моисеев выделяет следующие задачи Моисеев В.А. Административно-управленческие функции ПР // Глава 6. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. - К.,1999.- С. 471 :

§ установление, поддержание и расширение контактов с населением и организациями;

§ регулярное информирование граждан о принимаемых решениях;

§ регулярное изучение общественного мнения желательно в текущем режиме (социально-политический мониторинг);

§ анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;

§ прогнозирование общественно-политических процессов;

§ обеспечение организации аналитическими разработками;

§ формирование благоприятного имиджа организации.

Местное сообщество обладает собственной социальной сферой, Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах//www.lib.socio.msu.ru/l/librari обеспечивающей данный социум реальными и потенциальными возможностями развития и реализации себя, формирует у местного населения необходимые социальные знания, навыки и качества. Но как любой развивающийся механизм общество должно, на что-то опираться и ориентироваться в своем развитии. Согласно А.Д. Кривоносову в нашей стране ПР властных структур не развит на должном уровне. По оценкам ПР-фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5% Кривоносов А.Д. ПР- текст в системе публичных коммуникаций. 2-е изд. СПб., 2002 (не считая выборных кампаний).

Такой низкий процент обращений, в первую очередь А.Д. Кривоносов связывает, во-первых, с тем, что при планировании бюджета страны не учитываются ресурсы на «информационную поддержку», во-вторых, неготовностью специализированных ПР-агентств переориентироваться и проводить информационные кампании по пропаганде принимаемых решений в политической сфере.

Учитывая, что с переходом к демократическому государству изменился и сам подход к местному сообществу, О.А. Бударина отмечает появившуюся потребность в выработке новых методов управления, способов активизации населения на решение общественно-значимых проблем Бударина О.А. Особенности кризисного управления для муниципальных организаций // ПР против кризисов.- РАСО.-1999.-С.38 . По ее мнению, главной целью управляющих органов теперь является не власть, а управление - регулирование упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. К основным функциональным задачам ПР в системе местного управления Бударина относит:

- участие в демократизации государственного управления;

- обеспечение гласности, открытости в работе администрации;

-обеспечение связей с гражданами и их объединениями;

-содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке и реализации программ и решений;

-содействие реализации законодательства;

-содействие становлению институтов гражданского общества.

Стратегия коммуникации общества и органа управления основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Пути оптимизации местного самоуправления//Социальные технологии. - Москва.,1999.- С. 290 Такая модель является переходной, что делает ее более значимой для сегодняшней ситуации в России и на местах. Решение социальных проблем, создание оптимальной социальной и социокультурной среды, влияние на социальную реальность всем этим могут заниматься социальные технологии. Моровой опыт свидетельствует, www.pr-club.ru что с помощью социальных технологий можно своевременно решать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы и рисковые ситуации, а также принимать оптимальные управленческие решения.

Сущность социальных технологий, как отмечает Крючков в своей работе «Методология и методы социального проектирования» может быть понята как новейшая система методов выявления скрытого потенциала социальной системы и получение оптимального результата при минимальных управленческих издержках. М., 1998.- С.3 Возможности использования социальных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в управлении социальной сферой безграничны.

Как отмечает ряд исследователей, налаживание коммуникативных связей средствами ПР является достаточно важной задачей в системе местного управления. Постоянное информирование о состоянии дел в тех отраслях, которыми занимается тот или иной сотрудник является залогом эффективности управления. Пищулин Н.П. Пищулин С.Н. Бетуганов А.А. ПР в системе управления общественно-политическими процессами// Социальное управление: теория и практика. Том 2.- М., 2003.- С. 206 Для того чтобы эффективно управлять общественными процессами, необходимо располагать объективными сведениями о состоянии общества. Для этого необходимо проводить социологические исследования, массовые и выборочные опросы, создать мониторинговую базу данных. ПР-мониторинг в системе управления характеризуется как регулярное, систематическое наблюдение за состоянием общественных настроений и ожиданий, социальных процессов и явлений, с целью их оценки, прогноза, корректирования с помощью обратной связи.

Подобное определение, считает Ленуар, помогает выявить наиболее существенные ожидания общественных масс и установить вероятность свершения того или иного факта, события, конфликта с большей вероятностью, чем, основываясь на ситуативно главенствующем в массовом сознании. Ленуар Р. Предмет социологии и социальная проблема.- СПб.-2001.- С.12

Со слов И.Г. Ясавеева, возможности ПР могут быть использованы в целях конструировании социальных проблем. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации // Казань.- 2004. Это поможет целенаправленно вести информационную деятельность в различного рода ситуациях. Проблемы не существуют, если о них не говорят. В российском обществе политическое внимание, а вслед за ним и внимание СМИ в основном обращено к проблемам терроризма, преступности, употребления наркотиков. Эти проблемы стали общественно значимыми для всей страны, теперь само общество, каждый человек заинтересован в их разрешении. Ясавеев сообщает, что и на местном уровне существуют свои сложные задачи, которые требуют решения. Местное самоуправление не в состоянии решить их без поддержки населения (один в поле не воин). Поэтому власть посредством использования ПР методов должна акцентировать внимание на конкретной проблеме и сделать ее общественно значимой. Боязнь же привлечь внимание общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур приводит к еще более усугубляющейся ситуации.

Но в нашей стране заставить общество быть социально активным является не простой задачей. По данным, приведенным М.Н. Матюшиным, чуть больше 20% россиян готовы защищать свои права и больше 60% Матюшин М.Н. Пути повышения социальной активности.- Углич.- 2004.

считают, что на нашу власть никак нельзя повлиять. В качестве доказательства выступает отказ населения участвовать в выборах.

Повышение же социальной активности кроется в обеспечении позитивных тенденций развития экономики и духовной сферы. Жуков В.И. IV Международный социальный конгресс.- 2004 В данном свете становится явным, что традиционные общественные институты не способствуют социальной активности населения. Профессиональные сообщества по социальной коммуникации и социальному управлению как раз могут стать такими социальными институтами.

Лихтенштейн Б.М., Новгородова М.В. предлагают создание общественной сети города. Лихтенштейн Б.М., Новгородова М.В.// www.lib.socio.msu.ru/l/library Авторы считают, что такой подход создаст основу для развития местных информационных ресурсов, через систему поддержки частных лиц в создании своих собственных информационных и коммуникационных служб и управлении ими. Такой подход бесспорно должен способствовать налаживанию связей между властью и населением, активизировать общение граждан и подвигнуть их на решение частных и общественных интересов и инициатив.

Со слов Джорджа Сороса, приверженца этой идеи, Джордж С. Может ли Россия проказать путь к открытому обществу//www.lib.socio.msu.ru/l/librari в России люди устали от накопившихся проблем. Они осознают необходимость творить разумное и делать доброе, вечное, но либо не верят, что в их силах что-либо изменить, либо ждут, пака их позовут сажать деревья, ремонтировать скамейки и т.д.

Механизмом повышения социальной активности может служить:

- благотворительность и волонтерство, связанное с ответственностью и возникновением вокруг него инфраструктуры;

- использование государственными ПР-структурами социального проектирования и прогнозирования;

- выстраивание структуры сотрудничества и партнерства, участие представителей различных элит региона;

- проведение общественных компаний, когда фирма социальной активности завоевывает все большую популярность;

- использование технологий социального конструирования местных сообществ, способствующие гармонизации социальных отношений, снятию социальных перенапряжений;

- регулирование многих частных задач конкретными технологиями, например паблик-рилейшенз, подбор, расстановка и воспитание муниципальных служащих, формирование их имиджа, конструирование управленческой команды;

- так же используется широкий набор частных способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса. Вот некоторые из них:

обеспечение, гарантирование социальных перспектив;

содействие ритмичности жизнедеятельности местного сообщества,

интенсификация социокультурного времени;

согласование личных и групповых интересов жителей;

повышение авторитета местной администрации;

- повышение уровня социальной информированности населения.

Подводя итог первого параграфа, хочется опереться на теорию А.Н. Чумикова и сказать, что система местного самоуправления находится на стадии своего развития и усовершенствования. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2001.- С.179-18 Ей еще предстоит сформировать в своей структуре четкий механизм повседневной деятельности специалистов ПР, когда получая полную информацию об общественном мнении и используя ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия важного решения на местном уровне, так и в механизм деятельности местного управления в целом.

1.2. Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления

Понятие социокультурного времени зародилось на ранних стадиях человеческой истории, в период формирования особой пространственной среды. Д.И. Аксеновский упоминает, Аксеновский Д.И. Социальное пространство и время // Гуманитарный вестник ВТУ № 1.- 2001. что уже тогда формируются пространственные сферы значимые для человека. Территория непосредственного обитания (поселок, жилье), зоны вокруг нее, со своими хозяйственными циклами. Эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления лесных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. Племя, подчиняющееся определенным традициям, живущее в определенном ритме, свойственном только данному сообществу, и несущее этот ритм во все сферы своей жизнедеятельности. В свою очередь социальное время является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано по отношению к нему время природных процессов. На ранних стадиях общественного развития социальные процессы были замедлены. Родоплеменные общества на протяжении многих столетий воспроизводили существующие социальные отношения. Их опорой был ориентир на прошлое как воспоминание о золотом веке. Как отмечает Ахундов М.Д., ребенок с рождения находится под воздействием циркадных ритмов, временных особенностей, вырабатываемых рефлексов (вырабатывается в процессе жизни). Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982.- С.224 Исследователь в этой области говорит о том, что с самого раннего детства индивид начинает формировать и подчиняться пространственно-временным моделям, но ребенок оценивает время в соответствии с пространственной, а не временной последовательностью. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России. К методологии исследования // Полис.- 1991.- №5. В современном мире общество ориентированно на будущее, что требует дополнительных как интеллектуальных, так и физических затрат. В свою очередь это должно вызывать определенные усилия со стороны власти для направления и наиболее рационального использования человеческих возможностей в пользу государства. Согласно высказыванию А.С. Макарова в статье «Инициация социальной активности томичей: стратегическая идея «Томск - Большой город», Макаров А.С. Инициация социальной активности томичей: стратегическая идея «Томск - Большой город»//Социальная работа, связи с общественностью и реклама в новом коммуникативном пространстве: Материалы всероссийской научно-практической конференции (24 марта 2005г.).- Томск: Пеленг, 2005.- С. 10 крупная управленческая структура страны, как показывает опыт, не может проникнуться проблемами и потребностями каждого города. Поэтому он должен, прежде всего, рассчитывать на свои силы, создавать свою систему управления, используя свои возможности и ресурсы в полную силу с максимальным эффектом.

И.Г. Яковенко в своих трудах рассуждает о том, что город, как и на ранних стадиях развития, племенной поселок является замкнутой, самостоятельной, самоорганизующейся системой, со своими правилами, традициями, мироощущением, рождением новых смыслов. И.Г. Яковенко. Город в пространстве диалога культур и диалог города// Социокультурное пространство диалога. - М., 1999.- С.58 И как всякая самодостаточная система он должен развиваться. Обращаясь к природе города можно отметить, что он является генератором социокультурного разнообразия, а с физической точки зрения это замкнутая система порождает динамическое равновесие. Город постоянно создает проблемы, и сам же их решает, причем, решив одну, тут же создает новую. Это способствует непрерывному повышению организации и потенции города как социокультурного организма. Со слов И.А. Василенко общество постоянно находится в процессе своего развития и совершенствования. И.А. Василенко. Политическое и социокультурное время: совпадения и различия в ориентациях и перспективах.// Политические процессы на рубеже культур. Москва., 1998.- С.127 Учитывая динамику города и то, что мы живем в век технологического прогресса, когда социальные процессы в обществе ускоряют свой ритм, простому человеку трудно успевать за качественными изменениями, протекающими в жизни города особенно в период политических выборов. Это порождает в обществе хаос, обостряет агрессию и приводит человека в состояние апатии. В такие моменты общество неизменно обращается к забытым социокультурным традициям, в которых видит опору и поддержку для себя. Почему же социокультурная система в моменты кризиса постоянно возвращается к старым состояниям, а не принимает новые формы и не ищет новые пути решения проблемы? Ответ на этот вопрос дает П.Сорокин. Sorokin P., Merton R. Social Time: A Methodological and Functional Analysis // The Sociology of Time / Ed. By J. Hassard. New York: St. Martin's Press, 1990. P. 58 Опираясь на идеи А. Голденвейзера и Р. Торнвальда, он считает, что здесь имеет место принцип предела. Хотя процесс совершенствования социокультурной системы проходит бесконечное число состояний, когнитивные возможности человека ограничивают дискретное восприятие процессов, запоминание устойчивых этапов и количество возможных фаз изменений, что приводит к повтору одних и тех же состояний. В таком случае, почему же внутри общества все-таки возникают нестабильные ситуации с позиции социума?

Н.Б. Кучеренко считает, что это происходит в результате несовпадения политического и социокультурного времени. Кучеренко Н.Б. Ориентация на социокультурное время как фактор профессионального успеха ПР// Вестник.-2000.-№1.- С.14 Она рассматривает социокультурное время как: - «…не только его соотношение с физическим временем, но и совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы».

Важной особенностью социокультурного времени выступает его форма или вид - циклическое или линейное на это указывает совместная работа Н. Кучеренко и Т. Печенкиной. Кучеренко Н. Печенкина Т. Мониторинг темпоральных социокультурных тенденций как направление ПР-деятельности //1съезд специалистов Сибири и дальнего Востока по связям с общественностью. Томск., 2001.- С.62 В сознании современного общества явно преобладают линейные представления о мире, что объясняет социальное (договорное) происхождение недели, месяца, года и т.д. Но это упрощенное представление о мире, за которым скрываются циклические ритмы социальной жизни. Конечно ритм социальной, а значит и индивидуальной жизни задается политическими и экономическими макроциклами такими как смена правительства, смена формы правления, политические беспорядки и периоды стабильности, но эти биолого-социальные закономерности повторяются в каждом поколении. Так же следует учитывать и то, что каждый новый цикл представляет собой виток, разомкнутый на следующий оборот круга, протекает с учетом уже накопленных знаний, опираясь на них, учитывая прошлый опыт.

Здесь можно обратиться к политике. В.С. Комаровский представляет политические отношения, как развёртывающийся процесс и анализ включения личности в политику предполагает использование категории времени. Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении.- М., 2001.- С.230 В политической среде существует свое историческое время. Например, новоиспеченному политику требуется время, чтобы войти в свою должность, приобрести опыт, обзавестись необходимыми связями, обрести авторитет, переосмыслить свои цели, средства и возможности. Следовательно, реализация ранее задуманных планов может откладываться на неопределенный срок или оказаться вовсе невыполнимой. Такой поворот событий заставляет общество чувствовать себя обманутым, порождает агрессию и недоверие к органам власти.

Но не стоит думать, что общество безграмотно и не хочет понимать проблем власти. Штомпель Л.А. Сотворение политического времени // Смыслы времени.- М., 2001.- С.142 Как отмечает Л.А. Штомпель, граждане хотят принимать активное участие, но не только в качестве избирателей, а быть включенными в обсуждение актуальных проблем, вопросов, что до последнего времени, было, исключительной прерогативой органов власти. Это порождает потребность в совершенно новых формах и механизмах взаимодействия органов государственной власти и гражданских объединений, институтов гражданского общества и ставит новые задачи перед службами по связям с общественностью в государственных организациях. И здесь возникает проблема отношений власти и общественности. В этой ситуации не стоит забывать, что важнейшая функция политического времени - быть «связью между индивидуальным и коллективным, личным и социальным измерениями времени».

Следует помнить, делает акцент Г. Саганенко, что общество совершает определенные действия в соответствие со своим восприятием объективного времени и субъективным выбором момента действий. Саганенко Г. Социальное время как значимый фактор эмпирической методологии// saganenko@ceu.edu.pl Глубокая временная структура сознания может быть понята и использована в работе с электоратом наилучшим образом, если мы попытаемся вникнуть в то, как субъект оценивает факты исходя не из их хронологии, а из их соотношения с его целями, надеждами, чаяниями и устремлениями. События прошлого, настоящего и будущего расчленяются в соответствии с целями и устремлениями субъекта. Такая ориентация на временную принадлежность является по существу самым важным в восприятии и интерпретации происходящих событий.

Согласно Т.М. Дридзе, на сегодняшний день, в век технологической революции, когда человек тратит все больше запасов своей интеллектуальной, физической и эмоциональной энергии, Т.М. Дридзе. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семисоциопсихологии// Социокультурное пространство диалога. - М., 1999. - С.58 на поверхности лежит вопрос о том, как поддержать психологическое состояние человека, сохранить в исправности “механизм” взаимодействия между людьми, научить и выявить некий алгоритм защиты к темпам, задаваемым технико-экономическими условиями жизнедеятельности человека.

Одним из путей к сбалансированному развитию общества может выступать эффективное политическое управление (Н.Кучеренко, Т. Печенкина). Н.Кучеренко Т.Печенкина. Мониторинг темпоральных социокультурных тенденций как направление ПР-деятельности//1съезд специалистов Сибири и дальнего Востока по связям с общественностью. Томск ., 2001.- С.62 Оно в свою очередь зависит от того, насколько совпадают политическое и социокультурное направление местного сообщества. Для наиболее эффективной работы в этой области могут быть использованы методы ПР. Проведение постоянного мониторинга темпоральных социокультурных тенденций обеспечит не только грамотное ведение информационной политики той или иной ветви власти, но и позволит заниматься прогнозированием, которое необходимо при разработке долгосрочных планов и при возникновении новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, результат которых в большинстве случаев проявляется позднее.

П. Штомпка указывает в своих работах, что социокультурное время задает определенные рамки для каждого вида человеческой деятельности - политической, экономической, социальной. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996. - С. 415 В свою очередь каждый из этих видов обладает собственной структурой работы, по-своему организуя деятельность составляющих отделов. В этой связи возникает вопрос, в какой степени социокультурное время способно задавать и определять ритмы времени политического? Насколько политик может продуктивно функционировать в обществе, учитывая или не учитывая национальных социокультурных традиций? Обращаясь к социокультурной временной ориентации и перспективе, можно выделить несколько основных аспектов:

- уровень и глубину осознания времени;

- вектор времени.

В первом случае можно отметить, что для социокультурных процессов наблюдается прямо пропорциональная зависимость: чем выше уровень социокультурного развития, тем выше уровень осознания социокультурного времени. Если же это условие не выполняется, то общество впадает в депрессию. Теперь его действия направлены не на развитие и совершенствования себя как личности, а на выход из морального кризиса. Во втором случае речь идет об ориентации общества на временную направленность - прошлое, настоящее или будущее. Она в свою очередь может зависеть как от религиозной и традиционной, так и от профессиональной направленности внутри этноса.

Согласно теории Василенко, направление политического времени может достаточно часто меняться, в зависимости от вектора направленности политического руководства и не совпадать с социокультурной традицией. Василенко И.А. Политическое и социокультурное время: совпадения и различия в ориентации и перспективе// Политические процессы на рубеже культур.- М., 1998.- С. 178 - 183 Это в свою очередь может порождать драматическое напряжение, которое способно послужить началу гражданской войны.

Не стоит забывать и о временной перспективе общества. По данным исследования, приведенного в трудах К. Муздыбаева в 2000г., в ситуации затянувшегося социального кризиса у 60.3% Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал.- 2000.- №4.- С.5 - 21 россиян временная перспектива сильно укорочена и составляет 1 - 2 месяца, 16.8% не могут уверенно планировать свое будущее более чем на пол года. Настоящее время представляется согражданам темным, чужим и неприятным. Особенно эта тенденция хорошо выражена у наиболее работоспособной части населения с низким уровнем дохода.

По данным З.В. Сикевич большинство россиян уверены в том, что “раньше было лучше”. Сикевич З.В. “Образ” прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // СОЦИС.-1999.- №1. С.87-93 Желание возвратить прошлое доминирует над желанием строить новое будущее своими руками и жить в нем. Это обстоятельство напрямую мешает развиваться современному обществу и заранее программирует протест, каким либо действиям властных органов. С одной стороны, власть не получает поддержки со стороны электората и действует исходя из собственных соображений, с другой, население, не высказав свои пожелания и предложения по данному вопросу остается неудовлетворенным. И как следствие в социуме все больше нарастает непонимание между властью и электоратом, что, в конечном счете, может привести к революции.

В современном мире одной из основных проблем стоит конструирование социальной реальности, создание новых смыслов, формирование в обществе новых социальных проблем и предложение пути их решения. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семисоциологии // Общественные науки и современность.- 1996.- №3.- С.147 Согласно гипотетической модели социокультурной динамики, называемой “конусом Дридзе”, процесс социокультурных изменений происходит следующим образом. Взаимосвязь низшего сознания с высшим происходит через коммуникацию. Устанавливается прямо пропорциональная взаимосвязь. Как индивидуальное практическое сознание питает общественное, так и в ходе обратного процесса общественное сознание выдает модели и образцы поведения индивидуальному сознанию. В данной модели внутриуровневая и межуровневая коммуникация выступает механизмом, через который можно влиять на осуществления социокультурных изменений в обществе.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты