Девиантное поведение подростков
p align="left">Пониженное самоуважение статистически у юношей практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением.

В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы.

1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлечённый в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.

2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12 - летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашёл убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём в возрастом эта тенденция усиливается - самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

Однако у некоторых подростков не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов опыта.

Во-первых, они считают, что не имеют личностно - ценных качеств или не могут совершить личностно - ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

Во - вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

В - третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации. [1]

Разумеется, девиация - не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка - преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее Девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантсным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [12]

III. Анализ девиантного поведение подростков в Усть-Илимском районе

Наркомания - проблема социальная. Ей подвержены, в первую очередь, дети и подростки из «группы риска». Таковых в районе насчитывается 312 человек из 160 семей, отнесенных к категории малообеспеченных, неполных и неблагополучных. Семей, где родители не исполняют свои родительские обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей- 124, из них 15 семей социально опасных. Дети и подростки в этих семьях испытывают дефицит общения, сложности в семейных взаимоотношениях, социально- бытовые проблемы.

В районе нет службы экстренной психологической помощи.

Одна из острых проблем - детская безнадзорность. Молодое поколение попадает в асоциальную, криминогенную среду. Все это оказывает существенное влияние на рост детской преступности, которая в районе за 1 полугодие 2003 года выросла на 40,7%

Отмечен рост групповой детской преступности. В районе нет базы данных по проблеме употребления наркотических средств и др. ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи. Не создана структура, координирующая усилия различных, заинтересованных в решении данной проблемы, ведомств и учреждений. Отсутствуют кадры, специально подготовленные для работы по профилактике наркомании.

В районе нет общественных организаций, ведущих работу по профилактике наркомании, лечению и реабилитации лиц, употребляющих наркотики.

Работа правоохранительных органов по выявлению лиц, склонных к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, ведется на низком уровне и не отражает реальной картины. Так на учете в ПДН ОВД Усть-Илимского района состоит 6 несовершеннолетних, склонных к употреблению токсических веществ. Из-за отсутствия

Закона на федеральном уровне имеет место проблема принудительного лечения лиц, употребляющих наркотики и токсические вещества, а также проблема принятия мер, административной и уголовной ответственности к лицам, распространяющим наркотики или предоставляющим жилое помещение для изготовления и употребления наркотических средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:

1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.

2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.

3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.

4. Правосознание подростка.

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо:

1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.

2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация

несовершеннолетних. - Свердловск, 1985

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997

3. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989

4. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001

6. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий

у подростков. - М., 1999

7. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983

8. Личность преступника. - М., 1975

9. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999

10. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987

11. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988

12. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией

Татенко В. А. - Киев, 1985

13. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. - М. :Знание, 1978

14. Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? - М., 1988

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа по активной профилактической работе социально-негативных явлений среди молодёжи Усть-Илимского района.

Наименование Программы: «Будущему - здоровое поколение»

Основные разработчики: Управление образования

Управление социальной защиты

Управление здравоохранения

Отдел по ФК,С и МП

Комиссия ПДН

Отдел культуры

Администрации Усть-Илимского района

Цель программы:

Целью данной программы является: создание целостной системы по профилактике социально-негативных явлений для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

Задачи:

1. создание системы информирования населения по проблемам социально-негативных явлений;

2. создание и совершенствование нормативно-правовой базы и системы оптимального взаимодействия всех структур власти, общественности и заинтересованных ведомств, организаций и учреждений по вопросам профилактической деятельности;

3выявление лиц злоупотребляющих алкоголем и потребляющих наркотические вещества;

4 создание координационного совета, мониторинговой службы для осуществления комплекса аналитико-диагностической деятельности и отслеживания эффективности всех направлений и видов профилактической деятельности;

5. обучение специалистов и представителей общественности новым технологиям предупредительной профилактической деятельности;

6. отработка системы проведения мероприятий целевой профилактической направленности и мероприятий социальной профилактики, обеспечивающих общественно-значимую, трудовую, культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную занятость детей, подростков и молодежи;

7. привлечение к профилактической деятельности учащихся, молодежи и подростковые профильные объединения.

Сроки реализации 2004-2008 год.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- создание системы информационного обеспечения населения о социально-негативных явлений;

- повышение квалификации кадров и общественного актива, обеспечивающих профилактическую деятельность;

- создание местных поселковых организаций по профилактической работе;

- стабилизация профилактики социально-негативных явлений.

 

Организация управления и контроль над реализацией программы.

С целью осуществления управления и реализации программы при администрации Усть-Илимского района создается координационный совет. Во главе которого - председатель в лице заместителя главы администрации Усть-Илимского района по социальным вопросам и координатор программы в лице - главного специалиста региональной системы О.Г.У. «Центр Профилактики Наркомании».

Основные направления реализации программы.

Программа предполагает осуществить меры общей и специальной профилактики наркомании и злоупотребления алкоголем среди детей и молодежи Усть-Илимского района.

- Проведение мероприятий по организации переподготовки и повышении квалификации специалистов по профилактической работе, а также спортивно-оздоровительные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.

-Создание банка данных по данной проблеме Усть-Илимского района.

Механизм реализации программы.

Реализация программы предполагает тесное взаимодействие и совместную деятельность структурных подразделений Администрации Усть-Илимского района: Отдела по физической культуре, спорту и молодежной политике, Управление социальной защиты населения, Районного управления образования, Районного отдела внутренних дел, Здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних.

Реализация программы проводится поэтапно, в соответствии с планом системы мероприятий.

1.     Подготовительный этап 2004 год.

- обучение, повышение квалификации имеющегося кадрового ресурса: школьных психологов, социальных педагогов, методистов по делам молодежи и др.

- научно-методическое обеспечение реализации программы

- изучение опыта работы соответствующих специалистов Иркутской области;

 

2. Организационный этап

- координирование профилактической деятельности всех структур Усть-Илимского района;

- создание единой информационной сети по вопросам социально-негативных явлений.

 

ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.

 

В настоящие время наркомания является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации, профилактики наркозависимости и социально - негативных явлений в образовательной среде.

В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психо-активными веществами (ПАВ) приняло характер эпидемии.

Последние десятилетие и для Иркутской области употреблении несовершеннолетними и молодежью наркотических веществ и других (ПВА) превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике области, социальной сфере и правопорядку.

В настоящее время в г.Иркутске и по области по оценкам специалистов и сбору информации около 400 человек на 1000 наркозависимых употребляют героин, 16% употребляют продукты, содержащие гашишное масло. По стране зарегистрировано около 3 млн. наркозависимых. Происходит неуклонное «омоложение» наркоманов. Средний возраст употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек 12,9. Возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился до: мальчики 14,2 лет, а девочки 14,6 лет.

С 2002 по 2003год число больных наркоманией увеличилось в 24,4 раза. На сегодняшний день в Иркутской области официально 25 000 наркозависимых и примерно еще столько же не выявленных. По статистическим данным ежегодно изымается из незаконного наркооборота около 12 кг. Героина, так как ежедневная реализация на черном рынке составляет в среднем 2 кг. Потребление в городе в шесть раз больше чем в районах. Мужчин, употребляющих наркотики до 21 года составляет 80,7 %, женщин до 18 лет - 19,3 %. Более 50 % употребляющих социально не заняты, ј является учащимися ПУ и ВУЗов.

Кроме роста числа лиц злоупотребляющих алкоголем и наркозависимых, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшие заболевания ВИЧ и гепатит инфекции. Зараженных СПИДом в Иркутской области зарегистрировано 712 человек из 1000 употребляющих наркотики. Когда на 1000 здорового населения приходится 12 человек зараженных ВИЧ инфекцией, т.е каждый шестой человек болен. Количество смертей в г.Иркутске и области в период с 1990 года по 2003 год от 12 до 5 человек на 1000. С 1996 года резкое повышение летальных исходов примерно в 1,5 раза. В следствии глобальной проблемы наркомании. Обращает также на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и мала доступность квалифицированной бесплатной консультативной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению алкоголя и (ПАВ), около 60 % опрощенных детей и подростков и 28 % взрослых не представляли куда можно обратится при появлении проблем связанных с употреблением наркотиков.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учителей, школьных психологов, социальных работников, врачей, а также родителей, которые нуждаются в выработки совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании и всех социально-негативных явлений вытекающих из этой проблемы.

 

 

Научно-методическая, аналитико-диагностическое обеспечение.

Повышение квалификации кадров и обучение молодежного актива, обеспечивающих профилактическую деятельность.

Информационное сопровождение программы.

 

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

исполнитель

Финансирование

(в рублях)

всего

В том числе

2004

2005

2006

2007

2008

1

Привлечение на конкурсной, договорной основе специалистов для разработки:

- целевых обучающих программ по основным направлениям профилактики

- специальных методик для проведения социально-психологической диагностики среди детей, подростков, молодежи и населения района

 

 

2004

 

ежегодно

Координатор программы и мониторинговый центр

 

 

15000

 

 

 

16500

 

18150

 

19965

 

21961

 

2

Проведение обучающих семинаров-тренингов передовым технологиям профилактической деятельности для представителей разноведомственных учреждений, организаций и общественности, с приглашением специалистов из других территорий и регионов

 

 

 

ежегодно

Координатор программы,

 

Координационный совет

 

5000

5500

6050

6655

7320

3

Проведение обучающих сборов для активов подростково-молодежных, профильных, общественных объединений района по обучающим комплексным программам

 

 

ежегодно

Координатор программы,

 

Координационный совет

 

6000

6600

7260

7986

8784

4

Отработка системы курсовой подготовки в региональных, окружных и федеральных центрах специалистов и представителей общественных структур, осуществляющих профилактическую деятельность

 

 

ежегодно

Координатор программы,

 

Координационный совет

 

5000

5500

6050

6655

7320

5

Участие делегации в составе специалистов и общественности (взрослых и детей) для участия в региональных, окружных и федеральных семинарах, научно-практических конференциях, фестивалях и выставках в рамках обмена опытом.

 

 

 

ежегодно

Координатор программы,

 

Координационный совет

 

10000

11000

12100

13310

14641

6

Отчетное мероприятие перед населением и общественностью по итогам реализации программы

ежегодно

Координационный совет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

41000

45100

49610

54571

60026

Современное представление о профилактике наркомании

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако, несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности.

В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные представления наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотиков и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;

Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и на обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;

Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому явлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

По категории ущерба можно выделить три группы факторов - медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования.

Для образовательной среды это выглядит следующим образом:

- повышение уровня криминогенности в образовательной и микросоциальной среде;

- снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов;

- Распространение идеологии наркоманической среды и связанные с этим искажения иерархии ценностей у детей и молодежи.

Как итог этих потерь:

- незавершенное среднее и высшее образование;

- снижение числа лиц получающих профессиональное образование.

Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания полученные половым путем и т.д.: следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительное возросшее число самоубийств среди детей и подростков.

Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:

- криминализация общества,

- распространение субкультуры наркозависимых;

- деформация иерархии общественных ценностей,

- ухудшение демографических показателей.

 

Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ.

 

Целями первичной профилактической деятельности в системе профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса ПАВ в детско-молодежной среде;

- сдерживание увлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема ПАВ.

- формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально- медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

- развитие социально - поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.

Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты