Демографическая ситуация в стране и Саратовской области
а территории Саратовской области реализуется национальный проект "Здоровье", итогом которого можно считать изменение демографической ситуации: повышение показателя рождаемости на 1,1 процента, сокращение смертности на 7,3 процента, снижение естественной убыли населения на 16,7 процента.

Увеличилась заработная плата сотрудников здравоохранения на 57 процентов; участковых врачей в 3 раза; врачей учреждений родовспоможения на 46 процентов; узких специалистов поликлиник - на 30 процентов; фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов - на 60 процентов. Результатом повышения оплаты труда стал приток кадров в первичное звено здравоохранения - 374 человека, из них 176 врачей и 198 медсестер.

Введение в работу 260 единиц санитарного транспорта, из которых 35 машин поступило по областной целевой программе "Развитие экстренной медицинской помощи на территории Саратовской области на 2005 - 2008 годы" позволило полностью заменить изношенный транспорт, снизить процент износа с 70 процентов до 20,9 процента.

В рамках национального проекта "Здоровье" в 2007 году в область поступило 113 единиц санитарного транспорта, укомплектованного медицинским оборудованием и аппаратурой, в том числе17 реанимобилей. Таким образом, за 2006-2007 годы общее число составило 338 машин. Кроме того, по областной целевой программе было поставлено более 100 единиц транспорта. Охват скорой помощью жителей сельской местности составил 100%.

Результаты новой государственной политики привели к заметному увеличению рождаемости - на 8,5%. В 2007г. во всех субъектах Российской Федерации отмечалось увеличение числа родившихся (кроме Магаданской области) и снижение числа умерших (кроме Чукотского автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югра).

Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2008г. составила 142,0 млн. человек и за прошедший год уменьшилась на 237,8 тыс. человек, или на 0,17% (за 2006г. - на 532,6 тыс. человек, или на 0,37%). Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в 2007г. уменьшилась по сравнению с 2006г. на 209,4 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост на 50,2% компенсировал численные потери населения. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,3 раза (в 2006г. - 1,5 раза). Естественный прирост населения в 2007г. зафиксирован в 21 субъекте Российской Федерации (в 2006г. - в 18 субъектах).

Глава 2. Реализация демографической политики в Саратовской области

2.1 Оценка демографической ситуации в Саратовской области

На начало 2007 года численность постоянного населения области составила 2 595,3 тыс. человек. Из общего числа жителей: городских - 1917,7 тыс. человек (74%). сельских - 677,6 тыс. человек (26%). Необходимо отметить, что половина населения области проживает в 3-х городах: Саратове (841 тыс. чел), Энгельсе (201 тыс. чел) и Балаково (200 тыс. чел).

Средняя плотность населения в Саратовской области выше, чем в России, и составляет 26 чел. на 1 км2.

В Саратовской области значительны различия по степени заселенности Правобережья и Левобережья. Средняя плотность населения по правому берегу Волги составляет около 35,2 чел. на 1 км2, а на левом - 17,7 чел. на 1 км2. Это обусловлено более ранним заселением Правобережья, размещением здесь большинства городов и областного центра с населением 849,9 тыс. человек.

Численность населения в Правобережье на 01.01.2006 года составляет 1624,5 тыс. человек, из них: городское население - 1307,7 тыс. человек (проживает в 10 городах и 17 поселках городского типа) и сельское -

316,8тыс. человек (проживает в 1012 селениях).

В Левобережье численность населения на 01.01.2006 года составляет

961.9тыс. человек, из них: городское население - 625,8 тыс. человек (проживает в 7 городах и 9 поселках городского типа) и сельское - 336,1 тыс. человек (проживает в 761 селениях).

В настоящее время наиболее плотно заселенными являются Западная и Северная микрозоны Правобережья (г. Саратов, Балашовский, Ртищевский, Вольский и Петровский районы). В Левобережье с высокой плотностью населения являются Центральная и Северная микрозоны (Энгельсский, Балаковский, Марксовский и Советский районы)

Наименее плотно заселенными макрозонами в Правобережье считаются Центральная и Южная (Воскресенский, Лысогорский, Самойловский и Новобурасский районы). В Левобережье - Юго-Восточная микрозона (Дергачевский, Озинский, Александрово-Гайский, Краснопартизанский и Питерский районы).

В Саратовской области сохраняется характерное для Российской Федерации превышение численности женщин над численностью мужчин, которое по последним данным Росстата составило 213,4 тыс. человек (по России - 10268,7 тыс. человек). На 1000 мужчин приходится 1176 женщин (по России - 1154).

Наиболее ярко диспропорция в половом составе выражена среди населения старше трудоспособного возраста. Доля мужчин в этой группе населения составляет 30,4% (по России - 28,9%), а численность женщин в этой возрастной группе превышает численность мужчин на 229.5 тыс. человек (по России - на 12301,3 тыс. человек). Такая ситуация связана с высокой преждевременной смертностью мужчин.

Современная демографическая ситуация в Саратовской области, как в России в целом, остается довольно сложной. В 2007 году число умерших в 1,7 раза превысило число родившихся (в 2006 году - в 1,9 раза). Наибольшая естественная убыль была отмечена в Романовском. Аркадакском, Турковском, Духовницком, Самойловском, Базарно-Карабулакском, Ртищевском, Хвалынском и Вольском районах. Однако в 2006 году в регионе наблюдалась положительная динамика отдельных показателей демографического развития.

В 2007 году абсолютная естественная убыль населения равнялась 16 672 человек (в 2006 году - 20 305 человек). За отчетный период общий коэффициент естественной убыли уменьшился с 7,7 до 6,5 на 1000 жителей или на 16.7%. Причиной замедления темпов естественной убыли населения явилось сокращение смертности и увеличение рождаемости населения.

В Саратовской области в течение 2007 года умерло 40 483 чел., что на 7.9% меньше, чем за 2005 год. Общий коэффициент смертности в 2006 году состави; 15.6 чел. на 1 000 населения (в 2006 году - 16,8 чел. на 1 000 населения). Высокий уровень смертности наблюдался в Аркадакском, Хвалынском, Романовском, Духовницком. Турковском, Базарно-Карабулакском, Самойловском. Аткарском и Вольском муниципальных районах.

Тенденцию к снижению имеет показатель младенческой смертности. В течение 2007 года зарегистрировано 205 случаев смерти детей в возрасте до 1 года, это на 1,2% меньше, чем за предыдущий год. В 2007 году общий коэффициент младенческой смертности составил 8,9 на 1 000 родившихся (в 2006 году - 9. в Саратовской области этот показатель находится на отметке ниже, чем в целом по Российской Федерации) См. приложение 2.

Одним из факторов, позитивно сказавшихся на снижении показателя естественной убыли населения, явился рост рождаемости. В 2007 году в Саратовской области родилось 24 523 человек, что на 105 человек больше, чем в 2006 году. Общий коэффициент рождаемости в 2007 году составил 9.2 на 1 000 населения (в 2006 году - 9,0) См. приложение 3. В территориальном разрезе самые высокие показатели рождаемости зафиксированы в Александрово-Гайском, Новоузенском, Ровенском, Озинском, Питерском, Перелюбском и Екатериновском районах.

Кроме того, обозначилась тенденция к увеличению миграционного прироста населения Саратовской области. В 2007 году в области прибыло 49,3 тыс человек, убыло - 47,2 тыс. человек, миграционный прирост составил 3,5 тыс. человек (в 2006 году - 2,9 тыс. человек).

"Стареющими" районами Саратовской области с долей населения старше трудоспособного возраста в пределах от 25 до 30% в общей численности населения являются Турковский, Романовский, Аркадакский, Хвапынский, Воскресенский, Балтайский, Базарно-Карабулакский, Петровский, Духовницкий и Самойловский.

Наиболее "молодыми" районами с долей населения моложе трудоспособного возраста от 15% до 19% являются Энгельсский, Александрово-Гайский, Перелюбский, Озинский, Ровенский, Марксовский, Новоузенский, Советский и Питерский.

Одним из социально-экономических последствий длительного процесса старения населения стало значительное увеличение показателя демографической нагрузки - соотношение численности лиц нетрудоспособного и трудоспособного возраста.

Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население в Саратовской области выше показателя по России. Так, на 1000 человек трудоспособного населения по последним данным Росстата приходилось 631 лицо нетрудоспособного возраста (в России - 604).11оказатель демографической нагрузки сельского населения выше городского и составляет 792 (в России - 785), в городской местности - 615 (в России - 581).

Наибольшая нагрузка на трудоспособное население на начало 2004 года. Была зафиксирована в Турковском, Хвалынском, Аркадакском, Романовском, Москресенском и Балтайском районах. Наименьшие величины данного показателя отмечены в Энгельсском, Красноармейском, Марксовском, Пугачевском и Балашовском районах и г. Саратове Кочетов А.Н., Чернышев В.В., Жданович Т.Г. Состояние и тенденции демографического развития (на примере Саратовской области).- Саратов: ООО «Печатный мир», 2006.- с 82.

Анализ данных о структуре родившихся по очередности рождения показывает, что происходит частичная реализация рождений, которые откладывались семьями в предыдущие годы. Об этом свидетельствует то, что в наибольшей степени это произошло у женщин относительно наиболее старшего возраста. Доля рождений вторых детей увеличилась с 32,6% в 2006 году до 34,1% в 2007 году, доля третьих и последующих детей - с 7,5% до 8,2%; а доля рождений первых сократилась с 63,9% до 63,2%.

Рост числа молодежи оказал позитивное влияние на состояние брачности. В брачном составе населения увеличивается численность и доля лиц, никогда не состоявших в браке. Создание брачных союзов к возрасту 25 лет уже перестало быть нормой, разделяемой большинством населения, что говорит о переходе от ранней модели брачности к более поздней.

По Российской Федерации в 2007 году было заключено около 1,2 млн. брачных союзов, регистрируемых в органах ЗАГС. Рост уровня брачности положительно повлиял на численность новорожденных, среди которых, как отмечено выше, основную массу составляют именно первенцы или вторые по очередности.

Распространение добрачных сожительств, гражданских браков (распространенных среди молодежи возраста наибольшей брачности и рождаемости), увеличение численности лиц, никогда не состоявших в брачных отношениях - факторы, способствующие приросту числа детей, родившихся вне зарегистрированного брака. За 15 лет (1992-2007 годы) их доля среди новорожденных удвоилась и составляет около 30%. Почти половина таких детей (48% в 2007 году) составляют родившиеся, регистрированные в органах ЗАГС по совместному заявлению родителей, которые по каким либо причинам не зарегистрировали брак.

Динамика брачности населения Саратовской области повторяет общероссийскую динамику. В 2007 году зарегистрировано 18,6 тыс. браков, что на 4,8% больше, чем в 2006 году (17,7 тыс).

В 1990-х годах наблюдалась тенденция устойчивого снижения числа регистрируемых браков, и самое низкое значение показателя отмечалось в 1998 году. При этом снижение происходило на фоне восходящей демографической волны: число женщин и мужчин в основных трудоспособных возрастах увеличивалось.

Очевидно, что снижение числа заключаемых браков вызвано, с одной стороны, общей стабилизацией брачной активности населения на достаточно низких уровнях по причинам социально-экономического характера, с другой - утратой интереса к официальной регистрации брачного союза, что в свою очередь обусловлено изменениями норм морали в отношении брака и семьи, системы жизненных ценностей молодежи.

Меняется отношение и к самому институту брака, и к степени приемлемости отдельных его форм, и к проблеме взаимоотношения супругов.

2.2 Демографическая политика в регионе

В Саратовской области, как и в целом по России, ухудшение демографической ситуации отмечается с 1992 года. За последние 10 лет население области уменьшилось с учетом миграционного прироста на 128 тысяч человек.

В настоящее время общее число умерших в 1,7 раза превышает число родившихся. Уровень рождаемости почти в 2 раза меньше, чем требуется для простого воспроизводства населения. По официальным прогнозам, при сохранении таких уровней рождаемости и смертности, численность жителей области через 20 лет может сократиться на 260 тысяч человек, или на 10%. Сложившаяся ситуация требует реализации целенаправленных мер на федеральном, региональном и местном уровнях. Так в Послании Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин определил преодоление демографического кризиса и улучшение здоровья нации как основную стратегическую задачу государственных органов. В связи с этим им был издан Указ Президента РФ "О проведении в Российской Федерации Года семьи" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 г. N 1405-р).

Государственное регулирование демографического развития Саратовской области осуществляется с 2002 года. Постановлением Правительства Саратовской области от 23 августа 2002 года № 77-П утверждена Концепция демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года (далее Концепция).

В Концепции под демографической политикой в Саратовской области подразумевается комплекс мер, направленных на повышение качества человеческого потенциала области, осуществляемых с учетом общих демографических тенденций, специфики демографической ситуации в территориальных образованиях и предусматривающих дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам в соответствии с их социальными, психологическими, национальными и репродуктивными особенностями.

Целью демографической политики, провозглашенной в Концепции, является создание условий для устойчивого демографического развития Саратовской области, воспроизводства населения, достижения оптимальной структуры и качества человеческого потенциала.

Концепция стала исходной частью демографической политики, содержащей систему идей, взглядов, определяющих границы правового и идеологического пространства. В Концепции впервые был проведен анализ факторов, влияющих на демографическое развитие региона, и сформулированы основные направления, задачи и приоритеты государственной демографической политики.

Неотъемлемую часть демографической политики составляют программы (планы) действий или мер в области рождаемости и семьи, здоровья и смертности, миграции и расселения населения. Принципиальная особенность мер демографической политики заключается в том, что они могут оказывать воздействие на динамику демографических процессов либо непосредственно (путем увеличения количества и качества медицинских и социальных услуг, ввода пособий, компенсаций и других социальных гарантий семьям, имеющим детей, и т.д.), либо опосредованно через человеческое поведение в сфере брака, семьи, рождения детей, образа жизни (путем создания внешних условий, вызывающих изменение ценностных ориентации, установок).

В Саратовской области реализуется среднесрочная программа социально-экономического развития области на 2006-2008 годы.

Технология создания этого документа уникальна для нашей губернии: в составлении программы приняли участие не только чиновники, но и Союз товаропроизводителей и работодателей, торгово-промышленная палата, школа бизнеса "Диполь", федеральный фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, эксперты из Канады, федерального Минэкономразвития и торговли.

"Главная цель - повышение качества жизни населения, для достижения этой цели мы должны увеличивать валовой региональный продукт в среднем на 7-8% каждый год. Это позволит нам увеличивать доходную часть консолидированного бюджета в среднем более чем на 12% ежегодно.

А это значит, что мы сможем больше тратить денег на социальную сферу - здравоохранение, образование, благоустройство, коммуналку.

Еще один приоритет - связь, инвестиции в эту сферу только в будущем году вырастут в 1,5 раза, а за три года планируется завершение строительства волоконно-оптических линий связи ко всем райцентрам, телефонизация не телефонизированных сельских населенных пунктов за счет внедрения механизма универсальной услуги.

Социальные приоритеты развития - доступное жилье, здесь должна помочь ипотека, развитие здравоохранения и образования, качественные дороги, которые должны продолжить формирование саратовского узла в составе международных транспортных коридоров. Ввод жилья в 2006-2007 годах прогнозировался на уровне 800-900 тыс. кв. м и эта цель была достигнута, в 2008 году количество вводимого жилья должно достичь уже 1 млн кв. метров. Так область встаёт на инвестиционный путь развития экономики.

В соответствии с постановлениями от 24 января 2003 года № 3-П и распоряжением Правительства области от 23 ноября 2004 года № 330-Пр были приняты соответственно План первоочередных мер на 2003-2004 годы и План мероприятий на 2005-2006 годы по реализации Концепции. Эти меры были направлены на снижение предотвратимой смертности, в первую очередь младенческой и материнской, создание условий для укрепления здоровья населения и стимулирования рождаемости, укрепление института семьи, регулирование миграционных процессов, формирование нормативного правого поля, создание системы мониторинга и оценки демографической ситуации, в том числе в муниципальном разрезе, организационно-методического и информационного механизма реализации демографической политики.

В ходе исполнения этих Планов:

систематизированы на уровне области направления работы министерств и ведомств, которые оказывают влияние на тот или иной демографический показатель, а также создана межведомственная Комиссия по реализации демографической политики при Правительстве области;

разработаны дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, закрепленные новыми областными законами, в том числе "О мерах социальной поддержки многодетных семей", "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет", "Об образовании";

проведена целенаправленная работа по разработке и обеспечению реализации областных целевых программ, оказывающих влияние на демографические процессы и направленных, прежде всего, на поддержку здоровья населения, улучшение условий труда, развитие жилищного строительства, создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, обеспечение государственной социальной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

обеспечена информационная и методическая поддержка демографической политики, в том числе в рамках проекта Фонда ООН по народонаселению "Содействие разработке и реализации региональных стратегий развития народонаселения", путем повышения квалификации специалистов, проведения научных социально-демографических исследований, организации круглых столов, конференций, конкурсов на лучшую демографическую публикацию, детского рисунка, периодического издания демографического бюллетеня, ежегодного доклада "Состояние и тенденции демографического развития Саратовской области";

на основе результатов научных и социологических исследований разработана и принята Концепция семейной политики Саратовской области на 2006-2010 годы, предусматривающая переход от патерналистской семейной политики к политике активизации трудовых и экономических ресурсов семей. Это значит, что основным приоритетом на ближайшую перспективу должно стать развитие социальных программ, служб и услуг, направленных на поддержку семей, не относимых к категории "группы риска", профилактику семейных проблем, формирование ответственного отношения к семейным ценностям и межпоколенным связям.

Качественно новые возможности в осуществлении региональной демографической политики появились с началом реализации приоритетных национальных проектов. Они связаны, в первую очередь, с укреплением материально-технической базы здравоохранения, образования, повышением доступности жилья и уровня оплаты труда специалистов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты