Дети-сироты в нашем обществе
46
Содержание
- Введение 3
- 1. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» 4
- 2. Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5
- 3. Возможности интеграции сирот в общество 14
- 4. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа 19
- 5. Результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23
- Заключение 28
- Список использованной литературы 30
- Приложение 1 32
Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).
К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия [32,ст.1].
Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:
Копии свидетельства об их смерти.
Копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.
Копии приговора суда об осуждении родителей.
Медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.
Документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.
Материалы о розыске родителей и другие.
Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.
В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения. Только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия, в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей [25].
2. Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейСемейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства детей и способы решения проблемы сиротства [29, с.6].
Таблица
Интернатные учреждения для детей (в целом по России)
По данным Государственного комитета статистика Российской Федерации
1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | ||
Число домов ребенка В них детей, (тыс. чел.) | 252 18,3 | 252 18,5 | 251 18,1 | 249 19,3 | 248 19,3 | 254 19,3 | 246 19,4 | 249 19,3 | |
Число детских домов В них детей, (тыс. чел.) | 620 55,4 | 966 62,6 | 1094 67,3 | 1122 67 | 1187 68,9 | 1244 72,3 | 1265 73,7 | 1288 75,5 | |
Число детских домов-школ В них детей, (тыс. чел.) | - - | - - | - - | 69 7,7 | 86 9,7 | 85 10,3 | 82 10,1 | 93 11,1 | |
Число домов-интернатов для детей-сирот В них детей, (тыс. чел.) | 159 31 | 157 31 | 158 30 | 154 29,7 | 155 29,6 | 156 29,3 | 155 29 | 152 28,9 | |
Число школ-интернатов общего типа В них детей, (тыс.чел.) | 637 163,2 | 637 163,2 | 628 161,2 | 628 161,2 | 646 160,6 | 646 160,6 | 660 167,5 | 660 167,5 | |
Из общего числа школ-интернатов школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В них детей. (тыс.чел.) | 151 28 | 153 28,4 | 158 28,8 | 157 27,4 | 155 26,9 | 157 26,5 | 164 27,2 | 156 25,5 | |
Число школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья В них детей (тыс.чел.) | 1473 199,5 | 1471 202,2 | 1450 202,8 | 1439 203 | 1442 201 | 1420 198,4 | 1421 194,6 | 1426 188,7 | |
Из общего числа школ-интернатов для детей с ограниченными возмож- ностями здоровья школы-интернаты для детей сирот В них детей (тыс.чел.) | 178 21,8 | 184 23 | 177 22,9 | 190 23,4 | 198 25 | 203 25,9 | 205 24,6 | 213 25,1 |
В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом [9, с.71]:
Семейные формы устройства детей
усыновление (удочерение)
опека (попечительство)
Государственно-общественные формы устройства детей
семейный детский дом (приемная семья)
детские деревни SOS
временная приемная семья
фостеровская (замещающая семья)
патронатная семья
Государственные формы устройства детей
дом ребенка
детский дом
школа-интернат
приют
центры временного содержания детей.
Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации [31,с.7].
Усыновление (удочерение) - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью [11,с.59]. Это лучшая для ребенка-сироты форма его устройства. Важным обстоятельством, для воспитания и развития является то, что в случае усыновления (удочерения) ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Семья усыновителей (удочерителей) является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей (удочерителей), и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного (удочеренного) ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Процедура усыновления (удочерения) регулируется Семейным кодексом Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № 275 от 29.03.2000г. «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля, за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. И правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства» [19,с.2].
Усыновление российских детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представилось возможности передать их на усыновление родственникам или другим российским гражданам. Для реализации этого принципа были созданы региональные банки и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Для этих целей Министерством Образования Российской Федерации разработана информационная программа «Надежда», содержащая банк данных о детях-сиротах. В целях организации оперативной и качественной работы по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 919 от 03.08.1996 г. «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» [11, с.58]. А Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации выпустило приказ №173 от 04.02.1997г. «О порядке учета детей, оставшихся без попечения родителей» [11, с.58].
Опека и попечительство - это форма устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для поддержки их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет [32, ст.1]. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Опекунская семья предполагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Под опеку обычно отдаются дети, имеющие прямых родственников со стороны одного из родителей. Опеку принимают бабушки, дедушки, реже - дяди и тети детей. Определяют опекуна органы опеки и попечительства. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет, контроль за сохранение и использование имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого или недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) а также обязанности опекунов (попечителей) определяются Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации. На подопечных детей распространяются льготы, нормы и преимущества, установленные для воспитанников детских домов [22,с.84].
Государственно-общественные формы устройства детей-сирот - это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.
Семейный детский дом (приемная семья) - форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Впоследствии получила название «приемная семья». Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями, дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми, а такая семья - приемной. Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по предоставлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. По данным научной литературы в настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор в соответствии с «Положением о приемной семье», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 [11, с.65].
В России к началу 2001 года насчитывалось 386 приемных семей, в которых воспитывалось более 2,3 тысяч детей. Однако в последние годы из-за сложной социально-экономической ситуации в стране число приемных семей заметно сокращается, а новых почти не создается.
Детские деревни SOS - это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии [1,с 54]. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира [1,с.54].
В основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы:
1. Мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение.
2. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.
3. Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.
4. Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье [16,с.90].